16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2018-4-1-12-21

ВЛИЯНИЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НА ПРОГРЕССИВНОЕ РАЗВИТИЕ УЗБЕКИСТАНА

Aннотация

Статья посвящена изучению актуальных вопросов подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для республики Узбекистан, исходя из современных требований времени. Целью статьи является определение влияния качества подготовки педагогических кадров на прогрессивное развитие Узбекистана. В статье описываются изменения в ведомственных органах республики, непосредственно связанные с деятельностью системы непрерывного образования Узбекистана, уточняется роль двух созданных в республике министерств: Министерства дошкольного образования и Министерства инновационного развития, – в деле подготовки педагогических кадров и прогрессивного развития Узбекистана. Автором приводятся статистические данные, подтверждающие необходимость стимулирования практического внедрения инновационных идей, разработок и технологий в систему высшего педагогического образования. В статье конкретизируются задачи высшего образования в Узбекистане и меры по реализации этих задач, описывается модель развития профессионального мастерства преподавателя вуза, раскрываются отдельные направления «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 – 2021 годах», описывается «Комплекс мер по коренному совершенствованию системы высшего образования» в области эффективных форм переподготовки и повышения квалификации педагогов вузов; оптимизации целевых параметров подготовки кадров с высшим образованием; совершенствования учебного процесса в вузе, учебных планов и программ, внедрения современных форм организации обучения в магистратуре; обновления информационно-ресурсных центров; повышения эффективности научно-методической деятельности, духовно-нравственного содержания высшего образования и др.


Введение. В XXI веке основным фактором, определяющим социально-экономическое развитие каждой страны, является инновационная составляющая высшей школы. Инновационный путь развития высших образовательных учреждений республики Узбекистан позволяет создавать такую нишу в социально-экономической среде, которая может способствовать решению насущных проблем общества и отраслей экономики высокой сложности, освоить новые современные отрасли, реализовать человеческий потенциал, расширить рынок для интеллектуальной продукции, повысить результативность инновационной деятельности в области образования, технологий и культуры.
Теоретическая основа. Образование подрастающего поколения связано с подготовкой квалифицированных кадров, которые отвечают самым современным и перспективным требованиям государства. Этому вопросу посвятили свои научные труды известные ученые не только нашей страны (В.И. Андриянова [3],
Р.Х. Джураев [4], Ш.К. Мардонов [5], У.К. Толипов [6], Г.Х. Ибрагимова [7], Х. Ибрагимов [8], Ш.А. Абдуллаева [9], Д.И. Рузиева [10], Н.М. Эгамбердиева [11]), но и других стран мира
(Е.И. Артомонова [12], Г.П. Новикова [13], В.В. Пасечник [14] и другие).
Основная часть. Для того чтобы превратить Узбекистан в динамично развивающуюся страну, обладающую рыночной экономикой с высокой долей интеллектуального вклада в общество в текущем году в нашей стране созданы два министерства: Министерство дошкольного образования Республики Узбекистан и Министерство инновационного развития Республики Узбекистан.
Создание первого ведомства связано с тем, что из 32 миллионов жителей республики 64% составляет молодежь до 30 лет, у которых есть дети дошкольного возраста. А, как известно, именно, в детских дошкольных образовательных учреждениях ребенок получает первые навыки и знания. До настоящего времени охват дошкольным образованием в Узбекистане не превышал 30%, и это при том, что потребность в дошкольных образовательных учреждениях довольно высока. К основным задачам данного министерства относятся: определение, разработка и практическая реализация единой государственной политики в области дошкольного образования. Укрепляется материально-техническая база детсадов, организована подготовка и переподготовка педагогических кадров, пересматриваются программы обучения. Кроме того, с 1 января 2018 года в городах Ташкенте, Нукусе, областных центрах в порядке эксперимента начнут работу новые дошкольные образовательные учреждения на основе государственно-частного партнерства.
Создание же второго ведомства связано с задачей непрерывного практического внедрения новшеств, которые обеспечат качественный рост во всех сферах общественного и экономического развития республики и обеспечат реализацию единой государственной политики в сфере инновационного и научно-технического развития. Новое ведомство обеспечит мобилизацию имеющихся ресурсов и средств для реализации инновационных идей, разработок и технологий с рациональным использованием бюджетных средств.
