16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2021-7-3-0-7

Особенности проявления переноса у студентов в учебном процессе

Aннотация

Введение. Конструкции переноса в отношениях уделяется центральное место в теоретических основаниях психодинамического подхода. Уникальность переноса, отмеченная З. Фрейдом в 1912 году, активно исследуется в современном психоанализе и рассматривается не только в рамках психотерапевтической практики, но и вплетается в проблематику профессиональных и личных отношений. Наиболее сложной и менее изученной, для оценки переносных отношений, выступает психическая реальность процесса обучения, которая включает динамику отдельных моментов взаимодействия его участников и основывается на опыте предыдущих отношений. Это определило замысел исследования, включающий изучение связи воссоздаваемого прошлого социального опыта студентов в актуальных отношениях с участниками образовательного процесса. Целью исследования выступило изучение особенностей проявления переноса у студентов в отношениях «преподаватель-студент» и «студент-студент». Методология и методы: Эмпирическое исследование проводилось в 2020-2021 гг., а, предварявший его, анализ научных статей на информационной платформе, позволил определить направления современных исследований переноса и выделить наиболее актуальные показатели его проявления в учебном пространстве вуза. Показатели отношений студентов собраны с использованием методики «Опросник межличностных отношений» В. Шутца и оценены в отношениях «студент-преподаватель», «студент-студент». Для исследования проявления переноса у студентов в рамках их отношений в пространстве учебного процесса, разработан авторский опросник, на основе положений опросника помогающих отношений Л. Люборски. Результаты и выводы. Представлены результаты эмпирического исследования в виде корреляционного анализа проявлений переноса и показателей отношений в рамках отношений «студент-преподаватель» и «студент-студент». В отношениях с одногруппниками проявление переноса имеет более жесткую структуру и это выражается в более активном проявлении переноса, а в отношениях с преподавателем студенты более склонны к проявлению автономии, выдерживанию контроля и менее ориентированы на его социальный статус. Эти зависимости позволили раскрыть более чувствительные связи между такими проявлениями переноса, как сопротивление, реакция на объект и уровень автономии, привязанности, зависимости во всех видах этих отношений, с тенденциями построения отношений с участниками образовательного процесса, проявляющихся в стремлении быть в их обществе, контролировать и регулировать подчинение другим.


Введение (Introduction). Конструкции переноса в отношениях уделяется центральное место в теоретических основаниях психодинамического подхода в психотерапии. Уникальность переноса, отмеченная З. Фрейдом в 1912 году, активно исследуется в современном психоанализе и рассматривается не только в рамках психотерапевтической практики, но и вплетается в проблематику профессиональных и личных отношений.
Следует отметить, что в психоаналитической практике роль переноса, как повторения вытесненного исторического прошлого в новом контексте признана важным элементом в психоаналитической терапии и психоанализе, и активно исследуется в наше время. Это отражено в насыщении пространства научных публикаций по психоаналитической практике различными аспектами переноса.
Вместе с тем, перенос рассматривается и за пределами психоаналитической психотерапии и психоанализа, что отражено в 41 статье (2,2 % статей по изучению переноса с позиции психоанализа) в National Library of Medicine и первой из них выступает статья, опубликованная в 1948 г. в журнале L'Evolution Psychiatrique (Paris) «Защитные механизмы и реакции переноса» (автор G. Parchemihey).
Среди статей, которые рассматривают проблемы проявления переноса в социальных и профессиональных отношениях достаточно часто затрагиваются проблемы переноса в любовных отношениях, переноса в профессиональных отношениях медицинских работников, священнослужителей и в сфере образования. Перенос обсуждается авторами и с позиции трудности в поддержании профессиональных границ в отношениях, и в связи с воображением о воздействии собственного поведения и слов на других участников этих отношений.
Рассмотрение переноса и его влияния на развитие профессиональных отношений, по мнению H.R. Nieva, E. Ruan, G.D. Schiff, требует нового понимания заботы, внимания и поддержки в отношениях между специалистом и его клиентом, так как развитие этих отношений часто влечет «побочные эффекты», включающие нападение, пересечение или нарушение границ в этих отношениях (Тимченко, Чумичёва, Жмурин, 2020; Чумичёва, 2020; Bird, 2013; Chen, Rosenberg, Schulman, Alpert, Waldinger, 2018; Friedman, Martinez, 2019; Gabbard, Nadelson, 1995; Gutheil, Gabbard, 1998; Reyes, Ruan, Schiff, 2020; Rodriguez, Cabaniss, Arbuckle, Oquendo, 2008; Yomans, Klarkin, Kernberg, 2018).
