16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2016-2-3-14-17

СМЫСЛЫ ИНТЕГРАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Aннотация

В статье определяются смыслы и целевые ориентиры интеграции педагогической науки и практики в обновлении системы дошкольного и непрерывного педагогического образования. С целью решения актуальных проблем дошкольного и профессионального образования в Белгородской области используются новые типы взаимодействия между наукой и практикой в рамках научно-образовательных кластеров и региональных проектов. Научно-образовательный кластер способствует развитию инновационной деятельности в регионе, повышению профессиональной компетентности педагогов. В процессе реализации проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья») разработана программа физического развития дошкольников «Выходи играть во двор», направленная на развитие ребенка как субъекта двигательной, игровой, познавательно-исследовательской деятельности.

К числу вызовов, с которыми сталкивается педагог в современном дошкольном образовании, относится динамичность его содержания и условий профессиональной деятельности. Необходимость реагировать на происходящие изменения, адаптироваться к быстроменяющийся педагогической действительности требует активного участия педагогов в инновационных процессах. Как свидетельствует анализ исследований Асмолова А.А., Белой К.Ю., Майера А.А. современный этап развития системы дошкольного образования характеризуется массовой инновационной практикой. Набирает темпы процесс разработки и публикации вариативных программ. Каждый педагогический коллектив, согласно федеральному государственному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), вправе реализовать авторские образовательные программы и технологии, выбирать программы и формы взаимодействия участников образовательного процесса. Осознание педагогами смысла происходящих изменений в немалой степени связано с принятием ключевых идей обновления дошкольного образования: гуманизации, демократизации, личностно-ориентированной направленности вариативности.

 Однако, как показывает анализ современной ситуации, педагоги дошкольных организаций испытывают трудности в отборе программ, соотнесении их со спецификой и условиями деятельности организации, возможностями кадрового потенциала, в согласовании целевого, содержательного и организационного компонентов основной образовательной программы. Они недостаточно информированы о видовом разнообразии программ, их методологических и методических основах и особенностях.

 Несмотря на то, что изданы Методические рекомендации по использованию Примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации, осмысление инновационных процессов в системе дошкольного и профессионального образования не завершено. Прогнозирование перспектив развития систем дошкольного и непрерывного педагогического образования, основывается на глубоком анализе научных и прикладных аспектов обновления содержания, технологий, форм их организации.

Целью нашего исследования стало выявление смыслов и целевых ориентиров взаимодействия педагогической науки и практики в условиях динамичного изменения системы дошкольного и непрерывного педагогического образования

Методы исследования: теоретический анализ, синтез, моделирование, анализ педагогического опыта.

На наш взгляд, одним из значимых факторов, позволяющих преодолеть существующие проблемы, наращивать потенциал дошкольных организаций и учреждений высшего образования, создавать условия для развития профессиональных и личностных качеств педагога является научно- методическое сопровождение, которое обеспечивается интеграцией педагогической науки и практики в определении ценностных ориентаций и смыслов образовательной деятельности. Анализ современных исследований свидетельствует о том, что создание взаимодействия нового типа между наукой и практикой, объединение ресурсов научного и образовательного комплекса, диверсификация источников финансирования научных изысканий позволяет:

 во-первых, выявлять целевые ориентиры, образовательные приоритеты в системе дошкольного и непрерывного педагогического образования и на этой основе обновлять их содержания;

 во-вторых, выдвигать и обосновывать новые требования к качеству профессиональной практики в условиях социального партнерства и диалога;

в-третьих, осуществлять быструю передачу научно-методических разработок и рекомендаций в педагогическую практику;

 в-четвертых, обеспечивать научно-методическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном учреждении в ВУЗе, объективно, с позиции ориентации на методологические основы и современные тенденции развития дошкольного и профессионального образования оценивать эффективность и воспроизводимость инновационного опыта.

Организация научно-образовательных кластеров в регионе обеспечивает развитие новых форм интеграции науки и практики. Структурно-функциональная модель, концептуальные основы, ведущие направления  деятельности регионального инновационного образовательного комплекса, созданного на базе факультета дошкольного начального и специального образования Педагогического института НИУ БелГУ  представлены в журнале «Дошкольное воспитание».

Остановимся на осмыслении первых результатов реализации его целевых ориентиров. При этом нам следует рассмотреть вопрос о понятии «смысл». Для Г.П. Щедровицкого смысл - это «особая действительность, создаваемая исследователем, при статической фиксации процессов понимания» [9, с. 561]. Там же смысл - это общая соотнесенность и связь всех относящихся к ситуации явлений [9, с. 564].

На наш взгляд, организация деятельности проектных и творческих групп в достаточной степени обеспечивает объединение усилий педагогической науки и практики в решении актуальных проблем дошкольного и профессионального образования. В настоящее время в условиях взаимодействия кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования НИУ БелГУ и кафедры дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» и региональных дошкольных организаций успешно реализуется проект «Создание региональной системы  личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
(«Дошкольник Белогорья»)». Инновационная идея проекта состоит в разработке и внедрении парциальных программ по физическому, познавательному, социально-коммуникативному, художественно-эстетическому и речевому развитию дошкольников с учетом ФГОС дошкольного образования, которые направлены на обеспечение целостного образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях региона. Кроме программ по основным направлениям развития дошкольников с учетом требований ФГОС дошкольного образования и социокультурных традиций региона, подготовлены методические пособия для воспитателя по организации образовательного процесса,  информационное обеспечение (презентации, дидактический материал в электронном виде) для реализации программы педагогами дошкольного образования, специализированные консультации для родителей и педагогов, рабочие тетради для детей. 

