16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2020-6-3-0-4.

Опыт проведения внеклассных мероприятий в Азербайджанских школах и странах ближнего и дальнего зарубежья

Aннотация

Опыт показывает, что целенаправленное проведение внеклассных и внешкольных мероприятий оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие учащихся, способствует достижению хороших результатов обучения в учебном процессе в школе. Целью статьи стало описание некоторых познавательных форм организации внеклассной и внешкольной деятельности, проблем, возникающих при их реализации, а также рассмотрение международного опыта и опыта Азербайджана в проведении внеклассных и внешкольных мероприятий. Был проведен контент-анализ международных документов опыта проведения внеклассных и внешкольных мероприятий, осуществлен опрос школьников 5 городских, районных и сельских школ Азербайджана до и после формирующего эксперимента. В результате рассмотрены некоторые познавательные формы организации внеклассной и внешкольной деятельности: образовательные интеллектуальные игры, ролевые игры, диспуты, благодаря целенаправленному использованию которых подростки приобретают жизненный опыт, обогащается их внутренний мир, расширяется мировоззрение. Одной из познавательных форм внеклассных и внешкольных мероприятий являются игры. Использование интеллектуальных игр оказывает существенное влияние на понимание тем и улучшение практических навыков учащихся. В статье выявлены проблемы, возникающие при организации и реализации внеклассных и внешкольных мероприятий. Описан международный опыт проведения внеклассных и внешкольных мероприятий. Выдвинуты предложения по эффективной организации внеклассных и внешкольных мероприятий в соответствии с требованиями XXI века. Описан опыт Азербайджана в организации внеклассных и внешкольных мероприятий. В Азербайджане внеклассные и внешкольные мероприятия организуются в соответствии с требованиями государственного образования и молодежной политики. Эти мероприятия осуществляются на основе принципа добровольности совместно с семьей, учебными заведениями, разными организациями или по инициативе отдельных граждан. В связи с актуальностью данной темы теоретические и практические исследования, связанные с различными формами внеклассных и внешкольных мероприятий и с решением проблем по их организации и реализации, будут продолжены.


Введение (Introduction). Формирование информационного общества и развитие экономики, основанной на знаниях, привели к значительным изменениям не только во многих сферах деятельности, а также и в мышлении и поведении людей. Развитие общества, развитие человеческого капитала, необходимого для совершенствования государственного управления, формирование стратегий активного обучения учащихся, самостоятельное изучение ими предметов, творческий подход, приобретение лидерских навыков, комплексное решение проблем, правильное координирование и управление временем, эффективное использование ресурсов, а также наличие других умений и навыков, соответствующих требованиям XXI века, на сегодняшний день являются одними из основных задач системы образования. Для формирования у учащихся этих качеств требуется определить, чему, для чего и как учить молодое поколение, а также с помощью различных приемов, методов развивать его познавательную активность.

В настоящее время в соответствии с вызовами XXIвека основными задачами общеобразовательных школ являются развитие творческого потенциала личности, подготовка нового поколения к деятельности, полезной как для себя, так и для общества, учитывая при этом физические, умственные и интеллектуальные способности каждого подростка, формирование свободной, творческой личности, обладающей как общей культурой, так и национальными духовными, нравственными и культурными качествами (Образцовое положение, 2011). Отметим, что согласно международному опыту, в соответствии с требованиями XXI века выполнение задач, поставленных перед средними школами, формирование и совершенствование навыков учащихся в ходе учебного процесса, ограничиваясь только школьными уроками, невозможно. Педагоги и исследователи отмечают, что большую роль в реализации этой трудной и важной работы играют внеклассные и внешкольные мероприятия (Косарецкий, Фрумин, 2019). Внеклассные мероприятия – это мероприятия, проводимые учителями с учащимися своей школы после уроков; внешкольные мероприятия – это мероприятия, проводимые специальными внешкольными учреждениями.

По нашему убеждению, систематическая, целесообразная, периодически отслеживаемая и оцениваемая внеклассная и внешкольная деятельность, дополняя работу школьного учебно-воспитательного процес­са, эффективно влияет на выполнение поставленных перед школой задач по подготовке молодого поколения. Практические исследования, в том числе авторские, показывают, что внеклассные и внешкольные мероприятия не только повышают интерес учащихся к обучению, но и оказывают значительное влияние на формирование их научного мировоззрения, исследовательских навыков, на развитие культуры речи.

Цель статьи: описать некоторые познавательные формы организации внеклассной и внешкольной деятельности, проблем, возникающих при их реализации, а также рассмотреть международный опыт и опыт Азербайджана в проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.

Методология и методы (Methodology and methods). Проведение контент-анализа международных документов опыта проведения внеклассных и внешкольных мероприятий, осуществление опроса школьников 5 городских, районных и сельских школ Азербайджана до и после формирующего эксперимента.

Основная часть (Main Part). Как известно, по общепринятой классификации В.С. Селиванова, все формы внеклассной и внешкольной деятельности можно разде­лить на три основные группы: формы управления и самоуправления (собрания, линейки, митинги и др.); познавательные формы (экскурсии, тематические вечера, студии, секции, кружки и др.); развле­кательные формы (утренники, вечера и т.д.) (Селиванов, 2002).

Рассмотрим лишь некоторые из познавательных форм внеклассных и внешкольных мероприятий.

Одной из познавательных форм внеклассных и внешкольных мероприятий являются игры. Известно, что информация, знания, предоставляемые в виде игр, воспринимаются и понимаются детьми быстрее и легче. В ходе игры ученик изучает правила и нормы поведения, отношения между людьми, в следствие чего игра оказывает существенное влияние на социализацию школьников, их жизнь, способствует улучшению отношений друг с другом. Известный педагог А.С. Макаренко писал: «Игра для детей так же важна, как и работа для взрослых, … лидер будущего учится на играх, приобретает жизненные навыки» (Адыгозалова, 2018). Следование правилам игры повышает способность детей контролировать свое поведение, снижает их импульсивность, помогает формировать характер, дисциплинирует.

По нашему мнению, использование целенаправленно отобранных обучающих компьютерных игр помогает детям развить память, внимание и мышление, а также оказывает позитивное влияние на интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие учащихся, потому что в процессе любой обучающей компьютерной игры управляющим игрой является сам подросток, и в этом процессе он является и менеджером, и историком, и пилотом, и учителем, и рабочим и т.д. С одной стороны, этот процесс интересен и привлекателен для школьника, с другой стороны он совершенствует его различные жизненные навыки. По нашему мнению, организация обучения с использованием обучающих компьютерных игр может привести к высокому качеству обучения как в классе, так и во внеурочной деятельности.

Использование образовательных интеллектуальных игр, включая компью­терные игры, оказывает существенное влияние на понимание тем и улучшение практических навыков учащихся. Наблю­дения и опросы, проведенные в ходе педагогических экспериментов, проведен­ных в разных школах за последние три года, показывают, что учащиеся старших классов проявляют большой интерес к программированию, в связи с этим количество желающих в будущем стать програм­мистами с каждым годом увеличивается.

Для организации обучения с использованием образовательных компьютерных игр рекомендуется как в крупных городах, так и в регионах страны создавать центры ИТ-обучения, в которых ИТ-специалисты будут не только обучать учащихся, но и сертифицировать их знания.

Обучающие компьютерные игры повышают креативность, восприятие, умение принятия решений в процессе обу­чения, способствуют физическому совер­шенству, зрительно-моторной координации. В форумах, созданных разными группами, в групповых играх формируются и развиваются такие навыки, как умение самовыражаться, терпимость, умение смотреть на проблемы с разных сторон и так далее.

Однако немаловажны и негативные последствия некоторых компьютерных игр. Сканирование мозга геймеров показало, что видеоигры, пропагандирующие насилие, могут изменить функции мозга здоровых молодых людей. Таким образом, через неделю после игры возникают нарушения в работе частей мозга, контролирующих эмоции. Другие исследования показали связь между некоторыми играми и склонностью к полноте, депрессии или замкнутости (EducationGame-basedeLearning).

Некоторые компьютерные игры вызывают у игроков привыкание, что увеличивает количество физических и психологических проблем. Проблема «компьютерной зависимости» уже счита­ется очень серьезной мировой проблемой. На основе большого количества исследований и наблюдений физические и психологические последствия компью­терной игровой зависимости можно представить следующим образом (Егоров, 2007; Кузнецова, 2008):

Психологические осложнения:

хорошее настроение и эйфория перед компьютером;

возникновение проблем при разлучении с компьютером;

безразличие к семье, родным и близким;

появление эмоциональной пустоты, депрессии, нервного напряжения без компьютера;

распространение лжи о своей деятельности дома и на работе;

возникновение проблем, связанных с работой или учебой.

Физические осложнения:

синдром запястного канала;

сухость в глазах;

мигрень;

люмбаго;

нарушение режима питания;

пренебрежение личной гигиеной;

нарушение сна, бессонница.

Еще одной разновидностью образовательных интеллектуальных игр, которая не связана с такими осложнениями, являются кроссворды. Основной задачей при их составлении является подготовка, а затем использование вопросов на различные темы. Примечательно то, что даже учащиеся с низкими оценками и плохой посещаемостью очень активны на внеклассных занятиях, посвященных кроссвордам. Составление учащимися кроссвордов из 8-10 терминов индивидуально, в паре, или небольшими группами на основе пройденных тем, а также проведение конкурса кроссвордов и оценка его итогов дает хорошие результаты. Практические педагогические исследова­ния, проводимые автором статьи, показывают, что после составления 20-30 кроссвордов учащиеся организуют на внешкольных занятиях конкурсы-уроки, межклассные соревнования, размещают информацию об этих мероприятиях в стенгазете, а также с помощью специальных компьютерных программ создают брошюру кроссвордов. Решение и составление кроссвордов разных уровней (простых, средних, сложных, комплексных, интер­активных) – это то, что может сделать каждый учащийся, в следствие чего он получает мотивацию и дальше работать в этом направлении. Составление и решение кроссвордов по предметам в виде домашних заданий, а также на внеклассных занятиях является одним из способов повышения качества образования. У учащегося, занимающегося составлением кроссвордов, увеличивается словарный запас, расширяется кругозор, усиливается желание работать с книгами и другими источниками информации, развивается культура речи, кроме того, чувствуя все это, он полон решимости с еще большим энтузиазмом заниматься этим
делом.

Весьма целесообразным, по нашему мнению, является разработка учащимися во время внеклассных занятий сценариев на различные темы, полагаясь на свои фантазии, и организация по этим темам ролевых игр. Участвуя в ролевых играх, учащийся воссоздает различные образы, испытывает подлинные чувства, приобре­тает жизненный опыт, обогащается его внутренний мир, развиваются его мыслительные способности, расширяется мировоззрение, развиваются культура речи и умение представлять информацию. Кроме того, дети учатся отстаивать и обосновывать свое мнение, а также разрабатывать и реализовывать совместные планы. Отметим, что мероприятия, реализуемые в этом направлении в школах, где в течение последних двух лет проводился педагоги­ческий эксперимент, дали положительные результаты.

Другая познавательная форма внеклассных и внешкольных мероприятий – это диспуты. Диспуты как легкая, интересная форма общения, организуемые в основном старшеклассниками, помогают в решении проблем, о которых у молодежи наблюдаются противоречивые мнения. Диспуты обычно проводятся на волнующие современную молодежь темы такие, например, как «Польза и вред компьютера», «От чего зависит твое будущее», «Каким должен быть настоящий друг», «Животное в доме – это хорошо или плохо» и т.д. Ценность диспутов состоит в том, что они учат высказывать свое мнение и обосновывать его, приучают к диалогу, учат вникать вмнениеоппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать соответству­ющие вопросы.

Несмотря на то, что внеклассные и внешкольные мероприятия имеют положительное влияние на формирование подростка как личности в целом и играют большую роль в повышении интереса учащихся к обучению, в некоторых случаях в образовательной среде можно наблюдать определенные проблемы, связанные с их организацией. Главная проблема – это консервативный, устаревший подход к учебному процессу, заключающийся в отсутствии ответственного, серьезного отношения, в поверхностном подходе некоторых директоров школ и педагогов к планированию и организации внеклассной и внешкольной деятельности, соответствую­щей современным требованиям.

Некоторые внеклассные и внешколь­ные мероприятия основаны на углубленном изучении некоторых предметов, например, информатики, физики, астрономии и т.д. С этой точки зрения существует острая необходимость решения таких проблем, как раскрытие способностей подростка, ограниченное время занятий, неудовлетво­рительное оснащение материально-технической базой, нехватка соответству­ющих кадров и т.д.

С учетом выделенных проблем считаем необходимым изучить международный опыт организации внеклассных и внешкольных мероприятий и представить результаты проведенного исследования.

Международный опыт проведения внеклассных и внешкольных меропри­ятий.

В США, Великобритании и в других развитых странах большое внимание уделяется внеклассной и внешкольной деятельности, без которых практически невозможно поступить в университеты. В этих странах внешкольная деятельность (An Extracurricular Activity, ЕCA) или внешкольная академическая деятельность (An Extra Academic Activity, EAA) осуществляется в школах, колледжах, лицеях (Mahoney, 2000; Eccles et al. 2003; Feldman, 2005).

Участие во внеклассных клубах и внешкольных мероприятиях имеет много преимуществ для учащихся K-12 (средней школы) (Pence & Dymond, 2015). Наблюдения за деятельностью различных групп и результаты проведенных опросов неоднократно подтверждали, что школьные клубы являются хорошим местом для выстраивания отношений между учащимися,стимулирования обучения. Результаты исследований показали, что вовлечение учащихся во внешкольную деятельность снижает вероятность исключения из школы, количество прогулов, преступлений, повышает качество школьного образования, что приводит к увеличению числа учащихся, стремящихся получить высшее образование (Pence & Dymond, 2015).

Деятельность в разных группах и выстраивание конструктивных отношений со сверстниками позволяет подросткам приобретать социально ответственные, лидерские навыки. Исследования подтверж­дают положительное влияние участия в этнических клубах на интеллектуальное и психосоциальное развитие, приобретение мультикультуральных навыков и навыков межличностного общения. В связи с этим важное значение имеет продолжение исследований по включению этнических клубов и принципов мультикультурализма в школьные и внешкольные мероприятия. Эти мероприятия дадут возможность учащимся открыто обсуждать присущие разным культурам предрассудки истереотипы, формировать среду общения и устанав­ливать социальные отношения между группами, относящимся к различным этносам (Pica-Smith & Poynton, 2014).

