16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-1-0-3

Профессиональное воспитание и формирование универсальных компетенций будущего педагога: интеграция деятельности

Aннотация

Введение. Высокие требования к уровню профессиональной компетентности современного педагога, неоднозначность представлений педагогических вузов об обобщенных результатах в области профессионального воспитания бакалавра педагогического образования обусловливают необходимость корректировки направлений воспитательной работы в педагогическом вузе. Цель исследования – выявление и обоснование новых возможностей и востребованных направлений профессионального воспитания в педагогическом вузе, направленных на формирование универсальных компетенций будущих педагогов. Материалы и методы. В работе комплексно использовались такие методы исследования как изучение и контент-анализ нормативных документов, программ воспитательной работы вузов, сравнительный анализ, метод экспертной оценки. Авторами был разработан специальный инструментарий, позволяющий экспертам при оценке документов-регламентов воспитательной работы использовать единый подход, были выделены показатели воспитательной работы вузов. Исследование проводилось в 2020-2021 гг. Выборку составили 33 педагогических вуза и 9 классических вузов. В результате эксперимента были проанализированы сведения, представленные на сайтах 42 вузов из 9 федеральных округов, педагогической направленности – из 31 региона РФ и классических вузов из 9 регионов РФ. Результаты исследования. Сопоставление универсальных компетенций основным направлениям воспитательной работы вузов позволило выделить основные направления профессионального воспитания. Анализ воспитательной работы вузов показал, что будущие педагоги многих образовательных организаций не в полной мере овладевают необходимыми компетенциями по причине отсутствия некоторых направлений воспитательной работы, способных сформировать их профессиональные и личностные компетенции. В процессе анализа качества программ воспитательной работы были получены следующие результаты: 1) только 23,8% вузов ориентированы на осуществление воспитательной работы по всем основным направлениям; 2) примерно 52% вузов в своих программах воспитательной работы охватывает лишь некоторые из основных направлений; 3) примерно 23,8% программ вовсе не ориентированы на направления. Вывод. Представленный сравнительный анализ может послужить точкой роста для переосмысления педагогическими вузами воспитательных направлений, не позволяющих на сегодняшний день сформировать у обучающихся востребованные компетенции.


Введение (Introduction). Современная система российского профессионального образования – это динамично развивающаяся структура, к выпускникам которой общество и производство также предъявляют все более высокие требования к качеству их подготовки. Качественное образование – одна из 17 Глобальных целей ООН, которые составляют «Повестку дня по целям устойчивого развития до 2030 года»[1]. Важную роль в совместной деятельности и широком международном сотрудничестве в области образования играет принятый в 2014 г. Исполнительным советом ЮНЕСКО документ «Образование после 2015 г.», который призывает усилить международную поддержку всеобъемлющей цели в области образования – «обеспечение к 2030 году всеобщего справедливого, инклюзивного и качественного образования и обучения на протяжении всей жизни» (Соболь, 2018: 108). Разработанные отечественные и международные документы ориентированы на создание общей системы воспитания и обучения населения в современном мире для всех возрастных категорий, реализуемой в настоящее время в контексте компетентностного подхода. В области высшего педагогического образования освоение основных профессиональных образовательных программ обеспечивает формирование универсальных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций будущих педагогов, а также овладение фундаментальными основами и прикладным опытом профессиональной деятельности, что позволяет выпускникам педагогических вузов работать в широком диапазоне задач, включая инновационные и межотраслевые, а также продолжать образование в течение всей жизни (Krolevetskaya, Eroshenkova, Isaev, Shekhovskaya, Irkhina, Karabutova, 2019: 40).
В традициях высшего педагогического образования России заложена не только ориентация на профессиональную подготовку специалистов, но и реализация важнейшей социальной функции – воспитания человека, профессионала. Данный факт подтверждается нормативными документами последних лет. Например, в указе Президента РФ от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обращается внимание на приоритетность задач воспитания; индивидуализацию процесса воспитания с ориентацией на индивидуальные качества и самоопределение обучающихся (Тарханова, 2018: 274). В Федеральном законе от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»[2] вопросам воспитания обучающихся также уделяется достаточное внимание. Согласно этим документам одна из основных целей развития системы образования, в целом, – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций[3]. Анализ нормативной базы в области реализации профессиональной подготовки и профессионального воспитания студентов показал, что на сегодняшний день недостаточно изучен опыт взаимосвязи востребованных направлений профессионального воспитания будущих педагогов и формирование у них универсальных компетенций.
Цель статьи – выявление и обоснование новых возможностей и востребованных направлений профессионального воспитания в педагогическом вузе, направленных на формирование универсальных компетенций будущих педагогов.
Материалы и методы (Methodology and methods). В работе комплексно использовались методы теоретического анализа, синтеза, обобщения материалов статей крупных научных издательств, архивов препринтов, публикаций на сайтах университетов, научных обществ и других научных организаций, представленных в поисковой системе Google Scholar; изучение и контент-анализ нормативных документов, программ воспитательной работы вузов, сравнительный анализ, метод экспертной оценки. Для проведения экспертизы был разработан специальный инструментарий, позволяющий экспертам при оценке документов-регламентов воспитательной работы использовать единый подход. Исследование проводилось в 2020-2021 гг. Выборку составили 33 педагогических вуза и 9 классических вузов. В результате эксперимента были проанализированы сведения, представленные на сайтах 42 вузов из 9 федеральных округов: педагогической направленности – из 31 региона РФ и классических вузов – из 9 регионов РФ.
Теоретическая основа (The theoretical basis). Для проводимого исследования было важно определить сущность процесса воспитания в целом, и применительно к высшему педагогическому образованию. Анализ перечисленных выше нормативных источников, современных Концепций воспитательной работы вузов[4] позволил в настоящем исследовании остановиться на следующем определении понятия «воспитания» как целенаправленного процесса, предполагающего определенные качественные и количественные изменения, происходящие в человеке на основе регулируемого взаимодействия воспитателя и воспитанника. В контексте профессиональной подготовки необходимо отметить, что получение высшего образования будущими педагогами, по нашему мнению, предполагает не только получение профессии, но и направлено на удовлетворение запросов современного общества, на формирование у выпускников общекультурных, социально и личностно значимых качеств, не только в рамках конкретной профессии, но и за ее пределами.
В этой связи рассмотрим подходы к определению сущности профессионального воспитания в трудах отечественных ученых-педагогов. В.З. Юсупов акцентирует внимание при рассмотрении профессионального воспитания на специфике деятельности педагогов (Юсупов, 2019: 221). Е.Н. Кролевецкая рассматривает профессиональное воспитание в вузе в контексте личностно ориентированного подхода (Кролевецкая, 2017: 227). Е.И. Ерошенкова акцентирует внимание на различных методологических ориентирах профессионального воспитания будущего педагога в современном вузе (Ерошенкова, 2016: 436). В трудах Г.Н. Лищины профессиональное воспитание будущего специалиста рассматривается в контексте национальных ценностей (Лищина, 2019: 200). По мнению С.М. Марковой, А.К. Наркозиева профессиональное воспитание выражается в единстве социализации и профессионализации личности (Маркова, Наркозиев, 2018: 15). Тезаурусный анализ сущности профессионального воспитания приводит к выводу о том, что профессиональное воспитание – это приобщение будущих педагогов не только к профессиональной деятельности, но и связанным с нею социальным функциям в соответствии со специальностью и уровнем квалификации.
С позиции рассмотрения социальных функций профессионального воспитания будущих педагогов, вызывают научный интерес мнения педагогов и психологов с точки зрения рассмотрения психолого-педагогических аспектов формирования личности, ее социализации и профессионализации. Так, например, Н.И. Дьяченко, М.И. Махмутов обосновывают значимость воспитания духовно-нравственных и профессиональных качеств, обеспечивающих успех профессиональной деятельности в определенной отрасли производства. Н.Ф. Гейжан результаты профессионального воспитания выпускников связывает с формированием положительного, эмоционально окрашенного отношения к профессии, высокой производительностью труда, устойчивой деловой карьерой.
