16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2021-7-2-0-7

Эмоционально-волевые особенности инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата

Aннотация

В современном мире наблюдаются значительные достижения в работе над проблемой комфортности и дружественности среды к самым разнообразным группам людей с теми или иными особенностями, в том числе, к имеющим инвалидность. В России количество инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее ОДА) возрастает на 30% каждые 10 лет. Категория инвалидности является обширной группой по степени и видам нарушений в различных системах органов, накладывающих отпечаток на психологическое состояние инвалидов как ответ на сложности, с которыми они постоянно сталкиваются в своей жизни и вынуждены к ним адаптироваться. Это указывает на необходимость комплексного подхода к психологической поддержке инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА) с учетом каждого конкретного случая инвалидности и индивидуального подхода к их психологической коррекции, возможность которой опирается на четкость диагностики и понимания эмоционально-волевых особенностей инвалидов. Несмотря на то, что в науке накоплены многочисленные данные в отношении тех или иных эмоционально-волевых особенностей инвалидов с ПОДА, они касаются отдельных характеристик их эмоциональной или волевой сфер, часто имеют прикладной характер. Поэтому остается актуальным всестороннее изучение эмоционально-волевых особенностей инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата для решения проблемы комплексной психокоррекции. Статья раскрывает результаты констатирующего этапа исследования. Указывается обзор и преимущественно качественный анализ результатов изучения трех групп инвалидов с нарушениями ОДА, что объясняется его целью – изучить особенности эмоционально-волевой сферы инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата для дальнейшей разработки индивидуальных программ психокоррекции.


Введение (Introduction). Трудности, часто непреодолимые, в минимальном исполнении первичных потребностей лиц с тяжелыми двигательными нарушениями часто взаимосвязаны с психологической дезадаптацией, отсутствием общественного интереса и в целом интереса к жизни, трудностями в межличностных контактах, замкнутостью круга общения на тех, у кого имеются подобные нарушения, низкой самооценкой, пассивностью, иждивенческой позицией и неразвитостью самостоятельности и воли, повышенным уровнем тревожности, особенно в отношении будущего, пессимизмом, общей неудовлетворенностью жизнью. Очевидно, что эффективность психологической помощи будет основываться на степени изменений указанных индивидуально-личностных особенностей инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата (далее ПОДА).
Эмоции и воля тесно взаимосвязаны между собой. Воля в отношении эмоций выполняет контролирующую функцию, характеризует уровень зрелости эмоциональной сферы и личности в целом (Выготский, 1995). Эмоции в отношении воли играют важную роль в становлении данной сферы посредством слова и эмоционального общения с другим человеком (для ребенка – со взрослым). Развитость и спаянность эмоциональной и волевой сфер характеризует такую черту человека, как произвольность, что имеет важное значение в отношении воспитания и самовоспитания, психологической реабилитации инвалидов (Razuvaeva, Gut, Lokteva, Pchelkina, 2019). Однако изучение эмоционально-волевой сферы в основном применяется в научных исследованиях прикладного характера. Все это в полной мере относится к инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Данные исследований Г.Н. Бойко в отношении психологического сопровождения спортивной деятельности инвалидов показали возможность повышения и стабилизации их самооценки, однако при соблюдении обязательного требования индивидуального подхода и учета специфики структуры деятельности, в частности спортивной (Бойко, 2010). Таким образом, подтверждаются положения деятельностного подхода в отношении не только развития здоровых лиц, но и особой чувствительности к соблюдению этих положений для психокоррекционного взаимодействия с инвалидами.
Согласно данным Т.И. Бонкало с соавторами, у инвалидов с поздними нарушениями ОДА наблюдаются негативные изменения эмоциональной сферы, сопровождающиеся снижением адаптационных возможностей, повышением тревожности, фрустрированности и агрессивности, а также риском развития депрессии (Бонкало, Гольцов, Шмелева, 2016).
В работах как отечественных (Бонкало, Гольцов, Шмелева, 2016), так и зарубежных авторов (Becker, Schaller, 1995; Li, Moore, 1998 и др.) делается вывод о том, что серьезные физические нарушения тела, затрагивающие его двигательную сферу, не могут оставаться незамеченными личностью. эмоциональный ответ на которые может оказаться очень сильным и подчинить, исказить волевое становление личности, в итоге негативно сказаться на поведенческом и социальном уровнях проблемы.
Исследование Я.В. Гальчун, Д.Н. Сазонова указывает на высокие ресурсные возможности вузовского образования в повышении адаптации студенческой молодежи, в том числе инвалидов (Гальчун, Сазонов, 2017). Подчеркивается, что педагогическая, психологическая и социальная реабилитация инвалидов способствует улучшению их психического состояния, а также развития личности (Ткачева, 2014; Мещеряков, 1973; R. Холостова, Дементьева, 2006; Benz, Lindstrom, Yovanoff, 2000; Decker, Schulz, 1985; Test, Mazzotti, Mustian, Fowler, Kortering, Kohler, 2009; Скороходова, 1990).
Основная часть (Main Part). Цель исследования: изучить особенности эмоционально-волевой сферы инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Предмет: эмоционально-волевые особенности инвалидов с ПОДА. Гипотезой исследования выступило предположение о том, что у инвалидов с ПОДА особенности эмоционально-волевой сферы проявляются в показателях личностного адаптационного потенциала (адаптивных и коммуникативных способностей, нервно-психической устойчивости), открытости в общении и в целом общительности, умении самостоятельно планировать и регулировать свою жизнедеятельность, потребности познавать, вовлеченности и в целом жизнестойкости, самоуважении и самопринятии, ощущении своего благополучия и удовлетворенности своим телом; а также в повышенной невротичности и личностной тревожности.
Наша гипотеза основывалась на разработках отечественных психологов, определяющих принципы системности, детерминизма, развития, личностного подходов к изучению человека (Б.Г. Ананьева, В.А. Барабанщикова, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, Т.А. Флоренской, Л.Ф. Шеховцовой и др.); авторов, отражающих системно-целостный характер оценки эмоционально-волевой сферы инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата: А.И. Ахметзяновой, Г. Бойко, Т.И. Бонкало, А.В. Гольцова, Л.С. Выготского, Э.В. Ильенкова, А.Н. Леонтьева, А.И. Мещерякова, Л.Ф. Обуховой, О.И. Скороходовой, А.В. Суворова, В.В. Ткачевой, Е.И. Холостовой и др.; а также зарубежных авторов: L. Li, H. Becker, S. Decker, D. Moore, J. Schaller, R. Schulz и др.
Материалы и методы (Methodology and methods). В качестве психодиагностического инструментария мы использовали методики, направленные на изучение: адаптивности (опросник МЛО А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина), личностных черт (опросник FPI, модификацированный А.А. Крыловой, Т.И. Ронгинской), саморегуляции (В.И. Моросановой), самоактуализации (САМОАЛ А.В. Лазукиной, адаптированный Н.Ф. Калиным), жизнестойкости (С. Мадди, адаптированный Д.А. Леонтьевым и Е.И. Рассказовой), самоэффективности (Р. Шварцера и М. Ерусалема, адаптированный Ромеком), тревожности (Ч.Д. Спилберга, модификацированный Ю.Л. Ханиным), cамоотношения (В.В. Столина и С.Р. Пантилеева), психологического благополучия (К. Риффа, адаптированный Н.Н. Лепешинсктм), неудовлетворенности собственным телом (О. Вуле и С. Ролла). Отметим, что некоторые из методик нацелены на измерение личностных категорий, включающих как волевые, так и эмоциональные стороны личности человека (например, личностный адаптационный потенциал, самоактуализация).
Было проведено три исследования на трех группах испытуемых. В первую группу вошли 24 студента Белгородского государственного национального исследовательского университета с нарушениями опорно-двигательного аппарата; во вторую – 20 человек, более разнообразных по возрасту
(20-40 лет) и образовательному статусу (работающие, студенты вызов и ссузов); в третью – 60 человек (безработные мужчины, состоящие на учете в центре занятости). В первой и второй группах все испытуемые были инвалидами с ПОДА, в третьей – половина (30 человек) были здоровыми, а другие 30 человек имели инвалидность в связи с нарушениями ОДА, приобретенными во взрослом возрасте. Таким образом, всего в исследовании участвовало 104 человека, из которых 74 – с ПОДА.
