16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2019-5-4-0-7

Мотивационная структура медийных предпочтений современной молодежи

Aннотация

Средства массовой информации могут оказывать, как отрицательное, так и положительное влияние на развитие молодых людей. В качестве положительного влияния − СМИ способствует адаптации к окружающей социальной реальности. Средства массовой информации содержат огромный объем медиаконтента о других культурах и других людях, тем самым расшатывают стереотипы и расширяют кругозор современной молодежи, являются определенным фактором, оказывающим влияние на формирование толерантности, понимания и принятия различных мнений. Значимой характеристикой современной молодежи является необходимость быть осведомленными с новыми тенденциями. Получаемая информация из медийных источников становится для молодых людей основой формирования жизненных навыков взаимодействия в обществе. На ее основе формируется опыт в построении межличностных отношений. В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей мотивационной структуры медийных предпочтений современной молодежи. Выявлены наиболее приоритетные масс-медиа, среди которых, лидирующую позицию занимают интернет-ресурсы, в силу статичности восприятия телевидение занимает вторую позицию. Интернет-пространство рассматривается как медиасреда, аналогичная телевидению, радио и прессе. Большинство интернет-СМИ обновляется ежечасно и благодаря такой высокой оперативности медиаресурсы, представленные в интернет-пространстве зачастую используется как источник информации для других информационных ресурсов. Приоритет в обращении к Интернету, как медиаресурсу, вероятно, обусловлен тем, что информация в интернет-пространстве транслируется в реальном времени. Обращение к интернет-ресурсам возможно в любое время суток при наличии соответствующего гаджета. В результате эмпирического исследования, выявлены наиболее и наименее приоритетные мотивы обращения к медиаконтенту. Проанализированы особенности мотивации обращения в интернет с учетом предпочтений юношей и девушек.


Введение (Introduction). Беспрепятственный доступ к разнообразному информационному контенту накладывает определенный отпечаток на личностное развитие современной молодежи. Как известно, в юношеском возрасте происходит социальное самоопределение личности, формируется мировоззренческая картина мира с определенной системой ценностей. По мнению многих исследователей (Виноградова, 2014; Жихарева, Кешиш, 2014; Лемиш, 1990; Reeves and Anderson, 1991) на становление иерархии ценностно-смысловой сферы личности значительное влияние оказывают многочисленные средства массовой информации. По мнению Чурсиновой О.В., избирательное отношение к информационному контенту напрямую взаимосвязано со способом подачи информации (привлекательность, способы организации воздействия и др.) и модными тенденциями. По мнению ученого, механизм восприятия и усвоения медиаконтента подобен эффекту стихийного воспитательного воздействия, когда в семье ребенок усваивает не высказываемые воспитательные нормы, а модель реализуемого родительского поведения. Значительная роль в процессе восприятия медиаконтента отводится эмоциональной сфере, конкретнее механизмам переживания (Чурсинова, 2009: 122-128).

Основная часть (Main Part). Интернет-пространство занимает лидирующие позиции среди современных медиаресурсов. Популярность интернет-ресурсов объясняется доступностью, быстротой обновления информации, широким объемом информации для разных возрастных групп, привлекательностью и содержательностью материалов для массовой аудитории и др.

По мнению Г.Г. Щепиловой, обращение к медиа-ресурсам базируется на трех основных первичных потребностях: овладение информацией; стремление к новизне, к такой информации, которая способствует и активизирует саморазвитие и самообразование; удовлетворение рекреационных потребностей (развлечение). Представленные потребности напрямую взаимосвязаны с функциональностью информационного контента средств массовой информации и оказывают влияние на становление дополнительных стимулов в процессе овладения и переработки информации – например, сравнения, интеграции, социальной адаптации, справочного подтверждения и т.д. (Щепилова, 2014: 46-54).

Г.С. Виноградова, исследовав медийные предпочтения молодых людей, обнаружила следующее: среди молодых женщин и девушек доминируют интересы в вопросах секса, модных тенденций, также предпочтения отдаются прослушиванию аудио-контента, просмотру современных теленовелл, также девушек интересуют новости спорта и техники. У юношей и молодых мужчин одновременно с медийными предпочтениями были выявлены ценностные ориентиры, которые представлены в выраженном индивидуализме, молодые люди чаще чем девушки пренебрегают идеологией, проявляют индифферентные позиции по отношению к религиозному, политическому, патриотическому контенту. В сфере приоритетных интересов обнаружены любовная, материальная, моральная направленности, интересы в сфере обеспечения комфорта, дружеские контакты. Предпочтения в сфере политических и культурно-просветительских программ обнаружены у 25-летних мужчин (Виноградова, 2014).

Исследования гендерных предпочтений современной молодежи, проведенные в Йельском университете, показали достоверные различия в тематических предпочтениях медиаконтента: у женщин преобладают направленности на контент, связанный с искусством, культурой, литературой, здравоохранением; для мужчин приобретены экономические проблемы, политические вопросы, новости спорта (Bargh, 1999: 843-864).

Материалы и методы исследования. В исследовании мотивационной структуры медийных предпочтений приняло участие 92 респондента в возрасте 18-20 лет. Были использованы следующие методики: для исследования эмоционального и мотивационного профиля личности – методика «Диагностика мотивационной структуры личности» (Мильман, 1990); стремление к принятию и страха отвержения – методика «Мотивация аффилиации» А. Меграбяна в модификации М. Ш. Магомед-Эминова (Магомед-Эминов, 1987). Для исследования медийных предпочтений молодых людей была использована авторская анкета. Отвечая на вопросы анкеты, респондентам предлагалось проранжировать по степени предпочтительности медиаресурсы, медиаконтент в жанровом разнообразии и основные мотивы обращения к медиа.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования структуры медийных предпочтений молодых людей представлены на рис. 1.

Как видно из рис. 1, доминирующим типом масс-медийных предпочтений современной молодежи является Интернет (64%) и телевидение (29%). Причем, респонденты указывают на то, что телевидение, как и радио, для них является лишь «фоновым сопровождением» какой-то другой деятельности. Просмотр телевизионного контента требует определенной статики со стороны зрителя, так как телевизионное оборудование является стационарным, а доступ в интернет-пространство при наличии соответствующего гаджета доступен практически в любое время.

Печатные средства массовой информации занимают аутсайдерские позиции, вероятно, это связано с тем, что восприятие печатной информации требует, хоть и на короткое время, но полную концентрацию внимания личности.

Результаты исследования доминирующей мотивации обращения современной молодежи к медиаресурсам представлены на рис. 2.

Результаты исследования продемонстрировали доминирование следующих мотивов обращения к медиаресурсам (как у девушек, так и у юношей): стремление к получению новой информации; к развлечениям; удовлетворение информационных потребностей в учебных целях; рекреационные мотивы. Желание заполнить свое свободное время, стремление к извлечению нравственных уроков, желание разрешить психологические проблемы, стремление к получению эстетических впечатлений, реализация компенсаторных мотивов. В наименьшем приоритете обнаружились мотивы стремления испытать острые и стрессовые ощущения, желание подтвердить собственную компетентность.

Наиболее предпочитаемым медиаресурсом у молодых людей, является интернет-пространство, а доминирующими мотивами выступают рекреационные мотивы, мотивы саморазвития, общения в социальных сетях.

В высказываниях молодых людей в пользу интернета, как предпочитаемого медиаресурса, отмечаются следующее возможности: доступ к медиаресурсам в любое время; легко общаться с друзьями, которые находятся далеко, удобно оперировать информацией относительно учебы; возможность общаться с педагогами; можно послушать музыку в любое время; посмотреть видео; в интернете можно всегда быть в курсе событий и др.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что интернет-пространство становится полноценной образовательной средой, где все желающие могут проводить время, удовлетворяя разнообразные мотивы в удобные для себя часы и в комфортной обстановке.

Более половины респондентов (67%) в интернет-пространстве осуществляют поиск информации для учебных целей, 63% респондентов удовлетворяют коммуникативные потребности, принимают активное участие в обсуждения постов на различных форумах, 6% занимаются размещением информации на личной странице, ведут тематическую группу и т.п., 4,3% ведут коммерческую деятельность (распространение рекламы, создание сайтов и т.п.), 2,2% – свободное комментирование новостных постов и т.п.  Треть респондентов регулярно следит за последними новостями (33%), осуществляют поиск информации для личных целей (мода, спорт и др.) 40% респондентов. Четверть респондентов, как юношей, так и девушек в социальных сетях удовлетворяют потребность в общении (24,6%). Также в интернет-пространстве удовлетворяются рекреационные потребности: 40% респондентов просматривают и прослушивают аудио- и видео-контент, 12,9% – активные пользователи игровых порталов (компьютерные игры), 30,33% – развлекательный контент (фото-приколы, анекдоты, юмор), 18,5 % – без особой цели посещают различные порталы (Web Surfing).

Мотивационная регуляция активности в интернет-пространстве включает содержательную направленность доминирующих интересов пользователей (Лучинкина, 2016). Данная направленность реализуется в форме обращения к различным типам информационных ресурсов и включает определенные аспекты: то, как оценивает пользователь последствия собственной деятельности в интернет-пространстве; насколько интернет значим для пользователя; сила влияния интернета на деятельность и личность, в целом; осознание собственных мотивов обращения к интернет-пространству.

Так, удовлетворение информационного голода (познавательная мотивация), тиражирование жизни (мотивы удовлетворения продолжения рода и сексуальных потребностей) соответствуют биологическим потребностям личности. Поиск информации о помощи от вопросов здоровья до финансовой грамотности соответствует удовлетворению потребности личности в безопасности. Коммуникативные, игровые мотивы, мотивы сотрудничества отражаются в блоке социальных потребностей. Потребность самореализации представлена в деловой, познавательной, коммуникативной мотивации. В интернет-пространстве проявляются специфические мотивы: представление значимой информации независимо от желания других пользователей – это мотив взноса. Также специфическими для интернет-пространства являются мотивы присутствия и создания новых образов собственного Я. Мотив присутствия лежит в основе потребности общаться одновременно с разными собеседниками независимо от их географического расположения (Лучинкина, 2014, 2016).

Анализ наиболее предпочитаемых тематических направлений медиаконтента показал следующее: любовная (49%), психологическая (45%) и приключенческая (41%) направленности (рис. 3).

Согласно многочисленным исследованиям, в юношеском возрасте выделяются следующие основные потребности – потребность в общении; в смысло-жизненном самоопределении, в том числе и выборе профессии; в обретении психосексуальной идентичности – осознание и ощущение себя как представителя определенного пола, а также ориентация на выбор будущего брачного партнера. Таким образом, выбор данной направленности в тематике можно объяснить особенностями данного возрастного периода.

По мнению А.И. Лучинкиной, мотивация аффилиации в интернет-пространстве, реализуется в стремлении пользователей социальных сетей найти и занять определенное место в референтной группе с последующим принятием ее ценностей. Профессиональные, ситуативно-эмоциональные, глобально-личностные, аспекты социального взаимодействия включены в данный тип мотивации (Лучинкина, 2016: 54-62.).

В результате анализа данных у 59% девушек доминирует стремление к принятию, а у 41% в структуре мотивации аффилиации обнаружился страх отвержения. У 42% юношей в структуре мотивации аффилиации преобладает стремление к принятию, а у 50% доминирует страх отвержения. Не выявлено доминирование в показателях ни по одной шкале у 8% юношей.

Методика «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Мильмана, позволила выявить определенные устойчивые тенденции в мотивационной структуре молодых людей: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечение комфорта и социального статуса и т. п. На основе всех ответов выявлен профиль направленности респондентов в группах: деловой или общежитейский.

Так, у 56% респондентов в качестве доминирующей в мотивационной структуре, была выявлена рабочая (деловая) направленность. Данное обстоятельство свидетельствует о: стремлении молодых людей к творческой самореализации; желании быть полезными в социальном окружении; стремлении получать удовольствие от учебы (работы); стремлении к общей и деловой активности. Общежитейская направленность как доминирующая была выявлена у 44% респондентов. Данная направленность проявляется в желании занять высокий социальный и экономический статус, стремлении к комфорту, общению, работа (учеба) воспринимается чаще всего, как вынужденная жизненная необходимость.