Полноценный переход Узбекистана на инновационную модель развития обусловлен необходимостью создания в стране эффективной системы госу­дарственной поддержки инновационной деятельности и стимулирования практи­ческого внедрения инновационных идей, разработок и технологий в госу­дарственное управление, приоритетные отрасли экономики и социальную сферу, особенно, в систему непрерывного образования. При этом совершенствование системы высшего образования ориентировано на подготовку высококлассных специалистов для социальной сферы и экономики, отвечающих самым современным требованиям. Поменялось и содержание высшего образования Узбекистана. В 2017 году при приеме в высшие учебные заведения была на 14% увеличена общая квота для бакалавров и магистров.
Совершенствуется система отбора абитуриентов. Так, на основании постановления Президента Узбекистана
Ш.М. Мирзиёева с 2018-2019 учебного года вступительные тестовые испытания по приему в вузы пройдут в период
с 1 по 15 августа. Результаты абитуриенты будут узнавать уже на следующий день.
При этом прием по направлениям образования в сфере культуры, искусства, дизайна, изобразительного и прикладного искусства, искусствоведения, музыкального образования, спорта и физического воспитания, требующим от абитуриентов особой одаренности, будет осуществляться по результатам творческих экзаменов, без вступительных тестовых испытаний, что открывает дорогу наиболее талантливым молодым людям.
Учреждения высшего образования сегодня открываются в регионах республики. К примеру, в Термезском государственном университете в сотрудничестве с Ташкентским исламским университетом планируется организация подготовки кадров по направлению обучения «История (источниковедение и текстология)». Также в областном центре Сурхандарьинской области г. Термезе открывается филиал нашего вуза, который также будет готовить педагогические кадры для дошкольных, общеобразовательных и средних специальных профессиональных учебных заведений республики.
Кроме того, развитие образования в современных условиях становится одним из направлений активизации внешней политики республики. К действующим в нашей стране филиалам ведущих зарубежных вузов (филиал МГУ имени М.В. Ломоносова, Вестминстерский университет, университет Инха и др.) в 2018 году открываются филиалы университетов Вебстера (США) и “Yeoji Institute of technolody” (Республика Корея).
В целях укрепления научно-техни­ческой базы высших образовательных учреждений Республики Узбекистан ведется подготовка гармонично развитого поколения в системе «бакалавриат – магистратура – докторантура» и повышение качества обучения путём интеграции «образование – наука – производство»; создаются междисципли­нарные учебно-научные лаборатории для решения ряда проблем в отраслях и сферах экономики; модернизируется вся исследовательская инфраструктура высших образовательных учреждений.
Но впереди много планов. В их числе: создание и развитие инновационно-технологических центров (технопарков); развитие технологических возможностей вузов, цифрового учебного и научного процессов – развитие компьютерных информационно-коммуникационных се­тей и перехода к компьютеризованным учебным комплексам как средству решения задач по ускоренному развитию информационно-коммуникационных се­тей.
Исходя из этих целей, система высшего образования на настоящем этапе развития страны решает следующие задачи:
1) воспитание достойной молодежи страны как конкурентоспособных специалистов с самостоятельным мышлением и собственными взглядами;
2) повышение качества обучения и подготовки молодых педагогов;
3) углубление интеграции учебного процесса с научно-исследовательской и производственной деятельностью;
4) выполнение прикладных научных исследований, имеющих практическое значение для производственных предприятий;
5) обеспечение высококачественного обучения на основе современных образовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами;
6) совершенствование подготовки кадров, исходя из перспектив экономического и социального развития страны, потребностей общества, современных достижений науки, техники, технологий, экономики и культуры;
7) введение в практику новых педагогических и информационных технологий, методик и средств самообразования и индивидуализации обучения;
8) введение в практику действенных механизмов интеграции высшего образования с наукой и производством;
9) создание научно-исследователь­ского потенциала, выполнения научно-исследовательских работ в целях развития производственных предприя­тий, в том числе по освоению инноваций, разработанных на основе собственных фундаментальных и прикладных исследований;
10) повышение качества и эффективности научно-исследователь­ских работ при проведении фундамен­тальных и прикладных исследований, выполнения перспективных инновацион­ных разработок и проектов.
