16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2019-5-1-0-7

Трудности в общении подростков – виртуальный аспект

Aннотация

Современные исследования затрудненного общения у детей и взрослых затрагивают несколько аспектов деятельности, в частности, актуальные форы коммуникативного взаимодействия посредством интернет-коммуникаций. Подростковая аудитория, с учетом все более расширяемого информационного пространства, часто выбирает виртуальную форму общения. В данной статье описываются результаты исследования затрудненного общения подростков. В этом контексте актуальным является изучение виртуального аспекта в возникновении и преодолении коммуникативных трудностей. Целью исследования является определение содержательных характеристик факторов родительских и Интернет-коммуникаций в их взаимосвязи с индивидуальными особенностями подростков с трудностями в общении. Диагностический инструментарий исследования: авторская анкета, включающая в себя 14 вопросов по изучению преимущественно виртуального аспекта общения подростков; опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис); комплексная психологическая диагностика общения (КПДО) (Г.В. Акопов, Т.В. Семенова). По результатам диагностики проводился качественно-количественный анализ полученных данных. В ходе исследования определены содержательные характеристики факторов затрудненного общения: общение посредством Интернет-коммуникаций, родительское влияние во взаимосвязи с индивидуальными особенностями подростков. Выяснилось, что доля активности подростков в Интернете выше, чем в реальном общении. Трудности в реальном общении испытывают − 15,87% опрошенных подростков; в виртуальном − 9,83%. Анализ детско-родительских взаимоотношений показал наличие проблем в семейном воспитании в нескольких полюсах: гиперопеке, попустительском (бессистемно-хаотичном) и даже жестоком обращении с детьми. Таким образом, необходима организация новых форм работы с детьми и подростками в средней школе, осуществление психологического сопровождения подростка и родителей.


Введение. Основные подходы изучения феномена общения в рамках педагогической психологии определяются потребностью человека в общении, являющегося фактором успешного развития и социализации формирующейся личности ребенка и подростка. Однако, качество детского общения неравномерно (Самохвалова, 2011: 31-42). Современное общество, находящееся в ситуации кризиса, накладывает отпечаток на все сферы общественных отношений, в том числе, на коммуникативное взаимодействие детей и родителей, детей и взрослых, детей и сверстников и другие формы взаимоотношений. Общение зачастую сопровождается различными коммуникативными трудностями, испытываемыми детьми (Самохвалова, 2011: 8-31). В условиях перехода общества в эпоху цифровых технологий человек меньше внимания уделяет непосредственному взаимодействию с окружающими, в том числе с близкими людьми. Исследователи отмечают отсутствие или ограничение вербального контакта, снижение коммуникативной активности, напряженности в общении (Куницына, 2001: 3).
В изменившихся условиях расширения информационного пространства, организация психолого-педагогического сопровождения подростков с затрудненным общением в средней школе требует комплексного подхода к разрешению проблемы, актуальность которой подтверждается результатами эмпирического исследования.
Основная часть. Оптимальная модель незатрудненного общения предполагает отсутствие каких-либо трений, напряженностей, барьеров, и содержит в себе определенный перечень требований к личности, включающих в себя наличие коммуникативных навыков и умений (Лабунская, 2008: 104-109).
Качество общения подростка с взрослыми и сверстниками зависит от многих факторов, условно подразделяемыми нами на внешние и внутренние. Существующие детско-родительские отношения в семье и взаимоотношения в классе со сверстниками и учителями, это - внешние факторы влияния на возникновение трудностей общения подростка. Мы предполагаем, что преодоление затрудненного общения, в условиях организации психолого-педагогического сопровождения, наиболее эффективно будет происходить в случае учета данного фактора. Усиление деструктивной модели коммуникативного поведения, детерминированного внутренними переживаниями неудач общения подростка, потеря интереса к реальному общению связывается с индивидуальными особенностями субъекта, зависят от силы влияния и степени выраженности отрицательных факторов, ухудшающих качество общения (Самохвалова, 2012:157-160).
Результат общения у человека, как субъекта затрудненного общения, более чем неконструктивен, это – разрушение, психологическое обезличивание партнера общения.ирмрпр Спектр отрицательных последствий зависит от степени преобразовательной активности субъекта затрудненного общения и выражается в невозможности установления контакта, удовлетворения базовых социальных потребностей, что в свою очередь, деформирует внутренний мир личности (Лабунская, 2011: 394-395; Фромм,1991; Хорни, 1993).
