16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2018-4-2-0-4

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

Aннотация

В статье рассматривается правовая культура, как одна из особенностей развития личности, выражающаяся в уровне законопослушности ее социальной жизнедеятельности. Показано влияние правовой культуры, как фактора, способного изменить поведение индивида и реализовать свой творческий потенциал в процессе правовой деятельности. В правовой культуре личности авторы выделяют ряд элементов: правосознание личности; привычку к законопослушным действиям; правовую активность человека, проявляющуюся в его навыках и умениях эффективного использования законных и нравственных способов достижения поставленных человеком целей. Показано, что формирование правовой культуры студентов происходит, как в процессе обучения, так и во внеаудиторной учебной деятельности и процессах социального взаимодействия. Приводятся экспериментальные данные, подтверждающие эффективность инновационных «веб-квест» технологий, способствующих повышению правовой культуры обучающихся, формированию общих компетенций и повышению компьютерной грамотности обучающихся. Показаны методологические особенности применения технологии «веб-квест» при формировании правовой культуры. Раскрыт потенциал повышения правовой культуры обучающихся в ходе организации деятельности «правовой клиники», в рамках которой они повышают свою правовою грамотность и оказывают помощь незащищенным слоям населения.


Введение. Правовая культура показывает степень и особенности развития личности, выражающиеся в уровне законопослушности ее социальной жизнедеятельности. Большинство исследователей выделяют три ступени правовой культуры: общества, социальной страты и личности. Обычно правовая культура общества воспринимается, как «достижения человеческой цивилизации в сфере правовой системы, характеризует уровень развития этой системы и правовой жизни общества, в целом» [16]. При этом данные достижения не могут быть отделены от других компонентов общественно-правовой жизни, – правовая культура пронизывает все явления правого пространства социума.
По словам К.Х. Сангинова, «правовая культура – это не просто совокупность социальных явлений, а именно качественное состояние, характеризующее уровень развития, эффективность правовой системы. Правовая культура демонстрирует правовые ценности, результаты и достижения общества в правовой сфере, степень развития юридической теории и практики» [15]. Следует отметить, что правовая культура социума определяет и уровень правосознания, и показатели соблюдения законов, и качество законодательства, и особенности правоприменительной практики в государстве.
Правовая культура различных социальных групп может значительно отличаться от общепринятой: она зависит от возраста, уровня образования, профессии, отношения группы к законодательным нормам. Во время «освоения личностью многообразных ценностей и происходит ее формирование, приобретается определенный социальный опыт, личность приобщается к культуре того социума, который ее окружает» [6]. В процессе обучения происходит формирование правовой культуры будущих специалистов, и цель образовательного учреждения состоит не только в помощи обучающимся в получении профессиональных компетенций, но и в формировании у них высокого уровня правовой культуры.
По словам Е.И. Григорьевой, «в результате правового воспитания у молодых людей формируются правовые потребности, установки, ценностные ориентации, которые в значительной мере предопределяют выбор соответствующих действий и поступков» [4]. Поэтому не будет преувеличением сказать, что правовая культура выпускника среднего профессионального образовательного учреждения, обучавшегося на неюридическом профиле, является целостным ядром его социальной правовой культуры, представляет собой уровень и характер его нравственно-правового развития, формируемого на определенном уровне развития позитивного правосознания, проявляется в активной творческой правоприменительной обыденной и профессиональной жизни.
Что же касается правовой культуры личности, то она характеризуется степенью и характером развития личности, выражающихся в уровне законопослушности действий. Правовая культура не только изменяет поведение индивида, но и помогает ему реализовать свой творческий потенциал в процессе правовой деятельности. В правовой культуре личности можно выделить ряд элементов: правосознание личности; привычка к законопослушным действиям; правовая активность человека, или, иначе говоря, его навыки и умения эффективного использования законных и нравственных способов достижения поставленных человеком целей.
Правосознание, или информационно-оценочный элемент, предполагает наличие знаний о том или ином законе. Представления о принципах правовой жизни формируются в результате каждодневного общения и взаимодействия членов общества. Однако наше государство переживает длительный период реформ, которые затрагивают все стороны социальной жизни. Вместе с реформами жизни происходят и реформы права, соответственно, меняются представления о поощряемом, порицаемом и запрещенном поведении. Правовая психология личности не успевает за стремительными реформами, в связи с этим существует необходимость профессионального формирования правовой психологии с самого юного возраста. Особое внимание следует уделять ему в период становления зрелой личности, на уровне профессионального образования. Система российского права зачастую меняет самые ключевые идеи, лежащие в основе права. Общество просто не успевает сформировать у себя в сознании принципы права, потому, что они слишком стремительно меняются. Поэтому сейчас особенно важно помочь человеку научиться оперативно узнавать обо всех изменениях в правовых нормах, которые должны изменять его поведение.
Правовая привычка – волевой элемент, т.е. решение человека о выборе поведения в той или иной ситуации, в идеале – привычка к правомерному, законопослушному поведению. Несомненно, что необходимо не только усвоение знаний о правовом поведении, которых очень многим сейчас, к сожалению, не хватает, но и формирование правового поведения, как привычного и естественного.
Правовая активность личности – это навыки по эффективному использованию правовых средств для достижения поставленных пред собой целей. Можно ли переоценить социальную значимость процесса формирования правовой культуры? Если не мы будем заниматься целенаправленным формированием культуры, то его будут формировать другие, и не всегда чистоплотные личности. Если поле не удобрять и не ухаживать за ним, то вместо хорошего урожая мы получим только сорняки [13].
Сегодня крайне важно формировать правовую культуру студентов, заключающуюся не только в знании законов, но и в умении найти необходимые нормы поведения; помочь студентам сформировать привычку законопослушного поведения и выработать у них состояние правовой активности, т.е. готовность действовать по закону и активно защищать не только свои права, но и права окружающих. Без высокого уровня правовой культуры будущих специалистов не только невозможно построение правового государства, но и вызывает тревогу будущее состояние всех аспектов жизни нашего общества. Представьте себе врачей, не соблюдающих врачебные нормы и правила, строителей, ставящих под угрозу жизнь людей нарушением СНиПов, водителей автобусов, считающих, что правила надо соблюдать только тогда, когда это видят сотрудники правоохранительных органов. Во всех сферах хозяйственной жизни невысокий уровень правовой культуры может привести к самым печальным последствиям.
К сожалению, многочисленные исследования показывают низкий уровень правовой культуры среди будущих специалистов, доходящий иногда до правового нигилизма. Как отметил О.Ю. Ильин, «среди характеристик правосознания россиян можно отметить дефицит чувства собственного и личного достоинства, неразвитость правовых представлений, особенности интерпретации права, как механизма социального мышления, замкнутого на личностный уровень и на контекст межличностных отношений» [7].
Основная часть. При рассмотрении понятия «правовая культура личности» необходимо учитывать общетеоретические и культурно-центристские положения, которые подчеркивают эссенциальные ценностные основы и правовой культуры социума, и правовой культуры индивида. Мы должны при этом учитывать несколько особо значимых положений.
1. Правовая культура личности может быть охарактеризована как единство двух составляющих – творческого и личностного.
2. Правовая культура личности представляет собой часть правовой культуры социума, являясь и зависимым от правовой культуры общества элементом, и ее созидательным первоначалом.
3. Правовая культура личности характеризует собой степень и особенности правового развития личности.
4. Правовая культура индивида опирается на позитивное правовое сознание, являющее себя в активной деятельности. По словам О.Ф. Скакун, «правовая культура личности – это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность» [17].
Формирование правовой культуры обучающихся – важнейшая задача, стоящая перед образовательными учреждениями. «Чем выше правовое сознание населения страны, тем более эффективно сформирована в нем и правовая политика, поскольку знание законов, активность граждан в правовой сфере стимулирует государство к принятию необходимых правовых норм, совершенствованию законодательства» [20]. Формирование правовой культуры студентов происходит, как в процессе обучения, так и во внеаудиторной учебной деятельности и процессах социального взаимодействия.
Изменение технологического уклада жизни, появление новых информационных технологий, современных средств коммуникации, получение доступа к сети Интернет большинством обучающихся не только привело к позитивным последствиям, таким, как простота общения, легкость получения научной информации, включая самые последние достижения науки и техники, но и оказало негативное влияние на процессы обучения и воспитания.
Всем практикующим преподавателям известны ситуации, когда обучающиеся приносят рефераты, скачанные из сети Интернет и зачастую, даже не подвергшиеся мало-мальски значимой редактуре. Как верно отметила М.Н. Кучерова, «развитие информационных технологий позволяет современным студентам применять метод написания работ, который получил название «copy paste» – копирование материалов из интернета с минимальным их редактированием. Такие работы можно назвать «неприкрытым копированием», или плагиатом» [10].