Рассмотрение границ в профессиональных отношениях оказывает положительное влияние на понимание необходимости их учета и распознания, сложности построения отношений и их динамики, а также потенциально вредных нападений на границы в профессиональной практике (Тимченко, Чумичёва, Жмурин, 2020; Чумичёва, 2020; Friedman, Martinez, 2019; Gutheil, Gabbard, 1998; Gutheil, Gabbard, 1993; Martinez, 2000; Schiff, 2013).
Представленные выше проблемы актуализируют изучение переноса в подготовке профессионала и позволяют рассматривать перенос, как глубинную основу развития отношений в профессиональной среде и акцентируют внимание к изучению особенностей проявления переноса в процессе подготовки специалистов различного уровня и делают это необходимым в профессиях типа «человек-человек».
Психоаналитическое основание при рассмотрении переноса позволяет понять начальное и основное содержание этого феномена, а включенность его в развитие психотерапевтических отношений и указание на вплетение переноса в показатели эффективности психотерапии и психоанализа дает четкость психодиагностики, значимости и разнообразия проявлений переноса в различных отношениях.
Несмотря на то, что T.G. Gutheil, G.O. Gabbard, A.B. Jena, S. Seabury, D. Lakdawalla предостерегают, на примере психиатрической практики, о том, что перенос, контрперенос и другие категории взаимодействия менее полезны для управления границами отношений, так как они не учитывают разнообразия современных методов и характеристик пациентов, эта проблема может решаться через расширение направлений исследования переноса в процессе подготовки специалистов человекопомогающих профессий (Gabbard, Westen, 2003; Gutheil, Gabbard, 1993; Jena, Seabury, Lakdawalla и др. 2011).
Целью исследования выступило изучение особенностей проявления переноса у студентов в отношениях «преподаватель-студент» и «студент-студент».
Гипотеза эмпирического исследования отражает предположение, что студенты в процессе построения межличностных отношений испытывают определенные проблемы и переживания этих проблем, которые проецируют при взаимодействии в учебном процессе с преподавателем и со своими однокурсниками прошлый опыт отношений, что может в дальнейшем проявляться в рамках профессиональной деятельности и затруднять ее реализацию.
В рамках эмпирического исследования предпринята попытка изучения проявления прошлого опыта отношений в профессиональной среде, в качестве которой выступает процесс обучения. Согласно теории объектных отношений, репрезентации Я и Другого (партнера) в социальных отношениях не являются копией внутренних репрезентаций и не отражают точные репрезентации реальных прошлых отношений, а преобладают в них аффективные переживания отношений на ранних этапах развития Я (Yomans, Klarkin, Kernberg, 2018).
Таким образом, замысел исследования состоял в том, что в процессе обучения студенты могут переживать нечто сходное по выраженности и интенсивности с прошлым опытом отношений и это вызывает попытки воссоздания этих отношений, но они могут затруднять или нарушать профессиональные аспекты отношений в рамках учебного процесса. Особенно ярко это проявляется в подготовке специалистов в области психологии, педагогики, лингвистики, филологии и других пространствах профессионального взаимодействия типа «человек-человек», где личность специалиста выступает инструментом взаимодействия в профессиональной деятельности.
Теоретическая основа (The theoretical basis). В теории техники психоанализа перенос, по P. Gay, P. Heimann, W.E. Piper, H.F.A. Azim, A.S. Joyce, M. McCallum, выступает наиболее эффективным элементом психоаналитической психотерапии, необходимым и основным компонентом аналитической техники, способствующим получению пациентами представления о своих паттернах отношений и ощущения других отношений с психотерапевтом, создающим условия для изменения (Жмурин, Трофимова, 2019; Жмурин, Трофимова, 2019).
