16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-2-0-5

Поддержка инициативы у дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности

Введение. В современных условиях российское государство и общество выражают потребность в новых образовательных моделях, обеспечивающих комплексное и благоприятное развитие несовершеннолетних, в том числе дошкольников. Моделирование процесса развития инициативы у детей дошкольного возраста в контексте включения их в познавательно-исследовательскую деятельность недостаточно изучено. Цель статьи: разработка модели поддержки инициативы дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности и описание ее поэтапной практической реализации. Методы исследования: анализ научной и учебно-методической литературы по педагогике и психологии дошкольного возраста; изучение практики и обобщение опыта работы по поддержке инициативы у детей дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения; анализ документов по деятельности МБДОУ «Детский сад №1» г. Мурома; методики исследования различных аспектов инициативы у детей дошкольного возраста. Результаты. Модель поддержки инициативы у дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности состоит из целевого, критериального и технологического блоков, реализуемых в три этапа: мотивационного, обучающего и деятельностного. Доказано, что эффективными видами познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в процессе поддержки у них инициативы являются экспериментирование, коллекционирование, моделирование, проведение мини-исследований и др. Предложено организовать кабинет, занятия в котором будут обеспечивать развитие у детей первичных естественно-научных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций. Рекомендовано внедрить в деятельность ДОУ методики организации познавательно-исследовательской деятельности детей и поддержки их инициативы: «карта исследователя», создание макетов и игровых наборов, кейс-метод, пресс-конференция, фестиваль детских исследовательских работ и проектов, виртуальные экскурсии. Заключение. При помощи познавательно-исследовательской деятельности можно сформировать и поддерживать в актуальном состоянии интерес детей дошкольного возраста к исследованиям, получению опыта успешной собственной экспериментальной деятельности, развивать восприятие, мышление, речь.

Количество просмотров: 383 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 832
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: