16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2019-5-4-0-4

Современные аспекты реализации этнокультурных технологий в условиях среднего профессионального образования

Aннотация

Реализация этнокультурных образовательных технологий в условиях среднего профессионального образования выступает важным аспектом, направленным на решение актуальных задач обучения, воспитания, развития личности студента, его интеллектуальных и креативных способностей, играющих большую роль в профессиональном становлении. Цель работы заключается в исследовании этнокультурной направленности современного профессионального образования в условиях техникума при подготовке будущих специалистов для предприятий швейной промышленности и сферы дизайна, направленного на сохранение этнокультурной идентичности личности, путем приобщения к родной культуре, раскрытия творческого потенциала обучающихся средствами народного творчества и умения им пользоваться. Исследование проводилось на основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблемам этнокультурной направленности образования, вовлечения студентов в творческую и проектную деятельность, использования опыта народных традиций, педагогического наблюдения, бесед с обучающимися, анализа результатов исследования. В итоге педагогического исследования были выявлены эффективные технологии этнокультурного образования, направленные на  творческое саморазвитие личности будущего дизайнера одежды, конструктора-модельера, ее нравственное воспитание средствами народного искусства. К ним относятся активные и интерактивные технологии обучения на основе проблемных методов обучения, моделирование профессиональной деятельности, придающие динамичность и разнообразие проводимым занятиям. Этнокультурные технологии, реализующиеся в учебной и внеучебной деятельности техникума, воздействуют на художественно-творческую подготовку современных специалистов и направлены на решение актуальных задач обучения, воспитания, развития личности, внимательного отношения к истории и культуре страны, родного края.


Введение (Introduction). Важным аспектом современного профессионального образования является формирование у подрастающего поколения этического и эстетического сознания на основе знаний ценностей и закономерностей народного творчества и культуры, основ духовности, нравственности. Об этом свидетельствует, как общественный, так и государственный интерес к национальному достоянию. Дефицит духовных ценностей обусловил сложные процессы перемен в сознании людей, направленных на их интерес к своему национальному наследию: традициям, обычаям, искусству, языку, истории и т.д., и связывающих пробуждающиеся национальные запросы, прежде всего, с этнокультурным образованием на всех его этапах[1]. Такая ситуация требует поиска новых форм и методов, моделей, организации деятельности по сочетанию традиционного образования с культурными ценностями, требующими активной жизненной позиции преподавателя и студента, умения находить нестандартные подходы к изучению, оценке и развитию народной культуры, учету специфики традиций, в том числе представленных в регионе.

Основная часть (Main Part). Единство федерального культурного и образовательного пространства, гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, развитие и защита национальных культур в системе образования, внедрение в образовательные процессы региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства провозглашены в Федеральном законе «Об образовании в РФ»[2], усиливая ценность и понимание народного искусства как необходимого элемента общей культуры человека и этнокультурной направленности содержания образования. На современном этапе образования это очень важное решение, так как подрастающее поколение должно быть объединено единой народной художественной культурой, воплощающей в себе традиции и выступающей стержневой духовной основой нации.

Цель работы. Этнокультурная направленность образования в соответствии с ФГОС реализуется в учебной и внеучебной деятельности образовательных организаций и призвана содействовать решению актуальных задач воспитания, обучения и развития личности, а также ее социализации, социокультурной и этнокультурной адаптации. Следовательно, цель исследования заключалась в изучении особенностей реализации этнокультурных технологий в условиях Старооскольского техникума технологий и дизайна, направленных на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родной культуре, раскрытия творческого потенциала обучающихся средствами народного художественного творчества.

Материалы и методы исследования. Решение поставленной цели предполагало выбор инструментария, необходимого для проведения исследования. Методы исследования носили комплексный характер и включали в себя: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам этнокультурной направленности образования, педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы с обучающимися, анализ результатов исследования.

Теоретическая основа и методология. Теоретический анализ научной литературы показал, что вопросами этнокультурного образования в середине XX века занимались многие этнографы, педагоги (В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, И.С. Гуревич, А.Э. Измайлов, С.М. Малиновская и др.). Особая роль появления этнокультурной направленности образования принадлежит исследованиям К.Д. Ушинского. В его работах получили свое развитие проблемы образования народной педагогики, национальной школы, как русской, так и других народов России (Ушинский, 1988). Народной педагогике уделял особое внимание и А.С. Макаренко. В своих работах он писал, что она должна опираться на житейскую мудрость, на обыкновенный здравый смысл и находить отражение в народных пословицах, поговорках, народных праздниках, традициях, обрядах (Макаренко, 1983). Основоположником этнопедагогики как науки считается Г.Н. Волков. Идеи народной педагогики он оформил в самостоятельную науку (Волков, 1999).

В научной литературе существует несколько точек зрения на сущность понятия «этнокультурное образование». По мнению Р.Л. Рождественской, оно направлено на «…сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родной культуре и языку с одновременным освоением ценностей мировой и региональной культуры» (Рождественская, Туранина, 2010: 182-189). А.Б. Афанасьева этнокультурное образование рассматривает как «…целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия, становление и воспитание личности на традициях культуры этноса, сочетающих моноэтническую глубину постижения родной культуры и полиэтническую широту» (Афанасьева, 2008: 35). Содержательной основой этнокультурного образования является этнокультура.

Понятие «этнокультура» получило широкое распространение в конце ХХ в. и его рассматривали, как замену понятиям «традиционная культура», «фольклор», «народная культура». Анализ показал, что В.В. Краевский этнокультуру рассматривает, как «…совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом» (Краевский, 2003: 13); В.С. Кукушин, – как «…коллективную память народа, являющуюся исторически обусловленным систематизированием его духовного опыта (Кукушин, 2010); Ю.В. Бромлей, М.С. Каган и др. (Ю.В. Бромлей, 1987), – как сосредоточение на этническом моменте. Цель этнокультуры заключается в воспитании духовно развитой нравственной личности, с высоким сознанием сохранения и развития человеческой и национальной самобытности. Выработка единообразных правил поведения, общей памяти и общей картины мира определяют целостность этнокультуры. На все эти аспекты направлены действия механизма традиций. Главным процессом этого механизма является процесс стереотипизации опыта, его жизнеспособность и передача последующим поколениям, приобщая к традициям и ценностям предков, сохраняя уникальность и этнокультурную самобытность. При этом механизмами этнокультурного образования выступают условия для естественной трансляции, основанной на сложившемся менталитете нации и передача знаний для развития человека культуры в рамках образования.

Изучение этнокультурных явлений становится главным условием, способствующим продвижению этнокультурного образования. Учебным заведениям в этом принадлежит особая роль. Реализуется этнокультурное образование на всех ступенях обучения: в детских садах, школах, среднем профессиональном образовании и высшем образовании, а также в случаях профессионального совершенствования (система
повышения квалификации, самореализация) и т.д.

Этнокультурное образование в условиях среднего профессионального образования (СПО) направлено на защиту и развитие этнокультурной идентичности студентов, приобщая их к родному языку и культуре своего народа. Оно последовательно обеспечивает освоение студентами истории и традиций своего народа, накопленных веками духовных и нравственно-этических ценностей: этических традиций, фольклора, народной философии, религии. Современная образовательная деятельность техникумов/колледжей состоит в сочетании традиционных культурных ценностей с мировым уровнем технической и информационной оснащенности. Задачи возрождения народных традиций и обычаев находятся в неразрывной связи с воспитанием студентов на основе ценностей мировой культуры, формированием у них национального самосознания, дают возможность реализовать принцип этнокультурного образования. Этнокультурное образование может быть реализовано через множество этнокультурных технологий.

Анализ литературы показал, что под технологией, в широком смысле, понимается совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности[3] и др. Следовательно, этнокультурные образовательные технологии представляют собой совокупность способов и средств, обеспечивающих реализацию теории в практику этнокультурной деятельности, как при использовании этнокультурного содержания учебных дисциплин, так и этнокультурного аспекта внеурочной деятельности студентов. Этнокультурные технологии позволяют обеспечить условия для участия студентов в равноправном диалоге с представителями других культур, способствуют формированию стереотипов поведения, обусловленных традициями и особенностями этнокультуры. Они осуществляются на материалах и средствами различных видов народного художественного творчества (устного, музыкального, декоративно-прикладного, театрального, танцевального и др.)и традиционных форм их бытования (календарных и семейных праздниках, обрядах, ритуалах и др.).

Результаты исследования. Исследование показало, что примерами первых этнокультурных образовательных технологий служат национальные традиционные обрядово-ритуальные формы. В современном образовании к ним можно отнести программы развития народного творчества и организации семейного досуга, комплексные программы эстетического и художественного воспитания, экспериментальные историко-культурные региональные программы и др. Этнокультурные образовательные технологии составляют организационно-процессуальную основу рассматриваемого явления и определяют особенности взаимодействия преподавателя и студентов.

Проведенный анализ научных работ (М.А. Капаев, В.С. Кукушин, В.И. Солодухин, К.А. Строков и др.) позволил нам сделать вывод, что этнокультурная направленность современного профессионального образования представляет собой сложное социально-педагогическое явление (Капаев, 2013: 74-79; Кукушин, 2010 и др.), призванное решать актуальные задачи воспитания и обучения личности. Содержание этнокультурного образования, по нашему мнению, ориентировано на следующие сущностные характеристики, отражающие современное этнокультурное образовательное пространство:

1. Базирование на фундаментальные основы народной философии, культурологии, педагогики, социально-культурной деятельности и других пограничных отраслей научного знания. Получение расширенного курса знаний через элементы краеведения, интегрируя и систематизируя разрозненные представления обучающихся о быте, традициях и исторических событиях региона для идентификации личности со своей исконной культурой и усвоения других культур. При этом региональный этнокультурный образовательный компонент выступает как необходимый структурный элемент воспитания поликультурной личности, подготовки будущих специалистов среднего звена к профессиональной деятельности, способствующий активному приобщению участников взаимодействия к стремлению сохранить свою самобытность, уникальность своей культуры, изменению ценностных идеалов в обществе, направленных на возрождение духовной культуры региона, города, района.

2. Наиболее полное представление богатства национальной культуры (традиции и уклад жизни населения региона, народная мудрость, духовные цели и ценности, социальные нормы поведения), содействие формированию национального самосознания, освоению молодежью ценностей родной, общероссийской, мировой культур и подготовке обучающихся к глубокому осмыслению философско-культурного пространства.

3. Переход от традиционного обучения к альтернативным технологиям (занятиям в Центрах декоративно-прикладного творчества, Домах ремесел, музеях; мастер-классам; элементам краеведения; авторским школам и др.).

4. Обеспечение комфортных условий для конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса.

По нашему мнению, этнокультурное образование обладает огромным педагогическим потенциалом, так как в традиционной культуре народов России воплощены любовь к Родине, родной природе, родному дому, культурному наследию предков, ценностное отношение к семье, труду, учению, народной мудрости и другие духовно-нравственные ценности, составляющие основу современного российского воспитательного идеала.

Этнокультурные особенности современной образовательной парадигмы придают динамичность и разнообразие проводимым занятиям, позволяют усилить методическую отдачу и воспитательный эффект, способствуют погружению студентов в изучение темы учебной дисциплины и побуждают их учиться творчески, инициативно, постоянно работать в поисковом и исследовательском стилях. Главная цель преподавателя направлена на то, чтобы помочь обучающимся захотеть раскрыть свой потенциал, научить им умело пользоваться.

Идея сохранения и развития культуры нашей страны, края является в Белгородской области приоритетной и распространена в ПОО. В области утверждена и действует государственная программа «Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014-2020 годы»[4]. В соответствии с действующей программой решается вопрос об активном использовании этнокультурных образовательных технологий в подготовке будущих специалистов среднего звена в условиях СПО.