З. Фрейд часто обращался к проявлению переноса и не ограничивал его аналитической ситуацией. Перенос, он рассматривал как особую эмоциональную связь между терапевтом и пациентом, где наблюдается инфантильная регрессия пациента. З. Фрейд отмечал такие характеристики переноса, как: амбивалентность, наделение фигуры психотерапевта «душой» фигур из опыта, наделение аналитика функцией совести, диффузией прошлого и настоящего в актуальных отношениях (Фрейд, 1997), а К. Меннингер видел перенос в реакциях пациента на мать, отца, брата и т.д. (Люборски, 2003). В исследованиях G.O. Gabbard, S.B. Messer, N. McWilliams, D. Westen, интерпретацию переноса акцентируют на отношениях «здесь и сейчас» в диаде «психотерапевт-пациент» и связи с ранними отношениями пациента, позволяющими пациентам понимать проблемы и особенности аффективного резонанса в отношениях с терапевтом (Габбард, Лестер, 2014). Интерпретация переноса в современном психоанализе выделяется как «тонкий» инструмент работы и его применение не рекомендуется для пациентов с тяжелыми расстройствами, а О. Кернберг обращает внимание на его применение в начале психотерапии, ориентированной на перенос, для работы с пациентами с пограничным расстройством личности при обращении к их настоящему бессознательному.
Следует отметить, что исследования переноса показали ряд интересных закономерностей. Так в результате своей работы А. Пфеффер отметил, что после проведения психотерапии у пациентов проявились: (а) нотки присвоения аналитика себе при общении после окончания процесса взаимодействия и (б) восстановление симптоматики при восстановлении общения. Это, по мнению А. Пфеффера, показывает восстановление содержания переноса и возвращение пациентов к тому, на чем они остановились в процессе анализа, а также они как бы продолжают завершение того, что не завершили (Габбард, Лестер, 2014).
Кроме генетической связи, ориентированной на концептуализацию временных параметров интрапсихических проявлений в переносе Г. Габбард и Г. Лестер обращают внимание на его и в других видах деятельности (Габбард, Лестер, 2014; Жмурин, Еловских, 2020; Жмурин, Трофимова, 2019; Rodriguez, Cabaniss, Arbuckle, Oquendo, 2008). Они отмечают явление параллелизма, наблюдаемое между проявлением переноса в психотерапевтических отношениях и за его пределами. Распространяя это положение на учебный процесс, и рассматривая его проявление в последующей профессиональной деятельностью, появляется возможность исследовать его особенности в актуальных отношениях и подготовить последующие профессиональные отношения.
Материалы и методы (Methodology and methods). Для рассмотрения уникальности современных исследований проблем переноса в отношениях проведен анализ научных публикаций в электронной медицинской библиотеке National Library of Medicine, которая включает следующие журналы по психоаналитической тематике: International journal of psychology and psychoanalysis (Международная библиотека ClinMed; США, Делавэр); Psychodynamic psychiatry (Американская академия психоанализа и динамической психиатрии; США, Нью-Йорк); Suicidology online (Венский медицинский университет, кафедра психоанализа и психотерапии; Австрия, Вена); Health (Научно-исследовательская библиотека; США, Калифорния, Ирвин); Attachment (Центр психоаналитической психотерапии на основе привязанности; Великобритания, Лондон); International journal of psychoanalytic self psychology (Международная ассоциация психоаналитической эго-психологии; США, Филадельфия, Пенсильвания); The journal of the American Academy of Psychoanalysis and Dynamic Psychiatry (Американская академия психоанализа и динамической психиатрии; США, Нью-Йорк); Arc de cercle : an international journal of the history of the mind-sciences (США, Иллинойс, Эванстон); Studies in gender and sexuality (США, Нью-Джерси, Хиллсдейл); Psychoanalysis and history (Великобритания, Лондон); Psychoanalytic dialogues (США, Нью-Джерси, Хиллсдейл); Revue internationale d'histoire de la psychanalyse (Press Universitaires de France; Франция, Париж); Luzifer-Amor: Zeitschrift zur Geschichte der Psychoanalyse (Германия, Тюбинген); Revue internationale d'histoire de la psychanalyse (Парижская международная ассоциация истории психоанализа; Франция, Париж); Frénésie (Международное общество истории психиатрии и психиатрии; Франция, Париж); History of psychoanalysis (Институт психоанализа: Пресса международных университетов; США, Нью-Йорк); Psychoanalytic psychology: the official journal of the Division of Psychoanalysis, American Psychological Association, Division 39 (Американская психологическая ассоциация, отдел психоанализа; Фонд образовательных