Проанализируем данные исследования трех разных групп инвалидов с ПОДА, различающиеся по показателям социального статуса (безработный / обучающегося в вузе), наличия приобретенной инвалидности или инвалидности с детства, регулярности занятий спортом. В связи со спецификой групп инвалидов каждый раз использовались несовпадающие наборы методик, что отражает применение индивидуального подхода и необходимость делать различные акценты в исследовании каждой группы инвалидов с нарушениями ОДА. Это также отвечает принципу целевого детерминизма.
Особенности эмоционально-волевой сферы у безработных мужчин с приобретенными формами нарушений ОДА во взрослом возрасте. Анализ результатов показал, что у безработных мужчин с приобретенными формами нарушений ОДА во взрослом возрасте все показатели адаптации, кроме моральной нормативности, имеют отличия от соответствующих им у здоровых респондентов (рис. 1). Различия достоверны (p≤ 0,001).
 

Таким образом, социальная адаптация и регуляция поведения данной группы инвалидов имеют низкий уровень в сочетании с высокой нервозностью (в том числе астенического типа), раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, психосоматическими нарушениями.

Результаты исследования состояний и свойств личности, имеющих первостепенное значение для эмоционально-волевой регуляции поведения не превышают среднего диапазона нормативных значений по большинству личностных характеристик. Однако, проблемы имеются по проблемы имеются по невротичности (среднее значение – 7,9 балла – что соответствует повышенному уровню, тогда как у здоровых испытуемых этот показатель имеет значение 3,5 балла), общительности (соответственно, 4,5, то есть средний уровень с тенденцией к низкому; в контрольной группе – 6,6), открытости и стремлению к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими (4,8 – средний уровень; соответственно, у здоровых 7,1). Это различие проявляется в повышении замкнутости и внимания к собственным мрачным мыслям у мужчин с приобретенной инвалидностью в системе ОДА.
Различия в стиле саморегуляции, который в большей степени характеризует волевую сферу личности (рис. 2), статистически значимы по показателям планирования, самостоятельности и общего уровня саморегуляции (p≤ 0,001). Значит, их саморегуляция проявляется в понижении способности планировать и оценивать свои результаты, моделировать, программировать, быть гибкими и самостоятельными.

Характеристики самоактаулизации личности относятся как к эмоциональным, так и к волевым свойствам (рис. 3). В исследовании обнаружены различия только по некоторым из них, а именно: «автономность» и «потребность в познании» (средние значение, на границе с низкими). Различия статистически значимы (p≤ 0,001).

Так, уровень самоактуализации у инвалидов с ПОДА – безработных мужчин оказался сниженным, что проявляется в стремлении вспоминать прошлое, в недостаточности потребности в познании, автономности и самопонимания. Их волевая сфера после приобретения инвалидности начинает ослабевать из-за рассогласования отдельных ее характеристик (планирования, самостоятельности и общего уровня саморегуляции, устойчивости к стрессу), которые снижаются вслед за эмоциональными нарушениями. Причем, ряд черт (невротичность, общительность, открытость) становятся достаточно устойчивыми и относятся уже к личностным характеристикам данной выборки.
Сравнительный анализ показателей жизнестойкости (в большей степени волевой стороны личности) показал различия по вовлеченности (среднее значение 22 балла, тогда как у здоровых этот показатель имеет значение 48 баллов) и общей жизнестойкости (соответственно, средние значения 56 и 104 балла), по которым были выявлены статистически значимые различия (p≤ 0,001), что означает наличие внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях, неразвитость копинг-стратегий, отсутствие стойкого совладания со стрессами, а также значительно выраженное чувство отвергнутости.
Эмоционально-волевая характеристика студентов-инвалидов, имеющих нарушения здоровья в опорно-двигательном аппарате. Перейдем ко второй выборке – студенты вуза. Реактивная тревожность оказалась не свойственной данной группе (рис. 4). По личностной тревожности у 75% испытуемых выявлен ее высокий уровень.
Снижение реактивной тревожности можно отнести к благоприятному действию обучения в вузе, расширению круга общения, развитию профессионализации, что способствует личностному росту. Укажем, что в Белгородском государственном национальном исследовательском университете в дополнение к принятой программе «Доступная среда в НИУ «БелГУ» на 2017-2021 гг.», нацеленной на повышение их доступности к образовательным программам и услугам вуза, начал систематически проводиться проект психологического сопровождения студентов-инвалидов под названием «Разработка и внедрение системы психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ». Кроме того, на факультете психологии действует Психологическая служба, которая активно заявляет себя во многих проектах помощи и психологического сопровождения различных групп, участников образовательного процесса. Ее двери открыты для свободного обращения и записи на консультацию всех желающих.
По субъективной оценке, личностной эффективности почти у 40% студентов-инвалидов с нарушениями ОДА наблюдались низкие значения и только у 8% − высокий, что также подтверждает снижение их уверенности в своих возможностях (рис. 5).
По показателям адаптации результаты были сходными с выборкой инвалидов безработных мужчин с приобретенными нарушениями ОДА.
Кроме того, выявлена обратная корреляция между показателями самоэффективности, адаптивности и тревожности обоих видов (p≤ 0,01).
Эмоционально-волевые особенности инвалидов, имеющих нарушения ОДА и регулярно занимающихся спортом. Наконец, рассмотрим третью выборку инвалидов с ПОДА, занимающихся спортом. У них все показатели жизнестойкости имели среднюю выраженность и не выходили за рамки нормативных значений.
Мы уделили особое внимание исследованию самоотношения в структуре самопринятия, характеризующему эмоциональную оценку своей личности. Было выявлено, что у половины (50%) выборки данный показатель имеет низкие значения, остальная половина (50%) – средние. Другие компоненты выражены в средней степени.
При включении в анализ фактора жизнестойкости в зависимости от его разных уровней, различия самопринятия оказались статистически значимыми (U=85; p≤0,01). Так, имеющие высокий уровень жизнестойкости характеризовались средними значениями самопринятия – 55,6 баллов; средний, соответственно, – 62,4 балла; высокий – 29,5.
Прямые корреляционные связи выявлены высокого уровня самопринятия с высоким уровнем жизнестойкости (r=0,560; p≤0,05), также и низких (r=0,485; p≤0,05), среднего уровня жизнестойкости и низкого самопринятия (r=0,672; p≤0,01).
Прямая связь оказалась характерной для вовлеченности и самопринятия (r=0,513; p≤0,05); для принятия риска и самопринятия (r=0,444; p≤0,05).
По параметру саморегуляции все характеристики были выражены в пределах среднего уровня: планирования (5,8), моделирования (5,8), программирования (5,7), оценки результатов (5,2), гибкости (6) и самостоятельности (6,7), общий уровень (29,7). Мы видим, что только по критерию самостоятельности, выявлены значительные расхождения с выборкой безработных мужчин-инвалидов (1,6), тогда как у регулярно занимающихся спортом он значительно выше (6,7 балла), но ниже, чем у здоровых безработных мужчин (7,8 балла). Возможно, что ситуация отсутствия работы наиболее значимо снижает именно этот показатель, способствуя развитию компенсаторной иждивенческой позиции. Регулярные занятия спортом тренируют волевые качества личности, делают человека более автономным в отношении влияния окружающего мира, позволяют успешнее к нему адаптироваться.
Сходная картина обнаружена и по показателю психологического благополучия, в особенности критерию самопринятия в его структуре для лиц с ПОДА (рис. 6).
Таким образом, от 5% до 35% испытуемых, занимающихся спортом, не чувствуют своего психологического благополучия. Неудовлетворенность собственным телом у лиц с ПОДА наблюдается в целом в незначительной степени (не указывали на рисунках). Регулярные занятия спортом помогают повысить уровень самостоятельности в системе саморегуляции, жизнестойкости, психологического благополучия и снизить неудовлетворенность собственным телом.
Тем не менее, слабым местом является приятие ими себя такими, как есть, со всеми недостатками, принятие своего прошлого и настоящего (самоприятие), которое влечет за собой снижение волевых характеристик жизнестойкости – вовлеченности и принятия риска.
Научные результаты и дискуссия (ResearchResultsandDiscussion). Таким образом, для безработных с приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата во взрослом возрасте особенностями эмоционально-волевой сферы являются: эмоциональные характеристики адаптационного потенциала (конфликтность, эмоциональная неустойчивость, вспышки агрессии), личности (эмоциональная неустойчивость, тревога), стиля саморегуляции поведения (негативная эмоциональная оценка жизненных целей и результатов, неуверенность в себе), самоактуализации (нежелание познавать новое) и жизнестойкости (чувство беспомощности, отвергнутости жизнью, заброшенности людьми, угнетенное настроение, неверие в само эффективность); волевые особенности: адаптационного потенциала (неуспешная саморегуляция, подверженность психическим срывам), личности (неуважение к себе, недоверие к другим, закрытость в общении), стиля саморегуляции поведения (неспособность достигать целей, эффективно управлять собой, гибко перестраивать свое поведение), самоактуализации (безинициативность в поисковой активности, несамостоятельность) и жизнестойкости (невовлеченность в происходящее в мире и в себе, отсутствие смысла происходящего, стратегии жизни и иерархии ценностей).
Психологическими характеристиками эмоционально-волевой сферы студентов-инвалидов, имеющих нарушения здоровья в опорно-двигательном аппарате, выступают: эмоциональные характеристики – адаптивности (боязнь общения, недоверие людям, эмоциональная неустойчивость, конфликтность и агрессивность), самоэффективности (ощущение своей неэффективности, неверие в успех) и тревожности (озабоченность и нервозность, ожидание угроз); волевые характеристики – адаптивности (тенденция к замкнутости, снижение поведенческой регуляции, неумение активно и успешно адаптироваться в ситуациях стресса), самоэффективности и тревожности (дезорганизация воли вследствие постоянного действия неконтролируемых беспокойства и тревоги).
Таким образом, можно сказать, что психологическими характеристиками эмоционально-волевой сферы инвалидов, имеющих нарушения ОДА и регулярно занимающихся спортом, являются: эмоциональные характеристики – жизнестойкости (ощущение слабой вовлеченности в происходящее вокруг себя и в себе, боязнь трудностей и проявления инициативы), саморегуляции (положительная оценка своих умений самостоятельно ставить цели и добиваться результатов), cамоотношения (в основном неинтересность самому себе, неверие в себя), самопринятия (раздражение и презрение к себе), психологического благополучия (негативное и нестабильное отношение к себе, целям, будущему, недоверие людям), неудовлетворенности собственными частями тела (негативность эмоций, досада на имеющиеся физические дефекты); волевые характеристики – жизнестойкости (недостаток желания быть активным участником событий вокруг себя, в мире и в своей личности, недостаточное умение контролировать происходящее), саморегуляции (достаточно развитые умения самостоятельно ставить цели, планомерно и гибко с учетом обстоятельств идти к ним, используя внешние условия и внутренние ресурсы, адекватно оценивая результаты), cамоотношения (несамостоятельность, непонимание себя), самопринятия (неприятие себя вместе с недостатками, таким, каков есть), психологического благополучия (неустойчивость картины внутреннего мира, размытость целей и будущего, недоверие людям), неудовлетворенность собственными частями тела (неприятие частей тела, где находится дефект, в большей степени ног).
В целом группа инвалидов с нарушениями ОДА варьирует по показателям эмоционально-волевой сферы в зависимости от таких факторов, как социальный статус (безработного или обучающегося в вузе и получающего возможность расширить и углубить свою профессионализацию), наличие приобретенной инвалидности либо инвалидности с детства, регулярные занятия спортом.
Наше исследование показало наличие совпадений по отдельным характеристикам с исследованиями, указанными нами во введении. Широкий спектр вариантов психологических особенностей инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата подчеркивает необходимость индивидуального подхода и глубокой диагностики их эмоционально-волевой сферы.
Заключение (Conclusions). Проведенное исследование показало, что эмоционально-волевые особенностями инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА) являются: сниженный уровень показателей личностного адаптационного потенциала (адаптивных и коммуникативных способностей, нервно-психической устойчивости), открытости в общении и в целом общительности, умения самостоятельно планировать и регулировать свою жизнедеятельность, потребности познавать, вовлеченности и в целом жизнестойкости, самоуважения и самопринятия, ощущения своего благополучия и удовлетворенности своим телом; и, наоборот, повышенный уровень невротичности и личностной тревожности. Существуют прямые взаимосвязи характеристик жизнестойкости и самопринятия инвалидов с нарушением ОДА, и обратные – между самоэффективностью и нервно-психической устойчивостью, адаптацией и самоконтролем. Обнаружены различия эмоционально-волевых показателей в зависимости от наличия приобретенной инвалидности или инвалидности с детства, регулярных занятий спортом, обучения в вузе или статуса безработного.
