16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2021-7-2-0-4

Влияние образовательной среды военного вуза на обучение иностранным языкам
 

Aннотация

Владение иностранными языками является важной составляющей профессионализма военного специалиста. Подготовка высококвалифицированных офицерских кадров в высшей школе направлена на всестороннее развитие личности и формирование профессиональных и универсальных компетенций, среди которых большую роль играет коммуникативная компетенция. Процесс иноязычного обучения в военном вузе обусловлен характеристиками образовательной среды. Цель работы – выявить специфику обучения иностранным языкам в военном вузе и определить, каким образом военная образовательная среда влияет на иноязычное обучение. В исследовании использовались методы анализа научной литературы, экстраполяции педагогического опыта автора, метод экспертного опроса и категориально-символьные методы логико-смыслового моделирования. Построена солярно-радиальная модель характеристик образовательной среды военного вуза, включающая восемь лучей: приоритет воспитания, содержание подготовки, регламентация, атрибутика, военное сообщество, высокие нагрузки, обособленность и закрытость, внеучебная деятельность. Модель позволяет емко изобразить специфику военного вуза, влияющую на процесс обучения. Так как иноязычное обучение в военном вузе в связи с жесткой регламентацией всей деятельности и закрытого режима использования информации имеет ряд противоречий, то процесс обучения иностранным языкам в высшей военной школе представлен схемой противоречий на двух уровнях, именуемой в системно-категориальной методологии «кельтский крест». Модель отображает диалектику процесса обучения иностранному языку как средство межкультурной и профессиональной коммуникации. Влияние регламентированной военной образовательной среды на процесс иноязычного обучения имеет как отрицательные, так и положительные черты. С одной стороны, внедрение современных информационных технологий происходит медленнее в консервативной закрытой среде, но с другой – устойчивость и организованность военного вуза приводит к высоким показателям запланированных результатов.


Введение (Introduction). Согласно приоритетному Российскому проекту в области образования «Современная цифровая образовательная среда» «назрела необходимость формирования такой среды, в которой мог бы эффективно реализовываться принцип непрерывного обучения – обучения на протяжении всей жизни» (2017). Это диктует необходимость не только внедрения цифровых технологий в сфере образования, но и научного осмысления на современном этапе самого понятия «образовательная среда» и рассмотрения его в разных областях применения, в различных профессиональных образовательных сообществах.
Профессиональная направленность высшей школы обуславливает характеристики образовательной среды. Образовательная среда играет важную роль в формировании будущего специалиста, так как является пространством, в котором происходит развитие универсальных и профессиональных компетенций и становление личности обучающихся. Высшая военная школа имеет своей целью подготовку высококвалифицированных офицерских кадров для обеспечения безопасности государства. Военный специалист должен обладать определенными качествами и компетенциями, среди них: гражданственность, патриотизм, сила воли, организаторские способности, владение оружием и техникой, способность решать профессиональные задачи, преодолевать трудности военной службы. Исходя из задач подготовки военных специалистов, организуется образовательная деятельность и выстраивается образовательная среда в военных вузах. В свою очередь, образовательная среда влияет на весь процесс обучения и воспитания будущих офицеров, а также на отдельные предметные области, например, на обучение иностранным языкам.
Профессионально направленное иноязычное обучение в высшей военной школе является важным элементом подготовки военного специалиста. Владение иностранными языками стало неотъемлемым компонентом профессиональной компетентности современного офицера в век глобализации и интеграции. Происходят совместные учения и маневры, организуются международные мероприятия, геополитическая обстановка меняется. В таких условиях необходимо формировать у курсантов готовность и способность к межкультурной коммуникации, практическому владению иностранным языком в профессионально-деловой сфере.
Военная образовательная организация высшего образования является закрытым специализированным учебным заведением, имеющим свои регламенты и процедуры. «К особенностям педагогического процесса в военном вузе как системы относятся профессиональная направленность и практический характер учебно-воспитательной работы, ее тесная связь со служебно-боевой и общественной деятельностью обучающихся» (Образцов, Косухин, 2004: 20). Не вызывает сомнения, что специфика военной образовательной среды накладывает свой отпечаток на процесс иноязычного обучения. Однако, несмотря на то, что характеристики военных вузов достаточно хорошо представлены в военной педагогике и дидактике, влияние образовательной среды военного вуза на обучение курсантов иностранным языкам недостаточно изучено в лингводидактике и методике иноязычного обучения.
Цель данного исследования – выявить специфику обучения иностранным языкам в военном вузе и определить, каким образом военная образовательная среда влияет на иноязычное обучение. Данная цель обусловила следующие задачи: дать определение и выделить компоненты образовательной среды; рассмотреть характеристики образовательной среды военного вуза; определить способы влияния военной образовательной среды на процесс обучения иностранным языкам, чтобы в дальнейшем на основе этого дать практические рекомендации по эффективной организации иноязычного обучения в военном вузе с учетом функционирования специализированной образовательной среды.
Методология и методы (Methodology and methods). Методология научного исследования основана на общенаучном системном подходе, рассматривающем процесс обучения иностранному языку как систему, в которой функционируют взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы. Для выявления характеристик образовательной среды военного вуза применены методы анализа научной литературы по теме исследования, экстраполяции педагогического опыта автора, метод экспертного опроса. С целью построения моделей применялись категориально-символьные методы логико-смыслового моделирования. Данные методы разработаны в научных школах профессора В.И. Разумова, профессора Г.Д. Боуш (Боуш, Разумов, 2019), профессора В.Э. Штейнберга (2015). Эти методы позволяют наглядно отобразить сущностные элементы рассматриваемых ключевых понятий «путем визуального представления знаний, генерализации и свертывания, пространственной организации, моделирования и схематизации» (Штейнберг, 2015: 67). В частности, применялся дидактический многомерный инструмент «солярно-радиальная схема» В.Э. Штейнберга, символьный метод «кельтский крест» В.И. Разумова.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Среда как явление рассматривается во многих науках. Считается, что в философии понятие среды ввел французский философ, историк и публицист Ипполит Тэн. Его позитивистская теория рассматривала зависимость искусства и любых проявлений человека от окружающей среды (Тэн, 1996). Вопрос взаимоотношения личности со средой поднимался в философии Френсиса Бэкона, Рене Декарта и их последователей. До конца 19 века в философии преобладало мнение о зависимости человека от окружающей его среды. Как писал Клод-Адриан Гельвеций: «Мы лишь то, что делают из нас окружающие предметы» (Helvetius, 1758). Однако в 20 и 21 веке с введением концепции управляемого развития парадигма поменялась
(Н. Элдридж, С. Гулд, Г. Хакен, И. Пригожин). В психологии среду рассматривают главным образом в рамках «экологической психологии» (Роджер Баркер, Роберт Гиффорд) или «психологии окружающей среды» (Курт Левин, Кеннет Крайк). В географии и экологии среда является одним из основных объектов изучения. Идеи известного российского естествоиспытателя В.И. Вернадского о ноосфере как проявлению разумной деятельности человека получили научное признание и стали широко известны. Инвайроментализм (от англ. «environment» − окружающая среда) закладывает основы экологического сознания в научной мысли и бережного отношения к окружающей среде. (Дж. Пиншо, О. Леопольд,
Р. Эмерсон).
В педагогике вопросам образовательной среды и ее влиянию на развитие личности человека уделяется большое внимание, этому посвящены работы многих отечественных ученых (В.В. Рубцов, М.М. Скаткин, И.В. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.).
В зарубежных исследованиях используются различные термины: «learning environment», «learning and teaching environment», «educational environment», что свидетельствует о разнонаправленности образовательного процесса. Бельгийский специалист по проектированию учебного процесса Эрик де Корте утверждает, что построение высокоэффективной адаптивной образовательной среды очень важно для формирования умений и навыков обучающихся. Он выделяет три основных элемента образовательной среды: проектирование, психологию и технологию (De Corte, 2003). Американский ученый в сфере дизайна образовательного пространства Кэтрин Ламбардоцци подчеркивает, что образовательная среда быстро меняется с развитием общества. Она выделяет пять компонентов среды: ресурсы, люди, содержание обучения, процедуры и практики обучения, возможности развития. К ресурсам относятся документы, базы данных, информация. Люди – все участники образовательного процесса. В содержание входят все имеющиеся программы и курсы обучения. К процедурам и практикам обучения относятся управление, сотрудничество, развитие критического мышления, проведение экспериментов, технологии обучения. Возможности развития включают поддержку, обратную связь, коммуникацию и карьерное развитие (Lambarozzi, 2015). Бегония Гросс заявляет о разнообразии проявлений обучающего пространства, ведь человек постоянно учится, так как находится в меняющейся комбинации времени, пространства, технологий, социальных связей (Gross, 2016).