Интернет-коммуникации (гаджеты, компьютеры и др.), в действительности, увеличивают количество коммуникативных партнеров. Обзор литературы показал, что отмечаются как положительные, так и отрицательные стороны общения, опосредованного Интернетом. В зарубежных исследованиях, учеными говорится о позитивном влиянии интернет-коммуникаций в самораскрытии, самореализации личности человека, благодаря анонимности, отсутствию прямого зрительного контакта (Jiang, Bazarova, Hancock 2011: 58-77). Это тот же опыт, получаемый в киберпространстве, способствующий самоактуализации личности человека (Suler, 1996: 359-362.). К отрицательным факторам влияния общения посредством Интернет-коммуникаций, как отечественные, так и зарубежные исследователи относят возникновение интернет-аддикции (Солдатова, Зотова, Чекалина, Гостимская, 2011: 87-105; Suler, 2004:359-362). Подмена реального общения виртуальным, происходит на фоне внутреннего дискомфорта и напряженности взаимоотношений с окружающими.
Кроме практичного использования Интернета подростки играют в онлайн-игры. Исследования зарубежных психологов многопользовательских онлайн-игр на примере показали, что участники испытывают чувство общности, социальной поддержки и социальной идентичности. В игре они получали большую эмоциальную поддержку и даже заботу (Longman, Connor, Obst, 2015: 459-473. Другой зарубежный исследователь говорит о мотивах участия в онлайн и оффлайн-играх, как о способе снятия стресса, «отрицательных настроениях, депрессии и т.д. (Caplan S., 2009:1312-1319).
Методология и методы исследования. Экспериментальные исследования проводились при участии специалистов психолого-медико-педагогической комиссии г. Сибай Республики Башкортостан. В качестве испытуемых исследования выступили 368 подростков 11-15 лет из четырех общеобразовательных школ г. Сибай Республики Башкортостан 29 родителей и 30 учащихся 17 лет.
В качестве методов эмпирического исследования использовались: комплексная психологическая диагностика общения (КПДО) (авторы Акопов Г.В., Семенова Т.В.); для изучения круга знакомых, отношений в реальном и виртуальном общении использовалась авторская анкета, включающая в себя 14 вопросов; для измерения детско-родительских отношений использовался опросник «Анализ семейных взаимоотношений» АСВ Эйдемиллер Э.Г.
Результаты эмпирического исследования. В исследовании приняла участие неоднородная группа школьников, так как в 1-ой школе обучаются дети совместно с детьми ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), вторая школа отличается физико-математическим уклоном, третья школа – гуманитарный лицей и четвертая школа находится в пригороде, в которой совместно обучаются городские и сельские школьники.
Анализ 368 анкет респондентов показал: среди учащихся 5-7 классов вышеуказанных школ лишь 8,15% подростков (30 человек) не имеют собственной страницы в социальной сети и не пользуются Интернетом в целом. Подросток, лишенный возможности использовать Интернет и интернет-общение, чувствует дискомфорт в кругу своих сверстников (одноклассников, товарищей по спортивной секции, клубу, кружку по интересам и др.), испытывает внутреннее напряжение, так как лишен возможности обсуждать актуальные для сверстников проблемы в реальном общении. Большая часть подростков общается посредством социальной сети «В контакте»: в 1-ой школе – 97,67 %; 2-ой школе – 95,67 %; 3-ей школе – 98,38%; 4-ой школе – 75,34%. При этом количество друзей в социальной сети (среднее значение) составляет: 1-ая школа – 41%; 2-ая школа – 60,9%; 3-ья школа – 45,8 %; 4-ая школа – 38,62% друзей. Количество близких друзей (среднее): 1-ая школа – 4,82%; 2-ая школа – 5,87 %; 3-ья школа – 6,91%; 4-ая школа – 3,92%. Количество друзей в социальной сети незнакомых лично (среднее): 1-ая школа – 14,16%; 2-ая школа – 46,65%; 3-ья школа – 19,17%; 4-ая школа – 22,83%. Как видим, подростки активны в социальных сетях, причем виртуальный круг общения значительно шире реального. Результаты каждого исследования показали, что у каждого из испытуемых имеется не менее 140 друзей, причем более 25% виртуальных друзей респондент лично не знает, в то время, как близких друзей из общего количества − чуть более 5%.
