16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2018-4-4-0-9

Особенности эмоциональной привязанности у подростков, склонных к девиантной виктимности

Aннотация

В статье представлен теоретический анализ проблемы девиантного поведения в подростковом возрасте. Была усовершенствована и расширена идея системы привязанности как детерминанты механизмов саморегуляции у подростков, демонстрирующих склонность к девиантной виктимности. Отмечается, что в настоящее время интерес к проблеме виктимности личности чрезвычайно высок, особенно, девиантной виктимности. Это связано с необходимостью переосмысления понятия нормы и расширением трактовки понятия жертвы. Решение обозначенной проблемы должно заключаться в предотвращении негативных вариантов отклоняющегося поведения со стороны их возможных причин и предрасположенности, в частности виктимизации. Автором выявлено, чтоподростки, у которых проявляется склонность к девиантной виктимизации, демонстрируют ряд иррациональных установок, носящих характер абсолютного предписания. Данное обстоятельство предполагает возникновение синдрома дискоммуникации у развивающейся личности и предполагает исследование девиантных поступков и виктимного поведения в целом.К внешним факторам девиантной виктимизации относят особенности реализации ведущей деятельности и социальной ситуации развития подростка. Общение со сверстниками является доминирующей потребностью и от особенностей ее реализации зависит качественное содержание психологических новообразований личности. Таким образом, позиция в системе внутрисемейных отношений и системе межличностного взаимодействия определяет фундамент социального положения и активности личности подростка. Исходя из данных положений автором проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение взаимосвязи между особенностями ведущей деятельности и социальной ситуации развития в подростковом возрасте и особенностями виктимного поведения. В данной статье представлены результаты эмпирического исследования, особенностей взаимоотношений типа привязанности подростков и особенностей реализуемого поведения жертвы.


Введение. Яркой тенденцией развития современного общества является стремление к гуманизму. Российское государство так же уделяет внимание этому вопросу, создавая благоприятные условия для реализации данной идеи. Внимание уделяется изучению социальных, психологических и медико-экологических процессов, которые способны менять среду развития личности. Развитие личности происходит под воздействием внутренних и внешних факторов. Под влиянием стремительно развивающейся среды, опираясь на исследования прошлого века, сложно спрогнозировать, к какому результату это приведет. Но уже сейчас мы можем наблюдать, что некоторые трансформации среды провоцируют негативные последствия в формировании личности подростка. Одним из таких последствий, которому уделяется особое внимание в нашем исследовании, является виктимизация личности подростка.
Феноменология виктимного поведения личности рассматривается учеными как комплекс особых черт характера, набор усвоенных норм поведения, способ социальной адаптации, подчиненность, провокационная активность (Андронникова, 2005; Емельянова, 2008: 3-14; Малкина-Пых, 2006; Ривман, 2000; Руденский, 2013; Франк, 1972; Христенко, 2004). Такие разные позиции позволяют рассматривать виктимность сквозь призму отклоняющегося, девиантного поведения личности. Подростки, у которых проявляется склонность к девиантной виктимизации, демонстрируют ряд иррациональных установок, носящих характер абсолютного предписания. Данное обстоятельство предполагает возникновение синдрома дискоммуникации у развивающейся личности и находит проявление в девиантных поступках и поведении в целом.
К внешним факторам девиантной виктимизации относят особенности реализации ведущей деятельности и социальной ситуации развития подростка. Общение со сверстниками является доминирующей потребностью и от особенностей ее реализации зависит качественное содержание психологических новообразований личности. Позиция в системе внутрисемейных отношений определяет фундамент социального положения и активности личности подростка.
Целью исследования является выявление и описание психологических особенностей эмоциональной привязанности у подростков, склонных к девиантной виктимности.
В настоящее время теоретический и практический интерес к проблеме девиантной виктимности чрезвычайно высок. В то же время определений понятия «девиантная виктимность» немного. Существенная разница обнаруживается в трактовке причин, факторов, условий возникновения данного феномена.
Онтогенетическое значение привязанности на разных этапах психического развития и становления личности раскрыто еще далеко не полностью. Существующие исследования постулируют о фундаментальной роли качества привязанности в процессе социализации личности (Боулби, 2003, 2006; Бриш, 2012; Бурменская, 2009: 17-31). Какова роль эмоциональной привязанности к социальному окружению в становлении субъекта девиантной виктимности и, прежде всего, ее качественных особенностей (надежной либо ненадежной) – вопрос, закономерно встающий в контексте изучаемой проблематики, но недостаточно затронутый эмпирическими исследованиями.
Основная часть. Девиантная виктимность ¾ это устойчивое свойство личности, как жертвы неблагоприятных субъективных и объективных факторов социализации, определяющее ее дезадаптивность и проявляющееся в различных формах отклоняющегося виктимного поведения. Предполагается, что это компенсаторный процесс, т.е. несостоятельность в нормативном ракурсе компенсируется девиантной активностью.
Подростки, у которых проявляется склонность к девиантной виктимизации, демонстрируют ряд иррациональных установок, носящих характер абсолютного предписания. Данное обстоятельство предполагает возникновение синдрома дискоммуникации у развивающейся личности и находит проявление в девиантных поступках и поведении, в целом.
В группу иррациональных установок входят следующие:
установка долженствования. Подросток уверен в том, что в мире существуют некие универсальные принципы, которые несмотря ни на что должны соблюдаться;
катастрофические установки, при которых отдельные события, происходящие в жизни, оцениваются, как катастрофические вне какой-либо системы отсчета, проявляются в высказываниях подростка в виде  оценок, выраженных в самой крайней степени, например «ужасно», «нестерпимо», невыносимо» и т.п.;
установка обязательной реализации своих потребностей, в основе которой лежит иррациональное убеждение в том, что человек должен обладать определенными качествами для того, чтобы самореализоваться и стать счастливым.
По мнению И.Г. Малкиной-Пых, дивиантная виктимность обусловлена психофизиологическими качествами детского и подросткового возраста (Малкова-Пых, 2006). М.И. Рожков, напротив, считает, что девиантная виктимность определяется также и незавершённостью процесса формирования личности данной возрастной группы, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения (Рожков, 2001). О.О. Андронникова к специфическим факторам возникновения виктимного поведения подростков относит индивидуальный опыт переживания или наблюдения факта насилия, ранее сформированный комплекс психологических качеств (эмоциональная неустойчивость, тревожность, неадекватная самооценка), отсутствие ощущения социальной поддержки и определенные стратегии семейного воспитания отца и матери (Андронникова, 2005).
Формирование личности, как положительное, так и деструктивное, в большей степени является результатом воздействия родителей, воспитателей, родственников, друзей, лиц, которые составляют микросреду субъекта. Учитывая то, что социальные качества формируются в процессе взаимодействия человека со средой в течение длительного времени, т.е. разные по характеру и силе внешние воздействия, преломляясь через психофизиологические данные этого лица, превращаются в его привычки, потребности, становятся критериями предъявляемых к себе и другим требований (Леонтьев, 1983: 80), актуально исследовать процесс формирования виктимной предрасположенности личности с детского возраста.
Как известно, формирование личности проходит практически всю жизнь, но с точки зрения виктимиологической профилактики период взросления человека является наиболее важным (Реан, 2015: 3-8). Так как повышенные виктимные потенции приобретаются индивидом еще в детстве, тем самым создается реальная (но не фатальная) возможность развития событий, хотя сами эти события могут наступить и в отдаленном будущем.
К внешним факторам девиантной виктимизации относят особенности реализации ведущей деятельности и социальной ситуации развития подростка. Общение со сверстниками является доминирующей потребностью и от особенностей ее реализации зависит качественное содержание психологических новообразований личности. Позиция в системе внутрисемейных отношений определяет фундамент социального положения и активности личности подростка.