Научная этика допускает использование достижений других людей, потому что невозможно одному человеку провести все предшествующие эксперименты, чтобы получить новое знание, однако подобное использование должно сопровождаться корректным цитированием, указанием на авторство исследований, что позволяет не только расширить кругозор читателя, но и провести процедуру верификации, проверки новых знаний.
Нельзя не отметить, что система корректного цитирования может быть полезна не только в науке. Информационное общество уже прочно вошло в нашу социальную реальность. Жизнь требует от нас умения грамотно работать с информацией, как в социальной, так и в профессиональной жизни. К примеру, введение социальных сетей и перенос идеологического противостояния в недра Интернета породил феномен «фейковых новостей» – информации, не соответствующей действительности. Для противодействия распространению ложной информации вводятся все новые и новые законопроекты, ужесточающие правила распространения информации. Много популярных блогеров (людей, ведущих свои дневники или новостные сообщества) оказались за решеткой, когда тиражировали недостоверную информацию, не указав ее источник. Более того, ряд простых пользователей получали реальные сроки заключения за небрежную работу с информацией.
В профессиональной деятельности большинство людей часто используют Интернет для поиска информации, имеющей отношение к исполнению профессиональных обязанностей. При этом следует помнить, что в Интернете, зачастую, представлена некорректная, всегда относящаяся к научным сведениям информация.
Поэтому при подготовке профессионала важную роль играют умения найти информацию, верифицировать ее, систематизировать и составить алгоритм действий. Современные Федеральные государственные образовательные стандарты для профессий среднего профессионального образования, принятые в 2014 году (т.н. «ФГОС 3+»), предъявляют требования к формированию общих для всех обучающихся компетенций, относящихся к информационной сфере, которые должны подготовить будущих специалистов к активной и законопослушной жизни в мире будущего. «Современная российская школа определяет целью правового образования подготовку учащихся к жизни в демократическом правовом государстве и гражданском обществе, при этом акцент смещается с интересов государства на интересы личности, общества, семьи» [2].
Нельзя не отметить, что если традиционные средства и методы формирования правовой культуры довольно хорошо изучены, то потенциал применения некоторых инновационных технологий обучения в деле формирования правовой культуры пока еще практически не раскрыт. В частности, технология «веб-квест» может оказать существенное влияние на формирование правовой культуры обучающихся.
Веб-квест – это технология, предполагающая поиск информации в сети Интернет, ее обработку и создание нового интеллектуального продукта. Веб-квест является одним из возможных способов обучения навыкам правомерной работы с информаций. В ходе преподавательской деятельности практически каждый педагог сталкивался с ситуацией использования современных средств связи обучающимися во время занятия. К сожалению, подобная активность часто идет в ущерб образовательному процессу. Однако существует старый принцип – «не можешь остановить – возглавь». Мы поставили перед собой цель сделать подобную активность студентов легальной, помочь им понять, что в руках у них не только средство для постановки «лайков» и отправки смайликов, но и мощнейший инструмент, который позволяет получить доступ к широчайшей палитре образовательных ресурсов.
Нами была поставлена воспитательная цель формирования правовой культуры у обучающихся по неюридическим специальностям ОБПОУ «Суджанский сельскохозяйственный техникум». Как мы знаем, свобода распространения информации в сети Интернет приводит к тому, что обучающиеся не всегда соблюдают требования законодательства, регулирующего информационную сферу, и, как отмечалось выше, нарушают правила корректного цитирования источников в своих научных работах.
Мы предложили обучающимся в рамках технологии «веб-квест» найти, систематизировать, обобщить и переработать информацию, при этом, обязательно указывать на источники текста, фотографий, видеофрагментов. Опрос, проведенный в начале и в конце изучения курса, показал, что если изначально обучающиеся не видели смысла в указании источника информации и отсутствовало уважительное отношение к авторскому праву, то затем мнение студентов поменялось. Создав собственный интеллектуальный продукт, они изъявляли желание, чтобы при размещении его в сети Интернет указывалось на их авторство. Таким образом, деятельность обучающихся в работе над проектом, организованным по технологии «веб-квест» повысила их правовую культуру и позволила понять, что авторское право необходимо уважать, что труд создателей должен быть отмечен.