Слободчиков В.И. подчеркивает функциональное значение образовательной среды для формирования и развития качеств личности обучающихся в социально-культурном пространстве (Слободчиков, 1997).
Образовательная среда вуза – многомерное и многоаспектное пространство с множеством проявлений и связей, влияющих на процесс обучения и формирование личности и профессиональных компетенций обучающегося. «Образовательную среду вуза характеризует широкий спектр модальности, представляющей многообразие различных видов сред» (Ерошенков, Ерошенкова, 2017: 29).
Исследования профессора В.А. Ясвина внесли значительный клад в изучение образовательной среды в отечественной педагогике. Витольд Альбертович рассматривает образовательную «среду, как пространственно и/или событийно ограниченное окружение личности, специально организованное и функционирующее в контексте образовательного процесса», а также как «совокупность условий, обстоятельств, событий, факторов и влияний на развивающуюся личность» (Ясвин, 2018: 82). Он выделяет «пространственно-предметный, информационно-организационный, технологический и социальный компоненты» (Ясвин, 2018: 82) образовательной среды. Мы согласны с В.А. Ясвиным, что социальный компонент образовательной среды играет значительную роль в развитии личности человека, так как социальное окружение непосредственно влияет на образовательный процесс и формирование компетенций обучающихся.
В.А. Ясвин выделяет такую характеристику образовательной среды, как модальность, основанную на соотношении четырех параметров: свободы, активности, зависимости и пассивности. В зависимости от выраженности вышеупомянутых параметров существует четыре основных типа образовательной среды: безмятежная, творческая, карьерная и догматическая (Ясвин, 2018: 82). Согласимся с педагогами военных вузов в том, что военную образовательную среду по методике модальности Ясвина можно отнести к догматической (Вишнякова, Скобликова, 2016). Догматическая среда характеризуется устойчивостью, приверженностью традициям, жесткой регламентацией процедур, дисциплиной и самоограничением.
Уникальность военной образовательной среды подчеркивается разными исследователями, в том числе зарубежными. Американский эксперт по дистанционному обучению Тони Бэйтс рассматривает такие виды обучающей среды, как: школа или вуз, онлайн курс, военное обучение, друзья / семья / работа, природа, индивидуальное, выделяя военное обучение в отдельный вид (Bates, 2016). Марсия Браун говорит о следующих особенностях военной образовательной среды: приоритет служебных задач; условия жизни, связанные с временной дислокацией вне дома; наличие большого количества повседневных незапланированных заданий; ограниченный доступ в Интернет; строгий распорядок дня, требующий большого количества сил и самообладания; стресс (эмоциональный, психологический и физический); большая степень ответственности обучающихся (Brown, 2014). Дэвид Старр-Гласс подчеркивает, что при построении военной образовательной среды необходимо учитывать характеристики обучающихся, к которым относятся: высокий уровень мотивации, зрелость, организаторские способности, гибкость, способность выдерживать нагрузки, мультикультурный контекст (Starr-Glass, 2014).
Большинство отечественных исследователей военной образовательной среды также сходятся во мнении, что «военный вуз представляет собой совершенно особый вид учебного заведения» (Коротаев, 2019) со своими специфическими чертами. Мы предприняли попытку описать характеристики образовательной среды военного вуза с помощью «солярно-радиальной схемы» Штейнберга В.Э., основываясь на анализе научной литературы (Вишнякова, Скобликова, 2016; Коротаев, 2019; Образцов, Косухин, 2004), экспертном опросе и экстраполяции педагогического опыта. В экспертном опросе приняли участие 75 преподавателей военных вузов. Они указали на основные характеристики военной образовательной среды. Полученные данные были обобщены и представлены в виде схемы (рис. 1).
Солярно-радиальная схема характеристик образовательной среды военного вуза представляет собой координатно-матричный каркас, в котором каждая координата (К1-К8) раскрывает одну из основных характеристик. Военное образование имеет ярко выраженный приоритет воспитания (К1). Цели военной профессии – защита национальных интересов и безопасности государства, поэтому военное образование направлено на подготовку преданных своей родине офицеров с высокими моральными качествами. «Воспитательный потенциал среды военного вуза, ориентированный на передачу военно-профессиональных традиций» (Коротаев, 2019: 78) выражается в воспитании патриотизма, гражданственности, формировании морально-волевых качеств курсантов. Исходя из целей, определяется содержание подготовки (К2) военных специалистов. Оно включает боевую, командирскую, профессиональную подготовку, развитие общекультурных и универсальных компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности, формирование навыков работы с техникой и оружием по профилю подготовки. Курсант получает две специальности одновременно: военную (например, командир взвода) и по направлению подготовки (например, инженерную, правовую, психологическую и т.д.).
Военная образовательная среда имеет установленную регламентацию (К3) всех сфер деятельности. В военном вузе соблюдается уставная дисциплина, строгий распорядок дня, жесткая субординация согласно должностям и званиям. Строго выполняются все регламенты военной службы, присутствует постоянный контроль действий курсантов со стороны командиров. Специфика военной сферы предполагает наличие определенной атрибутики (К4): экипировка, ношение военной формы и знаков различия. Курсанты постоянно имеют дело с военной техникой и оружием, участвуют в воинских ритуалах с соответствующими атрибутами: построение, парады, возложение венков, салюты и др.
Военное образовательное сообщество (К5) имеет свои характерные черты. Прежде всего, это гендерное преобладание лиц мужского пола. Особое значение имеет деление общества на военных и гражданских. Военное сообщество в какой-то мере противопоставляется гражданскому. При этом роль воинского коллектива очень высока. Курсант включен в военный коллектив на разных уровнях, начиная от отделения, заканчивая вузом и армией в целом. Главную роль в жизни и деятельности обучающихся имеет учебная группа, которая в военном вузе чаще всего является взводом. Это самый тесный круг людей, с которыми курсанты находятся постоянно.
Как гласит устав, военнослужащие должны претерпевать «тяготы и лишения» военной службы. Обучающиеся военных вузов испытывают высокие нагрузки (К6): физические, психические, интеллектуальные. Постоянно происходит развитие морально-волевых качеств, так как для достижения важной цели необходимо учиться справляться с возникающими трудностями. Военная профессия связана с проявлением силы воли, высокими нагрузками и преодолением себя, она предполагает постоянную боевую готовность и владение оружием и техникой.
Военная среда характеризуется обособленностью и закрытостью (К7). Любая воинская часть, в том числе военный вуз находится на огороженной территории, обнесенной забором. В ней существует пропускной режим захода и выхода с территории. Курсанты первого и второго курсов, как правило, живут в казармах и редко выходят в увольнение. Военнослужащие имеют ограниченный выезд за границу в зависимости от формы допуска к секретным сведениям. Поэтому большинство из них редко имеют общение с представителями других стран. Соблюдение государственной и военной тайны предусматривает защищенный режим работы с информацией в военных вузах. Курсанты не могут пользоваться смартфонами и интернетом на занятиях. Ограниченный доступ к интернету компенсируется наличием электронной образовательной среды вуза, где имеются все необходимые материалы для обучения. Во время занятий и самостоятельной работы контролируемый доступ к интернету предоставляется в специальных аудиториях, информационных классах.
Помимо обучения курсанты вовлечены в разные виды внеучебной деятельности (К8). Являясь военнослужащим, курсант в первую очередь выполняет служебные задачи. То есть параллельно проходит обучение и служба. В военном вузе проходят военно-правовая работа и информирование, культурно-массовые и спортивные мероприятия. Досуг курсантов организован, они могут участвовать в разных кружках, военно-научных обществах на кафедрах.
Таким образом, мы видим, что военная образовательная организация высшего образования является особым видом высшего учебного заведения со своими специфическими чертами, что, несомненно, влияет на образовательный процесс в целом и обучение иностранным языкам в частности. Иностранный язык является обязательной дисциплиной гуманитарного цикла, изучаемой курсантами в рамках высшего профессионального образования. Основной формой обучения иностранным языкам являются практические занятия, а также самостоятельная работа, внеаудиторная работа под руководством преподавателя, научная работа в военно-научном обществе на кафедре иностранных языков, участие в олимпиадах, конкурсах и др. Целью обучения иностранному языку будущего офицера является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющей эффективно участвовать в профессиональной межкультурной коммуникации.
Гуманизация военно-профессионального образования позволяет достичь образовательных целей в области развития универсальных компетенций, расширения кругозора, повышение уровня культуры, развития мышления, социокультурных навыков, речи обучающихся. Однако специфика военной образовательной среды зачастую напрямую влияет на процесс иноязычного обучения, а иногда и вступает в противоречие с современными требованиями лингводидактики. В связи с этим в предшествующих исследованиях нами были выявлены противоречия обучения иностранным языкам в военных вузах:
  • несоответствие требований личностно-ориентированной направленности обучения и коллективной деятельности курсантов с приоритетом командной ответственности;
  • жесткая регламентация всех процедур в военной образовательной среде, препятствующая развитию творческого подхода, креативности и коммуникативных
    умений;
  • формирование качеств воина, способного применить силу против представителей других стран при выполнении служебно-боевых задач в противовес воспитанию толерантности;
  • ограниченный доступ к информации, не позволяющий в полной мере воспользоваться преимуществами современных информационных технологий;
  • большой отрыв от обучения в связи с приоритетом служебной деятельности обучающихся;
  • недостаточное владение гражданскими преподавателями иностранного языка военной профессиональной составляющей обучения (Ванягин, Ванягина, 2018).
Эти противоречия возможно разрешить при построении целостной системы иноязычного обучения, функционирующей с учетом современных требований лингводидактики и профессионального образования с опорой на научную теорию. Необходимо проводить комплексную деятельность по созданию необходимых для эффективного иноязычного обучения условий. Для создания продуктивной системы обучения иностранному языку в военном вузе необходимо принимать во внимание специфику военной образовательной среды и использовать в полной мере те преимущества, которые она дает. Чтобы выявить характеристики обучения иностранному языку в военном вузе, нами был использован метод системно-категориальной методологии В.И. Разумова, Г.Д. Боуш «кельтский крест» (Боуш, Разумов, 2019). Этот метод позволяет представить исследуемый объект как систему противоречий. Характеристики, располагающиеся на противоположных концах схемы-креста, являются противоположными. В свою очередь, каждая из этих четырех характеристик, раскладывается на противоречия. Такой метод способствует выявлению диалектических противоречий объекта, как движущих сил его развития. Обучение иностранному языку в высшей военной школе предстает как организованный процесс обучения межкультурной и профессиональной коммуникации, который является с одной стороны регламентированным в силу необходимости выполнения заданных образовательными целями и средой требований, а с другой стороны творческим, поскольку любая педагогическая деятельность является созданием нового ввиду пластичности человеческого мышления (рис. 2).
Иноязычное обучение в военной образовательной среде – процесс обучения межкультурной коммуникации, которая предполагает толерантное отношение к представителям других стран и народов. «Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе» (Балыхина, Ветер, 2016: 1415). Также помимо толерантности межкультурная коммуникация включает в себя владение этическими нормами общения. Многие ученые в нашей стране и за рубежом изучают военную этику, пытаясь восполнить пробелы между теорией и практикой военного искусства (Elbner, Janke, 2016).
Однако военнослужащий должен быть готов выполнять боевые задачи, в число которых входит применение силы и при необходимости летального оружия против служащих и боевиков других государств. Такое проявление «нетерпимости» вполне объясняется задачами безопасности государства и не противоречит изучению иностранного языка как профессионального инструмента, как средства познания другой культуры через осознание ценности своей.
Профессиональная коммуникация предполагает восприятие и продуцирование информации. Оба процесса диалектически взаимосвязаны. Курсанты должны уметь читать, слушать и понимать иноязычные источники информации, в том числе радиоэфиры, карты, приказы, инструкции, и в то же время создавать свои тексты устно и письменно в профессиональных целях.