Таким образом, вопросы организации и совершенствования системы профессионального воспитания будущих специалистов на различных уровнях получения образования, в том числе будущих педагогов, интересуют научную общественность в различных областях знания всё в большей степени. Теоретический анализ статей, представленных в поисковой системе Google Scholar, по полным текстам научных публикаций всех форматов и дисциплин позволил констатировать рост интересующих нас публикаций по расширенному поиску. Так, например, по данным Google Scholar за период 2000-2020 гг. расширенный поиск словосочетания «профессиональное воспитание» на русском языке по индикатору «в любом месте статьи» выдал 17900 результатов. Сужение поиска «по заголовку статьи» дало 274 результата. Расширенный поиск словосочетания “professional education” выдал 486 000 результатов.
Изучение имеющихся публикаций по данной проблеме подтверждает, что «профессиональное воспитание – это многомерный, сложный процесс воздействия на личность обучающегося, на его интересы, что способствует формированию его нравственного облика, оказывает влияние на его мастерство и личность, в целом» (Кучерова, Тарасова, Анохина, 2018: 65; Маркова, Наркозиев, 2018: 15). Считаем, что воспитательная деятельность обладает высоким потенциалом формирования универсальных компетенций. В этой связи особое значение в сфере профессионального воспитания уделяется универсальным педагогическим компетенциям будущего педагога (бакалавра, магистра).
Изучая сущность универсальных педагогических компетенций, отметим их следующие характеристики: 1) не относятся к определенной дисциплине или профессиональному сектору (например, к профессиональным компетенциям), но являются общими; 2) представляют навыки, которые могут быть переданы; 3) могут быть поняты также как метанавыки, которые позволят личности развить в себе новые квалификации и, следовательно, на всю жизнь способность к действию в различных областях (Schantz, 2012: 384). Перечень универсальных компетенций определяется на основе главных целей образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности обучающегося, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе. Во ФГОС ВО 3++ закреплён перечень универсальных компетенций, единый по уровням образования для всех направлений и специальностей (Тарханова, 2018: 297). Включенные в этот перечень универсальные компетенции в области развития системного и критического мышления, разработки и реализации проектов, командной работы и лидерства, коммуникации, межкультурного взаимодействия, самоорганизации и саморазвития (в т.ч. здоровьесбережения), безопасности жизнедеятельности, экономической культуры, в т.ч. финансовой грамотности, гражданской позиции характеризуют надпрофессиональные способности личности, обеспечивающие успешную деятельность человека в самых различных как профессиональных, так и социальных сферах (Sundburg, 2001: 106). Исходя из того, что универсальные компетенции имеют надпредметный характер, их формирование осуществляется в рамках различных форм организации образовательного (в т.ч., воспитательного) процесса независимо от конкретной учебной дисциплины образовательной программы, на протяжении всего периода обучения в вузе.
Таким образом, воспитательная деятельность вуза представляет собой поле для самореализации студентов – будущих специалистов, бакалавров, магистров. В ходе организации воспитательной деятельности формируются профессиональные навыки: навыки поиска и применения информации, проектной и презентационной деятельности, умение работать в команде, конкурентоспособность будущего специалиста, коммуникативные навыки, целеполагание, организация процесса и оценка, самоорганизация, самоконтроль самоанализ результатов своей деятельности. Вуз также создает условия для формирования личностных качеств лидера и членов команды: ответственности, решительности, коммуникативности и др.
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). В рамках следующего этапа исследования, который осуществлялся в 2020-2021 гг., была поставлена задача определения специфики работы по профессиональному воспитанию будущих педагогов. Выборку составили 33 педагогических вуза и 9 классических вузов. В результате эксперимента были проанализированы сведения, представленные на сайтах 42 вузов из 9 федеральных округов: педагогической направленности – из 31 региона РФ и классических вузов – из 9 регионов РФ.
Одним из показателей воспитательной работы вуза выступил «охват программами основных направлений воспитательной работы и основных профессиональных и личностных компетенций». В качестве характеристик показателя были выделены следующие: 1) программа охватывает все основные направления; 2) программа охватывает некоторые направления; 3) программа не ориентирована на направления. За основу определения основных направлений профессионального воспитания были взяты наименования категорий (групп) универсальных компетенций и соответствующие им компетенции, определенные ФГОС ВО 3++ (табл. 1). Такая возможность сопоставления на основе компетентностного подхода была обусловлена анализом проведенных ранее исследований.
Таблица 1
Сопоставление универсальных компетенций с основными направлениями воспитательной работы вузов позволило определить следующие основные направления профессионального воспитания будущих педагогов с соответствующими им личностными компетенциями (Ерошенкова, Ерошенков, 2015: 583; Иванова, 2007: 74):
ценностно-смысловое направление;
познавательное направление (системное и критическое мышление);
общекультурное направление по видам социальной активности и творчества (гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, культурно-творческое, социальное, трудовое, социально-экологическое, семейное, поликультурное, досуговое, Интернет-сетевое и др.);
направление развития студенческого коллективообразования, самоуправления, соуправления, коммуникации (Иванова, 2007: 74);
профессионально-ориентирующее, развитие карьеры (личностный рост, научно-исследовательское, непрерывность образования) (Кролевецкая, 2017: 326);
инновационное направление (бизнес-ориентирующее, предпринимательское) (Кучерова, Тарасова, Анохина, 2018: 66);
направление педагогического волонтерства (общественно-педагогическое, добровольчество, наставничество, фасилитация) (Лищина, 2019: 201; Маркова, Наркозиев, 2018: 11);
спортивное и здоровьесберегающее направление.
Проведенный анализ программ воспитательной работы позволил установить, что на осуществление воспитательной работы по всем основным направлениям ориентированы лишь программы 23,8% вузов, столько же – не ориентированы на выявленные направления. Большинство вузов (52,4%) в своих программах воспитательной работы охватывает лишь некоторые из основных направлений (табл. 2) (Савченко, 2018: 206).
Данное распределение указывает на то, что будущие педагоги многих педагогических вузов не в полной мере овладевают необходимыми компетенциями с учетом потенциальных возможностей вузов. Использование в воспитательной деятельности интегративной методологии позволит направить все виды воспитательной работы и все проводимые в ее рамках мероприятия на достижение максимального воспитательного эффекта. Заметим, что примерно треть проанализированных программ и планов воспитательной работы (33,3%) построена с ориентацией на праздничные даты (День Победы, 23 февраля, 8 марта, Новый год и т.д.). Вся воспитательная работа таких вузов, практикующих в воспитательной деятельности «празднично-календарный» подход,
сводится к проведению праздничных мероприятий.  

