16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2017-3-1-16-22

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ПОДГО-ТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ В СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Aннотация

Преподавание предметов цикла религиоведения в средней и выс-шей школе предполагает научно-исследовательский подход в решении проблем, связанных с неоднозначной трактовкой многих понятий и явлений, связанных с религией. В статье рассмотрены некоторые аспекты подготовки и переподготовки преподавателей религиоведения в контексте компетентностного подхода, где рассмотрена роль духовной компетенции педагога в формировании религиозно-толерантной культуры учащихся.

Преподавание предметов цикла религиоведения в средней и высшей школе стало в последнее время одним из актуальных тем в связи с происходящими глобализационными процессами. При внедрении этих дисциплин отмечаются два основные векторы целеполагания:

  1. Глобализационно-культурный, через который специалисты пытаются решить вопрос формирования толерантной культуры в обществе и в мире в целом, и отсутствие которого становится причиной межрелигиозные конфликтов и нетерпимости, что все чаще становится причиной межнациональных, межрелигиозных и межконфессиональных войн (История религии, Этика религии, Философия религии, Социология религии, Психология религии, Феноменология религии, Антропология религии и т.п.).
  2. Регионально-культурный, через который управляющие власти решают проблему этнического самосохранения наций и культур, в стихийном глобализационном процессе. Здесь религия и традиционные религиозные институты играют важную, если не главную роль, как субъекты управления духовно-нравственными приоритетами общества в целом («История Армянской церкви», «История православия», «Духовно-нравственные основы христианства» (ислама, иудаизма) и т. п.).

Предметы религиоведения и социологии религии внедрены так же в вузах, при подготовке лингвистических, географических, социологических, политологических, культурологических специальностей, где важным компонентом образовательной программы являются изучение религий и религиозных особенностей стран, этносов и народов.

Нужно отметить, что в процессе целеполагания религия  рассматривается как социально-культурный феномен, который отражает также культурно-нравственные приоритеты той или иной группы, этноса, народа. Но мы должны заметить, что религия – не только социально-культурный, но и психолого-педагогический феномен, поскольку религия есть мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественного. Через религию из поколения в поколение передаются вероисповедание, духовные чувствования, знания и ценности, формируется духовно-нравственные приоритеты, поведенческий характер группы людей и отдельной личности.

Но необходимо признать, что многогранность Религиоведения как науки, его частое отождествление с теологией, и неоднозначная трактовка специализации «преподаватель-религиовед» привели к тому, что предметы религиоведения, особенно в школах, преподают теологи, историки, литературоведы, которые не всегда имеют психолого-педагогическое образование в соответствии с особенностями религиоведения.

В связи с этим, личностные, религиозно-мировоззренческие качества преподавателя становятся важными социально-психологическими и педагогическими факторами формирования мировоззрения, толерантности, отношения к свободе воли и совести учащихся в педагогическом процессе, через познание и понимание духовно-нравственных, культурных и социальных аспектов разных религий и вероисповеданий.

На примере внедрения предметов религиоведения в общеобразовательных школах Армении, рассмотрим компетенции преподавателя – религиоведа, где важным компонентом является духовная компетентность педагога.

Под духовной компетентностью мы понимаем качество профессионала с гармонично развитой системой духовно-ценностных ориентиров и способность формирования ценностно-смысловых ориентаций и мировоззрения учащихся.

Для выявления компетентности характеристики педагога-религиоведа, во-первых, мы исследовали цели внедрения предметов религиоведения в общеобразовательных школах для понимания того, насколько они направлены на решение глобализационно-культурных и регионально-культурных задач. 

Например, при рассмотрении цели внедрения предмета «История армянской церкви» (далее – ИАЦ) непонятно, из какого цикла этот предмет – религиоведения или теологии, поскольку невозможно выявить четкого вектора его направленности. В содержании предмета собран несистематизированный теологический, исторический, религиозно-этический, богословский материал и очень мало религиоведческой информации [12]. 

По изучению целей предмета можно отметить, что группа экспертов – историков и литературоведов ориентировалась на национально-исторически-культурологическую значимость доминирующей религиозной организации в Армении, которой является Армянская апостольская церковь в Армении (ААЦ). Церковь же, в тесном сотрудничестве с государством, диктует свою национально-религиозно-этическую идеологию, нормы и принципы. В некотором смысле учтены и социально-педагогические факторы, но не в научном аспекте, поскольку не было исследованы философские, социальные, психолого-педагогические научные основания при внедрении такой дисциплины в школах.

В контексте общенаучного, социально-педагогического целеполагания преподавание предметов Религиоведения в школах (мы не подразумеваем теологических предметов, поскольку их внедрение запрещено законами и Конституцией АР) должно основывается на правовых аспектах и направляется на формирование у учащихся осознанного подхода к вопросам религии и религиозных идей, основ гуманистических и духовно-нравственных ценностей. Важная социально-культурная цель внедрения предметов религиоведения, таких как, например, предотвращение межрелигиозных, межнациональных, межэтнических и межличностных конфликтов, формирование толерантной культуры учащихся, фактически не определена. В основном выявляется региональный компонент, который формирует целеполагание на уровне отдельного региона.

При исследовании цели преподавания предмета выявлены 4 направления: общегосударственное, общеобразовательное и национально-культурно-историческое, религиозно-церковное (или теологическое) [1].

К таким относятся: познание исторического, культурного значения ААЦ, основы его вероисповедания, как важного фактора сохранения этнической идентичности народа и т. п. Но как церковно-религиозный компонент, одной из целей внедрения предмета «Истории армянской церкви» авторами сформулирована как борьба с различными тоталитарными, деструктивными религиозными направлениями, которые пытаются «вторгаться» в школы. Нужно отметить, что эта конкретная цель не соответствует правовым и научно-этическим концептам образования, так же как и конституционно-правовым аспектам стратегической роли школы. В результате, при постановке задач преподавания предмета, учителя сталкиваются с нижеприведенными проблемами.

В связи с недостаточной научно-педагогической и психологической обоснованностью содержания и преподавания «История армянской церкви», со 2-ого по 11 классы, выявлялись случаи не толерантного и неэтичного поведения по отношению к учащимся разных религиозных взглядов и принадлежностей со стороны педагогов и учеников в основном к другим христианским конфессиям. Исследования и материалы об этих случаях были опубликованы в специальных сборниках ОО «Центр сотрудничества во имя демократии» [11].

При всем этом, целью внедрения предмета так же является формирование духовно-этической культуры учащихся, как государственного и культурного компонента образования. Это делает личность преподавателя, его мировоззрение источниками такой культуры, которые становятся важными, если не сказать главными, факторами влияния на мотивацию обучения и воспитания, вне зависимости от теоретического материала.

Содержание учебника не соответствует также положениям Типовой учебной программы по курсу «Основы религиоведения». Так, в учебнике отсутствует тематический раздел, раскрывающий учащимся историю и причины возникновения религий, религиозных войн, экстремизма и терроризма в мире, формы противодействия этим явлениям, объясняющий их псевдорелигиозную природу и т.д.

В решении вышесказанных проблем мы отмечаем несколько направлений: 1) пересмотр цели (целей) преподавания религиоведческих предметов в общеобразовательных школах и соотнесение их с правовыми аспектами государства и международных договоренностей; 2) реконструкция содержания учебников, их соотнесение с психолого-педагогическими, социально-культурными и историческими аспектами; 3) подготовка и переподготовка кадров.

Особенности религиоведения как науки и методологической основы для формирования системы компетенций преподавателя религиоведения должны рассматриваться как направляющие векторы при формировании целей предметов данного направления.

‒ Религиоведение – междисциплинарная наука, сочетающая достижения в изучении религии таких наук, как история, социология, психология, философия,филология,антропология и др.

‒ Однако и религиозные люди могут быть прекрасными религиоведами, изучать не только свои, но и различные религиозные традиции. Но есть здесь важный момент, главное условие: нужно придерживаться строгих принципов академичности.

‒ Но есть и условия для академических религиоведов, то есть, не имеющих религиозного конкретного верования или принадлежащих религиозным объединениям. В изучении религий важно понимание, что это связано с изучением не только социально-культурных феноменов, но и личных эмоционально-душевных переживаний каждого человека.

‒ Еще есть разница в изучении и преподавании религиоведческих наук и школьных предметов. В первом случае психолого-педагогические знания, навыки и умения – не главные компоненты профессионализма, научно-исследовательские качества – на первом плане. Во втором случае, психолого-педагогические знания, навыки, умения и педагогическое мастерство становятся важными не только как средство, но и как фактор формирования мировоззрения и духовно-этических качеств учащихся.  

Для преподавателя, имеющего определенное религиозное мировоззрение и принадлежность, важно придерживаться нейтральной позиции, не критического отношения к другим религиям и верованиям, толерантности и уважения к принадлежности и к выбору других людей, особенно родителей и учащихся, знание и уважение прав человека.

Для решения этой проблемы необходим системный подход в целеполагании подготовки и переподготовки кадров. В формировании цели процесса мы предлагаем основываться не на деятельностном, а на компетентностном подходе. Последний, по своей системности, является наиболее продуктивным в оценке не только профессиональных знаний, умений и навыков специалистов, но и их личностных качеств.

В контексте компетентностного подхода, определяются общие принципы сопоставления целей, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Преподавание религиоведения или предметов того же направления, является сегодня важной частью всеобщего образовательного процесса, поэтому важно его рассмотреть в системе общих образовательных целей и стандартов.

Для осуществления компетентностного подхода для преподавателей религиоведения, необходимы теоретическая и методическая подготовка, и переподготовка кадров, изменения в нормативной базе образовательных учреждений, формирование новых учебных программ и учебных пособий.

Вопросами исследования и разработки компетентностной модуля педагога занимались Ф.Н. Гоноболин, С.Е. Шишов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Б.Ф. Ломов, И.А. Зимняя, С.Г. Молчанов, В.Н. Введенский, А.В. Хуторской и др. О.А. Козырева исследовала феноменологию понятия «профессиональная педагогическая компетентность учителя» [3]. Научные основы проектирования и реализации компетентностного образования, рассматриваются в трудах А.В. Хуторского [7]. Исследователи, в области компетентностного подхода в образовании, отмечают, что отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но также способен реализовать и реализует их в работе [4].

 «В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как: совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий и др. Эта способность, определяющая меру профессионализма, характеризуется особым типом организации предметно-специфических знаний и эффективными стратегиями принятия решений» [1].

Разнообразие трактовок понятия «профессиональная компетентность», обусловлены различием научных подходов: личностно-деятельностного, системно-структурного, знаниевого, культурологического и других. Согласно исследованиям Дж. Равена [6], компетентность характеризует единство когнитивного, эмоционального и волевого аспектов деятельности. 

Понятие «компетентность» для преподавателя-религиоведа мы рассмотрим в контексте целеполагания, поскольку цели высшего профессионального и общего образования различны. Так же различны цели подготовки и переподготовки кадров для преподавания религиоведения.

В вузах, при профессиональной подготовке специалистов преподавателей-религиоведов, учащийся должны получать ключевые знания и умения не только в сфере религиоведения – истории и культуры религий, этических основ религий, социологии и психологии религий, но и психолого-педагогические, которые формируют первый уровень профессиональных компетенций специалиста, и развиваются по истечению уже дальнейшего педагогического опыта. Целью преподавания Религиоведения в общеобразовательных школах должно являться формирование таких ключевых компетенций у учеников, как: ценностно-смысловые, общекультурные учебно-познавательные, информационные коммуникативные социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования [8]. Это возможно при освоении религиозно-ценностного опыта разных народов, культур, знаний и развитие необходимых современному человеку личностных качеств, формирования духовно-религиозной грамотности, культуры мышления и поведения.

При целеполагании формирования компетенций преподавателя-религиоведения в базовом и дополнительном образовании, можно выделить, три уровня его разработки:

  • общие для всех педагогов-знания и умения в области философии, истории, права, психологии, педагогики, искусства и культуры;
  • специальные, для религиоведов - его должны разрабатывать эксперты, с учетом условий микро и макро среды, культурных особенностей и возрастными особенностями учащихся;
  • и конкретные (его определяют и принимают сами педагоги).

По замечанию Т. Н. Щербаковой, психологическая компетентность является интегральной акмеологической характеристикой учителя, обеспечивающей конструктивное решение задач профессиональной деятельности, общения и саморазвития. Данная характеристика позволяет учителю целесообразно использовать личностные ресурсы, минимизировать затраты, актуализировать скрытые возможности других, конструировать продуктивные модели саморазвития [9].

Ионина О. С. отмечает, что психологическую компетентность педагога можно определить как комплекс навыков, свойств человека, его психологической грамотности, способствующих эффективному выполнению его профессиональной деятельности, разрешению сложностей и проблем, возникающих в деятельности [2].

Наряду с профессиональными, педагогическими, технологическими, коммуникативными и др. компетенциями, для преподавателей-религиоведов одним из главных компонентов профессионального мастерства мы считаем так же и духовную компетентность. Под этим мы подразумеваем такие качества специалиста, через которое система его этических, эстетических, общечеловеческих, религиозных ценностей отражаются в его жизненной, профессиональной деятельности, создавая вокруг себя гармоничный психолого-педагогический климат.

В современной педагогической литературе до сих пор не определено такие ключевые понятие, как «духовность», «духовные качества», «духовная компетентность». В духовную жизнь общества зачастую включают науку, образование, искусство, хотя в общественном сознании закреплен смысл духовного, как сферы общественной жизни, которая образуется под воздействием двух форм мировоззренческого сознания - религии и философии.

Под понятием «духовно-нравственная», мы часто понимаем систему взглядов, убеждений и нравственных установок в соответствии с определенным типом мировоззрения. По словам учёного В.И. Павлова [11], духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирования её:

  • нравственных чувств — совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;
  • нравственного облика — терпения, милосердия, кротости, незлобивости;
  • нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
  • нравственного поведения — готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Система морали фактически становится частью мировоззрения определенного типа (так же и религиозного), его практическим компонентом. Духовно-нравственное воспитание – практический способ реализации определенного мировоззрения, так как обеспечивает единство мысли и чувства, слова и дела, убеждений и поведения, деятельности человека в соответствии со своими ценностными ориентирами.

Духовно-нравственная культура педагога, прежде всего, отражение его внутреннего мира, мотивов нравственного выбора, путях коррекции этого выбора и мерах помощи, в поиске полезного, ценного и приятного.

По нашим представлениям, духовная компетентность, как специально-профессиональная компетентность для религиоведов, формируется по нескольким направлениям: право, этика, эстетика, психология, культурология, аксиология, антропология и религиоведение. Эта компетентность отражает общие ценностные ориентиры и специалиста, и личности в целом.

Можно заметить, что часто именно религиозная вера и религиозные чувства, как социально-психологические, духовно-нравственные феномены, являются причиной и результатом поиска человеком источника и смысла жизни и деятельности. Религиоведы в этом плане не исключение. А также религии играли немаловажную роль в формировании государств, их законов, внутренних и международных взаимоотношений. Через веру и чувства человек создаёт ценности культуры: архитектуру, музыку, живопись и т. д., которые отражают именно его веру в божественное. Во многих произведениях искусства выражаются духовно-религиозное мировоззрение, приоритеты не только авторов, но и той культуры, времени и эпохи, в которых они творили.

Поэтому преподаватель-религиовед должен:

‒понимать значения религий в историко-культурном и личностям аспекте, более глубоком плане традиционной религии своего народа;

‒объяснять феномен религиозной веры, его влияния на формирование ценностных ориентиров народов, групп и личности;

‒анализировать культурные, социально-психологические и психолого-педагогические аспекты разных религий в разные исторические периоды;

‒распознавать религиозно-поведенческие особенности, ценностные ориентиры учащихся, коллег и родителей;

‒формировать толерантные межличностные отношения, культуру общения.

Под специальными компонентами профессиональной компетенции религиоведа-педагога мы отмечаем духовно-религиозную и нравственно-религиозную компетентность.

Духовно-религиозная компетенция – это знание роли религиозной веры и её социально-психологическое значение в формировании мировоззрения личности, культуру народов, в политических взаимоотношениях и творениях искусства, умение преподавать об этом, с целью формирования у учащихся общих духовных и эстетических знаний и чувствований, уважения по отношению выбора других людей и народов.

