16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2016-2-3-18-24

СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ЗДОРОВЬЯ В ПРИДНЕСТРОВЬЕ

Aннотация

В статье представлены содержание и направленность развития школьной педагогики здоровья в Приднестровской Молдавской республике (ПМР) за последние четверть века. В ходе исследования установлено, что наряду с доминирующим до недавнего времени гигиеническим подходом в школьной педагогике здоровья ПМР обозначилась тенденция комплексного подхода к решению проблемы воспитания здорового поколения, развития здоровьеориентированных образовательных систем в республике создаются условия для интегрированного и инклюзивного обучения особенных детей, усиливается внимание к формированию нравственного и социального компонентов здоровья школьников, развитию этнокультурного аспекта педагогики здоровья. Полученные результаты позволили раскрыть сущностные характеристики и особенности школьной педагогики здоровья в ПМР; целостно представить генезис школьной педагогики здоровья в ПМР в постсоветский период; определить направления развития школьной педагогики здоровья в ПМР на современном этапе; выявить позитивный опыт сохранения, укрепления и формирования здоровья приднестровских школьников. Имеющиеся результаты имеют прогностический характер для проектирования организации школьной системы образования как в ПМР, так и в России.

Введение (INTRODUCTION).

В условиях модернизации российской школы, её интеграции в мировое образовательное пространство закономерным представляется целенаправленное изучение, объективный анализ и выявление позитивного опыта в области педагогики здоровья в нашей стране и за рубежом, в частности, в странах бывшего СССР. Сравнительно-сопоставительный анализ позволяет определить общие направления развития школьной педагогики здоровья как на международном, так и национальном уровнях, эффективные способы здоровьеориентированной деятельности, которые могут быть использованы в отечественной школьной практике при сохранении национальных образовательных традиций.

Среди стран бывшего СССР, утверждающих идеи педагогики здоровья в школах, ПМР занимает особое место, поскольку ее государственная политика в гуманитарной области нацелена на интеграцию в образовательное пространство России, педагоги-практики успешно используют наработки российских ученых по сохранению, укреплению и формированию здоровья учащихся. Кроме того, в ПМР накоплен значительный опыт обеспечения здоровья школьников как на государственном уровне, так и в рамках деятельности отдельных организаций общего образования.  

Основная часть (MAIN PART).

Изучение научной литературы [1–11] показывает, что имеется достаточно материала по проблеме обеспечения здоровья школьников и развитию системы образования в зарубежных странах. Однако в научной литературе слабо представлен анализ процессов, происходящих в системе образования стран бывшего СССР. Вне поля зрения исследователей остается содержание и направление развития педагогики здоровья Приднестровья.

Знакомство с научной литературой в области педагогики здоровья, нормативно-правовыми документами, практическим опытом обеспечения здоровья школьников ПМР позволило выделить противоречия:

‒между необходимостью исследования особенностей, направлений развития, целей, содержания, моделей и технологий сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся в школах Приднестровья, и недостаточной разработанностью теоретического обоснования рассматриваемой системы;

‒между объективно растущей потребностью в интеграции российского школьного образования с образовательной системой Приднестровской Молдавской республики, в частности, за счет совершенствования системы обеспечения здоровья учащихся, и недостаточным исследованием положительного опыта решения обозначенной проблемы в Приднестровье.

Цель работы (PURPOSE RESEARCH)

Указанные противоречия выражаются в форме научной проблемы исследования: каковы особенности, направления развития педагогики здоровья в ПМР. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Методы исследования (METHODS OF RESEARCH)

В своем исследовании мы использовали теоретические (обобщение научных фактов, моделирование, научное прогнозирование и проектирование) и эмпирические (изучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, опрос, изучение документов и результатов деятельности участников образовательного процесса) методы исследования, а также методы педагогических измерений (анкетирование, тестирование, качественный и количественный анализ деятельности участников эксперимента).

