16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2021-7-1-0-2

Влияние мотивации на успешность выполнения норм ГТО студентов медицинского института НИУ «БелГУ»

Aннотация

Целями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения. Правильная организация участия студенческой молодежи к выполнению комплекса ГТО, направленного на формирование физической культуры в самом широком смысле этого слова, поможет не только сохранить здоровье человека, но и на долгие годы создать у него систематическую потребность в занятиях физической культурой и спортом. Цель исследования − определить влияние мотивации на успешность выполнения норм ВФСК ГТО студентов медицинского института Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ «БелГУ»). Методы и организация исследования. Для выявления уровня мотивации к выполнению комплекса ГТО в 2019-20 уч. году у студентов медицинского института НИУ «БелГУ» было проведено анкетирование и анализ протоколов выполнения комплекса ГТО. В нашем исследовании приняли участие 299 студентов 1-2 курсов медицинского института НИУ «БелГУ» в возрасте 18-20 лет. Им было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся как комплекса ГТО, так и мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Для определения влияния мотивации на успешность выполнения норм комплекса ГТО использовались методы: изучение и анализ научных работ по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных ученых; анкетирование, опрос, наблюдение, тестирование участников по выполнению комплекса ГТО, статистическая обработка полученных результатов. Результаты исследования и их обсуждения: подавляющее большинство студентов (90,95%) медицинского института НИУ «БелГУ» систематически занимаются подготовкой к выполнению комплекса ГТО только на занятиях по физической культуре и спорту в учебном заведении, при этом лишь 7,09% студентов дополнительно занимаются в спортивных секциях. Занятия физической культурой в рамках учебного процесса, по мнению большинства студентов помогают им в подготовке к выполнению нормативов ГТО, однако только таких занятий недостаточно для успешного выполнения всех испытаний и получения знака отличия. Большинство студентов (80,93%) медицинского института фактически принимают участие в выполнении отдельных испытаний ГТО. Выводы: доказано, что уровень мотивации оказывает непосредственное влияние на успешность выполнения испытаний комплекса ГТО. Студентки с высоким и средним уровнем мотивации к укрепления своего здоровья и улучшения физической подготовленности обладают знаниями в области физической культуры и спорта и, как правило, успешно выполняют нормативы комплекса ГТО, и в будущем планируют систематически использовать в своей профессиональной деятельности методы и средства физической культуры и спорта.


Введение (Introduction). Целями Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения. Залогом успешного выполнения нормативов ГТО является систематическая физическая подготовка. Регулярные занятия физической культурой и спортом требуют проявления волевых качеств и высокой степени самоорганизованности. При этом у человека, желающего выполнить нормативы испытаний (тестов) ГТО не всегда есть возможность обратиться за профессиональной помощью к специалистам в области физической культуры и спорта, найти доступные спортивные площадки и спортивный инвентарь. Все это оказывает негативное влияние на уровень мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а в дальнейшем и к участию в выполнении комплекса ГТО (Кондаков Копейкина, Балышева, Усатов, Скруг, 2015; Kondakov, Kopeikina, Balysheva, Usatov, Skrug, 2015; Golod, 2015). Подавляющее большинство участников ГТО относиться к категории обучающихся в образовательных организациях различного типа. В них есть условия как для подготовки обучающихся к выполнению комплекса ГТО, так и для повышения уровня их мотивации к самостоятельным, систематическим занятиям физической культурой и спортом (Goginava, Rumba, 2015; Samokish, 2016; Kondakov, Kopeikina, Nikulina, Voloshina, Balysheva, 2018).

Мотивация к занятиям физической культурой и спортом любого человека проявляется в системе его знаний, убеждений и интересов, способствующих развитию и совершенствованию базовых физических качеств, формированию основных двигательных умений и навыков, укреплению здоровья (Горелов, Румба, Кондаков, 2010, Алмагамбетова, 2014).

Обобщая все вышесказанное, можно заключить, что убеждения определяют оценку и взгляды личности на занятия физической культурой и спортом, приумножают ее активность, формируют принципы поведения, в тоже время они отображают мировоззрение и придают его поступкам значимость.

Следует отметить, что потребность в движении − это главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности человека, которая проявляется в физических нагрузках, в играх, в общении, в самоутверждении, в эмоциональной разрядке, в познании; в эстетическом наслаждении и др. (Пономарёв 1988; Лотоненко, 1998; Наговицын, 2011).

Потребности тесно связаны с эмоциями − переживаниями, ощущениями. Важно обратить внимание, что удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями, а неудовлетворение − отрицательными. Поэтому, каждый человек, как правило, выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую у него потребность и получить положительные эмоции.

На основе потребностей формируется система мотивов, которая обусловливает направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности (Пятков, 1999).

В стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года[1] в качестве первоочередных проблемы декларируется повсеместное ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения. Не является исключением и современная студенческая молодежь.

Оздоровительная и воспитательная функции высших учебных заведений весьма значимы. Правильная организация участия студенческой молодежи к выполнению комплекса ГТО, направленного на формирование физической культуры в самом широком смысле этого слова, поможет не только сохранить здоровье человека, но и на долгие годы создать у него систематическую потребность в занятиях физической культурой и спортом (Kovaleva, Rumba, 2013; Kolumbet, Dudorova, 2016).

Следует отметить, что подготовка и выполнение комплекса ГТО будет тем эффективнее, чем яснее каждый студент осознает цели физической культуры и спорта, а также личностную ценность таких занятий. Поэтому, на наш взгляд, действующий комплекс ГТО сможет обеспечить формирование положительной мотивации личности студента, способствующей, с одной стороны, развитию и совершенствованию базовых физических качеств, формированию основных двигательных умений и навыков, укреплению здоровья, а, с другой – обеспечению оптимальных условий деятельности функциональных систем организма, задействованных в поддержании высокого уровня умственной и физической работоспособности студента (Пономаренко, Ченобытов, 2013).

Помимо личной значимости систематических занятий физической культурой и спортом для любого человека необходимо отметить осознание высокой степени важности такой потребности для студентов-медиков, будущих врачей и специалистов в области здравоохранения. В профессиональном образовательном стандарте обучающихся по медицинским специальностям в качестве одной из компетенций указана ОК-6: «Владеть способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности»[2].

Врач должен быть всесторонне и гармонично развитой личностью, способной взять на себя ответственность не только за свое собственное здоровье, но и за здоровье многих людей, так как формирование норм и правил здорового образа жизни и внедрение их в повседневную деятельность каждого человека - непосредственная обязанность будущих врачей, которые получают эти знания, умения и владения в университете. В настоящее время в образовательном процессе современных вузов значительно недооцениваются знания, умения и владения в области физической культуры и спорта, особенно в методических вопросах использования средств физической культуры для укрепления здоровья, профилактики различных заболеваний, поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, а также двигательной (физической) реабилитации. В профессиональной повседневной деятельности современного врача требуется умение реализовать на практике знания о закономерностях формирования двигательных умений и навыков, основах развития физических качеств, принципах формирования здорового образа жизни у различных категорий населения и др. (Sobko, Ulayeva, Yakovenko, 2016; Symons, Morley, McGuigan, Elie, 2013).

Цель исследования - определить влияние мотивации на успешность выполнения норм ВФСК ГТО студентов медицинского института НИУ «БелГУ».

Материалы и методы (Methodology and methods). Изучение и анализ научных работ по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных ученых; анкетирование, опрос, наблюдение, тестирование участников по выполнению комплекса ГТО, статистическая обработка полученных результатов.

Для выявления уровня мотивации к выполнению комплекса ГТО в 2019-20 уч. году у студентов медицинского института НИУ «БелГУ» было проведено анкетирование и анализ протоколов выполнения комплекса ГТО. В исследовании приняли участие 299 студентов1-2 курсов медицинского института НИУ «БелГУ» в возрасте 18-20 лет. Им было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся, как комплекса ГТО, так и мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Одной из задач комплекса ГТО является формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, в физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни. Для решения поставленных целей исследования нас интересовало, какие формы подготовки к сдаче норм ГТО являются приоритетными для студентов-медиков. Результаты представлены на рис. 1.

По полученным данным, подавляющее большинство студентов (90,95%) медицинского института НИУ «БелГУ» систематически занимаются подготовкой к выполнению комплекса ГТО только на занятиях по физической культуре и спорту в учебном заведении, при этом лишь 7,09 % студентов дополнительно занимаются в спортивных секциях. Важно обратить внимание, что никто из 299 опрошенных самостоятельно не занимается подготовкой к выполнению тестов ГТО. В тоже время, есть небольшой процент опрошенных (1,96%), которые совсем не занимаются подготовкой к выполнению нормативов ГТО.

Далее нас интересовало мнение студентов-медиков о возможности подготовки к сдаче нормативов комплекса ГТО в процессе занятий по физической культуре в вузе. Результаты опроса представлены
на рис. 2.

Из рисунка видно, что занятия физической культурой в рамках учебного процесса, по мнению большинства студентов (51,17%) помогают им в подготовке к выполнению нормативов ГТО, однако только таких занятий недостаточно для успешного выполнения всех испытаний и получения знака отличия.