Нравственно-религиозный компетенция – это знание нравственных основ разных религий, их влияние на формирование общей культуры разных народов и этносов, через критическое мышление, умение формировать у учащихся чувство толерантности и уважения к другим религиям и культурам.

У каждого человек, без исключений, есть собственно личные религиозные представления и приоритеты (даже у атеистов). Религиовед – в первую очередь личность, у которой есть причинно-следственные связи с выбором изучения или обучения религиоведческих дисциплин. Во многих случаях это именно личная религиозная вера. Но психолого-педагогическая компетентность преподавателя религиоведения превыше личных предпочтений, поскольку психолого-педагогические компетенции подразумевают умение создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе; формирования ответственного отношения к учёбе среди учащихся; желание сохранять контингент учащихся; способность вовремя оповестить родителей о намечающихся проблемах у учащегося, учёт личных интересов и склонностей при совместной учебной деятельности.

На основе вышесказанного, для поднятия уровня академичности и эффективности преподавания религиоведения и его целенаправленности, предполагается проведение работ по следующим направлениям:

- необходимо концептуально определить цели и задачи, учебное направление и содержание предметов цикла религиоведения со стороны государства. Содержание базовых (основных) и профильных (по специальности) дисциплин при подготовке и переподготовке специалистов должны соответствовать единой программе;

- для соотношения содержания, цели и названия нужно пересмотреть почти все курсы религиоведческих предметов общеобразовательной школы;

- необходимо совершенствовать механизмы подготовки будущих специалистов-религиоведов и научно-педагогических кадров;

- необходимо сформировать механизмы подготовки будущих историков-педагогов к профессии «Историк, дополнительная специальность – религиовед» посредством углубленного изучения ими истории и психологии религии, основ религиоведения, а также разработать типовой образец и содержание учебной программы по данной специальности в тесном сотрудничестве с кафедрами религиоведения.

В заключение, назовем ряд приоритетных задач по совершенствованию профессионально-педагогических компетенций религиоведов: разработка программы учебно-методического обеспечения для общего и дополнительного образования; изучение характеристики развития профессиональной компетентности педагогов в процессе профессионализации; разработка методов самосовершенствования и саморазвития, с целью поднятия их духовной компетентности педагогов.

Список литературы

  1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога, 2007. URL: http://portalus.ru (дата обращения 02.12.2016).
  2. Ионина О.С. Психологическая компетентность педагога, НИЦ «Социосфера», 2014, 253 с. URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2014/253/psihologicheskaya_kompetentnost_pedagoga/(дата обращения 02.12.2016).
  3. Козырева О.А. Профессиональная педагогическая компетентность учителя: феноменология понятия // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2009.  № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-pedagogicheskaya-kompetentnost-uchitelya-fenomenologiya-ponyatiya (дата обращения 03.12.2016).
  4. Мединцева И.П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2012 г. URL: http://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3148/ (дата обращения 03.12.2016).
  5. Павлов В.И. Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи на примерах жизни и деятельности космонавтов // Фундаментальные исследования. 2011. № 12-2. С. 322—325.
  6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: Пер. с англ. М., 2002. 145 с.
  7. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. 73 с.
  8. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций, 2012. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения 02.12.2016).
  9. Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность учителя: акмеологический анализ: Автореф. дис. ... д-ра псих. наук. Ростов  н/Д., 2006. 120 с. URL: http://search.rsl.ru/ru/record/01003308343 (дата обращения 04.12.2016).
  10. Давтян А.В. Предмет «История армянской церкви» (Христианское образование) со 2-4 классы в общеобразовательных школах Армении. Е., 2013.
  11. Даниелян С., Казарян А., Оганесян Ог., Автандилян А. Проблемы религиозного образования в общеобразовательных школах АР, 2010 г. URL: http://www.religions.am/arm/documents/comments/ (дата обращения 05.12.2016).
  12. Учебная программа предмета «История армянской церкви». URL: http://www.apkpro.ru/doc/jornal_2/11 (дата обращения 05.12.2016).