16+

АСПЕКТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ НА КАФЕДРЕ ТОВАРОВЕДЕНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

Aннотация

В работе проанализированы проблемы обучения специалистов в ВУЗах и установлено, что вопрос качественно нового подхода к организации комплексной практической подготовки студентов, которая реально приближена к будущей профессиональной деятельности, является актуальным для ВУЗов любого профиля. Это связано с отрывом теоретических знаний студентов от их практического аспекта. Авторами установлено, что в современных условиях рыночной экономики, все более возрастают требования к качеству работы, которая выполняется «новичком», его функциональным способностям и квалификации как работника в целом. Предложен опыт решения этого вопроса на основе внедрения трехуровневой, непрерывной от учебы, практической подготовки студентов, в ходе которой студенту предлагается выполнять функциональные обязанности специалистов в качестве дублера в сфере производства и торговли, а также временно занять место научного работника и преподавателя. Для магистров предложено ввести три вида преддипломной стажировки: управленческую, педагогическую и научно-исследовательскую.


Постановка проблемы в общем виде и её связь с важнейшими научными и практическими заданиями. Образование в наше время является эффективным тогда, когда оно нацелено на становление в стране тесной связи высших учебных заведений с предприятиями будущей профессиональной деятельности студентов. Такая связь может рассматриваться как организационная форма обеспечения новых требований материального и нематериального производств в период подготовки кадров которые способны изобретать, совершенствовать и использовать новые технологии, что будет способствовать повышению экономического положения страны и укреплению её позиций на мировом рынке.

В связи с этим, вопрос качественно нового подхода к организации комплексной подготовки студентов, которая реально приближена к будущей профессиональной деятельности, является актуальным для ВУЗов любого профиля.

Выделение нерешённых ранее частей общей проблемы. Известно, что именно приобретение практических навыков в процессе учебы характеризует этап создания индивидуальной развитой личности – решение заданий, связанных с творческим мышлением в вопросах руководства и принятия верных производственных решений. Потому, в условиях растущей конкуренции на рынке образовательных услуг, актуальным заданием для высших учебных заведений становится непрерывный поиск способов и методов усовершенствования не только учебного процесса, но и приближения содержания высшего образования к требованиям и потребностям рынка с точки зрения правильной организации практической подготовки студентов, где в последнее время, из-за отсутствия целенаправленных государственных программ, образовался некоторый вакуум.

Анализ последних исследований и публикаций. Взаимосвязь между структурными элементами многоуровневого учебного процесса указывает на подчиненность форм обучения тем заданиям, методам и приемам, которые избираются для организации проведения не только учебного процесса, в соответствии с определенной системой обучения, но и завершающего этапа – воплощения приобретенных знаний во время работы на производственных предприятиях, в розничной торговле, в научно-исследовательских учреждениях и других объектах ведения хозяйства. Известно, что даже самый трудолюбивый студент, который ответственно подходил к изучению дисциплин, по окончании учёбы, в ряде случаев не может найти своё применение и у него возникают трудности на рабочем месте, про которые часто шутят «а теперь забудь всё чему учили в институте и учись заново» [1].

Сейчас для утверждения себя как профессионала-специалиста необходимо не только владеть глубокими и гибкими знаниями, но и развитыми профессиональными и социальными качествами. Все более возрастают требования к качеству работы, которая выполняется «новичком», его функциональным способностям и квалификации как работника в целом. Работник должен быть готов к тому, что рабочая нагрузка (будь то физическая или интеллектуальная) постепенно будет увеличиваться [2, 3]. Другими словами, существующий уровень развития производства ориентирует современного специалиста на необходимость овладения профессиональными умениями на уровне профессиональных компетенций. То есть владеть мастерством на основе органического единства знаний, опыта и отношений, быть способным осуществлять как привычную, так и новую профессиональную деятельность. Профессиональные компетенции позволяют профессионалу-специалисту быть адаптированным к условиям, которые изменяются, на рынке труда, предоставляют возможность к самореализации в многообразных сферах профессиональной деятельности [4, 5].

Постановка задачи. Основной задачей нашей работы является обоснование необходимых аспектов разносторонней практической подготовки магистров как в торговой и производственной, так и в научно-исследовательской сфере в процессе их обучения в ВУЗе, на кафедре товароведения в таможенном деле.

Изложение основного материала исследований. Проведенные наблюдения показали, что при современной системе подготовки будущий специалист на каждой ступени своей учебы должен получать углубленную профессиональную подготовку с постепенным расширением уровня общего кругозора. Для решения этих задач в нашем университете предлагают больше коммуникативных дисциплин, связанных с приобретением навыков лидерства, психологической и моральной стойкости в кругу коллектива. При этом особое внимание уделяется практическо-производственной программе подготовки специалистов непосредственно в действующих компаниях бизнеса и торговых центрах. Это даёт возможность студентам подойти к государственным экзаменам не только с усвоенными теоретическими знаниями, но и иметь возможность умело систематизировать эти знания относительно ситуации, которая сложилась на макете предприятия, а именно: ответственно принять правильное решение; разработать ряд задач, решение которых приведёт к достижению цели; организовать работу сотрудников для достижения поставленной цели.

В связи с этим основное внимание в учебе необходимо уделять подходам направленным на активизацию творческого поиска, таким как умственная атака, коучинг и др., которые чаще всего используются в командной работе в коммерческих предприятиях. Тогда студент высшего учебного заведения по окончании каждой ступени своего образования будет сформированным специалистом соответствующей квалификации, и, следовательно, социально защищенным членом общества [6]. При этом, в случае заинтересованности (и возможностей), в процессе учебы можно решить вопрос переориентации студента из производственного на научный профиль учебы и наоборот.

Однако, во всех высших учебных заведениях, нужно учитывать специфику подготовки на том или другом факультете. Преподаватель в университете должен из источника информации превратиться в менеджера, организатора учебного процесса. Не преподаватель должен вести студента к поставленной цели, а студент, опираясь на помощь преподавателя, самостоятельно через огромную и творческую работу должен добиваться цели. Все зависит от мотивации человека к творческой деятельности, образованию и самообразованию. Важнейшим средством, что формирует творческие навыки будущих специалистов на кафедре товароведения в таможенном деле, является самостоятельная творческая работа, где особое место занимают научные исследования студентов. Теоретический курс преподавания товароведных наук и усовершенствования навыков в процессе практической подготовки сегодня тесно связанны между собой и временами тяжело провести грань, где заканчиваются товароведные науки и начинается сфера производства товаров или услуг. Важное значение, в связи с этим, имеет решение вопроса о правильном подборе предприятий для прохождения студентами практической подготовки, где молодые специалисты смогут не только получить практические навыки относительно сферы своей будущей профессии, но и подобрать материал и провести исследование необходимые для написания дипломных бакалаврских и магистерских работ, поскольку только в этом случае можно вести разговор о закономерностях качественной подготовки будущих специалистов. Преподаватель, в свою очередь, соответствующей организацией занятий, должен влиять на студента так, чтобы тот стал не только активным участником учебного процесса, но и осведомленным грамотным участником в сфере движения товара от производителя к конечному потребителю. 

При прохождении практики студенты овладевают формами и орудиями труда, у них формируются необходимые умения и навыки для принятия самостоятельных решений в конкретных производственных условиях. У студентов воспитывается потребность систематически возобновлять свои знания и творчески их применять в практической деятельности. Практика в значительной степени способствует формированию высокого профессионализма, как сфере торговли так и в отраслях материального производства.

На товароведном факультете нашего ВУЗа предусмотрено трехуровневую, непрерывную с учебой, практическую подготовку студентов. На начальном уровне предшествует технологическая практика, которую студенты проходят на производственных предприятиях. Для лучшей адаптации и ознакомления с будущей профессиональной деятельностью, базами практики являются не только профильные предприятия отрасли (лаборатории), но и предприятия легкой промышленности, мясокомбинаты, ликероводочные производства, молокозаводы, пивзаводы, жиркомбинаты и др. Практика организуется после второго курса, на протяжении трех недель. Во время практики студенты изучают порядок влияния качества сырьевых материалов на качество готовой продукции, порядок проведения производственного процесса, технологические линии, работу лабораторий, системы поставок сырья и сбыта готовой продукции, общие вопросы организации работы предприятия.

При последующей учебе студенты проходят товароведно-коммерческую практику, которая организуется по окончанию следующего курса перед летними каникулами. Программа этой практики, кроме аспектов получения знаний о свойствах товаров, о порядке принятия и формирования условий его хранения, включает большой аспект вопросов по обеспечения функционирования предприятия, вопросов охраны труда и окружающей среды, а также правовых вопросов планирования и деятельности предприятия.

При этом нами предлагается несколько нестандартный подход к работе студентов в период практики и во время составления отчета. А именно: студент в течение запланированного периода практики три раза изменяет место работы, однако функциональные обязанности остаются одинаковые. При этом целесообразно чтобы предприятия были похожи по штатному расписанию, структуре отделов и их взаимоподчинения, а так же по видам деятельности. По окончанию срока практики студент должен попробовать составить каждому руководителю предприятия отчет относительно внедрения мероприятий, которые по его мнению будут отражаться на повышении конкурентоспособности предприятия: повысят уровень труда, будут способствовать эффективности продажи товара и его хранению, повысят дисциплину на предприятии, приведут к снижению лишних расходов и др. И только по получении позитивного отзыва студент будет переходить к составлению общего отчета в котором должна предоставляться полная характеристика деятельности каждого из предприятий с обсуждением и анализом недостатков и позитивных сторон, способов продажи и хранения товаров на сладах, способов перевозки товаров. А так же студент должен предложить свое виденье настоящего положения и развития предприятия с составлением бизнес-плана.

Объектами практик являются производственные предприятия пищевой и легкой промышленности г. Харькова (АО «Ефект», ф-ка специализированной одежды «Магнат», ПП «Новожановский мясокомбинат», столовая ПСП им. «Щорса», ООО «Метрополь», кафе «Кристалл» и др.); предприятия торговли (ООО “Виал-маркет” Супермаркет “Класс”, ПП «БеларусьКосметика», строительный гипермаркет «Эпицентр», супермаркет «Таргет», супермаркет «Рост», и др.); таможенные организации и учреждения, которые занимаются таможенным оформлением товаров и обеспечивают информативное сообщение об изменениях таможенного законодательства (ООО НПП «Информвнешсервис», Центр ВЭД «Интеркрос»). Некоторые студенты проходят практику в профильных организациях за рубежом (в Италии, Турции, России).

В программе практики предусмотрено время для работы студентов в качестве дублеров специалистов в сфере производства, что позволяет студентам в наибольшей мере овладеть тонкостями деятельности мастера, начальника цеха, товароведа, заведующего лабораторией и др. Студенты хорошо знакомые со специалистами, охотно идут на общение и с интересом изучают и анализируют работу предприятия. В ходе практической подготовки студенты овладевают общими сведениями о торговых и производственных предприятиях разных типов, современными приемами принятия и хранения товаров и сырья, изготовления полуфабрикатов и готовой продукции, на базе полученных в высшем учебном заведении знаний формируют профессиональные умения и навыки для принятия самостоятельных решений во время конкретной работы в реальных производственных условиях.

Индивидуальные задания выполняются на рабочих местах. После завершения практики предприятие в дневнике практики даёт характеристику на студента и рекомендуемую оценку. Защита отчетов происходит на базах практики в последние дни ее прохождения.

Завершающим этапом практической непрерывной подготовки является преддипломная практика. Она организуется для магистров и специалистов по отдельным программам. Календарный план преддипломной стажировки магистров включает три этапа:

- научно-исследовательская преддипломная стажировка (проведение научно-исследовательских экспериментов для написания выпускной  квалификационной работы);

- управленческая преддипломная стажировка (организация и проведение экспертизы качества товаров; изучение сферы и направлений работы таможенных учреждений; изучения нормативной документации и законодательных актов, приобретение навыков описания и кодировки товаров, определения таможенной стоимости, расчёт и начисление таможенной пошлины и таможенных платежей; осуществление таможенного контроля за перевозкой товаров через таможенную границу; порядок борьбы с контрабандой и нарушением таможенных правил);

- педагогическая преддипломная стажировка (проведение лабораторных и практических занятий на кафедре товароведения в таможенном деле).

Основной целью преддипломной стажировки является подготовка будущих специалистов к самостоятельной работе, способности к самостоятельному принятию ответственных решений, проведению научно-исследовательских работ. Она является логическим продолжением производственной товароведно-технологической практики.

Научно-исследовательская работа в период стажировки раскрывает в студентах тягу к познанию, изобретениям, направлена на раскрытие исследовательского потенциала, что в общем способствует повышению профессионального уровня студента-магистра. Участие в этой работе является обязательным заданием каждого студента дневной формы обучения. Следует отметить, что задания могут быть связаны не только с выполнением квалификационной выпускной работы, но и с научно-исследовательской работой кафедры по госбюджетной или хоздоговорной тематике, подготовкой докладов на научные конференции, исследованием отдельных вопросов на заказ предприятий торговли, экспертных служб или таможенных отделов.