Особенность данных программ состоит в том, что развитие дошкольников происходит на основе социокультурных традиций Белгородской области. Социокультурные ценности не могут быть переданы напрямую через воспитательное мероприятие, для освоения социокультурного опыта ребенку необходимо соответствующее переживание, ощущение сопричастности. Культура народа, преданность Отчизне, гордость за свою страну не транслируется посредством педагогических воздействий, требуется кропотливая тонкая работа по «выращиванию» патриотических чувств. Истоки высших человеческих эмоций такие, как любовь к Родине, «лежат в переживаниях раннего детства» (А.В. Запорожец). Познавательное развитие дошкольника неотделимо от чувственного. В познавательном процессе когнитивный, аффективный и деятельностный компоненты тесно переплетены и составляют единое целое: представления ребенка, как элементы наглядно-образного мышления, яркие и насыщенные часто трудно вербализируются, т.к. формируются в большей степени за счет непроизвольных процессов. Поэтому ознакомление детей с малой Родиной, направленное на становление основ гражданской идентичности и патриотизма, целесообразно выстраивать как приобщение ребенка к социокультурным ценностям семьи, общества и государства посредством формирования и развития событийной общности детей и взрослых.

Развивающие программы дошкольного образования разработаны на основе сложившихся в отечественной науке культурно-исторического и деятельностного подходов к развитию детей дошкольного возраста с учетом современных разработок (исследовательских проектных, информационно-коммуникационных). В программах по физическому развитию «Выходи играть во двор» (под ред. Волошиной Л.Н.). познавательному развитию «Здравствуй, мир Белогорья» (Серых Л.В., Репринцева Г.А.), социально-коммуникативному развитию «Мир Белогорья, я и мои друзья» (Волошина Л.Н., Серых Л.В.) использован модульный принцип планирования содержания, каждый модуль конкретизируется темами занятий. Материал изложен в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, становлением его потребностей и интересов, адекватных возрасту, полу, индивидуальным способам поведения, с учетом актуальных для дошкольного детства видов деятельности и социокультурных традиций региона. Технология реализации программ представлена тематическим планами и конспектами, предусматривающими использование различных средств, форм и методов организации образовательного процесса, оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности, включение элементов развивающей среды. Педагогическая диагностика, представленная в каждой программе, позволяет оценить индивидуальное развитие ребенка по каждому из направлений.

Вектор новаторских разработок при создании программы «Выходи играть во двор» направлен на развитие вариативной системы физического воспитания дошкольников. Программа разработана на основе передовых идей о восстановлении игрового пространства детства одного из научных направлений НИУ БелГУ и лучших образовательных практик дошкольных учреждений региона. Ведущей идеей программы является идея развития дошкольника, как субъекта двигательной, игровой,  познавательно-исследовательской деятельности. В программе нашли отражение совокупность условий, ситуаций выбора, стимулирующих развитие детской субъектности в таких ее проявлениях, как самостоятельная двигательная деятельность. Ее содержание направлено на позитивную социализацию, педагогическую поддержку инициатив и познавательной активности ребенка, становление ценностей здорового образа жизни.

Программа учитывает климато-географические условия региона, отражает его культурные и спортивные традиции. Модульное построение программы, позволяет участникам образовательного процесса, при необходимости, заменить отдельные модули, не меняя содержание программы. Большое значение при реализации программы придается организации культурных практик, с целью проявления детьми самостоятельности и двигательного творчества в игровых и двигательных видах деятельности.

Выстраивание системы нового типа  взаимодействия педагогической науки и практики, социальный диалог и социальное партнерство имеет смыслы, как для системы дошкольного, так и для системы профессионального образования.

В системе дошкольного  образования:

- обновляется содержание, технологии, формы организации дошкольного образования

-создаётся развитая структура поддержки инновационной деятельности и вариативности дошкольного образования;

 -стимулируется внедрение результатов научных исследований и инновационного опыта в практику.

В профессиональном образовании:

-осуществляется преемственность всех уровней образования, построение целостной системы непрерывного образования педагогов;

 -обеспечивается качество профессиональной подготовки, оптимизация его сроков;

 -осуществляется успешное закрепление выпускников в образовательных учреждениях

Вывод: В целом достигаются общие целевые ориентиры развития дошкольного и профессионального образования, повышения эффективности использования инноваций в образовательной организации, повышения уровня профессиональной мобильности и компетентности педагогов дошкольных организаций и выпускников университета. 

Список литературы

  1. Белая К.Ю. Научно-методическая работа в ДОО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. №10.
  2. Волошина Л.Н. Интеграция педагогической науки и практики // Дошкольное воспитание. 2016. №1. С. 111-115.
  3. Волошина Л.Н. Выходи играть во двор. Парциальная программа по физическому развитию дошкольников. Белгород: изд. БелИРО. 2015.
  4. Майер А.А., Тимофеева Л.Л. Взаимосвязь проблем развития детства и перспектив развития дошкольного образования // Сетевой журнал «Научный результат». Серия «Педагогика и психология образования». 2014. №1. С. 59-64.
  5. Мелекесов Г.А., Ерофеева Н.Е. Образовательный мастер подготовки педагогических кадров // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2014. №3 (164).
  6. Серых Л.В., Шинкарева Л.В. Проблемы и перспективы реализации ФГОС в дошкольных образовательных организациях Белгородской области // Фундаментальные исследования. 2015.  №2. С. 4008-4012.
  7. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе. Казань: РИЦ «Школа». 2010.
  8. Методические рекомендации по использованию примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. №10. С 9-18.
  9. Щедровицкий Г.П. Смысл и значения. Избранные труды. М., Шк. культ. полит. 1995. С. 561-564.