В учебно-воспитательном процессе Старооскольского техникума технологий и дизайна Белгородской области внедряются различные активные формы и методы, направленные на формирование национального самосознания, духовно-нравственных ценностей, художественно-эстетического воспитания, с помощью которых осуществляется интенсивная подготовка кадров для предприятий швейного производства, сферы дизайна. Перед учебным заведением стоит задача формирования у обучающихся здорового этнического самосознания и достоинства, уважения к истории и культуре своей страны, региона; приобщения к национальным культурам, обрядам, видам традиционного промысла, быта, стереотипам поведения; культивирования уважительного отношения к культуре других народов. Этнокультурное творческое образование решается в рамках регионального компонента (Студенческая Лаборатория Моды «Русский стиль», мастерская проектов, творческие лаборатории, Театр моды, дизайн-студия, кружковая работа, научно-студенческое общество, креатив-курсы и др.).

Регионализация является одной из характерных тенденций в развитии современного образования. Анализ научной литературы показал, что региональный компонент в образовании определяется как создание системы форм и способов оптимального для данного региона осуществления образовательного процесса (Макаренко, 1983).

Включение регионального компонента в учебно-воспитательный процесс техникума способствует повышению культурно-образовательного уровня студентов с опорой на его духовное наследие, привитию любви и уважения к традиционной народной культуре края, воспитанию активно-эстетического отношения к произведениям и традициям народной культуры (национальные традиции и обряды, народный фольклор, изобразительное и декоративно-прикладное искусство).

В настоящее время появляется объективная необходимость в подготовке специалистов среднего звена в условиях СПО (специальность 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», 54.02.01 Дизайн), способных эффективно осуществлять этно-дизайн швейных изделий (моделей одежды) с учетом традиций русского народного костюма, региональных особенностей культуры своей малой Родины.

Будущие дизайнеры одежды, конструкторы-модельеры, изучая традиции народной культуры в стенах учебного заведения, в своей профессиональной деятельности будут использовать художественное и культурное наследие. Это главная задача по формированию у студентов желания и умения сохранить то, что было сделано до него.

Для достижения поставленной цели в качестве педагогической технологии активно используются технологии проектирования, т.к. проектная деятельность является объединяющим элементом в совместной деятельности преподавателей и студентов. Вовлечение студентов в проектную деятельность способствует формированию у них навыков поисковой, исследовательской, инициативной, креативной, коллективной и продуктивной деятельности, что соответствует специфике деятельности специалистов художественно-творческой направленности.

На протяжении уже нескольких лет в техникуме активно реализуются следующие этно-проекты: «Реконструкция русского народного костюма», «Изготовление русской тряпичной куклы», «Этно-дизайн учебного заведения», «Организация и проведение мастер-классов», «Проектирование коллекций одежды с элементами этно-стиля», «Этно-дизайн современной одежды» и др.

Традиционный народный костюм является одним из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства, одним из самых значимых пластов русской культуры. Он обладает богатством форм выражения, широтой и глубиной культурных и художественных связей и представляет собой целостный художественный ансамбль гармонично согласованных предметов одежды и разнообразных материалов, украшений и дополнений, обуви, прически и головного убора. Для будущего специалиста в области дизайна костюма он является образцом единства красоты и целесообразности, отражающий материальную культуру народа, мировоззрение, художественные и эстетические идеи, и играющий большую роль в профессиональном становлении.

Основные закономерности искусства русского народного костюма, его функции и особенности художественного построения были сформулированы и раскрыты Р.М. Кирсановой, Г.С. Масловой, М.Н. Мерцаловой, Ф.М. Пармон и др. М.С. Жировым в систематизированном виде предложена научная концепция традиционной художественной культуры Белгородчины, в том числе народной одежды (М.С. Жиров, 2000).

Традиции народного искусства интересуют не только ученых-искусствоведов (И.Я. Богуславская, B.С. Воронов, Н.Т. Климова, М.А. Некрасова, Т.М. Разина и др.), но и модельеров, дизайнеров одежды. Уже начиная с 20-х годов ХХ века русский народный костюм, его покрой, орнамент, цветовое решение широко использовались модельерами при проектировании современной одежды (Пармон, 1997). Народные мотивы стали на многие годы одним из актуальных трендов.

Основоположницей использования традиционных форм народной одежды, характера ее орнаментации, принципов декорирования при создании современного костюма в начале прошлого века стала общепризнанный художник-модельер Надежда Петровна Ламанова. С тех пор народный костюм является объектом пристального изучения (Пармон, 1997).

Начиная с 60-х годов ХХ в. русские народные мотивы постоянно присутствуют в творчестве Вячеслава Зайцева. Смелость художественного видения В. Зайцева глубоко современна, и это помогает ему создавать интересные и своеобразные модели.

Многие кутюрье современности не устают черпать свое вдохновение в народных традициях, подаренных нестареющим русским стилем. Элементы русского стиля («a laRusse»), характерной приметой которого считается органичное соединение народных мотивов с новейшими тенденциями мировой моды, в своих коллекциях одежды демонстрировали и демонстрируют на подиумах крупнейшие бренды и Дома моды, такие как Kenzo, Chanel, Valentinо, Dolce&Gabbana, Д. Гальяно, К. Диор, М. Арора, Гуччи, П. Карден, М. Прада и др.(Dior, 2008; Parkins, 2012; Procter, 2019; Frankel, 2019).

Анализ показал, что молодые российские дизайнеры В. Аверьянова, А. Ахмадулина, И. Гуляев, А. Романцова, У. Сергеенко, Д. Симачев и др. гордятся своей «русскостью» и открыто демонстрируют это во время показов своих коллекций. Молодые дизайнеры показывают девушку новой России как утонченную, элегантную, женственную, модную. При этом она весьма самобытна.

Народные традиции, подаренные нестареющим русским стилем, являются тем замечательным национальным явлением, к которому следует привлекать внимание студенческой молодежи. В рамках проектов и программ мероприятий по организации этнокультурного образования и формирования креативной личности могут быть реализованы такие интерактивные формы и методы работы, как информационно-мотивационные встречи с работодателями и мастерами декоративно-прикладного творчества; круглые столы с преподавателями; проектирование коллекций моделей современной одежды с элементами народного костюма; демонстрация видео-роликов с коллекциями известных дизайнеров одежды и их обсуждение; проведение мастер-классов; организация и участие в научно-практических конференциях, выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах проектных работ, профессионального мастерства и др.

Национальные дизайнерские традиции, эстетическое наследие, культуру ансамблевого решения, творческое переосмысление национальных мотивов и художественное воплощение их в различные формы современной одежды позволяет преподавателям передать студентам в процессе обучения в техникуме при проектировании коллекций моделей одежды современной и перспективной моды. С разработанными коллекциями по мотивам русского народного костюма (коллекции «Красавица», «Барышня-крестьянка», «Ватиновый шик», «От истоков», «Ода холсту», «Цвети, Россия» и др.) преподаватели и обучающиеся активно участвуют в конкурсах дизайнеров одежды («Русский силуэт», «Губернский стиль», «Серебряная нить», «Веретенце», «Новая звезда», «Дебют Плюс», «Студенческая весна» и др.), городских и региональных мероприятиях различного значения (Кормакова, Щеглова, 2017). Коллекция «Красавица», разработанная в Студенческой Лаборатории Моды «Русский стиль» (руководители Щеглова Т.М., Димитрова И.Е.) и принимавшая участие в полуфинале XIII Международного конкурса дизайнеров «Русский силуэт» (г. Рязань, 2019г.) была выбрана членами жюри для участия в финале в г. Москва.

Разработанные студентами коллекции моделей одежды отличаются красочностью, нарядностью, эмоциональной выразительностью и смелым сочетанием элементов в костюме. Работа с различными материалами повышает эстетический уровень и художественный вкус студентов, учит творчески мыслить, разрабатывать авторские коллекции на основе стилизации народного костюма.

Обучающиеся техникума являются активными участниками различных конкурсов проектных работ («Сохранение культурного наследия Руси на Белгородчине», «Созидание и творчество», «Дизайн-форма» и др.), научно-практических конференций различного уровня («Студенческий научный форум», «Дизайн – территория креатива: наука, практика, образование», «Ломоносовские чтения» и др.), выставок декоративно-прикладного творчества («Тряпичная сказка», «Очарование текстиля», «Традиции и современность», «Живая нить традиций» и др.).

С 2013 года на Белгородской земле в с. Кострома Прохоровского района проводится фестиваль народности и исторических реконструкций «Маланья», имеющий статус всероссийского. Ежегодно наряду с профессиональными творческими коллективами и народными мастерами регионального и всероссийского уровня в фестивале принимают участие студенты нашего техникума, представляя экспозиции реконструированных народных костюмов различных губерний нашей страны, проводя мастер-классы по изготовлению русской тряпичной куклы, приемам ткачества. Значимость такого вида деятельности студентов не вызывает сомнений. Они не только демонстрируют свои работы, но и перенимают творческий опыт мастеров. Работы студентов постоянно отмечаются дипломами за неповторимое мастерство, за сохранение и развитие самобытной культуры и традиций Белгородской области (Щеглова, 2013).

На многих массовых театрализованных праздниках, фестивалях, ярмарках различных уровней («Белгородская черта», «Слобода мастеровая» и др.), внутритехникумовских мероприятиях студенты техникума выступают в качестве экспертов при проведении мастер-классов, мастеров по реконструкции народного костюма и декорирования, их помощников и исполнителей.

Возрождение этнокультурной парадигмы проявилось и в обращении к этно-дизайну при реализации в техникуме дизайн-проекта «Этно-дизайн в современном образовательном учреждении», направленного на изменение имиджа учебного заведения (Кормакова, Щеглова, 2017). Используя творческие дизайн-проекты студентов, оформлены картинная галерея в рекреациях техникума и студенческого общежития, выставочные экспонаты реконструированных народных костюмов различных губерний нашей страны и Старооскольского края, выполненных по образцам музейных экспонатов и представленных, как на манекенах, так и на тряпичных куклах. Результатом этапа обобщения информации явился анализ источников литературы, произведенный обмер и анализ кроя мужского и женского костюмов (рубах, понев, сарафанов, передников, портов) Старооскольского уезда Курской губернии, хранящихся в музеях, построение разверток поверхности элементов костюма, раскрой и изготовление (Кормакова, Щеглова, 2017; Щеглова, 2013).

В соответствии с этим изучение народной культуры и искусства в образовательной организации СПО видится нами не как самоцель, а как необходимый компонент целостного развития человека как творческой личности и может рассматриваться в качестве важнейшего элемента региональной культуры.

В этом плане интересно сотрудничество преподавателей и студентов техникума со Старооскольским Центром декоративно-прикладного творчества, Старооскольским Домом ремесел, Центром культурного развития «Горняк». Понять характерную черту народного творчества, заключающуюся в силе и ясности художественного языка, умении использовать материал, связать утилитарное и художественное начало студентам помогают творческие встречи, мастер-классы с народными мастерами Белгородской области и России О.М. Рощупкиной, В.И. Лобынцевым, И.В. Белых, Н.Н. Никишиной, В.А. Ребровой, Т.Я. Банниковой, с членом Союза художников России, членом Российской ассоциации мастеров лоскутного шитья В.А. Бочаровой и др.

В 2017 г. в соответствии с муниципальной программой «Развитие культуры и искусства Старооскольского городского округа на 2015-2020 гг.» студентами и преподавателями техникума совместно с членами рабочей группы Центра культурного развития «Горняк» был реализован муниципальный проект «Создание интегративного театрального любительского объединения на базе народного самодеятельного коллектива «Театр кукол «Сказ» по изготовлению перчаточных кукол к спектаклю-сказке «Коза-дереза».

Проводившаяся в техникуме на протяжении многих лет работа по использованию этнокультурных технологий в образовательном процессе способствовала появлению Центра этнокультурных технологий и позволила созданию системы обучения и воспитания обучающихся, базирующейся на основе сочетания современного уровня технической, информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями.

Проделанная работа позволяет комплексно и фундаментально решать задачу этнокультурного образования и воспитания, в рамках которого обучающиеся получают возможность не только узнать о декоративно-прикладном искусстве русского народа, белгородской и старооскольской земли, но и освоить технологию народного творчества (вышивка, лоскутное шитье, вязание, аппликация, ткачество, валяние, плетение, русская тряпичная кукла, старооскольская глиняная игрушка и др.). Практическая деятельность средствами народного искусства дает положительный результат как творческого саморазвития личности будущего дизайнера одежды, конструктора-модельера, так и ее нравственного воспитания. Позитивное влияние на развитие профессиональных качеств оказывает и целенаправленная проектная дизайн-деятельность исследовательского характера.