Результаты исследования и их обсуждение

(RESULTS OF RESEARCH AND THEIR DISCUSSION)

Государственную политику ПМР в области общего образования претворяют в жизнь 162 организации общего образования, отличающиеся видовым многообразием и вариативностью реализуемых ими программ. Сохранение, укрепление и формирование здоровья школьников является приоритетной государственной задачей, о чем свидетельствуют принятые в ПМР различные законодательные акты. Например, Закон Приднестровской Молдавской республики «Об охране здоровья граждан» (№ 29-З от 16 января 1997 года) определяет основные направления государственной политики в области охраны здоровья граждан. Приоритет профилактических мер указан в качестве одного из основных принципов охраны здоровья граждан. Закон, по сути, закрепил в качестве доминирующего гигиенический подход в образовании. Его основу составляет принцип сохранения здоровья, а сущность заключается в снижении внешних отрицательных факторов воздействия на здоровье учащихся как путем принятия государственных программ «Профилактика ВИЧ/СПИД-инфекции и болезней, передающихся половым путем (БППП), в ПМР» на 2005–2009 и на 2010–2014 годы; «Онкология (2006–2010; 2011–2015 годы); комплексной профилактике кариеса у детей «Детям – здоровые зубы» на 2004–2013 годы; «Иммунизация населения ПМР» на 2006–2010 и на 2011–2015 годы; «Профилактика туберкулеза на 2011–2015 годы», так и посредством регламентации образовательного процесса и отдельных его видов, учета гигиенических требований и норм к организации предметно-пространственной среды, использованию оборудования и т. д.

Принципиальное значение для развития педагогики здоровья в ПМР имела Государственная целевая программа «Образование и здоровье» на период 2005–2009 гг., которая ставила целью создание социальной системы образовательно-медико-психологической направленности для решения проблемы сохранения здоровья детского населения. В целях реализации программы «Образование и здоровье» во многих образовательных учреждениях был разработан план комплексных мероприятий, направленных на оздоровление детей, профилактику заболеваний, пропаганду ЗОЖ, развитие физической культуры. Определены основные направления взаимодействия медицинских работников школьных учреждений и поликлиник, педагогов, родителей, что позволяет обеспечить своевременное медицинское обследование детей, их лечение и оздоровление. Таким образом, обозначилась тенденция комплексного подхода к решению проблемы воспитания здорового поколения приднестровцев.

Для воспитания культуры здоровья учащихся в отдельных школах вводятся уроки здоровья, реализуется валеологический потенциал содержания школьных предметов, проводится внеклассная и внешкольная валеологическая воспитательная работа. Педагоги стремятся приобщить школьников к занятиям в спортивных секциях, привлечь к участию в массовых физкультурных и валеологических мероприятиях, в школах создаются и работают творческие объединения: кружки, секции. Осуществляется физкультурно-оздоровительная работа: расширяются возможности выбора школьниками содержания обязательных занятий физической культурой (в рамках Концепции физического воспитания детей и молодежи в  ПМР (утв. постановлением правительства ПМР № 318 от 10.12.2015 г.) обозначена возможность наполнения вариативной части урока по физической культуре непрограммным содержанием), проводится утренняя зарядка, как обязательная форма занятий физическими упражнениями с учащимися 1–9 классов заявлена физкультминутка на каждом уроке, во всех школах проводится «День здоровья» для всех параллелей; организуется спортивно-массовая работа. Для детей с ослабленным здоровьем организованы занятия физкультурой в специальных медицинских группах, постоянно совершенствуется программа такого рода занятий.

Для улучшения материальной базы физкультурно-оздоровительной работы была принята государственная целевая программа «Обеспечение спортивным оборудованием и инвентарем организаций образования ПМР на 2013–2017 гг.». К сожалению, тяжелое финансово-экономическое положение ПМР не позволяет в полной мере реализовать программу обеспечения образовательных учреждений спортивным оборудованием, что особенно важно с учетом введения стандартов общего образования. Так, по данным МП ПМР потребность в спортивном оборудовании составляет 31 130 190 рублей [5].

Благотворное влияние на развитие педагогики здоровья ПМР оказало тесное сотрудничество с российскими учеными (В.И. Бондин, В.Н. Ирхин, Ф.И. Собянин и др.) и вузами (ФГБОУ ВПО «Южный федеральный университет», ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»). В рамках международного сотрудничества с коллегами из НИУ «БелГУ», на факультете физической культуры и спорта ПГУ им. Т.Г. Шевченко была создана НИЛ «Физическая культура и спортивная медицина». Одно из направлений научной деятельности лаборатории было связано с решением проблемы обеспечения здоровья школьников, в том числе путем распространения концепции развития здоровьеориентированной образовательной системы (В.Н. Ирхин, 2002) [6]. Все это привело к реализации в деятельности приднестровских школ здоровья системного подхода.

В настоящее время в школах большое внимание уделяется созданию здоровой предметно-пространственной среды: по итогам реализации государственной программы «Школьная мебель» кабинеты оборудованы мебелью в соответствии с ростовой градацией; проводится работа по озеленению и дизайну рекреаций и классных комнат; функционируют спортивные залы, в некоторых школах – тренажерные залы, рекреационные площадки (например, с установкой столов для настольного тенниса).

В ПМР созданы условия для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. В республике функционирует 13 специальных (коррекционных) образовательных учреждений различных видов, в которых создана специальная коррекционно-развивающая образовательная среда, обеспечивающая адекватные условия, оздоровления, реабилитацию и социальную адаптацию. В целях реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение специального коррекционного образования по месту жительства и возможности постоянного проживания в семье государством создаются условия для интегрированного и инклюзивного обучения данной категории детей, как дошкольного, так и школьного возраста. В организациях дошкольного и общего образования функционируют 122 специальных коррекционных класса или группы, в которых осуществляется педагогическая поддержка и психологическое сопровождение учащихся, создаются условия, где дети могут работать в индивидуальном темпе, в комфортной психологической атмосфере, в ситуации гарантированного успеха.

Еще одним вектором развития педагогики здоровья в ПМР стало усиление внимания к формированию нравственного и социального компонентов здоровья школьников. В качестве основы деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации детей и молодежи коллегией Министерства просвещения утверждена Государственная программа гражданско-патриотического воспитания «Мы – народ Приднестровья», реализация которой на различных уровнях образования начата с 2014 учебного года.

Население Приднестровья составляют представители 35 национальностей – русские, украинцы, молдаване, евреи, болгары, белорусы, гагаузы, татары и др. Данное обстоятельство предопределило развитие этнокультурного аспекта педагогики здоровья. С одной стороны, были исследованы теоретико-методологические основы педагогической защиты и поддержки учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве (О.В. Гукаленко, 2000), поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащегося (И.В. Колоколова, 2001), личностно-ориентированный подход в управлении поликультурной школой (А.Г. Мафтей, 2007) и т. д. С другой стороны, – в качестве вариативной части школьной образовательной программы разработан курс «Живем в мире и согласии», цель которого – через игровую и учебную деятельность, краеведческую работу с детьми и их родителями воспитывать сознательных граждан и патриотов своей родины, знающих и любящих свой родной край, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и преумножать его природный, экономический и культурный потенциал.

Важным направлением укрепления здоровья является летний оздоровительный отдых школьников, определены мероприятия, стимулирующие двигательную активность, творческий потенциал школьников: Республиканский физкультурно-спортивный конкурс «Семейные старты»; Республиканские физкультурно-оздоровительные турниры школьников «Старты надежд» (учащиеся 3–4 классов); «Смелые и ловкие» (учащиеся 5–6 классов); «Спортивная смена» (учащиеся 7–8 классов); Спартакиада школьников ПМР; Республиканская Олимпиада по предмету «Физическая культура»; Республиканский слет туристов-школьников ПМР (учащиеся 7–11 классов).

Первоочередными задачами школ ПМР является создание условий для успешной социализации обучающихся; формирование ЗОЖ и обеспечение безопасности детей. Например, в Тирасполе на базе МОУ «ТСШ № 4», «ТСШ № 7», «ТСШ № 17» открыто 15 спортивных классов с общей численностью 349 учащихся. Для учащихся спортивных классов созданы необходимые условия: сбалансированный режим учебы и тренировок, бесплатное питание, что позволяет реализовать способности обучаемых по различным спортивным направлениям: легкая атлетика, академическая гребля, гребля на байдарках и каноэ, стрельба из лука, велоспорт, баскетбол, футбол, гандбол, бокс, греко-римская борьба и дзюдо.

Анализ опыта здоровьориентированной деятельности показал, что такая работа осуществляется во многих образовательных учреждениях Приднестровья. Так, например, в организациях образования Рыбницы и Рыбницкого района довольно успешно проходила апробация программ по теоретико-технологическим основам развития здоровьесберегающего пространства школы и воспитанию ЗОЖ (Г.М. Брадик), была организована экспериментальная деятельность по апробации линии учебных пособий «Мое здоровье» для 2-4 классов. Всего в эксперименте приняло участие 9 образовательных учреждений с охватом 782 учеников. В отдельных школах г. Бендеры разрабатывают здоровьеориентированую организацию педагогического процесса, основанную на приобщении детей к ЗОЖ, увеличении двигательной активности учащихся, повышении интенсивности физических упражнений, широком использовании в занятиях подвижных и спортивных игр, в том числе на удлиненных переменах. Реализуется комплекс профилактических и оздоравливающих мероприятий: регулярные комплексные медицинские обследования учащихся, создание банка данных о состоянии их здоровья; первичная профилактика заболеваний, оздоровление учащихся с функциональными отклонениями, с начальными формами заболеваний; направление в поликлинику детей с хронической патологией для прохождения противорецидивных курсов под руководством врачей-специалистов; организация горячего и витаминизированного питания; проведение коррекционной (ЛФК, коррекция зрения) и просветительской работы с учащимися, учителями, родителями.