Для решения указанных перво­очередных задач создаются необходимые условия и укрепляется материально-техническая база вузов.
Одним из важных направлений на пути глобализации и интеграции положительного международного опыта в модель образования является профессиональное развитие мастерства преподавателя, которое связано с:
• трансляцией накопленного опыта другим образовательным учреждениям республики;
• обобщением и распространением лучшего педагогического опыта отечественных и зарубежных учителей-новаторов;
• разработкой рекомендаций по усовершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей республики;
• обучением и воспитанием подрастающего поколения в соответствии с мировым опытом;
• разработкой программ обучения с привлечением ведущих отечественных и международных экспертов;
• сотрудничеством с ведущими отечественными и зарубежными организациями, связанными с обучением и развитием детей с целью обмена опытом и внедрения лучших практик;
• мониторингом профессиональной деятельности преподавателей, обладающих преподавательским мастерством;
• созданием условий для непрерывного профессионального образования преподавателей;
• созданием сетевого образовательного сообщества педагогов республики.
Качественное образование выступает ключевым фактором реализации стратегических целей, обозначенных в программных документах правительства республики. Среди них «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах».
Основные положения данного нормативного документа связаны с подготовкой кадров для республики, в том числе и педагогических.
В частности, в четвертом направлении говорится о том, что качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития нашей республики. В этом контексте важным направлением государственной политики в области вузовского образования является формирование современной, открытой, гибкой системы образования, конечной целью которой является поддержка и развитие интеллектуального и творческого потенциала подрастающего поколения.
Для достижения успехов на этом пути необходимо уже сейчас приступить к реализации программ обновления содержания образования и повышению квалификации педагогических кадров, по всем направлениям, начиная от школ и педагогических колледжей до педагогических университетов. Иначе сложится такая ситуация, когда вузы и педагогические колледжи выпускают на рынок труда кадры, незнакомые с обновленными программами и требующие повышения квалификации до начала трудовой деятельности. Другими словами, от системы вузовского образования требуется эффективный механизм функционирования, нацеленный на достижение поставленных государством целей перед системой непрерывного образования, в целом.
Сегодня трудно представить претворение в жизнь планов по построению государства с рыночной экономикой без участия студенческой молодежи. Поэтому в целях усиления роли высших образовательных учреждений нашей страны, с целью обеспечения исполнения Указа Президента Ш.М. Мирзиёева «О Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» от 7 февраля 2017 года [1, 1] Министерством высшего и среднего специального образования Узбекистана был разработан «Комплекс мер по коренному совершенствованию системы высшего образования».
Данный указ охватывает ряд направлений:
Во-первых, запланировано внедрение эффективных форм переподготовки и повышения квалификации педагогов высших образовательных учреждений, организованы для них стажировки в зарубежных образовательных и научных учреждениях. Усовершенствована деятельность фонда Президента Республики Узбекистан «Истеъдод» по повышению квалификации перспективных молодых педагогов и научных кадров.
Во-вторых, намечено оптимизирование, перепрофилирование целевых параметров подготовки кадров с высшим образованием, направлений обучения высших образовательных учреждений в сочетании с осуществляемыми программами регионального и комплексного развития, а также созданы новые образовательные учреждения. Определены целевые параметры оптимизации по подготовке кадров с высшим образованием. Учитывая структурные изменения по региональному перепрофилированию, подготовке кадров показатели приема в высшие образовательные учреждения будут поэтапно увеличены.
Также предусмотрена разработка концепции развития каждого вуза республики. Намечены перспективные планы по перепрофилированию существующих высших образовательных учреждений и открытию их филиалов в регионах. Отрадно отметить то, что подготовка кадров в вузах страны будет осуществляться исходя из приоритетных направлений и особенностей отраслей экономики и развития регионов.