В международной практике для управления внеклассной и внешкольной информацией и процессами в образова­тельных учреждениях используется Система управления внеклассным обучением (An Extracurricular Management System, EMS) (Extracurricular Management System; Devitt, 2017). Основная функция EMS заключается в выполнении со стороны соответствую­щего персонала административных обязан­ностей, связанных с внешкольными программами, в мониторинге внеклассной деятельности учащихся и полученных результатов, а также в управлении этими процессами. Систематизация и автоматиза­ция ключевых задач, связанных с внеклассным управлением, создают условия для экономии средств и времени в образовательных учреждениях, а также для обеспечения всестороннего контроля и прозрачности (An Extracurricular Mana­gement System, EMS) (Extracurricular Management System; Devitt, 2017; Darling, 2005). Внеклассные мероприятия имеют важное значение для приобретения учащимися различных навыков и компетенций, поэтому правильное и эффективное управление ими важно для достижения учащимися положительных результатов.

Хотя внеклассные мероприятия являются относительно универсальными, в разных странах они проходят по-разному. Если мы обратимся к международному опыту в этой сфере, то увидим, что существуют разные подходы к организации и управлению внешкольной деятельностью (Park & Zhan, 2017; After School Activities, 2017; Behtoui, 2019). Рассмотрим опыт некоторых стран в организации и проведении внеклассных мероприятий.

Тайвань. Тайвань является одной из стран, имеющей лучшие результаты по грамотности, математике и естественным наукам. Согласно результатам международ­ной оценки, проведенной в 2015 году Программой международной оценки школьников (The Programme for International Student Assessment, PISA), тайваньские школьники набрали в среднем 519 баллов, став при этом седьмыми в мире, когда средний показатель согласно оценке Организации экономического сотрудни­чества и развития (The Organisation for Economic Co-operation and Developmen, ОEСD), равнялся 493 балла (Student performance, 2015). В 2018 году уровень грамотности на Тайване составил 98,87% (Education, 2018).

Внеклассные мероприятия на Тайване включают академическое развитие и подготовку к экзаменам по многим программам. Внеклассные курсы, занятия по математике, истории, географии и другим предметам с активным участием большого количества школьников организу­ются в группах или индивидуально, в форме лекций и семинаров. Большинство учеников, особенно старшеклассников, посещают специализированные школы, которые называются cram-школы (англ. cramming, – интенсивная практика чтения, изучения с целью освоения большого количества материала за короткое время), для достижения определенных целей (изучение иностранных языков, например, подготовка к International English Language Testing System −международному экзамену для тех, кому английский неродной язык (IELTS)и для подготовки к экзаменам по различным предметам. Исследователи, изучая влияние внеклассных занятий на старшеклассников, обнаружили, что программы академического совершенствования и специализированные cram-школы, хотя и улучшают успеваемость учащихся, оказывают негативное психологическое воздействие на них (Chen&Lu, 2009; Educational Reform). Кроме того, некоторые исследователи критикуют их за недостаток осознанного обучения, критического мышления и аналитической подготовки.

Тайваньские школьники на внеклассных мероприятиях занимаются спортом, музыкой, искусством, ремеслами (школы буксибан), внеклассным чтением и т.д. В свободное время они предпочитают смотреть телевизор и играть в интернет-игры. Педагоги и родители отмечают, что в большинстве случаев время, проведенное за просмотром телевизора, отрицательно сказывается на успеваемости учащихся, а время, проведенное за игрой в Интернете при определенных условиях оказывает положительное психологическое воздействие на учащихся (Chen & Lu, 2009).

Китайская Народная Республика. Школьная система в Китае состоит из трех этапов: начальные, средние и старшие классы. Дети проводят 6 лет в начальной школе и по 3 года в средней и старшей школе. Первые два этапа являются обязательными и бесплатными, последний этап – платный. Образование после средней школы не является обязательным. Если у ребенка есть желание, а у родителей есть финансовые средства, тогда ученик может продолжить свое образование в лицее. Прежде чем продолжить обучение, школьник должен выбрать направление обучения. В Китае существует два направления в старших классах (в лицеях): академический
профиль – углубленное изучение наук и подготовка учащихся к университетам; профессиональныйпрофиль – подготовка работников для работы на производстве (Азитова, Краснова, 2017).

В Китае, как и во многих западных странах, родители вовлекают своих детей во внеклассные занятия, стремясь к тому, чтобы они приобрели совершенные знания и навыки в различных областях. Китайские школьники обычно,начиная с 7 лет, а в некоторых случаях с 2 лет, после школьных уроков занимаются музыкой (фортепиано, скрипка, виолончель и пр.), рисованием или изучением английского языка, участвуют в различных конкурсах. Сертификаты и медали, завоеванные на этих конкурсах, помогают им поступить в лучшие начальные школы, лицеи и университеты. На внеклассных занятиях учащиеся занимаются музыкой, различными видами искусства (живопись, скульптура, китайская каллиграфия, танцы и пр.) в зависимости от своих интересов и потенциала, кроме того, на курсах академического совершенство­вания они более активно занимаются информатикой, математикой и английским языком, улучшая свои знания и навыки. Учащиеся также занимаются спортом (плавание, баскетбол, футбол и тхэквондо) и участвуют в соревнованиях. В большинстве случаев программы по этим видам спорта сосредоточены на формировании, развитии базовых навыков, развлечении, а также на приобретении навыков командной работы, но есть и такие центры, где основное внимание уделяется совершенствованию умений.

Согласно статистике, около половины учащихся начальных и средних школ участвуют во внешкольных мероприятиях (Extracurricular Activities). Во время весенних и зимних каникул китайские школьники не только отдыхают в лагерях, но и участвуют в различных образователь­ных мероприятиях и спортивных соревнованиях, а в некоторых лагерях им предлагаются дополнительные уроки английского языка в качестве бонуса. Дети состоятельных родителей отправляются в международные образовательные поездки. Дети, живущие в сельской местности, во время каникул в основном не только отдыхают, но и работают.

Сегодня в Китае особое внимание уделяется деятельности внешкольных центров и лагерей, которые являются частью национальной системы образования. В отчете, подготовленном в 2017 году, отмечается, что количество педагогов, работающих в этом направлении, на 84% выше, чем в 2011 году (Yilin, 2018).

Российская Федерация. В России, как и во многих развитых странах, особое внимание уделяется организации внеклассных, внешкольных мероприятий, которые играют важную роль в физическом, духовном, нравственном, интеллектуаль­ном, социальном, культурном развитии учащихся. Здесь эти мероприятия организуются в различных формах (кружки, студии, секции, клубы, научные общества, конференции, игры, конкурсы, экскурсии, встречи и т.д.) (Рожкова, 2014; Шкарин, 2018; Косарецкий, Фрумин, 2019). Российские школьники занимаются различ­ными видами спорта, музыкой, танцами, рисованием, интеллектуальными играми, участвуют в фестивалях, районных и зональных соревнованиях. Под руко­водством педагогов они готовят различные спектакли и мероприятия, принимают активное участие в школьных неделях театра, танцев, вокала, отдельных предметов, а также в олимпиадах по различным предметам, встречах с ветеранами войны и передовиками производства. Для учащихся организуются экскурсии в музеи и выстав­ки, публичные просмотры театральных представлений, выставки поделок и картин, учащиеся вовлечены в различные общественные работы, реализуют социаль­ные проекты (Рожкова, 2014; Клюева, 2016; Шкарин, 2018).

Учащиеся проводят исследования в научных обществах, организуют конфе­ренции, дискуссии, занимаются техничес­ким творчеством. В соответствии с Федеральными государственными образова­тельными стандартами Российской Федерации (ФГОС) внешкольные меро­приятия проводят образовательные учреж­дения, а также другие организации, имеющие лицензию на образовательную деятельность (некоммерческие организации, музеи, библиотеки, индивидуальные предприниматели, клубы и т. д.).

С целью содействия ускоренному техническому развитию детей и реализации научно-технического потенциала российс­кой молодежи в России создан Детский технопарк «Кванториум», где учащиеся проводят исследования, занимаются инженерной деятельностью (Кванториум, 2016).

Внеклассные занятия для учащихся московских школ включены в систему непрерывного образования. Они проводятся в школьных клубах и специализированных центрах. Основные направления развития внешкольного образования включают в себя следующие направления:

развитие дополнительных знаний и навыков по различным предметам и в области технического творчества;

постоянное сотрудничество госу­дарственных внешкольных образовательных учреждений с частными организациями;

устойчивое развитие новых форм внешкольного образования.

Соединенные Штаты Америки. Согласно исследованиям, проведенным группой National Longitudinal Study of Adolescent Health, 70% подростков в США участвуют во внеклассных мероприятиях (Feldman, 2005), которым здесь уделяется особое внимание. В этой стране функцио­нируют 40 крупных национальных моло­дежных организаций, которые насчитывают около 40 миллионов членов, каждая из которых имеет свое направление деятельности. Например, в одной из таких довольно популярной организации, именуе­мой «Американские клубы мальчиков и девочек» (The Boys&Girls Clubs of America) детям предоставляют подробную инфор­мацию, советы и рекомендации о том, как решить проблемы, с которыми молодые люди часто сталкиваются в кризисных ситуациях. Здесь детям предоставляется пространство, где они могут чувствовать себя в безопасности, отдыхать, учиться и строить планы на будущее (Boys & Girls Clubs of America).

Одна из крупнейших молодежных организаций в мире Junior Achievement (JA) Worldwide была основана в Соединенных Штатах в 1919 году (Junior achievement). Ею для учащихся лицеев была предложена первая программа для внеклассных мероприятий. На основании программы, представленной волонтерами JA, проводят­ся тренинги для учащихся K-12 для построения ими бизнеса с использованием своих идей. Благодаря практическим занятиям и полученному опыту молодые люди приобретают навыки, необходимые для занятия предпринимательской деятель­ностью.

В Соединенных Штатах для органи­зации внеклассных мероприятий разрабо­таны и внедрены, как национальные программы, например, Afterschool Alliance, так и программы на уровне штатов (Afterschool Alliance). Например, в штате Вирджиния Организация по выращиванию бобов и риса (англ. Beans and Rice Organization) помогает семьям с низким и средним уровнем дохода посредством экономических и образовательных про­грамм (Beans and Rice). Учащихся начальных школ, принимающих участие в занятиях, обеспечивают питанием, для них создаются возможности для активного участия в занятиях, в ролевых играх.

Рассматривая международный опыт, можно заметить, что в системе внешкольного образования разных стран школьники занимаются различными видами спорта (футбол, бейсбол, плавание и др.), творчества (живопись, графика, дизайн и др.), исполнительским искусством. Кроме того, школьники с увлечением занимаются робототехникой, организуют дебаты, создают системы ученического самоуправления и ученического суда, осваивают финансовую грамотность, стремятся обрести навыки предпринимательства и т.д. Функционирование математических и других научных клубов, благотворительных клубов, организация научных конкурсов, проведение исследовательской работы, совершенствование грамотности и другие виды академической деятельности осуществляются в cram-школах.

Азербайджан. В Азербайджане организация внеклассныхи внешкольных мероприятий осуществляется в соответст­вии с требованиями государственного образования и молодежной политики. В этом смысле большое влияние на образование детей и молодежи оказывают различные организации и социальные учреждения.

Внеклассные и внешкольные меропри­ятия, открывающие широкий спектр возможностей при их регулярной органи­зации, представляют собой мероприятия, которые запланировано и целенаправленно проводятся внешкольными образователь­ными учреждениями в дополнение к учебно-воспитательной работе в школе. Эти мероприятия осуществляются на основе принципа добровольности совместно с семьей, учебными заведениями, обществен­ными организациями, творческими объединениями, различными фондами, трудовыми коллективами, по инициативе отдельных граждан. Каждый учебный год Министерство образования Азербайджана издает инструкции по проведению необходимых внеклассных и внешкольных мероприятий в дополнение к учебной программе (Заметки к учебным планам, 2019).

Исследования ученых, психологов показали, что использование элементов исследовательской работы во внеклассной и внешкольной деятельности, работа с документальными материалами создает широкие возможности для формирования у школьников интеллектуальных и практи­ческих навыков (Ахмедов и др., 2019). Школьники, регулярно принимающие участие в подобных внеклассных и внешкольныхмероприятиях, уже много лет успешно участвуют в зональных и республиканских конкурсах и олимпиадах. Создание в стране, в особенности в регионах, таких кружков, как «Логика», «Интеллектуальные игры», «Развивающие компьютерные игры», «Развлекательная информатика», «Юные программисты», «Предприниматель буду­щего», повысит интеллектуальный уровень учащихся, будет способствовать совершенствованию их жизненных навыков, а также улучшит показатели качества преподавания многих предметов. Такие кружки, возглавляемые школьниками (волонтерами), были созданы на общественных началах в школах, где проводятся педагогические эксперименты. Для эффективной организа­ции внеклассных и внешкольных меро­приятий разрабатываются и реализуются проекты, охватывающие разные возрастные группы (Ахмедов и др., 2019). Школьники активно участвуют в различных тренингах, включая тренинги по онлайн-журналистике, новым медиа, фотожурналистике, гражданс­кой журналистике, кроме того, по окончании тренингов они создают веб-сайты, где публикуют интересную информацию.

В 2019 году нами был проведен педагогический эксперимент среди 219 школьников городских, районных и сельских школ (всего пять школ) Азербайджана. Первоначально был осуществлен предварительный опрос среди школьников IV, VI, VIII, X, XI классов, выбранных в тех школах, в которых они участвовали во внеклассных мероприятиях. В ходе педагогического эксперимента, во внеклассных мероприятиях, школьники пытались улучшить свои навыки в различных областях, используя обучающие компьютерные игры, ролевые игры и разрабатывая простые развивающие игры. Они занимались решением простых, сложных, интегрированных, интерактивных кроссвордов и проводили дебаты на различные темы. Они ознакомились с некоторыми техническими проблемами, возникающими во время практической работы на компьютере, способами их устранения (например, форматирование жесткого диска, установка и использование различных программ, выполнение простых ремонтных процедур и т.д.), и попытались улучшить свои практические навыки. Через два месяца после того, как мы начали педагогический эксперимент, школьники разных классов добровольно присоединились к внеклассным занятиям. Несколько месяцев спустя, с вопросом «В каком направлении вы предпочитаете работать во внеклассной деятельности?» мы провели повторный опрос среди 425 школьников. Наши результаты показаны в виде диаграммы на рисунке.

Как видно из диаграммы, школьников больше интересовали развивающие игры и операции по компьютерной настройке.В настоящее время мы увеличили количество групп, работающих в этом направлении с учетом интересов школьников.

В общем, результаты исследования показывают, что ученики, в особенности ученики IX, X, XI классов, осваивающие на уроках информатики различные программы, а затем совершенствующие свои знания и навыки в кружках, организованных на общественных началах в школах, за определенную плату оказывают такие услуги, как обучение офисным, графическим и другим программам, форматирование компьютера, запись различных программ и т.д., а затем после окончания школы на основании этой деятельности, как правило, организуют свой бизнес.

Заключение (Сonclusions). В соот­ветствии с требованиями цифрового века основной задачей общеобразовательных школ является развитие творческого потенциала личности, воспитание креативно мыслящего, обладающего всей совокуп­ностью духовных, нравственных и культурных качеств подрастающего поколения. В связи с этим большое значение имеет правильная организация внеклассных и внешкольных мероприятий с целью установления связи школа−учащий­ся−родитель−образование.

В статье рассматриваются проблемы, возникающие при организации и реализации внеклассных и внешкольных мероприятий.

Образовательные и ролевые игры, диспуты рассматриваются как средства повышения эффективности внеклассных и внешкольных мероприятий. Целенаправ­ленное использование образовательных игр оказывает сильное влияние на интеллектуа­льное, эмоциональное и социальное развитие учащихся, улучшает его жизненные навыки, расширяет кругозор. Для организации обучения с использованием образовательных компьютерных игр рекомендовано создание центров ИТ-обучения с ИТ-специалистами. Благодаря ролевым играм учащийся приобретает жизненный опыт, обогащается его внутренний мир, развиваются мысли­тельные способности, расширяется мировоз­зрение, развиваются культура речи и умение представлять информацию. Диспуты как легкая форма общения учат высказывать свое мнение и обосновывать его, приучают к ведению диалога.

В статье представлен опыт различных стран, в том числе и Азербайджана, в организации внеклассных и внешкольных мероприятий. Отмечено, что в Азербайджане внеклассные и внешкольные мероприятия организуются в соответствии с требованиями государственного образования и молодежной политики.

Проведенные теоретические и практи­ческие исследования позволяют сделать вывод, что, для эффективной организации внеклассной и внешкольной деятельности очень важно проведение следующих мероприятий:

  • разработка и реализация проектов, направленных на модернизацию внеклас­сных и внешкольных мероприятий на основе международного опыта не только в крупных городах, но и в регионах страны;
  • использование прозрачных меха­низмов управления и оценивания на внеклассных занятиях и в внешкольных образова­тельных учреждениях в регионах;
  • создание новых форм внеклассных и внешкольных мероприятий (ученические лаборатории, бизнес-единицы, ученические кооперативы) и регулярное проведение школьных ярмарок с использованием
    информационно-коммуникационных технологий;
  • привлечение учеников к органи­зации и проведению внеклассных и внешкольных мероприятий под руководством студентов-волонтеров;
  • проведение соревнований, конкурсов, олимпиад на различных уровнях, в том числе на местном, региональном и республиканском, для стимулирования внеклассных и внешкольных мероприятий.

Систематически организованные, целе­сообразныевнеклассные и внешкольные мероприятия, контролируемые и оцени­ваемые в соответствии с задачами информационного общества, будут эффективны при выполнении задач по подготовке молодого поколения, поставленных перед школой.

В связи с актуальностью данной темы теоретические и практические исследования, связанные с различными формами внеклас­сных и внешкольных мероприятий и с решением проблем по их организации и реализации, будут продолжены.

Список литературы

Адыгозалова С. Роль игр в обучении, 2018.URI: www.tipii.edu.az/az/article/336-oyunlarin-talimda-rolu (на азербайджанском языке) (дата обращения: 22.06.2020).

Азитова Г.Ш., Краснова М.Н. Особенности систем образования в Китае, Современные проблемы науки и образования. 2017. №5, URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26953 (дата обращения: 22.06.2020).

Ахмедов Х.Х., Исмайлова Б.И., Хумбаталиев Р.З. Использование ИКТ в модернизации образования, Наука и образование.2019.с. 76-82. (на азербайджанском языке).

Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. СПб: Речь, 2007, 190 с.

Заметки к учебным планам, Министерство образования Азербайджанской Республики. 2019, URL: http://edu.gov.az/upload/file/emre-elave/2019/07/12_07_19-F-445-sayli-emre-elave08.pdf (на азербайджанском языке) (дата обращения: 22.06.2020).

Кванториум, Автономная некоммерческая организация «Детский технопарк «Кванториум». 2016.URL: http://kvantorium.ru/1/kvantorium/ (дата обращения: 22.06.2020).

Китайская система образования, портал EDUNEWS, URL: https://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/v-kitae.html (дата обращения: 22.06.2020).

Клюева Г.Н. Направления и формы организации внеклассных мероприятий, 2016,URL: www.eduportal44.ru (дата обращения: 22.06.2020).

Косарецкий С.Г., Фрумин И.Д. Дополнительное образование детей в России: одиночное и многогранное. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 277 с. URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/04/04/­1189087562/DOD_text_print.1.pdf (дата обращения: 22.06.2020).

Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета, Москва: Издательство ЛКИ. 2008. 224 с.

Образцовое положение общеобразовательной школы Азербайджанской Республики, 2011.URL: http://e-qanun.az/alpidata/framework/data­/21/c_f_21148.htm (на азербайджанском языке) (дата обращения: 22.06.2020).

Рожкова Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогический журнал.2014. № 5. c. 21-26.

Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. Москва: Издательский центр «Академия» 2002, 336 с.

Шкарин Д.Ю. Внеурочная деятельность и ее роль в современной школе в условиях реализации ФГОС // Электронный научно-практический журнал «Ресурсы, обзоры и новости образования». 2018. Выпуск 34, URL: http://erono.ru/art/?SECTION_ID=298&ELEMENT_ID=21106 (дата обращения: 15.09.2020).

After School Activities, The Benefits of Participation in After School Activities, 2017, URL: https://blog.schoolspecialty.com/benefits-participation-school-activities/ (дата обращения: 22.06.2020).

Afterschool Alliance, URL: www.afterschoolalliance.org/aboutUs.cfm (дата обращения: 22.06.2020).

Beans and Rice, Inc., Growıng capacities, building assets, URL: www.beansandrice.org (дата обращения: 22.06.2020).

Behtoui A. Swedish young people’s after-school extra-curricular activities: attendance, opportunities and consequences // British Journal of Sociology of Education. 2019. vol. 40(3), URL: https://doi.org/10.1080/01425692.­2018.1540924 (дата обращения: 25.06.2020).

Boys & Girls Clubs of America, URL: www.bgca.org (дата обращения: 25.06.2020).

Chen S.-Yen& Lu L. After-school time use in Taiwan: Effects on educational achievement and well-being // Adolescence.2009. 44 (176), pp. 891-909.

Darling N., Caldwell L., Smith R. Participation in School-Based Extracurricular Activities and Adolescent Adjustment // Journal of Leisure Research 37(1). 2005, pp. 51-76, DOI: 10.1080/00222216.2005.11950040

Devitt D. 11 Benefits of Automating Manual Processes. Sydcon, 2017, URL: https://info.sydcon.com/blog/11-benefits-of-automating-manual-processes (дата обращения: 23.06.2020).

Eccles J., Barber B., Stone M., Hunt J. Extracurricular Activities and Adolescent Development // Journal of Social Issues.2003. 59 (4), pp. 865–889, doi:10.1046/j.0022-4537.2003.00095.x

Education Game-based eLearning, Institute of Progressive Education and Learning,URL:http://institute-of-progressive-education-and-learning.org/e­learning-i/­elearning-educational-games/ (дата обращения: 15.09.2020).

Education, 2018,URL: https:// en.wikipedia.org/wiki/Taiwan (дата обращения: 12.06.2020).

Educational Reform, Has Educational Reform Succeeded in Taiwan? 4500-Percent Rise in Cram Schools over Past 30 Years, URL: https://english.cw.com.tw/article/article.action?id=2639 (дата обращения: 22.06.2020).

Extracurricular Activities, Extracurricular Activities for China’s Primary and Middle School Children, URL: https://www.chinaeducationaltours.com/guide/­article-after-school-life-primary-and-middle.htm (дата обращения: 22.06.2020).

Extracurricular Management System, URL: https://clipboard.app/emss (дата обращения: 22.06.2020).

Feldman A. The Role of School-Based Extracurricular Activities in Adolescent Development: A Comprehensive Review and Future Directions // Review of Educational Research. 2005. 75 (2). pp. 159-210.

Junior achievement, URL: www.juniorachievement.org/web/ja-usa/home (дата обращения: 22.06.2020).

Mahoney J. School Extracurricular Activity Participation as a Moderator in the Development of Antisocial Patterns // Child Development. 2000. 71 (2). pp. 502–516. doi:10.1111/1467-8624.00160

Park H., Zhan M. The impact of after-school childcare arrangements on the developmental outcomes of low-income children //Children and Youth Services Review.2017. vol.73. pp. 230–241.

Pence A.R., Dymond, S.K. Extracurricular School Clubs: A Time for Fun and Learning // Teaching Exceptional Children, – 2015, 47(5), pp. 281-288. URL: https://doi.org/10.1177/0040059915580029 (дата обращения: 22.06.2020).

Pica-Smith C. & Poynton T. Supporting interethnic and interracial friendships among youth to reduce prejudice and racism in schools: the role of the school counselor // Professional School Counseling: 2014-2015.2014. vol. 18. №. 1. pp. 82-89. URL: https://dx.doi.org/10.5330/prsc.18.1.u80765360j5825l0 (дата обращения: 22.06.2020).

Student performance, Chinese Taipei Student performance (PISA 2015), OECD. URL: https://www.oecd.org/pisa/pisa-2015-results-in-focus.pdf (дата обращения: 22.06.2020).

Yilin S. Report: Extracurricular Classes Growing in Popularity in China, – 2018, URL: http://www.womenofchina.cn/html/survey/18073543-1.htm (дата обращения: 22.06.2020).