Подростки используют Интернет достаточно практично, как источник информации и способ общения с другими людьми. На вопрос «Чем ты чаще всего занимаешься онлайн?» были получены следующие ответы: переписываюсь с друзьями – 65,25%; слушаю музыку – 64,91%; смотрю видео – 56,85%; читаю новости – 46,19%. Среди прочих был также ответ - «играю в игры». Это явилось основным занятием детей, выбирающих вариант «другой ответ»: в 1-ой школе – 16,27%; во 2-ой школе – 27,67 %; в 3-ей школа – 24,19%; в 4-ой школе – 33,92%. Игра как проведение досуга в сети, как развлечение у современных подростков отнимает большое количество времени и сил.
На вопрос о предпочтении виртуального общения реальному, ответы разделились: в 1-ой школе – 17,44%; во 2-ой школе – 34,31 %; в 3-ей школе – 35,48%; в 4-ой школе – 12,32%.
В то же время на вопрос: «Чувствую ли я себя подавленно, когда провожу в сети меньше времени, чем обычно?» подростки ответили следующим образом: в 1-ой школе – 30,64%; во 2-ой школе – 24,09 %; в 3-ей школе – 12,79%; в 4-ой школе – 26,02%. Обратим внимание на результаты первой и четвертой школы: предпочтения виртуального общения у них самые низкие (результаты 17,44% и 12, 32 соответственно), а в случае подавленности без виртуального общения результат у них выше, чем у второй и третьей школ (30,64% и 26,02%).
Анализ контрольного среза, проведенного в 2017 году, на общей выборке показал, что качество общения к концу подросткового возраста (17 лет) изменилось. Улучшилось взаимодействие со сверстниками. Реальное общение предпочтительнее (97%), чем виртуальное (3%). В то же время у подростков расширилось виртуальное пространство посредством увеличения интернет-коммуникаций в программах и мобильных приложениях Instagram, Тwitter, WhatsApp. Подростки указали на трудности общения со взрослыми, причем отметили как затрудненное общение – общение с педагогами (87,12 % детей). В беседах дети указывали на предстоящие экзамены как фактор изменения коммуникативных отношений с педагогами, связанные с уровнем ожидаемого результата. По нашему мнению, данное направление изучения трудностей в общении у подростков заслуживает отдельного исследования.
Фактор родительского влияния на возникновение и преодоление коммуникативных трудностей в общении, рассматривался нами как средовой, внешний фактор. Было проведено тестирование родителей (опросник «Анализ семейных взаимоотношений» АСВ Эйдемиллер Э.Г.), направленное на изучение детско-родительских отношений в семье (используемое для родителей детей 11-21 года). Выборку составили 30 человек, в ходе эксперимента 1 родитель отказался от участия в тестировании. В итоге, обследование прошли 29 взрослых. Большую часть из них составили матери, нежели отцы: 22 человека и 7 человек, соответственно. Можно говорить о том, что значительное число респондентов - 21 человек (83,10%) правильно учитывают потребности ребенка и стремятся в достаточной мере их удовлетворить. Интерпретация данных показала, что 6,9% (5 чел.) и 6,89% (3 чел.) испытуемым характерна гиперопека. Адекватность в требованиях к ребенку проявляют 62,06% родителей (18 чел.).
Наполовину разделились респонденты по типу применяющих и не применяющих наказание к подростку (37,93% и 37,93%). Тревожным сигналом для специалиста явилось обнаружение в некоторых семьях (24,13% – 7 чел.) приверженности к строгим наказаниям («жестокое обращение»). В то же время 6,88% (2 чел.) показали, что в их семьях детям никаких требований и обязанностей не предъявляют («все можно»). Для одного респондента характерно хаотичное бессистемное воспитание («по настроению»). Изучение родительских отношений к подростку в семье в основной выборке показали вполне адекватный результат − 83,10% родителей, учитывающих потребности ребенка и стремящихся в достаточной мере их удовлетворить. Однако, обозначились и проблемные семьи, в которых детско-родительские отношения построены не лучшим образом.
В рамках исследования предполагалось выявить уровень благоприятных или неадекватных условий, способствующих или нет удовлетворенности в общении подростков в семье. Методом ранговой корреляции Спирмена были исследована корреляционная связь между показателями общительности ребенка и непоследовательности в семейном воспитании.
Предположение о корреляционной связи между показателями общительности ребенка и непоследовательности в семейном воспитании подтверждается.
Подростки, как активные пользователи, используют интернет, как в целях получения знаний, необходимой информации, организации досуга, так и для решения проблем, в частности, связанных с трудностями в общении. В случае, когда подростки проводят за компьютером меньшее количество времени, чем им требуется, у них отмечается снижение настроения, возникновение чувства подавленности. Виртуальное общение для подростков, испытывающих трудности в реальном общении становится более предпочтительным, чем реальное. Интернет-коммуникации (компьютер, гаджет и др.) для подростков, в некоторых случаях и интернет-общение приобретает сверхзначимость в силу разных причин. Это могут быть трудности в общении с сверстниками, ситуации эмоциональной напряженности, замкнутости, застенчивости, в случаях заниженной самооценки, обостренного чувства «Я» и других особенностей. Подростковый возраст, являясь переходным, кризисным периодом, зачастую может сопровождаться такими проявлениями и выражаться в затрудненном общении. Степень осведомленности о причинах затрудненного общения поможет смягчить их проявления и свести к минимуму их негативное воздействие на формирующуюся личность подростка.
Заключение. Выявление содержательных характеристик факторов затрудненного общения, в том числе опосредованного Интернет-коммуникациями, рассматривается нами в триаде: Подросток – Интернет – коммуникации − Родитель. Изучение виртуального аспекта затрудненного общения позволило раскрыть содержательную характеристику фактора влияния Интернет-коммуникаций. Анализ результатов показал, что подростки чувствуют себя увереннее в виртуальном общении, чем в реальном. Однако трудности в общении наблюдаются и в том, и в другом случае. Подростки осознают свои коммуникативные трудности, так же как осознают ценность живого, реального общения и открыто говорят о проблемах и коммуникативных трудностях. 
Виртуальный аспект в изучении содержательных характеристик факторов затрудненного общения подростков многогранен и зависит от конкретных целей и задач, которые ставит перед собой исследователь. Выявленные характеристики факторов затрудненного общения подростков позволили объяснить некоторые факторы возникновения коммуникативных трудностей и наметить способы воздействия на них с целью оптимизации общения и развития коммуникативных навыков ребят.
Дальнейшее исследование затрудненного общения подростков, опосредованного интернет-коммуникациями, позволит расширить знания в области столь сложного психологического феномена, как общение детей и подростков.

Список литературы

Акопов Г.В., Семенова Т.В. Комплексная психологическая диагностика общения (КПДО): методическая разработка для бакалавриата и магистратуры направлений подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Психология». Самара: ООО «Порто-принт», 2016. 32с.
Индивидуальное сопровождение детей с проблемами в развитии в дошкольных образовательных учреждениях / Иксанова Г.Н. // В сборнике: Современные проблемы специальной педагогики и психологии: сборник статей ученых, практических работников и студентов по вопросам обучения и воспитания лиц с ОВЗ. БИРО, 2009. С.74-79.
Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
Лабунская В.А. психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. М.: Академия, 2001, 286 с.
Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование детей и взрослых в интернете / Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. / Под ред. Г.В. Солдатовой. Фонд развития Интернет. М., 2011. 176с.
Психология общения. Энциклопедический словарь /Под ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-центр, 2011. 2280 с.
Психология современного подростка /под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. 240 с.
Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция: Учебно-методическое пособие / А.Г. Самохвалова. – СПб.: Речь, 2011. 432 с.
Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи – 4-е издание, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 672 с.
Hobfol, E. (2002), Social and Psychological Resources and Adaptation2002, Vol. 6, № 4, 307-324
Caplan S., Williams D., Yee N. (2009), Problematik Internet use and psychococial wellbeing among MMO players // Computers in Human Behavior.-2009.-№25 (6).-1312-`1319.
Jiang, C.L., Bazarova, N.N., Hancock, J.T. (2011), “The disclosure-intimacy link in computer-mediated communication: An attributional extension of the hyperpersonal model”, Human Communication Research, 37, 58-77.
O'Connor, Erin L., Longman, Huon, White, Katherine M., Obst, Patricia L. (2015),  “Sense of community, social identity and social support among players of massively multiplayer online games (MMOGs): A qualitative analysis”, Journal of Community and Applied Social Psychology, 25(6), p. 459-473.
Suler, J, (1999), “Computer and Cuberspache Addikction” (orig.pub. 1996), (Aug 96, Revised Aug 98, March 99 (v1.8)) available at: http://cyberpsy.ru/articles/suler-cyberaddiction/ (Accessed 15 January 2019).)
Suler, John. (1999). "To get what you need: Healthy and pathological use. Cyberpsychology and Behavior” available at: https://www.researchgate.net/publication/248107869_To_get_what_you_need_Healthy_and_pathological_use/ (Accessed 20 January 2019).