Для выяснения наличия или отсутствия существенных различий в мотивационной структуре у юношей и девушек был использован t-критерий Стьюдента.

По шкале «Жизнеобеспечение» у девушек обнаружены более низкие показатели (t = 2,22 при р <0,05), чем у юношей. Данный факт позволяет предполагать, что девушки исследуемой выборки менее ориентированы на высокий материальный заработок, семью и домашние дела, высокая оплата труда для них не является доминирующей мотивацией.

По шкале «Общая активность» у девушек наблюдаются более высокие показатели (t = 3,71 при р <0,001), чем у юношей. Для этих девушек приоритетом являются новые впечатления, они ориентированы на деловое общение: переговоры, выступления, обсуждения. Выявлено стремление постоянно повышать свою квалификацию; реализация общественной активности; для них важен высокий профессиональный уровень.

По шкале «Творческая активность» у девушек обнаружены более высокие значения (t = 3,34 при р <0,01), чем у юношей. Для них важно приобретение новых знаний, они в большей степени получают удовольствие от процесса реализации деятельности, отдают предпочтение творческой деятельности.

Заключение (Conclusions). В результате исследования было установлено, что в силу легкого и свободного доступа в любое время и в любом месте, наиболее предпочитаемым медиа ресурсом у молодых людей является интернет-пространство. Доминирующими мотивами обращения к интернет-ресурсам выступают рекреационные мотивы, мотивы саморазвития, общения в социальных сетях.

В интернет-пространстве молодые люди стремятся повысить собственную компетентность и авторитет через оказание помощи другим пользователям – проявление мотивов сотрудничества. Мотивы самореализации удовлетворяются через развитие собственных интеллектуальных и творческих способностей и возможностей. Также удовлетворяются коммуникативные мотивы, через общение в социальных сетях, познавательные мотивы реализуются в поиске новой информации.

Наиболее приоритетный медиаконтентом, как у юношей, так и девушек имеет любовную, психологическую и приключенческую направленности. Согласно многочисленным исследованиям, в юношеском возрасте выделяются следующие основные потребности – потребность в общении; в смысло-жизненном самоопределении, в том числе и выборе профессии; в обретении психосексуальной идентичности – осознание и ощущение себя, как представителя определенного пола, а также ориентация на выбор будущего брачного партнера. Выбор данной направленности в тематике можно объяснить особенностями данного возрастного периода.

 

Список литературы

Виноградова С.М. Психология массовой коммуникации: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2014. 512 с.

Жихарева Л.В., Кешиш М.М. Психологические особенности медийных предпочтений аутоагрессивных подростков // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. № 4 (10). 2017. С. 61-64.

Лучинкина А.И. Специфика мотивации интернет-пользователей // Перспективы науки и образования. 2014. № 6 (12). С. 105-109.

Лучинкина А.И. Психологический анализ отклонений в процессе интернет-социализации личности // Гуманитарные науки. Ялта. №1 (33). 2016. С. 54-62.

Лучинкина А.И. Специфика интернета как института социализации // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. Т. 5, № 1. С. 59-69. DOI: 10.18413/2313-8971-2019-5-1-0-5

Лемиш Д. Жертвы экрана. Влияние телевидения на развитие детей. М.: Поколение, 2007. 304 с.

Мильман В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990. С. 23-43.

Магомед-Эминов М.Ш. Психодиагностика мотивации. Общая психодиагностика. М.: Наука, 1987. 442 с.

Чурсинова О.В. Психологические особенности восприятия телепередач подростками с разными уровнями агрессивности // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 9-1. С. 122-128.

Щепилова Г.Г. Потребность аудитории в интернете и традиционных СМИ // Вестник Московского университета. 2014. №5. С. 46-54.

Bargh, J.A. The Internet and social life // Annual Review of Psychology. 2004. № 55. 573-590.

Davern, M. Social Networks and Prestige Attainment: New Empirical Findings // The American Journal of Economics and Sociology. 1999. Vol. 58. № 4. 843-864.

Reeves, B. and Anderson, D.R. Media studies and psychology. Communication Research, 18, 1991. 597–600.

Forgas, J.P. (Eds.) Social Motivation: Conscious and unconscious processes New York: Cambridge University Press, 2004. 249-273.