По словам Ксении Александровны Костиной, «правовое воспитание и обучение состоят в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности» [11]. Технология «веб-квест» формирует у обучающихся уважительное отношение к чужой интеллектуальной собственности и навыки правомерной работы с информацией. Есть хороший афоризм «Дай мне услышать, и я забуду, дай мне увидеть, и я запомню, дай мне сделать – и я научусь». В педагогике все именно так и происходит. Мы много можем говорить об авторском праве и уважении к интеллектуальной собственности, но только в обстановке практической деятельности, связанной с корректным цитированием, обучающиеся проникаются осознанным отношением к применимости законодательства и этических норм в данной сфере деятельности.
Чаще всего анархистское неприятие авторского права заканчивается в тот момент, когда человек создает свой интеллектуальный продукт, поэтому указание на авторство каждого обучающегося в полученном продукте также порождает уважительное отношение к авторскому законодательству. В начале и в конце курса, в ходе которого была использована образовательная веб-квест технология, был проведен опрос, в ходе которого обучающимся задавались вопросы: «Нужна ли защита авторских прав?», «Есть ли необходимость указывать источник информации при ее использовании?», «Хотели бы Вы, чтобы при использовании Вашей работы указывалось Ваше авторство?». Всего в опросе приняло участие 60 обучающихся из трех групп.
Если в начале обучения 53 студента (93%) не считали необходимым защищать авторские права, 33 обучающихся (54%) ответили, что указывать авторство нет нужды, и 34 человека (78%) ответили, что им неважно, чтобы указали их авторство, то уже в конце обучения уже только 15 студентов (25%) не видело необходимости в защите авторских прав, 55 (92%) обучающихся понимали, зачем необходимо указывать источник информации, 90% ответили, что необходимо указывать на источник информации и 47 человек (78%) отметили, что указание их личного авторства для них является значимым.
Проведенный эксперимент показал, что применение технологии «веб-квест» может способствовать повышению правовой культуры обучающихся, формированию общих компетенций и повышению компьютерной грамотности обучающихся (рис.).

 

Еще одним средством повышения правовой культуры обучающихся стала организация правовой клиники в ОБПОУ «Суджанский сельскохозяйственный техникум». В результате проведённого нами констатирующего эксперимента был выявлен низкий рейтинг компьютерных информационных средств в качестве источника формирования правовой культуры среди анкетируемых.
Это послужило основанием для организации процессов привлечения студентов ОБПОУ «Суджанский сельскохозяйственный техникум» к изучению курсов «КонсультантПлюс» и углубленному изучению особенностей поиска правовой информации в СПС и системе Интернет в рамках работы социального проекта «Правовая клиника»
Среди практических форм формирования правовой культуры студентов по праву можно считать «Юридическую клинику». Она представляет возможность формировать у обучающихся первично-практические навыки правового взаимодействия, а затем и практических навыков социально-правового решения вопросов. Идея создания правовых клиник, как одной из таких форм приобретения будущими юристами практических навыков, зародилась в нашем отечестве. Сам термин был предложен Д.А. Мейером в 1855 году в работе «О значении практики в системе юридического образования» [12]. Он исходил из того, что юридическая клиника должна, как и клиника лечебная, служить превращению знаний в практическую помощь людям.
Большой вклад в развитие системы юридических клиник внес в конце XIX века И.С. Иосилевич, который опубликовал на страницах «Юридической газеты» целый цикл из 30 статей, содержащих практические рекомендации по организации работы юридических клиник. Он отмечал важность практико ориентированного образования: «…вместо отвлеченного рассуждения о теоретическом правиле, демонстрируйте перед читателем конкретное дело, откройте ему лабораторию юристов-практиков, разверните пред ним весь процесс борьбы, которая происходила между сторонами или между ними и судом, и это принесет, по моему мнению, двойную пользу. С одной стороны, этим путём лучше усваивается самое теоретическое правило, а с другой, что еще важнее, знакомишься со способом применения правовых начал, со способом постановки диагноза дела и лечения его, и, таким образом, приобретается знание и искусство вместе. Это будет своего рода юридическая клиника» [8].
В РФ действие юридических клиник регулируется Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в РФ» от 21.11.2011 № 324-ФЗ. Благодаря государственной поддержке, количество юридических клиник в стране растет, повышению качества их работы способствует также деятельность международной организации «Центр развития юридических клиник» (Center for Development of Legal Clinics), на сайте которой http://codolc.com есть возможность не только разместить информацию о существовании юридической клиники, но и ознакомиться с массой методических материалов, касающихся вопросов создания, функционирования и развития юридических клиник, а также получить практические советы по процедуре обучения сотрудников клиники, особенностям консультирования и специфике ведения делопроизводства юридической клиники.