публикаций; США, округ Колумбия, Вашингтон); Journal / International Association For The History Of Psychoanalysis (Парижская международная ассоциация истории психоанализа; Франция, Париж); Psychoanalytic inquiry (Великобритания, Лондон); The International review of psycho-analysis (Институт психоанализа, Великобритания); Analytische Psychologie (Deutsche Gesellschaft für Analytische Psychologie; Internationale Gemeinschaft Arzt und Seelsorger Stuttgart; Schweizerische Gesellschaft für Analytische Psychologie; Германия, Франкфурт); The Journal of the American Academy of Psychoanalysis (Американская академия психоанализа; США, Нью-Йорк); International journal of psychoanalytic psychotherapy (США, Нью-Йорк); Analytica (Франция, Париж); Etudes freudiennes (Франция, Париж); Zeitschrift für Psychosomatische Medizin und Psychoanalyse (Германия, Геттинген, Ванденхек и Рупрехт); Contemporary psychoanalysis (Институт Уильяма Алансона Уайта; Психоаналитическое общество Уильяма Алансона Уайта; Великобритания, Лондон); Psychoanalytic review (Национальная психологическая ассоциация психоанализа (США, Нью-Йорк); Psychological issues (Великобритания); Psychoanalysis and the psychoanalytic review (Национальная психологическая ассоциация психоанализа; США, Нью-Йорк); Revista uruguaya de psicoanálisis (Психоаналитическая ассоциация Уругвая; Уругвай, Монтевидео); The Journal of analytical psychology (Общество аналитической психологии; Великобритания, Оксфорд); Rivista di psicoanalisi (Società psicoanalitica italiana; Италия, Рим); Annali di neuropsichiatria e psicoanalisi (Италия, Неаполь); Journal of the American Psychoanalytic Association (Американская психоаналитическая ассоциация; США, Таузенд Оукс, Калифорния); Bulletin of the Philadelphia Association for Psychoanalysis (Филадельфийская ассоциация психоанализа; США, Филадельфия); Psyche (Ernst Klett Verlag; Германия, Штутгарт); Psychoanalysis and the social sciences (Пресса международных университетов Рохейм, Геза, Мюнстербергер, Вернер; США, Нью-Йорк); Samiksa (Индийское психоаналитическое общество; Индия, Калькутта); Psyché; revue internationale des sciences de l'homme et de psychanalyse (Франция, Париж); Psicoanalisi applicata alla medicina, pedagogia, sociologia, letteratura ed arte (Италия, Рим); The Psychoanalytic study of the child (Великобритания, Лондон); Revista de psicoanálisis (Asociación Psicoanalítica, Психоаналитическая ассоциация Аргентины; Аргентина Буэнос-Айрес); American journal of psychoanalysis (Ассоциация развития психоанализа, Бейзингсток, Великобритания); The Psychoanalytic quarterly (США, Филадельфия); Revue française de psychanalyse (Société psychanalytique de Paris; Congrès des psychanalystes de langues romanes; Conférence des psychanalystes de langue française; Conférence des psychanalystes de langues romanes; Франция, Париж); L'Evolution Psychiatrique (Франция, Париж); The International journal of psycho-analysis (Международная психоаналитическая ассоциация; Институт психоанализа (Великобритания).
Выделенные для анализа, 48 научных журналов, основаны научными сообществами и ассоциациями, исследовательскими центрами и образовательными учреждениями, подразделениями, а также профессиональными организациями из Европы, Азии, Северной и Южной Америки. Название журналов и организаций отражает различные направления и школы психоанализа, научную проблематику и направления исследования, а также междисциплинарные исследования с представителями таких сфер профессиональной деятельности как: медицина, психиатрия, психология, история, социология и др.
Представленный массив научных журналов включает 13752 публикации по психоанализу (из них 13072 статьи, 95,06%), опубликованных за 110 лет (с 1911 по 2021 гг.). Публикации выделены с использованием поисковой системы National Library of Medicine по ключевому слову «psychoanalysis».
В этой группе статей выделены публикации, отражающие проблему переноса в отношениях, которые начинают публиковаться на информационной платформе с 1946 года и берут свое начало со статьи «Об особой форме сопротивления в переносе; клиническая коммуникация», написанной Робертом Флиссом и размещенной в журнале Psychoanalytic review (1946 Jul, 33: 35-64). За период 1946-2021 гг. проблема переноса представлена с позиции психоанализа в 1878 научных статьях. Интересен тот факт, что о переносе в психотерапевтических отношениях, а этому посвящено 3494 статьи, упоминают и представители других направлений психотерапии, и за выделенный период ими опубликовано 1616 статей (46,3%), в которых изучены проблемы проявления, интерпретации и оценки переноса в отношениях «психотерапевт-пациент».