Психологические особенности эмоционально-волевой сферы инвалидов с ПОДА определяются спецификой их инвалидности. Учитывание характера психологического состояния эмоционально-волевой сферы каждой группы инвалидов позволяет индивидуализировать и осуществить более эффективную психокоррекционную помощь. Эти характеристики учитывались при разработке и реализации дальнейшей психокоррекционной программы, построенной на сочетании системного, комплексного и индивидуального подходов.

Список литературы

Бойко Г.Н. Критерий психологической эффективности реализации системы психолого-педагогического сопровождения в спорте инвалидов // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2010. № 2. С. 23-26.
Бонкало Т.И., Гольцов А.В., Шмелева С.В. Особенности психологической адаптации инвалидов с поздним поражением опорно-двигательного аппарата // Вестник московского государственного областного университета. 2016. №4. С. 2-12.
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. 527 с.
Гальчун Я.В., Сазонов Д.Н. Опыт создания психологической службы современного университета (на примере НИУ «БелГУ») // Психологическая служба университета: реальность и перспективы: материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 27-28 октября 2017 г. / отв. ред. И.Б. Умняшова, И.В. Макарова. Москва: ФГБОУ ВО МГППУ. НИУ ВШЭ, 2017. С. 114-119.
Гольцов А.В., Шмелева С.В. Образ физического «Я» как фактор адаптивного ресурса личности инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата // Человеческий капитал. 2017. № 3(99). С. 102-103.
Мещеряков А.И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами // Дефектология. 1973. № 3. С. 65-70.
Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир / Предисловие В. Н. Чулкова. М.: Педагогика, 1990.
Ткачева В.В. Технология психолого-педагогической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ: Монография. М.: Спутник +, 2014. 215 с.
Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация. М.: Дашков и К°. 2006. 340 с.
Becker H., Schaller J., “Perceived health and self-efficacy among adults with cerebral palsy” Journal of Rehabilitation. 1995. Vol. 61. P. 36-42.
Benz M.R., Lindstrom L., Yovanoff P. “Improving Graduation and Employment Outcomes of Students with Disabilities”, Predictive Factors and Student Perspectives, Research Article, 2000. available at: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/00144029 0006600405 (Accessed 22 November 2020).
Li L. Moore D. “Acceptance of disability and its correlates”, Journal of Social Psychology. 1998. Vol. 138. P. 13-25.
Razuvaeva T.N., Gut Y.N., Lokteva A.V., Pchelkina E.P. “The Problem of Psychological Rehabilitation of Persons with Disorders of the Musculoskeletal System Acquired in Adulthood”, Behav. Sci. 2019. Vol. 9. P. 133, available at: doi: 10.3390/bs9120133 (Accessed 22 November 2020).
Ruth A.W. Berry “Voices of experience: general education teachers on teaching students with disabilities”, International Journal of Inclusive Education. 2011. Vol. 15: 6. P. 627-648, available at: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/1360 3110903278035 (Accessed 22 November 2020).
Schulz R., Decker S. “Long term adjustment to physical disability: The role of Social support, perceived control, and self-blame”, Journal of Personality and Social Psychology, 198548, 11621172.
Test D.W., Mazzotti V.L., Mustian A.L., Fowler C.H., Kortering L., Kohler P., “Evidence-Based Secondary Transition Predictors for Improving Postschool Outcomes for Students With Disabilities”, Career Development for Exceptional Individuals, Volume 32, Number 3 December, 2009. P. 160-181. available at: http://cdei.sagepub.com (Accessed 22 November 2020).
Федеральный реестр инвалидов (ФГИС ФРИ). Численность инвалидов в Российской Федерации, федеральных округах и субъектах Российской Федерации. URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost. (дата обращения 20.08.2020, 01.12.2020).