Тираспольские школы осуществляют работу по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры (организация художественно-творческого и спортивного досуга детей и физкультурно-оздоровительной работы, качественного горячего питания, деятельности вспомогательных служб (психолого-логопедической, социально-правовой и др.), рационального учебного процесса; витаминизации пищевого рациона, профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся). Организуют различные формы учебно-образовательной деятельности с реализацией здоровьесберегающих технологий, коррекционно-оздоровительную деятельность (занятия в группах коррекционной гимнастики и логопедических группах), оздоровительные мероприятия.

Комплексная оценка деятельности организаций общего образования по сохранению и укреплению здоровья учащихся [2, с. 4–12] показала наличие в отдельных школах ПМР как достаточного здоровьеразвивающего потенциала, так и немалого числа проблем. Так, лучше всего обстоит дело с организацией и активностью оздоровительной и спортивно-массовой работы. Состояние санитарно-технического оснащения школы и ее инфраструктуры, организации работы пищеблока, включая наличие дополнительных источников получения продуктов питания, находится на среднем уровне. Хуже всего развита оздоровительная инфраструктура (наличие медицинского и стоматологического кабинетов, спортивной базы и дополнительных оздоровительных компонентов). Стоит отметить отсутствие ставок медработников и валеологов в школах. Опрос учителей показал, что большинство участников педагогического процесса понимают и принимают цель школы, содействующей здоровью учащихся, примерно 80% педагогов используют здоровьесберегающие методы обучения.

Таким образом, анализ инновационного опыта приднестровских школ свидетельствует о развитии разных видов здоровьеориентированной педагогической деятельности:

– развитие здоровьесберегающего пространства школы путем реализации школьных программ «Здоровье» (Рыбницкие школы), «Школа – территория здоровья» (ТСШ № 5), «Интеллект и здоровье» (ТСШ № 9), «Здоровье и образование» МОУ «Дубоссарская гимназия № 1» и др.;

– совершенствование организационно-педагогических условий проведения основных форм занятий физическими упражнениями на основе реализации индивидуального подхода к обучению учащихся на уроках физкультуры и во внеклассных формах спортивно-массовой работы;

– осуществление пропаганды ЗОЖ, применение различных форм двигательной активности, направленных на восстановление работоспособности, профилактику нарушений осанки и т. п.;

– модернизация физкультурно-оздоровительной работы (уроки здоровья, валеоминутки, уроки физкультуры, внеклассная деятельность, классные часы радости, занятия в кружках и секциях, совместные мероприятия с родителями, игры, соревнования, праздники, походы, экскурсии, дни и декады здоровья, занятия в группах коррекционной гимнастики и логопедических группах);

– применение личностно-ориентированного обучения, различных приемов создания здорового психологического климата на уроках и повышения интереса к изучаемым предметам, здоровьесохраняющей организации учебного процесса на уроке и др.

Наиболее успешной можно признать работу «Бендерской гимназии № 1» (руководитель, к. п. н. О.Е. Подгорная) [10]. В гимназии создана кафедра «Здоровье», на которой работают врачи-специалисты, средний медицинский персонал, преподаватели ОБЖ, физического воспитания, ЛФК, психологии и логопед; функционируют лечебный, процедурный, фитотерапевтический кабинеты, кабинеты окулиста, массажа, физиотерапевтических процедур; используются фиточаи, физиопроцедуры, лечебный массаж, функциональное тестирование, релаксация, витаминизация и иммунопрофилактика учащихся; реализуются профилактические  программы «Правильная осанка», метод с использованием проверочной таблицы зрения Сивцева, определяется индекс здоровья.

