16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-1-0-06

Исследование особенностей влияния семьи на самооценку детей старшего дошкольного возраста: практические результаты

Введение. В дошкольные годы одним из основных центров формирования самооценки ребенка является семья. Социально-психологические факторы семьи могут приводить к нарушениям в поведении детей и даже к негативным явлениям в формировании их самооценки. Тем не менее достаточно часто при анализе причин формирования низкой самооценки ребенка фактор семейного окружения недооценивается. Цель работы: выявить уровень самооценки детей старшего дошкольного возраста и уточнить зависимость ее формирования от семейных условий. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 40 родителей (женщины – матери дошкольников) и 40 детей в возрасте от 5 до 7 лет, воспитанников дошкольных учреждений Подмосковья, Краснодарского края и Сахалинской области. Были использованы методики: беседа «Расскажи о себе» (А.М. Щетинина) и опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варги, В.В. Столина. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью программного обеспечения Statistica 26.0. Результаты. Установлено, что у детей старшего дошкольного возраста анализируемой выборки сформирован средний уровень самооценки с вариативным показателем как в сторону завышенного показателя самооценки у большей доли детей, так и в сторону заниженного уровня самооценки у наименьшей части дошкольников анализируемой выборки. Отмечен более высокий уровень самооценки и ее более конкретная характеристика среди мальчиков старшего дошкольного возраста в сравнении с девочками той же возрастной группы. Формирование самооценки напрямую зависит от состава семьи и детско-родительских отношений. Заниженный уровень самооценки коррелирует с проживанием в неполной семье с родительским отношением в виде стиля «маленький неудачник» и авторитарной гиперсоциализацией. Формированию завышенного либо адекватного уровня самооценки в старшем дошкольном возрасте способствуют полная семья с принятием ребенка, кооперацией, или симбиозом (в меньшей степени) в качестве родительского отношения к дошкольнику. Заключение. Результаты исследования показали, что полная семья, кооперация и принятие ребенка являются значимым предиктором формирования завышенной/адекватной детской самооценки.

Количество просмотров: 566 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 1070
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: