16+

ВЛИЯНИЕ НОРМ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Aннотация

В статье предлагается для обсуждения проблема особенностей социально-психологического взаимодействия педагогов ДОУ. Приведены результаты эмпирического исследования копинг-стратегий педагогов, а также, определяющих их норм социализации.


Актуальность исследования копинг стратегий воспитателей ДОУ обусловлена спецификой их профессиональной деятельности. Прежде всего, профессиональное поведение педагога от аналогичного поведения другого специалиста отличается тем, что объектом его деятельности является ребенок, его личность, а продукты могут быть обнаружены в психическом облике другого человека, в его знаниях, умениях, навыках, чертах характера, воле. В последнее время в средствах массовой информации появляются публикации, затрагивающие проблемы дошкольного образования, главными из которых являются копинг-стратегии воспитателей, наблюдаемые во взаимодействии с детьми и их родителями.

Профессиональная деятельность педагогов,   в т.ч. педагогов ДОУ, имеет ряд специфических особенностей и ее успешность определяется не столько профессиональными знаниями и навыками, сколько умениями реализовать их в своей деятельности за счет развития профессиональных качеств личности [8]. Профессиональное поведение  педагогов определяется комплексом поведенческих копинг-стратегий (разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание), личностно-средовых (Я-концепция, локус контроля) и когнитивных (установки, нормы социализации)  копинг-ресурсов.  Развитие комплекса копинг-стратегий и копинг-ресурсов является главным условием успешного использования навыков совладания со стрессом и разрешения проблемных ситуаций в процессе профессиональной деятельности.

Остановимся более подробно на психологической характеристике копинга.

Понятие «копинг» (совладание) стало широко использоваться в психологии с 1960-х гг. в связи с исследованием способов поведения личности в стрессовых ситуациях. Проблематикой совладающего (coping) поведения занимались такие зарубежные исследователи как Н. Эндлер, Дж. Паркер, Р. Моос, П. Виталиано и многие другие [12].

Впервые термин появился в психологической литературе в 1962 году. Л. Мэрфи применил его, изучая, каким образом дети преодолевают кризисы развития. Л. Мерфи рассматривал копинг в контексте стремления индивида решить определенную проблему, которая, с одной стороны, является «доврожденной» манерой поведения (рефлекс, инстинкт), а с другой – приобретенной, дифференцированной формой поведения (владение собой, сдержанность, склонность к чему-либо) [14].Четыре года спустя, в 1966 году Р. Лазарус в своей книге «Psychological Stressand Coping Process» («Психологический стресс и процесс совладания с ним») обратился к копингу для описания осознанных стратегий совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями. 

Lazarus [13] определяет  копинг, как стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования среды имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с опасностью, так и в ситуации направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности.

В современной психологии выделяется три подхода к понятию «копинг». Во-первых,  копинг определяется, как свойство личности,  которое имеет постоянную предрасположенность отвечать на стрессовое событие (копинг-стратегия). Во-вторых, «копинг» рассматривается, как один из способов психологической защиты, который используется для ослабления напряжения. К примеру, С.К. Нартова - Бочавер, определяет сущность термина «coping» (преодоление, совладание)  как способ наиболее эффективной адаптации человека к требованиям трудной, экстремальной ситуации [9]   В-третьих, копинг» понимается как динамический процесс, направленный на управление сложной для индивидуума ситуацией [12].  По А. Маслоу копинг-поведение – это форма поведения ,отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Такое поведение направлено, прежде всего, на приспособление к обстоятельствам и предполагает формировать  умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. Копинг-поведение трактуется Маслоу как целенаправленное и мотивированное действие, которое является  результатом научения. В его концепции предполагается, что для удовлетворения потребностей или уменьшения угрозы должны  предприниматься усилия и использоваться определенные средства [13].

Копинг-поведение – это, с одной стороны, индивидуальная устойчивая личностная структура (диспозиция), т.е. набор определенных, соответствующих индивидуально-личностным характеристикам и эмоционально-динамическим свойствам индивида вариантов (способов) поведения и реагирования в стрессовых ситуациях. С другой стороны, - это широкий спектр разнообразных стратегий преодоления стресса, которыми личность может манипулировать (использовать) в зависимости от внешних обстоятельств, условий деятельности и индивидуальных целей. Чем активнее и разнообразнее будет выбор, тем выше ее адаптационный потенциал, и тем успешнее происходит психологическая адаптация личности [2].

Т.Л. Крюкова рассматривает копинг-поведение как  целенаправленное поведение, позволяющее человеку справиться со стрессом (трудной жизненной ситуацией) адекватными личностным особенностям и ситуации способами через осознанные стратегии действий, которые либо адаптируют к требованиям ситуации, либо помогают преобразовать её [10].

Таким образом, копинг-поведение – это стратегии и действия (способы), предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности и ведущие к успешной или менее успешной адаптации.

Копинг как процесс разрешения социальных проблем первыми описали А. Нэзу, Т. Дзурилла, М. Голдфрид. По их утверждению, активное разрешение проблем является когнитивно-поведенческим процессом, в результате которого формируется общая социальная компетентность личности [13].

Авторы выделили такие компоненты копинг-процесса, как ориентация в проблеме, определение и формулирование проблемы, генерация альтернатив, выбор оптимального варианта решения проблемы, выполнение решения с последующей проверкой.

Другой исследователь копинга Мэрфи, указывает, что копинг как процесс, включает определенные усилия, поэтому не может быть сведен к автоматизированным адаптационным механизмам как, например, рефлексы. Они, в свою очередь, являются более примитивными устройствами, по сравнению с механизмами копинга. Автор, основываясь на своих исследованиях в поведении животных и маленьких детей, высказывает предположение, что по мере развития человека, его когнитивные механизмы и символизация становятся все более распространенными в функционировании, а роль примитивных механизмов становится менее значимым в связях с копингом [14].

Также основные положения концепции копинг-процессов были освящены Р. Лазарусом в книге «Психологический стресс и копинг-процессы», где автор описывает структуру копинг-процесса, представленную следующим образом: стрессовое воздействие - когнитивная оценка (восприятие события) - возникновение эмоции (нарушение гомеостаза) - выработка стратегии преодоления (копинг) - оценка результата действий (успешное / неуспешное совладание) 13].

В настоящее время все более актуальным становится совершенствование и разработка более точных методов измерения совладающего со стрессом поведения, а также использование разнообразных подходов в его измерении, включая качественные методы. В нашей стране на сегодняшний день наиболее известной и апробированной  методикой для измерения копинг-поведения является: «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана [11].

Д. Амирхан на основе факторного анализа выделил три группы копинг-стратегий. Идея автора заключается в том, что все стратегии, которые использует человек в жизни можно разделить на три подгруппы. Первую подгруппу составляет стратегия разрешения проблем, при которой человек активно старается использовать все свои личностные ресурсы для эффективного решения проблем.

Во вторую подгруппу входит стратегия поиска социальной поддержки – это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблем может обратиться за помощью и поддержкой к среде, окружающей его: семье друзьям, другим значимым людям.

Третью подгруппу составляет стратегия избегания. Это такая стратегия поведения, когда человек старается уйти от решения проблем, избежав контакта с окружающей действительностью. Стратегию избегания считают одной из ведущих стратегий поведения при формировании псевдосовладающего, дезадаптивного поведения. Она направлена на снижение дистресса человеком, который находится на более низком уровне развития. Применение этой копинг-стратегии обуславливается недостаточным развитием средовых копинг-ресурсов личности и навыков активного разрешения проблем. Но в зависимости от возраста и состояния системы ресурсов личности в конкретной стрессовой ситуации она может носить адекватный или неадекватный характер.

В зависимости от ситуации, в которой оказывается человек, самым эффективным считается использование всех названных выше поведенческих стратегий. По мнению Д. Амирхана – наиболее адекватным является применение всех стратегий. Однако он считает, что стратегия выбирается в зависимости от ситуации.

В одних случаях человек самостоятельно справляется с возникшими трудностями, в других ему необходима поддержка близких ему людей. В третьих он просто может подумать заранее о негативных последствиях, избежав столкновения с конкретной проблемной ситуацией [1].

По нашему мнению, в основу приобретенных форм поведения могут быть положены нормы социализации личности, рассматриваемые в психологической литературе как:

- установки (Д.Н. Узнадзе, А.Г. Асмолов);

- внутренняя позиция личности по отношению к социуму и отдельным объектам социального окружения (Л.И. Божович);

- как психологическая готовность к социально-психологическому взаимодействию со средой (В.В. Гребнева);

- как внутренняя организация множества личностных мотивационных и стилистических диспозиций (Г. Олпорт).

- как доминирование одного главного мотивирующего фактора, которым является стремление к самоактуализации (К. Роджерс и А. Маслоу).

На индивидуальном уровне норма социализации представляет собой некий эталонный результат процесса социализации, выражающийся в относительно беспроблемном взаимодействии индивида со своим окружением и институтами социализации. На уровне общества она заключается в устоявшейся совокупности правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению.

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что копинг-стратегии воспитателей обусловлены внутренними диспозициями, сформировавшимися под воздействием семейных и культурных норм социализации, и закрепившимися в сознании и поведении воспитателей в виде личностных черт характера и особенностей поведения. 

Таким образом, гипотезу нашего исследования составило предположение о взаимообусловленности норм социализации и особенностей проявления копинг-стратегий воспитателей ДОУ.

Выборку исследования составили воспитатели, обучающиеся на курсах повышения квалификации Белгородского института развития образования.  Общий объем выборки составил 52 воспитателя в возрасте от 31 до 52 лет и со стажем педагогической деятельности от 7 до 31 года.

Для диагностики копинг-стратегий воспитателей дошкольных образовательных учреждений использовалась методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан), адаптированная в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М. Бехтерева [11].

Для диагностики норм социализации мы использовали дифференциально-аналитический опросник «WIPFF» (Н. Пезешкиан, Дайденбах)Методика, предложенная немецким доктором медицины, врачом-психиатром и невропатологом, основоположником позитивной психотерапии, директором Международного Центра позитивной психотерапии, транскультурной психотерапии и психосоматической медицины Н. Пезешкианом и разработанная при сотрудничестве немецкого психолога Х. Дайденбаха, используется с целью исследования базовых установок (ногм социализации) человека, влияющих на поведение личности и состоит из четырех блоков: когнитивные нормы социализации (аккуратность, пунктуальность, обязательность и т.д.); эмоциональные нормы социализации (терпение, надежда, вера, любовь и т.д.), а также  способы переработки конфликтов (бегство в болезнь, бегство в деятельность, бегство в контакты, бегство в фантазии). Виды «бегства» мы можем рассматривать как стратегии поведения в конфликте [6].

Результаты исследования по методике Амирхан показали следующее. При выявлениикопинг-стратегий воспитателей23,1 % (12 человек) испытуемых показали высокий уровень выраженности стратегии решения проблемы, при этом 42,3% (22 человека) испытуемых продемонстрировали высокий уровень выраженности стратегии избегания, и 34,6% воспитателей (18 человек) – поиск социальной поддержки. Таким образом, нам удалось распределить выборку на 3 группы в соответствии с выявленными копинг-стратегиями.

Далее, для проверки гипотезы, о том, что копинг-стратегии воспитателей обусловлены нормами социализации, мы использовали Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии, который, на наш взгляд, является наиболее адекватным в целях его применения для выявления особенностей процессов социализации [6].

Проанализировав результаты уровней социальных норм в  трех группах испытуемых,  нами было обнаружено, что в группе со стратегией решения проблем наблюдается высокий уровень таких когнитивных норм социализации, как «усердие в деятельности» (87%), «честность, искренность» (у 68%), «обязательность» (57%), «справедливость» (58%) «пунктуальность» (49%). Из эмоциональных норм высокий уровень был обнаружен относительно: «терпение» (59%), «надежда» (86%).

В группе со стратегией  поиска социальной поддержки преобладает высокий уровень когнитивных норм - «послушание»(87,3%), «вежливость»(76,4%),  «справедливость», «контактность» (73%); эмоциональных - «любовь»(90,9%),  «надежда» (58%), «верность» (64%),  «нежность» (72,7%);

В группе со стратегией избегания из когнитивных норм преобладает «бережливость» (72,7%) из эмоциональных - «вера» (57%), «надежда» (87%) .

Наибольшее количество испытуемых с высоким уровнем норм социализации чаще всего наблюдаем в группах социальной поддержки (8 норм) и решения проблем (7 норм). В группе воспитателей со стратегией поведения «избегание» высокий уровень развития норм социализации наблюдается лишь по трем нормам социализации.

Кроме того, результаты исследования показали, что испытуемые с разными копинг-стратегиями выбирают соответствующие способы решения конфликтов (р<0,05): стратегии поиска социальной поддержки положительно коррелируют с «бегством в контакты», в то время как стратегии избегания – с «бегством в болезнь»(р<0,005) и « бегством в фантазии»(р<0,01). В выборке стратегии разрешения проблем статистически значимых связей с видами «бегства» не обнаружено.

На основании полученных результатов исследования можно утверждать, что нормы социализации являются внутренним фактором, обуславливающим копинг-стратегии личности. Они также регулируют копинг-процесс, который все время изменяется, поскольку личность и среда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние. Они обуславливают характер поведения участников социально-психологического взаимодействия со средой.

 

Список литературы

  1. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008. 432 с.
  2. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. СПБ.: СПбГУ, 2009. 136 с.
  3. Копинг-поведение (механизмы совладания) как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций и методы их определения: пособие для врачей и психологов / Б.Д. Карвасарский, В.А. Абабков, А.В. Васильева, Г.Л. Исурина и др.  СПБ.: Изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2007.  28 с.
  4. Лазарус Р. Психологический стресс и копинг-процессы. М.: Медицина, 1966. 466 с.
  5. Мирошникова О.С. Исследование взаимосвязи агрессивных копинг-стратегий и ценностных ориентаций воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Материалы VII Международной научной заочной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека». М., 2012.
  6. Пезешкиан Н. Психосоматика  и позитивная психотерапия: Пер. с нем./ Н. Пезешкиан . М.: Медицина, 1996. 464
  7.  Реан А. А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994. 412 с.
  8. Тарасов С.В. Развитие профессионально важных качеств педагогов-психологов в процессе обучения в вузе: диссер ... канд. псих.наук: Самара, 2004. 211 c.
  9. Нартова-Бочавер С.К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. Т. 18.  № 5. 1997. С. 20-30.
  10. Крюкова Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения / Т.Л. Крюкова  // Психологический журнал. 2005.  Т 26. № 2. С. 5-15.
  11. Amirkhan J.H. Factоr analiticalydrived measure оf cоing: the strategy indicatоr // J. оf Рersоnality and SоcialРsychоlоgy. 1990. V. 59. P.1066-1074.
  12. Lazarus R.S., Folkman S. (1991). The Concept of Coping. In A. Monat, Lazarus R.S. (Eds.), Stress and Coping: An Anthology. New-York: Columbia University Press.
  13. Lazarus R.S., Folkman S. (1984). Stress, Appraisal and Coping. New York: Springer.
  14. Murphy L. Coping vulnerability and residence in childhood. Coping and adaptation N.-Y., 1974. 13. P.93.