При всех противоречиях и трудностях, характерных для развития здоровьеориентированного школьного образования в Приднестровье, наблюдается некоторое снижение заболеваемости школьников. Так, согласно данным ГУ «Республиканский центр гигиены и эпидемиологии» Министерства здравоохранения и социальной защиты ПМР, общая заболеваемость учащихся общеобразовательных учреждений в ПМР в 2013 г. снизилась на 42,380/00 (с 874,680/00 в 2012 г. до 832,3 0/00 2013 г.), темп убыли составил «-4,8%». Согласно результатам профилактических осмотров детей и подростков за 2013–2014 гг. на 1000 осмотренных детей отмечается снижение заболеваемости детей в возрасте до 17 лет с понижением остроты слуха на 0,80/00, дефектами речи на 0,20/00, отставанием в физическом развитии на 0,360/00. В то же время, анализ заболеваемости школьников разных возрастных групп свидетельствует и о некотором увеличении количества детей с понижением остроты зрения на 1,8 % в 1-х классах и 0,9 % в 5–9-х классах, с нарушением осанки на 1,8 % и сколиозом на 2,5 % в 10–11 классах.

Заключение (CONCLUSIONS)

Итак, изучение генезиса приднестровской педагогики здоровья позволило показать динамику качественных изменений содержания, форм организации здоровьеориентированной деятельности, достигнутых с момента возникновения в 1990 году рассматриваемой системы по настоящее время. На основе анализа научной литературы, периодики, статистических и экспериментальных данных, опроса педагогов в исследовании определены основные направления развития педагогики здоровья в ПМР: гигиеническое;этнокультурное; комплексного решения обеспечения здоровья учащихся; развития здоровьеориентированных образовательных систем; приоритетного развития нравственного и социального компонентов здоровья школьников; интегрированного и инклюзивного обучения учащихся.  

Негативное влияние на развитие педагогики здоровья в ПМР оказывает сложное социально-экономическое положение республики, связанное как с непризнанностью государства, так и с непростой социально-политической ситуацией в странах-соседях – Молдове и Украине. В тоже время, активная здоровьетворческая деятельность приднестровских педагогов и представителей государственной власти, всемерная поддержка со стороны Российской Федерации, интеграция с российской системой образования, тесные контакты с российскими учеными, – все это следует рассматривать в качестве положительных факторов развития педагогики здоровья в Приднестровье. Перспективными направлениями развития педагогики здоровья в ПМР является актуализация потенциала народной педагогики здоровья; выстраивание преемственной связи всех звеньев системы образования на идеях педагогики здоровья; разработка и реализация социокультурной модели школы здоровья; осуществление стратегии многовекторного развития школ здоровья Приднестровья. Проведенное исследование открыло перспективы для сравнительного изучения и анализа Приднестровского и российского опыта здоровьеориентированной деятельности, разработки механизмов и технологий обеспечения здоровья школьников.

 

Список литературы

  1. Абаскалова Н.П., Ирхин В.Н., Маджуга А.Г. Педагогика здоровья: новый этап: Монография. Стерлитамак: Изд-во «Фобос», 2014. 242 с.
  2. Абрамова В.В., Ковалева Р.Е. Оценка здоровьесберегающей деятельности организаций общего образования ПМР // Формирование здорового образа жизни студентов и учащихся средствами образования. Сборник материалов 6 всеукраинской НПК с межд. участием. Каменец-Подольск, 2012. С. 4–12.
  3. Брадик  Г.М. Реализация потребностно-информационного подхода в валеологическом образовании подростков: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000. 167 с.
  4. Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической защиты и поддержки учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: Дис. ... доктора пед. наук. Ростов н/Д, 2000.
  5. Доклад о результатах деятельности Министерства просвещения ПМР в 2014 году. URL: http://minpros.info/index.php (дата обращения: 07.07.2016).
  6. Ирхин В.Н. Теория и практика отечественной школы здоровья: Монография. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. 279 с.
  7. Ирхин В.Н. Школы здоровья Белгородчины: учебно-методическое пособие. Белгород: ИПЦ «Политерра», 2010. 188 с.
  8. Ковалева Р.Е. Технология подготовки будущих учителей к здоровьеориентированной деятельности на основе модульного подхода: Дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2014. 194 с. 
  9. Мафтей А.Г. Личностно-ориентированный подход в управлении поликультурной школой: Дис. ... канд. пед. наук. Тирасполь, 2007. 215 с.
  10. Подгорная О.Е. Проектирование здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы средствами личностно-ориентированного образования: Дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2005. 210 с.
  11. Miculis C.P., Mascarenhas L.P., Boguszewski  M.C., & de Campos, W. Physical activity in children with type 1 diabetes. Journal de Pediatria.  2010. № 86 (4). Pp. 271–278.