По мнению И.П. Ильинской, сочетание эстетического сознания, эстетической деятельности на уровне эстетического отношения к действительности приводит к формированию эстетической культуры личности (Ильинская, 2005). Для определения уровня сформированности художественно-эстетического вкуса у обучающихся, творческой активности, умения работать над дизайн-проектом посредством использования различных видов народного художественного творчества в ходе исследования нами применялись различные методики диагностирования: наблюдение на учебных занятиях и во внеурочное время; тестирование; анкетирование; анализ процесса разработки дизайн-проектов и их выполнения; решение творческих проектных задач разного уровня сложности и трудности; результаты участия в научно-практических конференциях, выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах профессиональной направленности; выполнение курсовых и дипломных работ и др. В процессе апробирования реализации этнокультурных технологий нами отслеживалась промежуточная динамика показателей сформированности художественно-эстетического вкуса студентов, уровня творческой активности, творческой проектно-технологической деятельности, выражение индивидуальности при работе над дизайн-проектом с применением национальных культурных традиций.

Данные исследования показали, что в сравнении с началом исследования произошли следующие изменения: количество обучающихся со средним уровнем сформированности художественно-эстетического вкуса и творческой активности посредством использования студентами в своих работах различных видов народного художественного творчества увеличилось на 7%, что связано с активным переходом обучающихся с низкого уровня на средний, со среднего – на высокий уровень. Количество обучающихся с высоким уровнем возросло на 8,5%, а оставшихся на низком уровне сократилось на 15,5%. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Результаты исследования умений работы над дизайн-проектом с применением технологий народного творчества представлены в табл. 2.

 

Из таблицы видно, что количество обучающихся, умеющих составлять дизайн-проект, выделять главную его идею, выявлять цели и задачи проекта, основные этапы работы над ним, презентовать его, возросло на 64,25% по сравнению с началом исследования. Большинство студентов показали наличие знаний и умений по оформлению дизайн-проекта, его презентации, изложения дизайнерской мысли при использовании народных традиций, в том числе русского народного костюма как первоисточника и трансформировании его в новую дизайнерскую мысль, выстраиванию ассоциативных связей проектно-творческого решения дизайнерских задач, использования междисциплинарных знаний при разработке и защите творческой проектной идеи.

Заключение (Conclusions). Опыт работы учебного заведения по использованию этнокультурных технологий в учебно-воспитательном процессе техникума с темой «Формирование художественно-эстетического вкуса посредством Центра этнокультурных технологий у обучающихся ОГАПОУ «Старооскольский техникум технологий и дизайна» был достойно представлен в 2018 г. на Всероссийском конкурсе достижений профессионального воспитания в образовательных организациях СПО «Лучший проект модели профессионального воспитания».

Результаты исследования показали, что механизмы практической реализации формирования художественно-эстетичес­кого вкуса, творческой активности у будущих специалистов для предприятий швейной промышленности и сферы дизайна посредством этнокультурных образовательных технологий направлены на реализацию личностно-ориентированного, компетентностно-деятельностного и проектно-технологи­ческого подходов, основывающихся на следующих принципах:

– углубление этнокультурного образования обеспечивается единством общегуманитарной и специальной профессиональной подготовки студентов;

– усвоение обучающимися национально-культурных традиций, имеющих особую значимость для творческого воспитания и гражданского становления, включение их в работу по сбору и обобщению информации о традиционной национальной культуре, этническим нормам поведения и духовных ценностей народа с учетом региональных особенностей;

– наличие активной жизненной позиции преподавателя и студента, требующей от них творческого потенциала, умения находить нестандартные подходы к изучению, оценке и развитию народной культуры, учету специфики традиций, в том числе представленных в регионе.