В ОБПОУ «Суджанский сельскохозяйственный техникум» г. Суджа была создана правовая клиника, от привычной она отличается тем, что в ней работают студенты техникума, обучающиеся на неюридических специальностях. В силу того, что данные студенты не являются будущими юристами, деятельность правовой клиники отличается рядом особенностей. Если в традиционной юридической клинике предполагается, что студенты уже обладают правовыми знаниями и навыками, то в нашей ситуации обучающиеся предварительно знакомятся с основами права, особенностями поиска правовой информации и консультирования граждан.
При этом работу клиники нельзя пускать на самотек, и преподаватели, курирующие правовую клинку, должны контролировать деятельность всех основных моментов ее работы. В сложных ситуациях на помощь приходят работники правоохранительных органов, которые согласились принять участие в обучении и консультировании самих участников правовой клиники.
Нельзя не отметить мнение руководителей юридической клиники студентов юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, которые отмечают, что и для студентов-юристов, действующих в юридической клинке, необходимы обучение и преподавательский контроль: «на первом месте в юридическом клиническом образовании стоит задача обучения студентов практическим умениям, причем с использованием, преимущественно, интерактивных методик (тренинги, ролевые и деловые игры, практикумы, «мозговые штурмы» и т.п.). Такое обучение сочетается с самостоятельной профессиональной деятельностью студентов под руководством преподавателей» [3].
Если попытаться описать работу правовой клиники, то можно выделить ряд этапов. На первом этапе обучающиеся приобретают первичные правовые знания, включающие получение начальных знаний о структуре и особенностях российского права; изучение основных правовых понятий; формирование представлений о системе и особенностях работы правоохранительных органов и т.д.
На втором этапе обучения студентов неюридических профессий, принявших участие в проекте «Правовая клиника», обучающихся знакомят с особенностями поиска правовой информации в сети Интернет. Они получают шаблоны поиска правовой информации в сети и закрепляют их на практике. В процессе поиска информации предпочтение отдается научным статьям, форумам профессиональных юристов, консультациям практикующих юристов, советам, размещенным на сайтах справочных правовых систем, таких как Гарант и КонсультантПлюс, комментариям законодательства, судебной практике, наивысший приоритет отдается поиску обзоров судебной практики Верховного суда Российской Федерации, которые представляют собой систематизацию, обобщение и объяснение особенностей судебной практики по некоторым вопросам. Дело в том, что материалы Верховного суда РФ отличаются ясностью, простотой изложения материала и обладают высочайшим юридическим авторитетом на территории России.
Третий этап, этап верификации, предполагает получение навыков проверки полученной информации, по сути, здесь необходимо ответить на три вопроса: 1) Являются ли нормативно-правовые акты, на которые ссылаются источники, существующими, действующими, не устарели ли они? 2) Точно ли осуществлено цитирование НПА? 3) Нет ли в тексте документа или комментариев к нему информации, исходя из которой следует сделать вывод, что данный документ не относится к рассматриваемой ситуации или его истолкование произведено неверно?
Процедура верификации является сущностно значимой. Дело в том, что студенты, действующие в правовой клинике, не являются юристами, и цели превратить их в юристов не ставится. Главная задача – научить их ориентироваться в системе законодательства, эффективно использовать справочные юридические материалы и получать консультации специалистов. Они должны знать, что искать, где искать, как проверять полученную информацию и у кого консультироваться в случае возникновения сложной правовой ситуации. Таким образом, студенты должны получить начальную юридическую грамотность, умение ориентироваться в меняющейся правовой среде и использовать, как государственные правовые механизмы, так и механизмы гражданского общества, которое активно развивается в России в последние десятилетия. Другими словами, они должны сделать свой уровень правовой культуры более высоким и стать активными участниками позитивных правовых процессов.
Четвертый этап предполагает овладение знаниями и навыками, относящимися к процессу консультирования. Здесь не лишним будет привести практический совет от М.Г. Ерохиной, которая обобщила опыт работы юридической клиники БФУ им. И. Канта г. Калининград: «Анализируя ситуацию, студенту-юристу необходимо прежде всего уяснить определенное выше понятие для себя и в доступной форме изложить его клиенту, а затем четко обозначить цель, которую ставит последний (чтобы не получилось какого-либо навязывания или вселения неоправданных надежд)» [5].