Как уже упоминалось, процесс обучения иностранным языкам выстраивается с учетом специфики образовательной среды. Однако, это не значит, что среда военного вуза негативно влияет на обучение иноязычной коммуникации. Напротив, необходимо использовать преимущества, которые предоставляет высокий уровень организованности образовательного процесса в военных вузах. В таблице представлены особенности обучения иностранным языкам под влиянием образовательной среды военного вуза (табл.).

Заключение (Conclusions). Таким образом, при условии учета специфики образовательной среды военного вуза, можно достаточно эффективно выстроить процесс иноязычного обучения курсантов. При этом влияние регламентированной военной среды может быть, как отрицательным, так и положительным. С одной стороны, закрытость военного вуза может препятствовать внедрению информационных технологий и инновационных методик, но с другой стороны именно устойчивость военной образовательной среды способствует результативности организованной и предсказуемой деятельности обучения. Специфика иностранного языка как гуманитарного учебного предмета, обладающего огромным образовательным потенциалом, в силу безграничности самого языка помогает решать различные учебные задачи. Подготовка профессиональных кадров для обеспечения безопасности государства производится с опорой на выверенные образовательные программы, включающие не только узко профессиональные, но и общеобразовательные гуманитарные дисциплины, такие как иностранный язык. Языковая подготовка развивает коммуникативные умения обучающихся, готовит их к эффективному общению в профессиональных ситуациях, является средством расширения кругозора, преодоления конфликтов, достижения взаимопонимания, установления сотрудничества.

Список литературы

Балыхина Т.М., Ветер О.В. Толерантность в образовательном процессе вуза // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. 2016. № 5. С. 1411-1416.
Боуш Г.Д., Разумов В.И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях). М.: Инфра-М, 2019. 210 с.
Ванягин В.Е., Ванягина М.Р. Проблемы и противоречия обучения иностранным языкам в военных образовательных организациях высшего образования и пути их решения // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2018. № 3. С. 162-174.
Вишнякова Т.Н., Скобликова М.В., Алимбаева Б.Ш. Особенности образовательной среды военного вуза // Наука и военная безопасность. 2016. № 2 (5). С. 147-151.
Ерошенков Н.В., Ерошенкова Е.И. Профессионально-нравственная подготовка курсантов в образовательных организациях системы МВД России. Белгород: Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина, 2017. 120 с.
Коротаев А.С. Специфика образовательной среды современного военного вуза // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4 (109). С. 78-85.
Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. 317 с.
Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. М., 1997. С. 177-184.
Современная цифровая образовательная среда, 2017 г. URL: http://neorusedu.ru (дата обращения: 31.05.2021).
Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996. 351 с.
Штейнберг В.Э. Теория и практика дидактической многомерной технологии. М.: Народное образование, 2015. 350 с.
Ясвин В.А. Исследования образовательной среды в отечественной психологии: от методологических дискуссий к эмпирическим результатам // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18. № 1.С. 80-90. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-1-80-90.
Bates T. Building an effective learning environment, 2016, available at: https://www.tonybates.ca/2016/02/22/building-an-effective-learning-environment/ (Accessed 1 May 2021).
Brown M. Understanding the Pursuit of Higher Education Among Active-Duty Military Personnel in the Face of Deployment, Using the Lens of Schlossberg’s Transition Theory. Educational Administration: Theses, Dissertations, and Student Research. University of Nebraska-Lincoln. 2014. 206 p.
De Corte E., Verschaffel, L.E., Entwistle, N.J., & van Merrienboer, J. Powerful learning environments: unravelling basic components and dimensions. Oxford: Elsevier Science. 2003. 266 p.
Elbner T.R. and Janke R. (ed.) Didactics of Military Ethics: From Theory to Practice (International Studies on Military Ethics). Brill-Nijhoff; Multilingual edition. 2016.
Gros B. The design of smart educational environments // Smart Learn. Environ. 2016. 3, 15. DOI: https://doi.org/10.1186/s40561-016-0039-x.
Helvetius С.-А. De l'Esprit. Paris: Durand, 1758. 643 p.
Lambarozzi C. Learning environments by design. USA: ATD Press. 2015. 192 p.
Starr-Glass D. Military Learners: Experience in the Design and Management of Online Learning Environments // MERLOT Journal of Online Learning and Teaching. Vol. 7, No. 1, March 2011. pp. 147-158.