Теоретические исследования и педагогическая практика показывают, что последовательность, непрерывность, преемственность в этнокультурном воспитании, освоении и использовании опыта народных традиций и декоративно-прикладного искусства, активное вовлечение студентов в этнологическую поисковую, дизайн-проектную деятельность, относятся к числу важнейших на современном этапе профессиональной подготовки специалистов художественно-творческого профиля в условиях СПО. Народные традиции по своему содержанию располагают большими возможностями активного воздействия на художественно-творческую подготовку студентов, воспитания у них эстетического вкуса, внимательного отношения к истории и культуре собственной страны, родного края. Используя все лучшее в накопленном опыте, ПОО необходимо распространение возрождения народных традиций, разъяснение традиционной национальной культуры и традиций в ходе изучения специальных дисциплин, междисциплинарных курсов, отдельных предметов гуманитарного цикла и занятий внеучебной деятельности.

Таким образом, опыт внедрения этнокультурных технологий в образовательном процессе СПО позволяет сделать вывод, что именно образованный человек причастен к исторической и национально-культурной традиции современного российского общества, у него сформированы духовные и нравственные ценности гражданского становления современного человека, эстетические потребности, заключающиеся в стремлении к красоте, осмысленной деятельности, высшим духовным началам. Воспитательный потенциал этнокультурных образовательных технологий позволяет педагогам следовать лучшим традициям отечественного образования, направленным на раскрытие потенциала, развитие личности молодого человека и проявление его активности в специально организованных социально-педагогических условиях, на понимание студентами непреходящей ценности народной художественной культуры, вызывающей чувство прекрасного, гордости и любви к своей Родине, своему народу.

 

[1]Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008г. № 1662-р / Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL:  http://www.consultant.ru. (дата обращения:
29.08.2019 г.).

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. URL:  http://www.businesspravo.ru. (дата обращения: 05.07.2019 г.).

[2]Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Москва: Проспект, 2013. 160 с.

[3]Педагогический словарь. URL:  http://www. pedpro.ru. (дата обращения: 07.09.2019 г.).

Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999. 574с.

[4]Государственная программа Белгородской области «Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014-2020 годы». Постановление правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года № 526-пп. URL: http://docs.cntd.ru/document/469027816 (дата обращения 03.08.2019г.).

Список литературы

Афанасьева А.Б. Совершенствование этнокультурного образования современных педагогов // Человек и образование. № 4 (17). 2008. С. 34-38.

Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая М.: Наука, 1987. 333 с.

Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 168с.

Жиров М.С. Народная художественная культура Белгородчины. Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. 267 с.

Ильинская И.П. Формирование эстетической культуры младших школьников в процессе кружковой деятельности (на материале кружка декоративно-прикладного искусства). Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. 220 с.

Капаев М.А. Специфика этнокультурного компонента в системе среднего профессионального образования // Регионология. 2012. № 4 (81). С. 74-79.

Кормакова В.Н., Щеглова Т.М. Проектная компетентность будущего специалиста: восхождение к мастерству: монография. Белгород: Издательство ООО «ГиК», 2017. 282 с.

Краевский В.В. Общие основы педагогики. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.13.

Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т.1. М.: Педагогика, 1983. 377 с.

Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуар. М.: Легпромиздат, 1997. 318 с.

Педагогические технологии: учеб.пособие для студентов пед. специальностей / под ред. В.С. Кукушина. 4-е изд. Ростов н/Д: МарТ, 2010. 333 с.

Рождественская Р.Л., Туранина Н.А. Формирование этнокультурной идентификации школьников на уроках русского языка // Проблемы преподавания и изучения русского языка в школе и вузе на современном этапе: Материалы третьей международной научно-практической конференции (8-9 апреля 2009 г.). Нежин. 2010. С.182-189.

Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.1. /Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. 416 с.

Щеглова Т.М. Технология проектирования в формировании профессиональной компетентности студентов: метод. Рекомендации. Под ред. В.Н. Кормаковой. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. 164 с.

Christian Dior (2008), Тhe Little Dictionary of Fashion. V&A Publications. Paris, 128.

Ilya Parkins (2012), Poiret, Dior and Schiaparelli: fashion, femininity and modernity. London: Berg, 19.

Simon Procter (2019), Lagerfeld: The Chanel Shows. Rizzoli. Paris, 108.

Susannah Frankel (2019), Prada. Catwalk. Thames& Hudson. London, 632.