Таким образом, несмотря на имеющиеся существенные отличия юридической клиники при вузе от социального проекта «Правовая клиника» при техникуме, они не носят принципиальный характер. Если в юридической клинике будущие юристы получают практику, закрепляя уже имеющиеся знания, то в правовой клинике, которая является социальным проектом, студенты неюридических специальностей получают навыки практической реализации юридических прав. Если в первом случае речь идёт о юридической практике будущего юриста, то во втором случае – о повышении правовой грамотности будущего специалиста.
Правовая клиника как социальный проект, несомненно, требует более осторожного отношения, однако она обладает рядом несомненных достоинств. Помимо формирования правовой культуры, технология проектного обучения «Правовая клиника», помогает обучающимся получить навыки использования электронных устройств в процессе обучения, при этом не для бездумного копирования, а для получения новых знаний, их анализа и обработки. Помимо этого, поиск и верификация полученной информации помогает развитию критического мышления. Слепое доверие сведениям, полученным из Интернета, есть одна из серьезнейших проблем современности. Некритическое восприятие, отсутствие навыков перепроверки найденной информации приводит не только к неточностям в научной и образовательной работе обучающихся, но и может привести к более серьезным последствиям. Можно сказать, что в тот момент, когда студент понимает, что любая, даже наиболее правдоподобная, информация полученная из сети Интернет нуждается в процедуре верификации или проверки истинности и актуальности, он становится на путь становления специалиста.
Заключение. Повышение уровня правовой культуры будущих специалистов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой профессионального образования. Формирование правовой культуры является сложным многофакторным процессом, в котором немаловажное значение имеет целостный педагогический процесс. При этом в формировании правовой культуры с успехом могут применяться, как проектная деятельность с созданием «правовых клиник», так и целенаправленное применение инновационных образовательный технологий, таких как «веб-квест» технологии.
 
Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.
Conflicts of Interest: the authors have no conflict of interests to declare.

Список литературы

  1. Берзегова С.А. Правовая культура государственных служащих в Российской Федерации: социологический аспект // Вестник Майкопского государственного технологического университета, 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-kultura-gosudarstvennyh-sluzhaschih-v-rossiyskoy-federatsii-sotsiologicheskiy-aspekt (дата обращения: 27.05.2018).
  2. Владимирова Е.В. Правовая культура старшеклассников на примерах её формирования в Курганской области // Вестник ЧелГУ, 2014. №13 (342). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-kultura-starsheklassnikov-na-primerah-eyo-formirovaniya-v-kurganskoy-oblasti (дата обращения: 27.05.2018).
  3. Грачева Н.Л., Лаврикова М.Ю. Правовая клиника юридического факультета СПбГУ: итоги первых лет становления и развития //Известия вузов. Правоведение, 2003. №. 5. С. 253-257.
  4. Григорьева Е.И., Зайцева С.П. Особенности формирования правовой культуры студенческой молодежи // Социально-экономические явления и процессы, 2014. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-formirovaniya-pravovoy-kultury-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 27.05.2018).
  5. Ерохина М.Г., Правовой анализ ситуации и информирование клиента в юридической клинике // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2013. Вып. 3. С. 156—162.
  6. Жинкин С.А., Головченко Г.А. Ценностные аспекты стратегии формирования правовой культуры личности // Вестник КРУ МВД России, 2016. №1 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-aspekty-strategii-formirovaniya-pravovoy-kultury-lichnosti (дата обращения: 27.05.2018).
  7. Ильин О.Ю. Современные проблемы правосознания и правовой культуры в представлении студенческой молодежи // Власть, 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-pravosoznaniya-i-pravovoy-kultury-v-predstavlenii-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 27.05.2018).
  8. Иосилевич И.С. Юридическая клиника (Предисловие) // Юридическая газета, 1897. 22 февраля. C. 1
  9. Каландаришвили З.Н., Хаванова Т.В. Характерные особенности формирования правовой культуры на современном этапе развития российского общества // ИСОМ, 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakternye-osobennosti-formirovaniya-pravovoy-kultury-na-sovremennom-etape-razvitiya-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 27.05.2018).