В-третьих, на основе опыта ведущих зарубежных вузов предусматривается совершенствование учебного процесса в системе высшего образования, учебных планов и программ, внедрение современных форм организации обучения в магистратуре.
В этом направлении предусмотрено:
создание механизма разработки, утверждения и внедрения в практику учебных планов и учебных программ высшего образования на основе изучения требований реального сектора экономики и передового зарубежного опыта;
совершенствование содержания и структуры учебных планов и учебных
программ по направлениям обучения в бакалавриате и специальностям магистратуры, оптимизация предметных блоков, часов учебных планов на основе передового зарубежного опыта;
внедрение практики целевой (адресной) подготовки для научно-педагогической деятельности магистров в соответствии с текущими и перспективными потребностями в научно-педагогических кадрах высших образовательных учреждений в регионах;
обеспечение соответствия дипломов бакалавриата и магистратуры зарубежным образцам;
совершенствование системы организации и обеспечения прохождения практики по специальности студентов вузов в соответствии с учебными программами.
В-четвертых, информационное обеспечение высших образовательных учреждений будет пополнено современной учебной, методической и научной литературой, в частности, зарубежной, также обновятся фонды информационно-ресурсных центров.
Кроме того, с целью удовлетворения потребности вузов республики в учебной и научной литературе предусмотрены поэтапная подготовка и внедрение учебно-методических комплексов для предметов по направлениям высшего образования на основе разработки требований к порядку формирования списка литературы, создания, приобретения и распространения учебной литературы нового поколения.
В-пятых, развитие получит научно-методическая деятельность и повысится её эффективность. Исходя из требований к преподавателям вузов, будут проведены мероприятия по целевой подготовке научных кадров с высшим образованием по тем направлениям, где ощущается острая нехватка в них. Системная работа будет осуществлена по повышению интереса молодежи к науке, поощрению и награждению за научную и творческую деятельность молодых ученых. Кроме того, будет обеспечено широкое внедрение в практику научных разработок молодежи.
В-шестых, повысится эффективность духовно-нравственного содержания высшего образования и проводимых мероприятий среди студенческой молодежи. Ведь эффективное ведение духовно-просветительской работы среди студенческой молодежи нашей страны весьма актуально.
Будет усовершенствована деятельность центра «Маънавият ва маърифат» при Министерстве высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан и усилена ее роль в координации и организации духовно-просветительской работы, а также культурно-массовых мероприятий.
Кроме того, утвержден комплекс дополнительных мер, направленных на укрепление и модернизацию материально-технической базы высших образовательных учреждений в 2017-2021 годах, оснащение их современными учебно-научными лабораториями, информационно-коммуникационными технологиями. Согласно ему, по адресному списку определено поэтапное строительство, реконструкция и капитальный ремонт учебных корпусов вузов, студенческих общежитий, спортивных сооружений и других объектов.
Цель и задачи, определенные в данном Комплексе мероприятий, будут способствовать обеспечению подготовки востребованных кадров на современном рынке труда, что послужит основой для последовательного осуществления преобразований в рамках «Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан».
Следует особо подчеркнуть, что данный нормативный документ, несомненно, сыграет ключевую роль в совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров и обеспечит отрасли экономики и социальной сферы самодостаточными специалистами, а самое главное – поможет достичь сбалансированности подготовки по количеству и направлениям образования бакалавриата и магистров с реальным текущим и перспективным спросом потенциальных потребителей, улучшения трудоиспользования выпускников вузов.
Фундаментальной основой и методологической базой для данного Комплекса мер стали Постановления руководителя нашей страны «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 года [2, 1] и «О мерах по укреплению материально-технической базы высших образовательных учреждений и улучшению качества подготовки высококвалифицированных специалистов», которые содержат наиболее общие требования и рекомендации для всех специальностей бакалавриата и магистратуры. Важно то, что они направлены на обеспечение необходимых условий для кардинального пересмотра содержания подготовки вузовских кадров, обучения специалистов с высшим образованием в соответствии с международным уровнем, исходя из приоритетных задач социально-экономического развития страны.
Эти нормативные документы, гармонично сочетаясь с целями Стратегии действий, стали началом нового этапа в развитии высшего образования нашей республики.
