12+

РАЗВИТИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА СРЕДСТВАМИ ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

В данной статье затрагивается проблема развития этнокультурной идентификации личности в контексте реализации требований современного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Формирование личностных универсальных учебных действий предусматривает становление основ идентичности (гражданской, этнической), которая трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. В связи с этим подчеркивается, что современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою уникальную, этнокультурную самобытность. В статье предлагается разграничение понятий «идентификация», которое рассматривается как процесс, и «идентичность» – как продукт этого процесса. Именно с помощью механизма отождествления (идентификации) ребёнок входит в мир культуры и получает первые представления о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях. Проблеме формирования этнокультурной идентификации личности ребёнка в настоящее время отдается приоритет, что является отражением изменившейся парадигмы современного образования, требующей перехода от чисто «знаниевой» направленности учебного процесса к обеспечению условий для целенаправленного развития личности каждого школьника как будущего гражданина России. К сожалению, не все учителя начальных классов способны организовать плодотворную работу по развитию этнокультурной идентификации учащихся посредством изучения предметных дисциплин, и, прежде всего, на уроках русского языка. Ссылаясь на высказывания представителей отечественной методики –К.Д.Ушинского, Ф.И.Буслаева, автор статьи утверждает, что процесс обучения родному языку нужно начинать с освоения притягательной силы родного языка и стержнем этой работы может стать лингвокраеведение. Использование на уроках русского языка местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает интерес к тому, что называют «малой родиной». Предлагаемые фрагменты уроков русского языка на основе использования различных средств лингвокраеведения способствуют развитию этнокультурной идентификации младших школьников в процессе изучения русского языка в соответствии с изучаемым программным материалом. Такой подход к организации учебных занятий с учетом региональных особенностей родного края имеет не только образовательную, но и воспитательную значимость в самоопределении личности, в сохранении национальной идентичности языковой личности ребенка и реализации национально-культурной направленности в преподавании русского языка.

DOI: 10.18413/2313-8971-2016-2-1-51-56
Количество просмотров: 1823 (смотреть статистику)
Количество скачиваний : 301
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статейВ раздел
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: