16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2021-7-1-0-5

Проектно-целевое управление профориентационной работой в музыкальном колледже

Aннотация

Развитие системы музыкального профессионального образования в современной России, изменило основные требования к содержанию и результатам освоения образовательных программ, а также внесло определенные коррективы в управление образовательной организацией. Успешная реализация новых подходов к управлению, основанных на активизации внутреннего и внешнего потенциалов образовательной организации, позволяет обеспечить перевод музыкального колледжа из режима функционирования в режим развития. Проектно-целевой подход, имея в своей основе систему управления по результатам, дает возможность не только оперативно реагировать на изменения внутренней и внешней среды, но и корректировать ранее сформулированные цели. Цель исследования: обоснование содержания, условий построения и эффективности модели профориентационной работы в условиях проектно-целевого подхода к развитию музыкального колледжа. Исследование осуществлялось на основе анализа научной литературы, моделирования, анкетирования, анализа полученных результатов исследования. Реализация модели проектно-целевого управления профориентационной работой как составной части системы проектно-целевого управления развитием музыкального колледжа осуществляется в Губкинском филиале Белгородского государственного института искусств и культуры с 2015 года по настоящее время. В ходе проведения эксперимента через разработку и реализацию комплекса проектов были выделены критерии, по которым можно судить об эффективности применения технологии: формальные критерии (количественные показатели), реальные критерии (качественные изменения). Результаты применения проектно-целевого управления профориентационной работой в музыкальном колледже показали наличие общего инновационного сдвига, качественных изменений компонентов организации (востребованность выпускников, изменение мотивации студентов).


Введение (Introduction). Применение инновационных подходов к управлению музыкальным колледжем, с качественно новыми свойствами и возможностями, обусловлено приоритетами развития музыкального образования в России. Эффективность и качество управления определяются, прежде всего, обоснованностью применения принципов, методов при решении проблем. Приоритеты в системе музыкального образования в России, направленные на достижение уровня, соответствующего статусу страны как одной из ведущих мировых держав XXI века, обеспечат перевод организации из режима функционирования в режим развития.

Вектор развития музыкального образования был определен целями «Программы развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020г.»[1] и включает в себя:

повышение качества подготовки музыкантов, в т.ч. учителей музыки;

создание инновационной модели стратегического управления системой российского музыкального образования, обеспечивающее ее устойчивое, поступательное развитие, в том числе сохранение сети ДШИ;

привлечение к музыкальному искусству и творчеству наибольшего числа детей.

Обеспечить поступательное развитие музыкального колледжа через привлечение к музыкальному искусству большого числа детей и повысить качество подготовки музыкантов возможно посредством применения проектно-целевого управления. Проектно-целевое управление, имея в своей основе систему управления по результатам, дает возможность не только оперативно реагировать на изменения внутренней и внешней среды, осуществлять прямое и короткое взаимодействие управляющей и управляемой подсистем.

Анализ научной литературы выявил основные направления в исследовании проблемы проектно-целевого управления: применение проектного подхода к управлению (Алиев И.Г., Баландина Ю.И., Голышев И.Г., Крылов А.Г., Курганский С.И., Курьянова Т.Г., Лапыгин Ю.Н., Маскин В.В., Миносян Г.Г., Химеева Р.Х., Петров Д.С., Прикот О.Г., Чвиденко И.), проектные технологии как способ подготовки подростков к самореализации (Калягина О.В., Пархоменко Е.И., Поль Д.В., Толстых Т.И., Чечель И.Д.), проблемы развития и управления (Абрамов И.В., Бабичева Р.И., Бельков Н.Н., Ионина М.Б., Красильников Д.Г., Коваленко В.И., Савина М.С., Степанова Т.И., Рассказов Ф.Д., Якимова М.Н.).

Таким образом, в научной литературе освещены основные теории и практики управления развитием, проектного подхода к управлению, профессионального самоопределения, проектных технологий как способа самореализации, однако специальных исследований, посвященных проектно-целевому управлению профориентационной работой в музыкальном колледже, практически не проводилось.

Принимая во внимание, что управление профориентационной работой является частью теории и практики управления развитием музыкального колледжа в целом, ставится вопрос об эффективности применения проектно-целевого управления профориентационной работой в музыкальном колледже.

Цель статьи: обоснование содержания, условий построения и эффективности модели профориентационной работы в рамках проектно-целевого подхода к развитию музыкального колледжа.

Материалы и методы (Methodology and methods). Анализ научной литературы и информационных источников в базах свободного доступа; анализ нормативно-правовых документов; создание модели профориентационной работы в условиях проектно-целевого управления музыкальным колледжем; реализация технологии проектно-целевого управления профориентационной работой; анкетирование студентов по методике Домбровской И.С., анкетирование преподавателей, анализ результатов анкетирования. Исследование поводилось в Губкинском филиале Белгородского государственного института искусств и культуры (БГИИК).

Основная часть (Main Part). В основу исследования нами была положена гипотеза – применение проектно-целевого управления профориентационной работой в музыкальном колледже будет эффективно если:

– цели проектов соответствуют общей цели образовательной организации и целям профориентационной работы;

– разработан и реализуется комплекс проектов по профориентационной работе.

В настоящее время не только систему образования, но и современный мир можно рассматривать как совокупность разнообразных проектов. Появился даже специальный термин «project-basedworld» – мир, основанный на проектах (Larmer, 2016). Таким образом, проектирование – это создание ситуаций нового опыта (Дьюи, 2000), при котором возрастает роль сотрудничества и партнерства. Именно проектно-целевое управление позволяет организовать эффективное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем. При этом одним из сложных и нередко проблемных аспектов организации проектной деятельности, по мнению Э. Кэппа, является совместная работа (Kapp, 2009).

Основываясь на вышесказанном и на том, что реализация теоретических положений проектно-целевого управления развитием музыкального колледжа на практике осуществляется через реализацию инновационных процессов, мы пришли к необходимости разработки модели проектно-целевого управления развитием колледжа в условиях реализации ФГОС СПО укрупненной группы 53.00.00 Музыкальное
искусство (рис. 1).

Керцнер Г. предложил представлять основные положения управления проектами с помощью проектного треугольника (комбинация элементов времени, средств и области проекта). Элементы проектного треугольника есть не что иное как трехстороннее ограничение проекта: по срокам, по затратам, по качеству (Керцнер, 2010).

Проект как способ управления, реализуется через технологию проектно-целевого управления развитием музыкального колледжа, которая отражает содержание управления, методы, приемы, последовательность и взаимосвязь, устанавливает рациональную схему взаимодействия управляющей и управляемой подсистем, структурных подразделений и отдельных исполнителей в процессе управления. Успешные руководители проектов, безусловно, являются и проводниками перемен в организации. Они приучены воспринимать необходимость изменений как неизбежное следствие любого проекта в современных условиях (Harrison, 1992) (табл. 1).

Рассматривая образовательную организацию как открытую систему, которая в ходе своей деятельности взаимодействует с внешней средой, обменивается с ней информацией, энергией, при этом эффективность ее деятельности определяется не только качествами внутренних элементов системы, но и условиями внешней среды, социума (Боруха, 2002), и, основываясь на утверждении В.В. Беспаловой, что профориентационная работа в музыкальном колледже является одной из форм его взаимодействия с внешней средой (Беспалова, 2011), можно сделать вывод, что именно она дает возможность мысленно представить будущий процесс, его структуру и результаты (рис. 2).

Реализация проектно-целевого управления профориентационной работой как составной части системы проектно-целевого управления развитием музыкального колледжа осуществляется в Губкинском филиале БГИИК с 2015 года по настоящее время через разработку и реализацию комплекса проектов на основе технологии проектно-целевого управления:

– «Развитие фортепианной педагогики и исполнительства в Губкинском городском округе на современном этапе»;

– «Совершенствование системы организации фестивального творчества в Губкинском городском округе»;

– «Создание волонтерского педагогического отряда «Музыкальный десант».

Рассмотрим в качестве примера реализацию технологии проектно-целевого управления профориентационной работой через проект «Совершенствование системы организации фестивального творчества в Губкинском городском округе».

Научные результаты и дискуссия (ResearchResults and Discussion). Основываясь на элементах модели профориентационной работы и требованиях к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) [2] в ходе проведения эксперимента по применению проектно-целевого управления профориентационной работой нами были выделены критерии, по которым можно судить об эффективности применения технологии.

Формальные критерии (количественные показатели), по которым можно определить достижение целей – привлечения качественных абитуриентов через профессиональный отбор, профессиональное просвещение, профессиональные консультации и обеспечение профессионального становления выпускника через содействие трудоустройству, дальнейшему обучению, социальное партнерство:

– итоги вступительных испытаний творческой направленности (глубина, широта, полнота, гибкость, осознанность знаний и умений абитуриентов);

– процент трудоустроенных и продолживших обучение выпускников.

Данные критерии, по нашему мнению, являются важнейшими базовыми компонентами профессиональной подготовки студентов музыкального колледжа, во многом определяющие уровень профессиональной подготовки артиста, преподавателя, концертмейстера к осуществлению исполнительской и педагогической деятельности.

Реальные критерии (качественные изменения):

– уровень и тип мотивации студентов на освоение выбранной профессии;

–мотивация педагогов на участие в проектно-целевом управлении.

Поведенческие программы формируются на основе доминирующей мотивации, которая является первостепенным системообразующим фактором, определяющим все последующие этапы мозговой деятельности (Анохин, 1971), направленные на освоение выбранной профессии. Уровень мотивационной готовности студента к педагогической деятельности, где ведущим мотивом выступает потребность в педагогической деятельности (склонность к осуществлению воспитания и обучения, интерес к детям как объектам будущей деятельности), по мнению И.Ф. Исаева и В.Н. Кормаковой, во многом определяет эффективность процесса подготовки к работе по профессиональному самоопределению школьников (Исаев, 2009).

Ниже представлены результаты проведенных исследований (табл. 3). Отметим, что в статье приводятся данные за 2015-2019 год. Материалы за 2020-2021 годы будут рассмотрены и проанализированы нами после снятия всех ограничений, связанных с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19) и осмысления последствий перехода на дистанционные формы обучения и профориентационной работы.

Согласно утвержденным приемным требованиям, абитуриент должен владеть знаниями и умениями, соответствующими требованиям к выпускнику ДМШ/ДШИ. Вступительные испытания, определяющие уровень подготовленности поступающих в области исполнительства на инструменте и музыкально-теоретической области, оценивались отдельно по каждому испытанию по 100 бальной системе.

Устойчивый рост творческих знаний и умений абитуриентов в период с 2016 по 2018 год свидетельствует о росте престижа профессии музыканта, статусности Губкинского филиала БГИИК и эффективности реализации технологии проектно-целевого управления профориентационной работой.

Обращает на себя внимание падение на 7,6 баллов результатов вступительных испытаний в 2019 году, что можно объяснить, по нашему мнению, следующими причинами:

  • переход музыкальных школ на предпрофессиональную и общеэстетическую программы подготовки в 2014 году;
  • изменение приемных требований для абитуриентов в 2019 году (усложнение программы вступительных испытаний).

О качестве подготовки студентов и востребованности выпускников Губкинского филиала БГИИК свидетельствует высокий процент поступления в высшие учебные заведения культуры и искусства, как в области, так и далеко за ее пределами, а также трудоустройство по специальности.

В период с 2016 по 2019 гг. филиал подготовил 137 специалистов. В учреждениях культуры Белгородской области работают 42% выпускников, продолжают обучение в профильных вузах России – 46%. Наши выпускники востребованы в детских музыкальных школах, профессиональных коллективах, культурно-досуговых, детских и развлекательных центрах. У студентов, окончивших обучение в филиале, высокий уровень профессиональной подготовки, который позволяет продолжить обучение в ведущих вузах культуры и искусства Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, Воронежа.

Таким образом, мы наблюдаем стабильность и рост количественных критериев оценки эффективности применения проектно-целевого управления профориентационной работой в Губкинском филиале БГИИК.

О качественных изменениях, произошедших в управляющей и управляемой подсистемах Губкинского филиала БГИИК, можно судить по уровню и типу мотивации студентов на освоение выбранной профессии и мотивации педагогов на участие в проектно-целевом управлении.

Согласно классификации А.К. Марковой мотивы, связанные с учебной деятельностью можно разделить на две большие группы:

– познавательные мотивы (широкие образовательные мотивы побуждают к овладению новыми знаниями, учебно-познавательные мотивы ориентируют на освоение способов получения знаний, мотивы самообразования обеспечивает самостоятельное совершенствование);

– социальные мотивы (широкие социальные мотивы связаны со стремлением быть полезным членом общества, узкие социальные мотивы направлены на желание занять определенное место в системе отношений, мотивы социального сотрудничества ориентируют на процесс социального взаимодействия) (Маркова, 1990).

Оценка мотивации студентов на освоение выбранной профессии была проведена нами на этапах констатирующего и формирующего эксперимента среди студентов специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) 2015 года поступления в Губкинский филиал БГИИК на первом и четвертом курсах обучения по методике оценки мотивации учебной деятельности, разработанной Домбровской И.С. (Домбровская, 2017).

 

На основании проведенного исследования, мы наблюдаем рост уровня мотивации студентов в процессе обучения, а также приоритет социальной мотивации над собственной познавательной мотивацией. Данное изменение свидетельствует о понимании студентом долга и ответственности, социальной значимости своей будущей профессии, сформированности умения работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

Особенно важно, что в процессе практической работы участники проекта учатся общаться друг с другом, распределять между собой обязанности и самостоятельно преодолевать возникающие трудности (Vahtikari, 2012).

Оценка мотивации педагогов на участие в проектно-целевом управлении, интереса к взаимодействию в проектной команде также были проведены на этапах констатирующего и формирующего эксперимента. Респондентами стали 25 педагогических работников Губкинского филиала БГИИК, что составило 45% от общего числа педагогических работников, причем из них с высшим образованием (23 человека) 92%, со стажем работы до 10 лет – 2 человека (8 %), свыше 10 лет – 23 человека (92%). Выборка для анкетирования на этапах констатирующего и формирующего эксперимента состояла из одних и тех же педагогов и отражала возрастной и образовательный состав педагогического коллектива. Результаты анкетирования представлены в табл. 6.

Таким образом, на этапе формирующего эксперимента были получены следующие результаты. Для большинства респондентов участие в проекте стало возможностью творческого самовыражения – 72%. Для 20% – самореализацией, так как участие в проекте было из-за желания стать руководителем, иметь возможность управлять проектом, подбирать команду, нести ответственность за порученное дело.

Все основные этапы реализации проекта вызвали интерес у участников, однако преобладает интерес к этапу инициализации проекта (36%). Данный показатель можно объяснить не только творческим характером деятельности педагога-музыканта, но и целью участия в проекте – возможность творческого самовыражения.

Большинство респондентов полностью, а именно 48%, или частично удовлетворены – 40% своей работой и вкладом в реализацию проекта, что можно объяснить именно творческой мотивацией участия в проекте, возможностью самореализации, которую дает каждый реализованный проект.

Готовность к дальнейшему участию в проектной деятельности продемонстрировали 92% опрошенных.

При росте степени удовлетворенности проектно-целевым управление на 8%, по мнению респондентов, необходимо внести изменения в регламент работы комиссии по рассмотрению проектов (24%), автоматизированную систему мониторинга реализации проектов (20%) и типовые формы проектной документации (16%).