Система привязанности активизируется в момент рождения и направлена на сохранение жизнедеятельности индивида. В течение первых восемнадцати месяцев, привязанность приобретает качественное содержание. У ребенка формируется ментальная модель системы взаимодействия с ухаживающими взрослыми. Со временем модель становится более ригидной и определяет особенности взаимодействия с социальным окружением, в целом. Так, по мнению Шейвер и Хазан, каждая личность обладает доминирующей межличностной ориентацией, которая отражается в аффективном опыте и удовлетворенности отношениями (Hazan, Shaver, 1987). В классической теории привязанности (Боулби, 2003, 2006; Ainswarth, 1983: 200-219) избегающий стиль привязанности личности базируется на отрицании самой потребности в привязанности, личность не способна к самораскрытию, сосредоточению на чувствах, эмоционально отстранена. Это препятствует установлению эмоционального контакта с окружающими, принятию помощи от других людей в ситуации стресса. Амбивалентный стиль связан с проявлениями чрезмерной зависимости, ревности, страхами, озабоченностью возможностью потерь и расставаний. Надежный стиль предполагает полную противоположность переживаний. У личности с надежным стилем привязанности межличностные отношения способствуют гармонизации представлений о собственной ценности. Позже, в 1986 году, исследователи Мейн и Соломон на основе результатов собственных экспериментов добавили четвёртый стиль привязанности, назвав его дезорганизованной привязанностью. Основной паттерн и мотив поведения таких подростков — «выразить свою боль и отмстить за неё», также характерны перемежающиеся стратегии «застенчивого/принуждающего» поведения, которые могут стать доминирующим и практически нерегулируемым стилем (Main, Solomon, 1986: 95-124).
Если рассматривать личность как целенаправленную, саморегулирующую систему, а не просто как совокупность глобальных диспозиционных тенденций, то это позволяет увидеть потенциальные связи между паттернами привязанности и специфическими аффективными, когнитивными и мотивационными механизмами. Паттерны привязанности включают в себя когнитивно-эмоциональные и поведенческие стратегии. Эти стратегии следует рассматривать как часть механизмов, участвующих в координации фукционирования целостной личностной системы. Еще в шестидесятых годах двадцатого столетия Джон Боулби в результате собственного эмпирического исследования установил, что подростки, совершавшие мелкие кражи имели ненадёжную систему привязанности к родителям. Данный феномен получил название компенсаторное воровство.
По мнению К.Х. Бриша, в подростковом возрасте особое значение придается таким аспектам, как привязанность, расставание и сепарация. Видимо, специфическая для возраста сепарация и расставание с родителями на этой стадии проходит тем легче, чем более надежной до этого была привязанность. В противном случае, при наличии паттернов ненадежной привязанности, можно ожидать тех или иных нарушений в процессе отдаления (Бриш, 2012).
В контексте теории привязанности приступное и асоциальное поведение может быть попыткой несовершеннолетних реализовать свои потребности в привязанности (которые они не могут удовлетворить с родителями) через общение с государственными учреждениями социального обеспечения, с социальными педагогами, психологами либо продиктовано дефицитарной способностью к ментализации. Они не чувствуют угрызений совести, не видят связи между своими действиями и тем, что происходит в результате этого, потому что они никогда в жизни не были привязаны к другому человеку, которому можно было бы доверять.
Таким образом, мы полагаем, что на ранних этапах развития паттерны привязанности вносят свой вклад в формирование механизмов саморегуляции. На протяжении всей жизни эти механизмы определяют выбор определенных стратегий межличностных отношений, успешность в их поддержании и в преодолении личностного стресса.
Материалы и методы исследования. Исследование направленно на уточнение и расширение представления о системе привязанности как детерминанты механизмов саморегуляции у подростков, демонстрирующих склонность к девиантной виктимизации на современном этапе развития.
Исследование основывается на теоретических, эмпирических и статистических методах. Теоретические методы представлены методами анализа, синтеза, сравнения, систематизации, обобщения, моделирования. Эмпирические методы включают наблюдение, опрос, контент-анализ, тестирование.
Для решения поставленной задачи было проведено эмпирическое исследование с применением следующего методического инструментария: методика «Склонность к девиантному поведению» А.Н. Орел, методика исследования виктимности личности О.О. Андронниковой, методика IPPA, G. Armsden, M. Greenberg в адаптации А.А. Лифинцевой.
На первом этапе исследования использовались методы, направленные на определение склонности к девиантному поведению и выявление склонности к виктимному поведению. Методика, определяющая склонность к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) – стандартизированная тестовая анкета, предназначенная для измерения готовности (склонности) подростков к внедрению различных форм девиантного поведения. Анкета представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, предназначенных для измерения готовности (склонности) к реализации индивидуальных форм девиантного поведения. Исследовательский опросник нацелен на измерение психологического содержания комплекса форм девиантного поведения, то есть социальных и личных установок, стоящих за этим поведением:
шкала установки на социальную желательность;
шкала склонности на социальную желательность;
шкала склонности к аддиктивному поведению;
шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению;
шкала склонности к агрессии и насилию;
шкала волевого контроля эмоциональных реакций;
шкала склонности к делинквентному поведению.
Кроме того, в основной выборке был исследован тип привязанности подростков к родителям (отцу и матери) и друзьям. Стиль привязанности был изучен с использованием методики IPPA (G. Armsden, M. Greenberg) в адаптации А.А. Лифинцевой, предназначенной для исследования особенностей отношений с родителями и отношений со сверстниками. Структура методики включает три шкалы: «Доверие», «Коммуникация» и «Отчуждение».
В исследовании приняли участие 267 подростков в возрасте от 14 до 16 лет, в основную выборку вошло 74 человека.
Основную группу исследования составили подростки, у которых были обнаружены высокие значения по шкалам из методик, направленных на исследование виктимности и склонности к девиантному поведению. Далее внутри группы исследовался тип привязанности к родителям и друзьям. Было выявлено четыре типа привязанности: амбивалентно-тревожный, избегающий, надежный и наиболее многочисленная группа – смешанный тип привязанности. Смешанный тип привязанности у нашей выборки характеризуется отсутствием явно преобладающего типа, данные наименее однородны по характеру отношений с родителями, так в этот тип попали респонденты, привязанность которых близка к избегающей и к амбивалентной.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате сопоставления типа девиантной виктимизации и особенностей привязанности к родителям и друзьям были обнаружены множественные корреляционные взаимосвязи.
Так, амбивалентный тип привязанности к родителям и друзьям обнаруживает взаимосвязи с моделью активного виктимного поведения (r=0,298, p=0,031), склонностью к самоповреждающему и саморазрушающему поведению (r=0,284, p=0,031), установкой на социально желательные ответы (r=0,217, p=0,04), склонностью к аддиктивному поведению (r=0,258, p=0,04), некритичной моделью виктимности (r=0,262, p=0,39) (рис. 1.).
Смешанная привязанность к родителям и избегающая к друзьям коррелирует со склонностью к преодолению норм и правил (r=0,299, p=0,031), моделью агрессивного виктимного поведения (r=0,523, p=0,008), установкой на социально-желательные ответы (r=0,0306, p=0,021) (рис. 2.)
Смешанная привязанность к родителям и амбивалентная к друзьям обнаруживает взаимосвязи со склонностью к самоповреждению и саморазрушению (r=0,5116, p=0,008), к аддиктивному поведению (r=0,22, p=0,04), и моделью пассивного виктимного поведения (r=0,264, p=0,39) (рис. 3.).
Надежная привязанность к родителям и друзьям обнаружила положительную корреляцию с моделью инициативной виктимности (r=0,26, p=0,39), установкой на социально желательные ответы (r=0,0304, p=0,021) и отрицательную со значениями по шкале реализованной виктимности (r=-0,299, p=0,031) (рис. 4).
Согласно полученным результатам, амбивалентный тип привязанности характеризуется положением: привязанность – отторжение. Часто этот тип привязанности приобретает черты негативного отношения, когда ребенок регулярно, но не сознательно, «цепляется» за родителей. Это провоцирует родителей на наказание, и в этом случае становится одной из форм взаимодействия в системе семейных отношений. В подростковом возрасте последствием этой системы являются различные формы оппозиционно-протестного поведения.
В данной группе подростков, согласно результатам исследования, явно проявляется агрессивная, неадекватная эмоциональная реакция при отсутствии достаточного контроля и навыков использования интеллектуальной самоорганизации поведения («к каким последствиям приведут мои действия?»). Это проявляется в активных формах виктимности, самоповреждения.
В ситуации, когда у ребенка нет стабильной, надежной модели привязанности к родителям, стиль реакции в стрессовой ситуации характеризуется дезорганизацией в поведенческой активности. Как известно, подростковый возраст характеризуется желанием быть в группе, ведущей деятельностью является общение со сверстниками. В результате исследования было обнаружено, что подростки со смешанной моделью привязанности демонстрируют избегающий стиль привязанности к друзьям. В результате ведущие виды деятельности реализованы неполностью. Выраженные формы девиантной виктимности – это агрессия, желание нарушать нормы и правила.
В результате эмпирического исследования была выделена группа подростков, у которой преобладала модель смешанной (дезорганизованной) привязанности к родителям и амбивалентное представление привязанности к друзьям.
Скорее всего, эти подростки, из-за отсутствия базовой надёжности в системе семейных отношений, проявляют формы гиперкомпенсации в отношениях с друзьями. В этом случае выявленные корреляционные связи демонстрируют определенные тенденции в реализации девиантного виктимного поведения: склонность к привыканию, пассивная форма виктимного поведения, самоповреждение. Можно предположить, что сочетание таких форм девиантной виктимности формирует манипулятивные стратегии поведения.
Группа подростков, которым характерно представление о надежной привязанности, реализует инициативный тип виктимного поведения, но реальной виктимности не демонстрируют. Можно предположить, что подростки данной группы склонны демонстрировать конструктивные формы поведения, но в определенных ситуациях это может навредить им.
Также необходимо отметить следующее: преобладающее число респондентов демонстрирует тенденцию давать социально приемлемые ответы. В контексте этого исследования, вероятно, опрошенные подростки, как правило, стараются контролировать репрезентацию.
Заключение. В результате исследования было выявлено, что привязанность подростка к родителям влияет на его интеллектуальное и личностное развитие. Наиболее благоприятным для развития является надежная привязанность, но, несмотря на это, подростки с надежным типом привязанности также могут попасть в тяжелые жизненные ситуации посредством бессознательной реализации девиантного виктимного поведения. Данные выводы позволяют предположить, что формирование девиантной формы виктимности происходит под воздействием комплекса внешних и внутренних условий развития подростка; единственный конструктивный тип организации семейной системы не может полностью обеспечить благоприятные условия развития личности.
Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при организации профилактических и психокоррекционных мер с подростками, демонстрирующими различные формы девиантной виктимности.

Список литературы

Андронникова О.О. Виктимное поведение подростков: факторы возникновения и профилактика: монография. Новосибирск, 2005. 300 с.
Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита//Психологический журнал. 1994. № 1. С. 3-18.
Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477с.
Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический Проект, 2006. 131 с.
Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике. М.: Когнито-Центр, 2012. 316 с.
БурменскаяГ.В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития // Вестник Московского Университета. Серия: Психология. 2009. №3. С. 17-31.
Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением. / Рожков М.И., Ковальчук М.А., Кузнецова И.В., Чернявская А.П., Рукавишникова Н.Г., Фетисмкин Н.П., Ансимова Н.П.: под ред. М.И. Рожкова. М.: ВЛАДОС, 2001. 240 с.
Емельянов И.Л. Виктимность и виктимизация: понятие, виды, проблемы профилактики // Философия, социология, культурология. 2008. №5. С.3-14.
Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах. Т. 2. М.,1983. 320 с.
Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы: справочник практического психолога. М.: ЭКСМО, 2006. 1008 с.
Одинцова М.А. Психологические особенности виктимной личности // Вопросы психологии. 2012. № 3. С. 59-67.
Реан А.А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения // Национальный психологический журнал. 2015. № 1 (17). С. 3-8.
Ривман Д.В. Виктимология. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 215 с.
Руденский Е.В. Депривационный виктимизм как социально-психологический механизм онтогенеза личной виктимности. // Мир науки, культуры, образования. 2013. №1 С. 38
Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент. // Вопросы психологии. 1995. № 3. С. 139-150.
Франк Л.В. Виктимология и виктимность. Душанбе: Изд-во Тадж. ун-та, 1972. С. 402
Христенко В.Е. Психология поведения жертвы. Ростов-на-Дону, 2004. 416 с.
Ainswarth M. Mary D. Salter Amsworth // O'Connell A., Russo N. (eds). Models of achievement leflections of eminent women in psychology. N Y., 1983. P. 200-219.
Hazan C., Shaver P. Romantic love conceptualized as an attachment process. — Journal of personality and social psychology. — 1987.
Main M., Solomon J. Discovery of a new, insecure-disorganized/disoriented attachment pattern. In: Brazelton T.B., Yogman M., eds. Affective development in infancy. Norwood: Ablex, 1986: 95-124.