Научно-исследовательская практика магистров проходит в проблемных лабораториях университета, на выпускающих кафедрах, и в специализированных лабораториях на предприятиях. Студенты изучают организацию проведения научно-исследовательских работ разного масштаба. Много времени отводится для выполнения индивидуальной научно-исследовательской работы.

Во время педагогической практики студент-магистр временно занимает место преподавателя. При этом студент самостоятельно разрабатывает методику проведения практического или лабораторного занятия, обрабатывает теоретический материал по соответствующей теме, и после одобрения ведущего преподавателя излагает его студентам.

Как правило выпускные магистерские работы являются результатом научно-исследовательской работы студентов по использованию новых видов сырья в технологии пищевых продуктов и непродовольственных товаров, изучению товароведной оценки как пищевых продуктов, так и непродовольственных товаров разных производителей, путей совершенствования процессов и технологии различных производств с учетом современных требований в общественной жизни. Предусмотрена также необходимость использования современных информационных технологий для обработки результатов собственных исследований. Лучшие опытные работы, которые сопровождаются новейшими разработками, рекомендуются кафедрой к участию в конкурсах студенческих научных работ разного уровня, используются в учебном процессе, печатаются в сборниках научных трудов.

Во время прохождения любой из практик все студенты выполняют индивидуальное задание, которое связано с интересами предприятий, практикантов и кафедры. Студенты изучают порядок перевозки товаров через таможенную границу и случаи в которых предусмотрено проведение таможенной экспертизы. Поэтому уже несколько лет все магистерские работы выполняются по заказу предприятий и практически все имеют внедрение в производство.

Недостатком является наличие ряда определённых трудностей в процессе заключения договоров на практику, что предопределенно отсутствием централизованного распределения и закрепления ВУЗов за промышленными предприятиями, наличием предприятий разных форм собственности, отсутствием средств на оплату работы руководителей практики от предприятий. Опыт показывает, что в этом направлении перспективы имеет только то сотрудничество между вузами и предприятиями, которое учитывает взаимные интересы.

Выводы и перспективы дальнейшей работы. Таким образом изложенные положения являются только предложением из опыта деятельности отдельно взятой кафедры высшего учебного заведения и не дают исчерпывающего ответа на все сложные вопросы реформирования высшего образования Украины в процессе ее трансформации. Однако учет этих положений и их адаптация к реальным условиям высшей школы позволяет эффективнее решать проблемы качества подготовки специалистов для отраслей материального производства и передачи опыта о системе высшего образования Украины другим участникам мировой системы образования.

В дальнейшем предполагается ведение переговоров с предприятиями по созданию совместных участков работы, где во время практики студенты смогут временно дублировать специалистов на профильных должностях.

 

Список литературы

  1. Матеріали Всеукраїнської наради ректорів вищих технічних навчальних закладів “Вища технічна освіта України і Болонський процес”. – Харків: НТУ “ХПІ”, 2004р. – 198с.
  2. James R.K. Kagaari. Evaluation of the effects of vocational choice and practical training on students' employability // Journal of European Industrial Training.Vol. 31, Iss: 6 (2007): P. 449–471.
  3. Adam Dasmani. Challenges facing technical institute graduates in practical skills acquisition in the Upper East Region of Ghana // Asia-Pacific Journal of Cooperative Education.  № 12(2),( 2011): P. 67–77.
  4. Grebenuk T. Concept of Pedagogical Postgraduates Preparation to Practical Training at University Level // Journal of General and Professional Education. № 2. (2011): P. 8-11.
  5. Сорокіна С.В. Аналіз креативних методів організації навчального процесу / С.В. Сорокіна, В.А. Афанасьєва // Матер VІІ Всеукр. наук-метод. конф., 24 жовтня 2009.: Модернізація вищої освіти та проблеми управління якістю підготовки фахівців. Теоретико-методологічні та практичні проблеми підготовки фахівців за ступеневою системою освіти: [матеріали] / редкол.: О.І. Черевко [та ін.]. – Харків.: ХДУХТ, 2009. – С.190-191.
  6. Головко М.П. Шляхи модернізації методичних принципів практичної підготовки студентів / М.П. Головко, С.В. Сорокіна, В.О. Акмен // Материалы VІІІ Всеукр. наук-метод. конф., 24 вересня 2010.: Модернізація вищої освіти та проблеми управління якістю підготовки фахівців. Теоретико-методологічні та практичні проблеми підготовки фахівців за ступеневою системою освіти: [матеріали] / редкол.: О.І. Черевко [та ін.]. – Харків.: ХДУХТ, 2010. – С.169-170.