Таким образом, сложилась позитивная оценка реализации проектов, высокая степень удовлетворенности от работы в команде, устойчивая мотивация к проектной деятельности.

Заключение (Conclusion). Модель профориентационной работы в рамках проектно-целевого подхода к развитию музыкального колледжа была апробирована в ходе реализации технологии проектно-целевого управления профориентационной работой через разработку и исполнение комплекса проектов.

Применение модели профориентационной работы в рамках проектно-целевого подхода к развитию музыкального колледжа позволило активизировать механизмы развития, о чем можно судить по результатам исследования, которые позволяют контролировать и корректировать процесс развития филиала.

По результатам итогов вступительных испытаний наблюдается устойчивый рост уровня подготовки поступающих в области инструментального исполнительства и музыкально-теоретической подготовки.

Трудоустройство выпускников через обеспечение профессионального становления студентов в ходе реализации комплекса проектов, повышает престиж и авторитет музыкального колледжа, влияет на изменение уровня мотивации студентов на освоение выбранной профессии.

Происходит повышение уровня социальной мотивации (широких и узких социальных мотивов), уровня сотрудничества и уровня собственной мотивации учебной деятельности (мотив саморазвития, познавательные мотивы).

Эффективность проектно-целевого управления профориентационной работой в Губкинском филиале БГИИК обусловлено соответствием целей проектов общей цели образовательной организации, реализацией комплекса проектов, вовлечением в проектную деятельность большого количества студентов и преподавателей.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что управление профориентационной работой является частью теории и практики управления развитием музыкального колледжа в целом. Проектно-целевое управление профориентационной работой в музыкальном колледже, функционирующее на основе механизма, включающего в себя логически взаимосвязанные процессы (инициализацию, планирование, исполнение, завершение), во многом определяет эффективность проектно-целевого управления музыкальным колледжем и наиболее оправдано в условиях стратегических изменений в музыкальном образовании.

 

[1]Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы и план мероприятий по ее реализации // Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р ULR: https://onlineovp1.consultant.ru (дата обращения: 15.11.2020)

[2]Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) // Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1390 // ULR: https://onlineovp1.consultant.ru (дата обращения: 07.11.2020)

 

Список литературы

Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М., 1971. 61 с.
Беспалова В. В., Муравьева Г. Е. Разработка технологии проектирования образовательного процесса в вузе на основе компетентностного подхода // Преподаватель ХХI век. 2011. № 2. С. 16-19.
Боруха С.Ю. Педагогическое прогнозирование развития школы в условиях изменяющейся внешней среды: дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2002. 246 c.
Домбровская И.С. Методика оценки мотивации учебной деятельности. 2017. ULR: http://testoteka.narod.ru. (дата обращения: 15.03.2019).
Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика. 2000.
Исаев И. Ф., Кормакова В. Н. Особенности подготовки студентов к работе по профессиональному самоопределению школьников // Педагогическое образование и наука. 2009. № 8. C. 15-20.
Керцнер Г. Стратегическое управление в компании. Модель зрелого управления проектами: Пер. с англ. М.: ДМК Пресс, 2010. 320 с.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
Chvidchenko, I. Conduite et gestion de projets: Principes et pratiques pour petits et grands projets. Paris: Cépaduès-Éditions. 1993. 525 p.
Harrison, Frederick L. Advanced project management: a structured approach. Aldershot: Gower. 1992. 308 p.
Kapp E. Improving Student Teamwork in a Collaborative Project-Based Course // College Teaching. 2009. Vol. 57, no. 3. P. 139-143.
Vahtikari K. Project based learning for master students – Case integrated interior wooden surfaces // World Conference on Timber Engineering 2012. P. 315-322.
Larmer J. It’s a Project-Based World // Educational Leadership. 2016. Vol. 73. Issue 6. P. 66-70.