По мнению опрошенных, для 30,32% студентов учебных занятий по физической культуре и спорту вполне достаточно для подготовки к выполнению всех испытаний ГТО. В тоже время, 8,28% студентов уверены, что учебные занятия по физической культуре и спорту не позволяют в полной мере подготовиться к успешному выполнению нормативов ГТО. Авторы исследования разделяют данную точку зрения, так как материальная база большинства вузов не позволяет в полном объеме подготовить студентов ко всем испытаниям по выбору.

Необходимо отметить, что только 7,07% опрошенных рассматривают учебные занятия по физической культуре и спорту лишь как возможность технической подготовки к выполнению испытаний ГТО.

Анализ данных проведенного исследования позволил обобщить мнение студентов о необходимости участия в подготовке и выполнению комплекса ГТО, а также определить уровень их мотивации.

На вопрос о том, считают ли студентки, что ГТО является пропагандой здорового образа жизни, мы получили следующие ответы: подавляющее большинство респондентов (88,96%) ответили отрицательно, и лишь 11,04% считают, что внедрение комплекса ГТО в сферу образования служит пропаганде здорового образа жизни среди молодежи. Это можно объяснить только тем, что основными мотивами для студентов служат: получение «зачета» по предмету «Физическая культура и спорт» - 90,95% и требование обязательного участия администрацией учебного заведения – 79,53%. Некоторые студентки отметили, что принимают участие в выполнении нормативов ГТО «за компанию с друзьями» - 3,55%, и лишь 1,17% делают это ради укрепления своего здоровья и улучшения физической формы (рис. 3).

Следует отметить, что на вопрос об участии в выполнении испытаний ГТО подавляющее большинство ответило положительно (99,83%), однако, были среди опрашиваемых несколько студентов (1,17%), которые не принимают участие в мероприятиях в рамках ГТО совсем.

По графику муниципального центра тестирования ВФСК ГТО на площадках города сдают нормативы только 1,57% студентов, остальные 98,43% принимают участие на спортивной базе своего учебного заведения во внеурочное время. Возможно, на таком результате сказывается нехватка времени и не совсем удобное расположение площадок в городе. Студентам комфортнее сдать несколько нормативов в один день, а не растягивать этот процесс на длительное время.

Знак отличия комплекса ГТО выдается при условии успешного выполнения всех нормативов согласно Указа Президента РФ о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне»[3]. Нормы ВФСК ГТО для женщин в возрастной группе от 18 до 29 лет состоят из следующих испытаний (тестов):

1. Обязательные испытания (тесты)

бег на 30 м (с) или бег на 60 м (с) или бег на 100 м (с);

бег 2000 м (мин, с);

подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см или сгибание-разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз);

наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см).

2. Испытания (тесты) по выбору:

челночный бег 3х10 м (с);

прыжок в длину с разбега (см) или прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см);

поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин);

метание спортивного снаряда весом 500 г (м);

бег на лыжах на 3 км (мин, с) или кросс на 3 км (бег по пересеченной местности) (мин, с);

плавание на 50 м (мин, с);

стрельба из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция 10 м (очки): из пневматической винтовки с открытым прицелом или из пневматической винтовки с диоптрическим прицелом, либо «электронного ружья»;

самозащита без оружия (очки);

туристский поход с проверкой туристских навыков (протяженностью не менее 15 км).

Общее количество испытаний (тестов) в данной возрастной группе составляет 13. Для получения знака ВФСК ГТО требуется выполнить на бронзовый знак 7 испытаний (тестов), на серебряный знак – 8, а на золотой знак – 9.

Однако, среди опрошенных нами студентов - 39,75% планируют принимать участие в выполнении всех обязательных нормативов, без стремления получить знак отличия. В то же время, анализ результатов выполнения тестов ГТО студентов медицинского института показал, что только 19,07% студентов принимают участие в выполнении всех необходимых испытаний.

Вместе с тем, 4,34% респондентов указывают, что будут стремиться не только принять участие в выполнении всех нормативов ГТО, но и претендовать на какой-либо знак. При этом, по факту, лишь 3,67% студентов успешно выполняют все испытания, необходимые для получения знака ГТО. Приходится констатировать тот факт, что 55,91% опрошенных выборочно подходят к выполнению тестов ГТО. Прежде всего, это связанно с ограничениями по медицинским показаниям, а также в силу своей неудовлетворительной физической подготовленности по отдельным испытаниям.

Тем не менее, подавляющее большинство студентов (80,93%) медицинского института фактически принимают участие в выполнении отдельных испытаний ГТО (рис. 4).

Сравнительный анализ результатов анкетирования и выполнения испытаний ГТО студентов медицинского института показал, что мотивация оказывает непосредственное влияние на успешность их выполнения. Необходимо отметить, что, так как основными мотивами у студентов к участию в выполнении норм комплекса ГТО являются получение «зачета» по предмету «Физическая культура и спорт» и требование обязательного участия администрацией учебного заведения - число студентов, планирующих принять участие во всех испытаниях ГТО (39,75%) значительно отличается от реально выполняющих эти испытания (15,38%).

Мы полагаем, что это связанно, во-первых, с низким уровнем мотивации к укреплению своего здоровья и улучшения физической подготовленности; во-вторых, с недостаточным уровнем знаний о правилах организации и проведения тестирования участников по выполнению нормативов испытаний комплекса ГТО, в связи с чем они не понимают различий между обязательными и необходимыми тестами для получения знака отличия комплекса ГТО. Стоит обратить внимание, что из 4,34% студентов с высоким уровнем мотивации, выявленном в ходе опроса - 3,67% успешно выполнили все предусмотренные нормативы и получили знак отличия комплекса ГТО, что свидетельствует о влиянии уровня мотивации на успешность выполнения нормативов ГТО. В то же время, из 39,75% студентов со средним уровнем мотивации, выявленным в ходе опроса: менее половины (15,38%) смогли принять участие в выполнении всех необходимых испытаний, но при этом они изначально не претендовали на получение знака отличия комплекса ГТО. Число студентов с низким уровнем мотивации, выявленным в ходе опроса (55,91%), по факту участия в выполнении испытаний ГТО значительно возросло (80,93%).

ВФСК ГТО предусматривает участие в выполнении нормативов не только подрастающего поколения, но и взрослого населения страны. Среди опрошенных нами студентов, планируют принимать участие в выполнении испытаний комплекса ГТО последующих ступеней по окончании высшего учебного заведения в процессе трудовой деятельности лишь 5,12%, а 94,88% студентов не планируют своего участия в этих мероприятиях. Среди собирающихся в будущем принимать участие в выполнении испытаний ГТО, для подавляющего большинства (92,31%), главным мотивом являются возможные поощрения со стороны работодателя и государства. Для поддержания своего здоровья в будущем планируют принимать участие в ГТО, только 7,68% опрошенных. Основными причинами нежелания принимать участие в выполнении тестов ГТО у респондентов оказались: отсутствие времени для подготовки – 83,41%; отсутствие мотивации – 82,15%; значительные финансовые затраты на посещение спортивных залов (бассейнов) – 77,58%. При этом, более половины опрошенных (53,12%) считают выполнение нормативов ГТО в будущем «пустой тратой времени». Проблемы в состоянии здоровья 17,00% опрошенных указали в качестве причины, по которой они не смогут в будущем принимать участие в выполнении испытаний комплекса ГТО.

Для значительной части опрошенных (75,91%) предоставление бесплатного доступа в спортивные сооружения города могло бы быть одним из основных мотивов к более активному участию в подготовке к выполнению испытаний комплекса ГТО.

В тоже время, 46,04% опрошенных готовы принять участие в систематических занятиях по подготовке к испытаниям комплекса ГТО при условии материальных поощрений от работодателей за знаки отличия, а на варианты морального поощрения в виде грамот, благодарностей и т.д. согласны 7,47% опрошенных; на дополнительные выходные – только 4,73%; а на бесплатное питание (продуктовые наборы) – лишь 1,97%. Необходимо отметить, что никакие «бонусы» не могут мотивировать 1,17% опрошенных к участию в ГТО (рис. 5).

На вопрос, касающийся использования полученных в вузе знаний в области физической культуры и спорта, в своей профессиональной деятельности большинство респондентов (70,31%) ответили, что иногда будут рекомендовать своим пациентам методы и средства физической культуры для обеспечения их полноценной социальной и профессиональной деятельности, а 18,93% опрошенных намерены это делать систематически (рис. 6).

Важно обратить внимание, что 3,37% будущих врачей отметили, что не обладают достаточным объемом знаний в данной области и 7,39% не видят смысла в использовании средств физической культуры в своей профессиональной деятельности.

Заключение (Conclusions). Главным мотивирующим фактором студентов медицинского института НИУ «БелГУ» для участия в испытаниях комплекса ГТО является административная составляющая, а в будущем для них в качестве мотивов преобладает материальная сторона (премия, надбавки к зарплате и др.) К сожалению, решение оздоровительной задачи, для подавляющего большинства отодвигается на второй план.