  10. Кичерова М.Н. Плагиат в студенческих работах: анализ сущности проблемы // Интернет-журнал Науковедение, 2013. №4 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/plagiat-v-studencheskih-rabotah-analiz-suschnosti-problemy (дата обращения: 16.05.2018).
  11. Костина К.А. Правовое воспитание в России и его значение в формировании правовой культуры // Вестник ТГУ, 2013. №5 (121). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-vospitanie-v-rossii-i-ego-znachenie-v-formirovanii-pravovoy-kultury (дата обращения: 27.05.2018).
  12. Мейер Д.И. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань: Тип. Казан. ун-та, 1855. 50 с.
  13. Мищенко Л.И., Мамкин А.Ю. Роль справочных правовых систем в формировании правовой культуры граждан России // Научный результат. Педагогика и психология образования, 2017. Т.3, №1. С. 35–37
  14. Наквасина Г.А., Хрулева В.В. Конституционное правосознание и правовая культура в механизме правового регулирования // Вестник ВИ МВД России, 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnoe-pravosoznanie-i-pravovaya-kultura-v-mehanizme-pravovogo-regulirovaniya (дата обращения: 27.05.2018).
  15. Сангинов К.Х. Формирование правовой культуры молодежи: сущность и проблемы // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки, 2013. №3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-pravovoy-kultury-molodezhi-suschnost-i-problemy (дата обращения: 27.05.2018).
  16. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс (проблемы теории). Автореф.дис. … докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1996. С. 29–30.
  17. Скакун О.Ф. Теория государства и права: учебник. Харьков: Консум, Ун-т внутр. дел, 2000. 704 с.
  18. Толмачева С.В. Роль социальной рекламы как фактора формирования правовой культуры личности // ИСОМ, 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sotsialnoy-reklamy-kak-faktora-formirovaniya-pravovoy-kultury-lichnosti (дата обращения: 27.05.2018).
  19. Уракова А.В. Некоторые аспекты формирования эколого-правовой культуры личности // Наука. Мысль: электронный периодический журнал, 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-formirovaniya-ekologo-pravovoy-kultury-lichnosti-1 (дата обращения: 27.05.2018).
  20. Хисамов А.Р. Правовая культура современной студенческой молодежи: особенности формирования в условиях образовательного поля // Вестник КазГУКИ, 2014. №4-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-kultura-sovremennoy-studencheskoy-molodezhi-osobennosti-formirovaniya-v-usloviyah-obrazovatelnogo-polya (дата обращения: 27.05.2018).
  21. Akçay A. (2017), The Opinions of the Turkish Teacher Candidates about the Webquest.
  22. Amadi G.M., Paul A.K. (2017), Perception of the use of WebQuest for academic purposes among undergraduate students in Rivers State, Nigeria, International Journal of Education, Learning and Development, Т. 5, №. 5, P. 1-11.
  23. Asunka S. (2016), Fostering Effective Student Engagement in a First Year University Course by Harmonizing Web-based Resources with Interaction: The WebQuest Approach, Journal of Advances in Business and Management Research (JABMAR), Т. 3, №. 1, P. 1-34.
  24. Awada G.M. and Ghaith G.M. (2015), Impact of WebQuest and gender on writing achievement in professional business English, Taiwan International ESP Journal, Т. 6, №. 2, P. 1-27.
  25. Awada G.M. and Ghaith G.M. (2014), Impact of Using the WebQuest Technological Model on English as a Foreign Language (EFL) Writing Achievement and Apprehension, Arab World English Journal, P. 1-29.
  26. Chatel RG and Nodell J (2013), Webquests: Teachers and students as global literacy explorers. URL: http://files.eric.ed.gov/ fulltext/ED471843.pdf (дата обращения: 14.05.2018)
  27. Diachkova Y. (2015), PRACTICAL USE OF A SHORT-TERM WEBQUEST IN THE PROCESS OF ENGLISH SPEAKING TEACHING, Педагогічний процес: теорія і практика. № 1-2 (46-47). С. 97-100.
  28. Dodge B. (1997), Some Thoughts About WebQuests. URL: http://webquest.org/sdsu/about_webquests.html (дата обращения: 14 мая 2018)
  29. Education World. Intervju s B. Dogem — URL http://www./a_issues/chat/chat015.shtml (дата обращения: 02.05.2018)
  30. Ujang A. et al. (2018), The Effectiveness of Health Education Learning Module Based on WebQuest Among Special Education Instructors // Journal of ICSAR, Т. 2, №. 1, P. 67-70.