Проведенный анализ позволил определить показатели переноса и особенности организации его исследования в пространстве учебного процесса.
Эмпирическое исследование проводилось с 2020 по 2021 год. Данные по отношениям студентов собраны с использованием методики «Опросник межличностных отношений» (ОМО) В. Шутца (адаптирован А.А. Рукавишниковым) для оценки особенности отношений между студентами и отношений между студентами и преподавателями (Лидерс, 2006). Методика позволяет диагностировать различные аспекты межличностных отношений в диадах (группах) и коммуникативные особенности личности. Опросник ОМО, основан на трехкомпонентной теории отношений В. Шутца, включающей положения о том, что у каждого индивида есть определенный способ социальной ориентации в отношениях с другими и он определяет его поведение в диаде или группе.
Опросник ОМО оценивает отношение человека в трех областях: «включения» (I), контроля» (С) и «аффекта» (А). В каждой из них распознается два направления поведения: выраженное поведение индивида (е) (мнение человека об интенсивности собственного поведения в одной из областей) и поведение, которое индивид требует от других (w) (выраженность его является оптимальной для индивида).
Для исследования проявления переноса у студентов, в рамках их отношений в пространстве учебного процесса (со студентами и с преподавателями), разработан авторский опросник (Жмурин, Еловских, 2020) на основе положений опросника помогающих отношений Л. Люборски (Люборски, 2003).
Авторский опросник исследования переноса ориентирован на изучение таких его проявлений, как: сопротивление (усвоение учебного материала; обсуждение материала с преподавателем; построение отношений с участниками учебного процесса); автономия/привязанность/зависимость (освобождение от контроля; желание быть под контролем); реакции (отношение к значимому другому положительное/отрицательное); роли (желание быть ближе; смещение деловых отношений в сторону личных).
К исследованию были допущены 190 студентов 2-4-х курсов различных направлений подготовки бакалавриата, изъявивших самостоятельное желание, но после проверки опросников из участия были исключены ответы 13 студентов (6,8%). В обработке результатов были учтены 177 комплектов опросников. Участие в исследовании не были связаны с учебным процессов или выполнением заданий по изучаемым дисциплинам (85,3% студентов приняли участие в исследовании по завершении занятий в течение семестра и во время практики). Опрос длился 20-30 минут и проводился при непосредственном взаимодействии с участниками исследования. Для повышения комфорта участникам исследования предлагалось вначале описать особенности отношений с участниками учебного процесса в произвольной форме, а затем участники исследования отвечали на вопросы опросников по изучению проявления переноса и особенностей отношений со студентами и преподавателями.
После завершения исследования студенты могли задать вопросы или обсудить собственные сомнения, что фиксировалось в протоколе исследования (данные протоколов исследования были обработаны методами качественного анализа и в статье в полном объеме не представлены).
Программа исследования предполагала корреляционный анализ показателей переноса и отношений студентов в двух группах отношений (со студентами, с преподавателями).
Информация, полученная в исследовании, была обработана для групп отношений с использованием корреляционного анализа, которые реализованы в статистической программе IBM SPSS Statistics 25.0. Указанные методы математической статистики позволили оценить структуру взаимосвязи показателей переноса и отношений студентов.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). В разделе научные результаты данные исследования представлены в следующей последовательности: отношения «студент-преподаватель» (табл. 1) и «студент-студент» (табл. 2).
Обсуждение значимых корреляционных связей:
  • уровень сопротивления студентов в отношениях с преподавателем повышается, если у них менее выражена тенденция находиться среди других людей (r = -0,455, при p=0,043). Это позволяет отметить, что высокий уровень ориентации на построение отношений с другими способствует более выраженному доверию к ним и снижает сопротивление взаимодействия с ними, что предполагает положительное восприятия учебного материала и ориентацию на его усвоение.
  • высокий уровень автономия личности позволяет ориентироваться на активизацию построения отношений (r=0,449, при p=0,043), менее выраженной тенденции подчинения в общении (r= -0,399, при p=0,047) и проявлению выраженного контроля и дифференциации отношений (r=0,577, при p=0,027). Установленные зависимости позволяют отметить, что в отношениях с преподавателем студенты с выраженной автономией личности активнее включаются в учебу, менее ориентированы на социальный статус и способны выдерживать контроль в обучении.