Следует заметить, что примером для других вузов нашей страны может служить Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами, где проводится системная работа по повышению интереса учащейся молодежи к педагогической науке и проявлению творческой деятельности молодых ученых. К примеру, участие студентов и магистрантов наряду с преподавателями в ежегодно проводимых в нашем университете внутривузовских, республиканских и международных конференциях, во встречах с учёными, писателями, поэтами, представителями культуры и известными спортсменами нашей республики, в исследовательских (фундаментальных, прикладных и инновационных) проектах с возможностью обеспечения широкого внедрения в практику научных разработок студенческой молодежи являются прямым доказательством сказанного.
Заключение. Значит, ключевую роль в совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров и обеспечении социальной сферы знающими педагогами, востребованными дошкольными образовательными учреждениями, общими средними школами, академическими лицеями и профессиональными колледжами являются педагогические вузы нашей республики, выпускники которых смогут в нынешних условиях воспитать гармонично развитое поколение – физически здоровое и духовно зрелое, интеллектуально богатое, обладающее разносторонними знаниями и креативным мышлением.
Отрадно отметить то, что руководством нашей республики почти ежедневно принимаются решения, влияющие на кардинальный поворот и в образовании, и в других социальных структурах общества.
 
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare.

Список литературы

1. Указ Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева «О стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» от 7 февраля 2017 года // Учитель Узбекистана. Т., 2017. № 6 (2453). 10 февраля. С. 1-3.
2. Постановление Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 года // Учитель Узбекистана. Т., 2017. № 16 (2463). 21 апреля. С. 1-3.
3. Андриянова В.И. К постановке проблемы. Взаимообусловленность личности педагога и обучающегося: Учебное пособие // Формирование личности обучающегося в условиях инновационных технологий / Под общ. ред. проф. Р.Х. Джураева; отв. ред. проф. В.И. Андриянова. Ташкент, 2009. – 488 с.
4. Джураев Р.Х. Ведущие тенденции образования в XXI веке // Uzluksiz ta’lim. – Тoshkent, 2008. № 6. С. 35-41.
5. Мардонов Ш.К. Педагогик таълим тизимида таълимий қадриятлардан фойдаланиш // Халқ таълими. Тошкент, 2005. № 6. 24-28 б.
6. Толипов У.К. Технология формирования общенационального и толерантного мировоззрения у школьников Узбекистана // Uzluksiz ta’lim. – Тоshkent, 2009. № 5.
79-82 b.
7. Ибрагимова Г.Х. Профессионально-педагогическая подготовка инженеров педагогов средствами узбекских национальных традиций: Автореф. … канд. пед. наук. Ташкент, 1996. 19 с.
8. Ибрагимов Х.И. Теоретические основы профессионального самовоспитания будущих учителей начальных классов (на примере педагогических вузов): Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ташкент, 1999. 37 с.
9. Ибрагимов Х.И., Абдуллаева Ш.А. История педагогики и образования. Учебник для магистрантов. – Ташкент: Fan va texnologiya, 2008. 240 с.
10. Рузиева Д.И. Олий таълим муассасалари талабаларида миллий ифтихор туйғусини шакллантиришнинг илмий-педагогик асослари: Пед. фан. д-ри ... Автореф. Тошкент, 2007. 36 с. 
11. Эгамбердиева Н.М. Маданий-инсонпарварлик ёндашув асосида ўқувчиларни шахсий ҳамда касбий ижтимоийлаштириш назарияси ва амалиёти: Пед. фанл. д-ри ... Дис. Т., 2010. 332 б.
12. Артaмонова Е.И. Интеграционные процессы в высшем педагогическом образовании: Материалы международной научной конференции «Профессионализм учителя: сущность, содержание, перспективы развития. – М.: МАНПО, 2017. С. 3-9.
13. Новикова Г.П. Профессионально-педагогическая подготовка к инновационной деятельности в вузе с ориентацией на компетентностный подход. М., 2017.
14. Пасечник В.В. Проблемы подготовки учителя: социальный заказ и реалии его реализации. М., 2017.