16+
DOI: DOI: 10.18413/2313-8971-2017-3-2-41-45

МНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ О НЕОБХОДИМОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

Aннотация

Темoй данного эмпирического исследования является изучение оценки / мнения учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности «Теория и методика начального обучения». В качестве исходной позиции выбрана гипотеза, указывающая на потребность более детальной разработки проблем, связанных со структурой высшего педагогического образования, в частности, с содержанием учебных программ по профилю учитель начальных классов. Таким образом, в настоящее время актуальной является задача модернизации структуры и содержания рабочих программ учебных дисциплин по профилю теория и методика начального обучения. Также нами выдвинуто предположение, что в процессе исследования будет определена статистически значимая разница в оценках/мнении учителей о необходимости модернизации содержания рабочих программ учебных дисциплин по профилю «Теория и методика начального обучения», зависящая от уровня их профессиональной компетенции и от центрального/периферического расположения начальной школы, в которой анкетируемый работает в должности учителя. Для верификации достоверности теоретических гипотез в декабре 2016 года было проведено выборочное анкетирование среди 103 респондентов – учителей начальных классов региона г. Ниш (Республика Сербия). Полученные в ходе исследования данные сведены в шкале ПУ-ПМСПРН (a = 0,762) и статистически обработаны с использованием статистического пакета H – критерия Краскела-Уоллиса и последующим сравнением с расчетной медианой. Результаты исследования показали существование статистически значимой разницы в оценках/мнении учителей о необходимости модернизации содержания рабочих программ учебных дисциплин по профилю теория и методика начального обучения, зависящей от уровня их профессиональной компетенции: c² (2, n = 103) = 6,140, p = 0,046, и от центрального/периферического расположения начальной школы, в которой преподает респондент: c² (1, n = 103) = 0,498, p = 0,480 (таблица 4).


Введение

Педагогические факультеты Республики Сербии обеспечены едиными по структуре и содержанию рабочими программами учебных дисциплин по специальности теория и методика начального обучения, способствующих становлению профессиональной компетентности студентов. Современное информационное общество активно влияет на процесс образования, что в полной мере отражается на сущности и содержании процесса обучения.

Качество начального образования должно соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов, которые ориентируются на формирование личности, адаптирующейся к изменяющимся условиям жизни в современном обществе и обладающей достаточными практическими и теоретическими знаниями и навыками. Таким образом, усовершенствование качества общего начального образования, как главного элемента стратегии управления результативностью, повышает уровень мотивации и обеспечивает квалитативность дальнейшего обучения и развития личности учащегося.

Таким образом, профессиональный стандарт учителя начальных классов необходимо наполнить новыми компетенциями с развитыми практическими и теоретическими знаниями. Также, для стандартизации профессиональной деятельности учителя важным составляющим являются его личностно-психологические характеристики (педагогическая эрудиция, креативно-практическое и аналитическое мышление, организаторские способности, инициативность, коммуникабельность, исполнительность и другие профессионально значимые качества).

Выбор главных стратегий деятельности подразумевает совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов на основе изучения базисных путей модернизации начального общего образования. В связи с этим были проведены многочисленные попытки реформы общего образования, которые установили фрагментарный характер модернизирования и отсутствие четкого представления о стратегии и методологических проблемах модернизации традиционного образовательного процесса [6, 7].

Новейшие исследования указали на необходимость существенных изменений в структуре и содержании рабочих программ учебных дисциплин по специальности теория и методика начального обучения [5]. В данной статье рассматривается потребность модернизации начального образования на основе исследований оценки/мнения учителей о необходимости модернизации учебных дисциплин по специальности теория и методика начального обучения.

Основная часть

Цельисследования – дефиниция и дискрипция факторов оценки/мнения учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения. Исследование исходило из общего предположения, что, с одной стороны, система мер по модернизации педагогического образования разработана в недостаточной мере, что говорит о необходимости создания механизма для ее эффективного и динамичного функционирования в условиях осуществления модернизации. С другой стороны, исследование исходило из предположения о существовании значительной разницы в оценках/мнении учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения, зависящей от уровня профессиональной компетенции учителя и центрального/периферического расположения начальной школы, в которой преподает респондент.

В исследовании используется исторический и трансверсальный метод; дескриптивная и сравнительная (вероятностная) модель исследования. Методы исследования – анкетирование и шкалирование. Исследование проведено с использованием комбинированного инструментария для оценки/мнения учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения, (шкала ПУ-ПМСПРН), которая состоит из 15 логических айтемов и порядковой трёхпозиционнoй шкалы для измерения уровня интенсивности согласия.

Надежность прибора проверяется коэффициентом альфа Кронбаха, который превышает рекомендованное значение (a = 0,700) (таблица 1): коэффициент данных высказываний альфа Кронбаха a = 0,762.

Таблица 1

Исследование надежности шкалы ПУ-ПМСПРН

Table 1

Investigation of the reliability of the PU-PMSPRN scale

Надежность

a

N

0,762

15

 

 

 

 

 

Эмпирической основой исследования является опрос респондентов. В декабре 2016 года было проведено выборочное анкетирование среди 103 респондентов – учителей начальных классов региона г. Ниш (Республика Сербия). Статистический анализ результатов исследования был проведен на основе Н – критерия Крускала-Уоллиса и последующим сравнением с расчетной медианой. Результаты исследований представлены в таблицах.

Результаты. Сопоставление независимой переменной, показывающей уровень профессиональной компетенции и центрального/периферического расположения начальной школы, в которой анкетируемый работает в должности учителя, с непрерывной переменной, отображающей оценку/мнение учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения, было проведено на основе Н – критерия Крускала-Уоллиса. В статье выполнено вытекающее сравнение путем расчета медианы.

Н – критерий Крускала-Уоллиса выявил статистически значимые различия в оценке/мнении учителей о необходимости модернизации образования по специальности теория и методика начального обучения в результатах трех групп учителей, зависящих от их профессиональной компетенции c² (2, n = 103) = 6,140, p = 0,046 (таблица 2).

Таблица 2

Профессиональная компетенция учителей и их оценка/мнение о необходимости модернизации учебной программы по специальности «Теория и методика начального обучения» (Test Statistics)

Table 2

Professional competence of teachers and their assessment / opinion on the need to modernize the curriculum on the specialty “The theory and methodology of primary education” (Test Statistics)

 

 

Оценка учителей

²

6,140

df

2

p

0,046

 

Результаты указывают, что самый высокий уровень оценки/мнения учителей о необходимости модернизации образования по специальности теория и методика начального обучения имеют учителя с дипломом магистра (Md = 37). Затем следуют учителя с высшим образованием (Md = 12) и со средним педагогическим образованием (Md = 10) (таблица 3).

Таблица 3

Вытекающее сравнение (Median Test)

Table 3

Flowing comparison (Median Test)

 

Уровень образования

Среднее специальное

Высшее бакалавриат

Mагистратура

Оценка/

мнение учителей

> Md

6

20

18

<= Md

10

12

37

Тест Крускала-Уоллиса не выявил статистически значимые различия в уровнях оценки/мнения учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения в результатах двух групп учителей, зависящих от центрального/периферического расположения начальной школы: c² (1, n = 103) = 0,498, p = 0,480 (таблица 4). Тест Крускала-Уоллиса не выявил статистически значимые различия в уровнях оценки/мнения учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения в результатах двух групп учителей, зависящих от центрального/периферического расположения начальной школы: c² (1, n = 103) = 0,498, p = 0,480 (таблица 4).

Таблица 4

Центральное/периферическое расположение начальной школы и оценка/мнение учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности «Теория и методика начального обучения» (Test Statistics)

Table 4

The central/ peripheral location of the primary school and the teachers' assessment/ opinion about the need to modernize the curriculum on the specialty  “The theory and methodology of primary education” (Test Statistics)

 

 

Оценка учителей

²

0,498

df

1

p

0,480

 

На основании результатов исследования можно сделать вывод, что учителя осознают необходимость модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения.

Заключение

Результаты теоретических исследований показали, что в настоящее время структура и содержание рабочих программ учебных дисциплин по специальности теория и методика начального образования не содействуют созданию благоприятных условий для профессионального роста. Данная ситуация характерна не только для Республики Сербии, но и для стран с более развитыми системами образования- Финляндии, Швециии, Германии, Англии, Испании. Об этом свидетельствуют результаты многочисленных исследований, опубликованных в ведущих научных журналах мира [11]. В некоторых из них даны предложения и рекомендации по модернизации системы начального общего образования [1].

Исследование подтвердило общее предположение о том, что программы учебных дисциплин по специальности педагогика и методика начального обучения малоэффективны и требуют модернизации системы высшего педагогического образования. Также была подтверждена гипотеза о существенном влиянии уровня образования на оценку/мнение учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения. Оказалось, что учителя с дипломом магистра имеют гораздо более высокий уровень оценки/мнения о необходимости модернизации учебной программы по данной специальности.

Преподаватели с высшим образованием владеют обширными знаниями о современных формах и способах обучения, используемых в начальной школе. Это подтверждается результатами многочисленных научных исследований [3, 9].

В результате исследования подтвердилось общее предположение об отсутствии существенной разницы в оценках/мнении учителей о необходимости модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения, независимо от центрального/периферического расположения начальной школы.

В основном все учителя согласны с необходимостью модернизации учебной программы по специальности теория и методика начального обучения. Исследование показало, что независимо от влияния многочисленных факторов, центральное/периферическое расположение начальной школы не имеет существенного значения. На это указывают результаты многочисленных исследований [4, 8], которые подтверждают, что центральное/периферическое расположение начальной школы не оказывает влияния на оценку/мнение учителей о необходимости решения основных проблем современного образования.

Список литературы

Список использованной литературы появится позже.