  • выраженные реакции на объект в отношениях провоцируют проявления устойчивого установления близких отношений (r=0,468, при p=0,042). Это предполагает, что способность проявления реакций на отношения и выдерживание их в жизни закрепляет способность к построению более разнообразных по направлению и силе близких отношений в учебном процессе, что может проявится в раскрытии обучаемого, при обсуждении интересных моментов в рамках дисциплины или ориентации на выбор конкретного научного руководителя.

Обсуждение значимых корреляционных связей:
  • уровень сопротивления студентов в отношениях с одногруппниками повышается, если у них менее выражена тенденция находиться среди других людей (r = -0,441, при p=0,044), при снижении у других студентов желания для установления более глубоких эмоциональных отношений
    (r = -0,551, при p=0,029). Прямая корреляционная связь установлена между сопротивлением студентов в отношениях с одногруппниками и тенденции контролировать отношения с другими у них (r = 0,450, при p=0,043), что позволяет предположить повышение сопротивления у студентов в построении отношений с другими обучающимися, если одногруппники проявляют желание все контролировать в своем социальном окружении. Установленные зависимости показывают, что при напряжении в отношениях, связанных с высоким уровнем контроля и затруднения при обмене глубокими эмоциональными переживаниями, у студентов возрастает уровень сопротивления, затрудняющий построение доверительных взаимодействий в рамках образовательного процесса и вызывающий сопротивление глубокому взаимодействию на уровне высказывания мыслей или фантазий по учебному материалу, неготовности к глубокому обсуждению учебного материала. У некоторых студентов это сопротивление выражается в нежелании публичных выступлений и активного участия в работе в составе проектной группы.
  • высокий уровень автономия личности студента позволяет ориентироваться на активизацию построения отношений в студенческой среде (r=0,688, при p=0,017), на проявление желания, чтобы другие студенты проявляли интерес к нему и принимали его в свое окружение (r= 0,477, при p=0,044) и снижении тенденции в подчинении другим в отношениях и общении (r= -0,399, при p=0,047). Представленные зависимости позволяют заключить, что высокий уровень автономии личности студента, что предполагает интегративное чувство себя и других, может способствовать: повышенной активности в построении отношений в учебной группе, включенности в учебный процесс (обсуждение учебного материла и научных проблем, представление своей позиции, выдерживание споров и аргументации других); проявлению собственного Я и выносимости внимания к себе, а также стремления привлекать интерес к другим; личности активнее включаются в учебу, выражению своего мнения в общении и построении отношений с нежеланием подчинятся и большей ориентации на обсуждение границ взаимодействия.
  • выраженные реакции объект в отношениях активируют проявление тенденции контролировать построений отношений среди студентов (r = 0,414, при p=0,048) и снижение тенденции в подчинении другим в отношениях и общении (r= -0,378, при p=0,049). Такие связи предполагают, что высокий уровень проявления различных реакций в отношениях среди студентов провоцирует повышения контроля в отношениях, т.е. контроля собственных границ и снижение способности идти на компромисс в спорах, конфликтах или напряженных отношениях, что снижает вариативность в достижении гармонии во взаимодействии. В рамках учебного процесса высокий уровень представления собственных реакций в отношениях проявляется в высоком контроле при построении отношений, иногда это запускает слишком категоричные реакции отказа от выполнения заданий или высказывании сомнений в необходимости выполнения. Вместе с тем, выраженные реакции в отношениях выступают внешним проявлением категоричного разделения себя и другого, противопоставления внутреннего и внешнего, а иногда невозможности распространения связей внутреннего мира и внешнего.
  • высокий уровень реакции на объект в студенческой среде связан с сильной тенденцией установления близких отношений с другими (r = 0,401, при p=0,047). Такая взаимосвязь предполагает, что способность проекции определенных (положительных) аффективных реакций на объект является показателем ориентировки конкретного субъекта на готовность к установлению близких эмоциональных отношений с указанным объектом. Эта связь имеет в основании согласованный опыт, как правило, в рамках диадных отношений переживаний конкретного аффективно заряженного момента жизни раскрытого в процессе обсуждения учебного материала или выполнения задания.