Доказано, что уровень мотивации оказывает непосредственное влияние на успешность выполнения испытаний комплекса ГТО. Студентки с высоким и средним уровнем мотивации к укреплению своего здоровья и улучшения физической подготовленности обладают знаниям и в области физической культуры и спорта и, как правило, успешно выполняют нормативы комплекса ГТО, и в будущем планируют систематически использовать в своей профессиональной деятельности методы и средства физической культуры и спорта.

Для повышения мотивации студентов к участию в испытаниях комплекса ГТО, на наш взгляд, необходимо использовать как моральные, так и материальные факторы. В частности, обеспечить доступность спортивных сооружений для самостоятельной подготовки к испытаниям, а также развивать волонтерское движение в направлении пропаганды и повышения информированности населения о подготовке к участию в комплексе ГТО.

Проведенное нами исследование не претендует на исчерпывающее решение обозначенной проблемы. Необходимо проведение дополнительных исследований с большим объёмом выборки и длительностью.

 

[1] Стратегия развития физической культуры и спорта до 2030 года. URL: https: // www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/ (дата обращения: 10.01.2021).

[2] Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 34.03.01 «Сестринское дело». URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/340301.pdf / (дата обращения: 10.01.2021).

[3] Указ о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». URL: http://www. kremlin.ru/news/20636. (дата обращения: 10.01.2021)

Список литературы

Алмагамбетова Д.Т. Мотивация к занятиям физической культурой у студентов // Психология, социология и педагогика. 2014. №7. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/ (дата обращения 10 января 2021)
Горелов А.А., Румба О.Г., Кондаков В.Л. Опыт использования средств физической культуры для повышения умственной и физической работоспособности, снижения нервно-эмоционального напряжения студентов с нарушениями в состоянии здоровья // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Белгород: Изд-во БелГУ, 2010, № 6 (77). С. 185-192.
Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Балышева Н.В., Усатов А.Н., Скруг Д.А. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве современного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1; URL: http://www.science-education.ru/121-18861 (дата обращения 10 января 2021)
Лотоненко А.В. Педагогическая система формирования у студенческой молодежи потребностей в физической культуре: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Краснодар,1998. 39 с.
Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Фундаментальные исследования. 2011. № 8-2. С. 293-298.
Пономарёв Н.И., Рейзин В.М. О формировании потребности человека в физкультурно-спортивной деятельности (теоретический аспект) // Теория и практика физической культуры. М., 1988, № 10.С. 2-4.
Пономаренко А.А., Ченобытов В.А. Теоретические основы исследования учебной мотивации студентов // Молодой ученый. 2013. №1. С. 356-358.
Пятков В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношение студентов к физической культуре: на материале педвузов: дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 1999. 184 с.
Goginava, S.E. & Rumba, O.G. On improving effect combining aerobic and anaerobic loads of character in the classroom for physical training in universities // Physical Education of Students, 2014. 3. 18-29. doi:10.6084/m9.figshare.974492.
Golod, N.R. Principles of developing a well-rounded program of physical rehabilitation for female students in the special medical group with consideration of physical activity impairment // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sport, 2015. 5. 9-15.
Kolumbet, A.N. & Dudorova, L.Y. Correction of the physical education program of students of technical college on the basis of definition indicators of their health // Physical training of students. 2016. 6. 18-25.
Kondakov, V.L., Kopeikina, E.N., Balysheva, N.V., Usatov, A.N. & Skrug, D.A. Causes of declining interest of students to employment physical education and sports // Physical education of students, 2015. 1. 22-30.
Kondakov, V.L., Kopeikina, E.N., Nikulina, D.E., Voloshina, L.N. & Balysheva, N.V. The orientation on the student’s identity and its influence on size and nature of physical activity // Amazonia Investiga. 2018. 7(13). 58-64.
Kovaleva, M.V. & Rumba, O.G. Active games in physical education students of special medical group with limited capacity of cardiovascular system // Physical Education of Students.2013. 4. 35-45.
Samokish, I.I. Physical working capacity as basis of functionality of students // Physical training of students. 2016. 6. 40-48.
Sobko, I.N., Ulayeva, L.A. & Yakovenko, Y.A. Factorial structure of complex readiness of students’ group of physical rehabilitation // Physical training of students. 2016. 2. 32-37.
Symons, A.B., Morley, C.P., Mc Guigan, D. & Elie, A. A curriculum on care for people with disabilities: effects on medical student self-reported attitudes and comfort level // Disability and Health Journal. 2013. 7. 88-95.