  • высокие показатели по шкале «Роли» авторского опросника показали положительную корреляцию с проявлением желания, чтобы другие одногруппники проявляли интерес к индивиду и принимали его в свое окружение (r= 0,447, при p=0,041). Таким образом, если студент имеет сильную потребность быть принятым другими и принадлежать к их обществу, то он будет стремиться сближаться с членами группы и проявлять тенденцию к смещению деловых (учебных, профессиональных) отношений в сторону личных. Студенты, использующие в отношениях подобные варианты переноса, провоцируют других к совершению определенных нарушений или категорично требуют помощи, в рамках учебного процесса, апеллируя к совместной принадлежности одной группе, одному факультету или сходным темам исследования. Иногда проявляются такие варианты отношений, когда они наполнены использованием другого в конкретных целях (для решения конкретных вопросов обучения, сдачи задолженностей или использования статуса другого в отношениях с преподавателем) или покупкой отношений за счет решения финансовых или других вопросов.
Таким образом, структура корреляционных связей в отношениях «студент-студент» выступает более жесткой и более чувствительной к проявлению переноса в отношениях. Вместе с тем, следует предположить, что личностные границы участников этих отношений более проницаемы, а проявления переноса в них, менее контролируемы, вследствие значительной интенсивности отношений и равенства статусов участников. Именно в этих отношениях роли участников определяются с большими проблемами, детерминированными эмоциональным опытом построения таких отношений.
Отношения «студент-преподаватель» следует оценивать более сложными в процессе развития у студентов профессиональных отношения, а взаимодействие с преподавателями как новое пространство, включающее более яркое представление собственных скрытых личностных и социальных конфликтов, окрашенных переносными проявлениями. В пространстве взаимодействия участников образовательного процесса наблюдаются реакции глубокого происхождения, истории и особенности этих отношений, являющихся началом профессиональных отношений обучаемых или их первым вариантом. Эти проблемные моменты жизни студентов, а иногда и преподавателей, заслуживают пристального внимания и обеспечивают надежность последующих профессиональных отношений.
Заключение (Conclusions). В результате исследования можно сделать следующие выводы:
  1. Процесс обучения – это значимый период развития личности специалиста и формирования его профессиональной идентичности, который выступает основанием для актуализации внутриличностных проявлений психики, связанных с ростом напряжения, неопределенности и динамичности, который может быть окрашен негативным и позитивным проявлением, характеризующим реакции на актуальные переносные чувства.
  2. Проявление переноса позволяет отметить значимость отношений в учебном процессе, что способствует выдерживанию этих реакций и повышению их значимости. Определяя переносные реакции как представляющие репрезентацию прошлого опыта в настоящих отношениях, предполагаем, что эти реакции зависят от: уникальности социального опыта; смысла и эмоциональной наполненности опыта; конфигурации базовых фигур прошлого; поведенческих реакций этих фигур; актуальной ситуации и личностного ресурса. В исследовании установлено, что связь переноса и показателей отношений для студентов имеет более жесткую структуру в рамках отношений с представителями студенческого сообщества. Это предполагает более активное проявление переноса студентов в студенческой среде. В отношениях с преподавателем более склонны к проявлению переноса студенты с выраженной автономией и это обеспечивает выдерживание контроля в рамках учебного процесса, а также не обращение внимания на социальных статус преподавателя, который не останавливает их в установлении профессиональных отношений.
  3. Для оказания психологической помощи в диагностике переноса и обучения его выносимости возможно проведение мероприятий психологического просвещения и психологического консультирования участников образовательного процесса. Эта система профессиональной поддержки молодых специалистов позволит проработать профессиональные ситуации взаимодействия и распознать мешающие личностные факторы конкретного специалиста.
 

Список литературы

Габбард Г., Лестер Э. Психоаналитические границы и их нарушения / пер. с англ. К. Немировского. М.: Класс, 2014. 272 с.
Жмурин И.Е., Еловских А.Е. Роль переноса в отношениях студентов-психологов // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований. Сборник трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские чтения». В 3-х томах. Министерство образования Московской области, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет, Факультет психологии. 2020. С. 199-208.
Жмурин И.Е., Трофимова А.П. Анализ проявления типов межличностных отношений у будущих психологов-консультантов с разным уровнем сохранности внутренних границ личности // Человеческий капитал. 2019. № 6-2 (126). С. 478-482.
Жмурин И.Е., Трофимова А.П. Качественный анализ особенностей понимания внутренних границ личности студентами психологами-консультантами // В сборнике: Психология и педагогика: актуальные проблемы теории и практики. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (к 15-летию факультета психологии МГОУ). 2019. С. 39-45.
Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие – практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 432 с.
Люборски Л. Принципы психоаналитической психотерапии. М.: Когито-центр, 2003. 256 с.
Тимченко Г.Н., Чумичёва И.В., Жмурин И.Е. Проблемы сеттинга в психоаналитической практике в доцифровой и цифровой среде: систематизированный обзор литературы // Человеческий капитал. 2020. № S12-2. С. 187-193.
Фрейд З. О динамике перенесения // Психоаналитические этюды. Минск, 1997. С. 113-120.
Чумичёва И.В. Аспекты консультативной практики при работе с проблемами социализации подростков разных национальностей в мультикультурном пространстве // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований. Сборник трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские чтения». В 3-х томах. Министерство образования Московской области, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет, Факультет психологии. 2020. С. 327-333.
Bird S. “Managing professional boundaries”, Australian Family Physician (AFP) General Practice Psychiatry. 2013. Vol. 42 (9). P. 666-668. available from: http: // www.racgp.org.au/afp/2013/september/managing-professional-boundaries (Accessed 22 March 2021).
Chen J.A., Rosenberg L.B., Schulman B.J., Alpert J.E., Waldinger R.J. “Reexamining the Call of Duty: Teaching Boundaries in Medical School”. Academic Medicine. 2018. Vol. 93 (11). P. 1624-1630. available at: doi: 10.1097/ACM.0000000000002305 (Accessed 23 April 2021).
Friedman S.H., Martinez R.P. “Boundaries, Professionalism, and Malpractice in Psychiatry”, Focus (American Psychiatric Publishing). 2019. Vol. 17 (4). P. 365-371. available at: doi: 10.1176/appi.focus.20190019 (Accessed 23 April 2021).
Gabbard G.O., Nadelson C. “Professional boundaries in the physician-patient relationship”, JAMA. 1995. Vol. 273 (18). P. 1445-1449. available at: doi: 10.1001/jama.1995.03520420061039 (Accessed 28 April 2021).
Gabbard G.O., Westen D. “Rethinking therapeutic action”, The International Journal of Psychoanalysis. 2003. Vol. 84 (4). P. 823-841. available at: doi: 10.1516/N4T0-4D5G-NNPL-H7NL (Accessed 13 April 2021).
Gutheil T.G., Gabbard G.O. “Misuses and misunderstandings of boundary theory in clinical and regulatory settings”, American Journal of Psychiatry, 1998. Vol. 155. P. 409-414.
Gutheil T.G., Gabbard G.O. “The concept of boundaries in clinical practice: theoretical and risk-management dimensions”, American Journal of Psychiatry. 1993. Vol. 150. P. 188-196.
Jena A.B, Seabury S., Lakdawalla D. “Malpractice risk according to physician specialty”, The new England journal of Medicine. 2011. Vol. 365. P. 629-636.
Martinez R. “A model for boundary dilemmas: ethical decision-making in the patient-professional relationship”, Ethical Human Sciences and Services. 2000. Vol. 2 (1). P. 43-61.
Reyes, N.H., Ruan E., Schiff G.D. “Professional-Patient Boundaries: a National Survey of Primary Care Physicians' Attitudes and Practices”, Journal of general internal medicine. 2020. Vol. 35 (2). P. 457-464. available at: https://doi.org/10.1007/s11606-019-05543-0 (Accessed 23 April 2021).
Rodriguez C.I., Cabaniss D.L., Arbuckle M.R., Oquendo M.A. “The role of culture in psychodynamic psychotherapy: parallel process resulting from cultural similarities between patient and therapist”, American Journal of Psychiatry. 2008. Vol. 165 (11). P. 1402-1406. available at: doi: 10.1176/appi.ajp.2008.08020215 (Accessed 23 April 2021).
Schiff G.D. “A piece of my mind. Crossing boundaries-violation or obligation?”, JAMA. 2013. Vol. 310 (12). P. 1233-1234. available at: doi: 10.1001/jama.2013.276133 (Accessed 23 April 2021).
Situmorang D.D.B. “The issues of transference and countertransference in tele-psychotherapy during COVID-19 outbreak”, Asian journal of psychiatry. 2020. Vol. 54: 102427. available at: doi: 10.1016/j.ajp.2020.102427 (Accessed 22 April 2021).
Yomans F., Klarkin D., Kernberg O. Transference-focused psychotherapy for borderline personality disorder. Washington [etc.]: American psychiatric publishing. 2018. M. 498 s.