В результате проведенного анализа также удалось выяснить охват воспитательными мероприятиями основных направлений воспитательной деятельности вузов. Данные результаты представлены ниже (табл. 3).

 

В целях обеспечения дискуссии в рамках проводимого исследования вызывает научный интерес изучение опыта зарубежных вузов в области профессионального воспитания студентов (здесь «воспитание» понимается в контексте русскоязычной терминологии, так как в европейских языках понятия «воспитание» в этом аспекте не существует). Исследование показало, что «воспитание» в зарубежных вузах понимается как весь спектр внеаудиторной и аудиторной работы, проводимой студентами и со студентами для достижения определенных целей (Юсупов, 2019). Подробное изучение информационных материалов зарубежных вузов показало единообразие целей, принципов и задач, руководящих воспитательным процессом. В этой связи будет уместным, на наш взгляд, остановиться на ценностных ориентирах и приоритетных задачах воспитательной деятельности в среднестатистическом европейском вузе. Так, например, среди основных ценностных ориентиров воспитательной деятельности в университетах англоязычных стран можно выделить следующие: 1) человек - студент; 2) честь и достоинство; 3) личное и общественное благо; 4) свобода и ответственность; 5) право выбора; 6) профессиональная компетентность; 7) социальная адаптированность; 8) духовность. Приоритетными задачами организации внеаудиторной деятельности студентов можно назвать следующие: 1) студент как член правового государства;2) студент как потенциальный профессионально-компетентный специалист; 3) студент как потенциальный руководящий работник, лидер; 4) студент как член общества, навыки жизни в социуме, работы с коллективом; 5) эстетическое воспитание студентов, реализация их творческого потенциала; 6) воспитание в студентах духовности (= религиозности), сострадания и др.
Заметим, что полученные нами данные отчасти согласуются с зарубежными исследованиями. Так, например, реализация программ воспитательной деятельности в высших учебных заведениях России и Европы отличается подходом к профессиональному воспитанию. Если в отечественных вузах, профессиональное воспитание студентов является приоритетным направлением воспитательной работы (мероприятия проводятся по основным направлениям воспитательной работы и связанны с настоящей и будущей профессиональной самореализацией), то в европейских университетах наряду с профессиональным воспитанием, и даже в большей степени, внимание уделяется формированию гражданской позиции и созданию комфортных условий для совместного пребывания в структурных подразделениях учебного заведения (Баранов, 2020). В равной степени, как в России, так и за рубежом достаточное количество мероприятий проводится студентами и руководством вузов с целью: развития студенческого самоуправления; регулирования жизни в студенческих общежитиях; социальной поддержки выпускников вуза; волонтерской деятельности и различных социально значимые акций (Гребенкина, Жокина, 2017: 208). Приоритет подобной деятельности за рубежом – спорт, который считается чуть ли не исключительным средством воспитания личности, где студент отстаивает не свою честь, а честь колледжа. Таким образом воспитываются патриотизм, умение работать в команде (поскольку ценятся в первую очередь командные виды спорта), лидерские качества. Наиболее популярными мероприятиями в Канаде и США также считаются спортивные мероприятия, мероприятия, направленные на студенческое самоуправление, бизнес-ориентированные мероприятия, волонтерство. По мнению зарубежных исследований, существует несколько причин, по которым мероприятия по данным направлениям полезны для студентов: 1) культурная интеграция (знакомство с культурным опытом, которого не может обеспечить типичная учебная среда); 2) навыки общения (полезно для поиска возможностей карьерного роста после окончания учебы); 3) получение опыта карьеры (приобретение навыков, необходимых для достижения успеха после окончания учебы: лидерские качества, командная работа, тайм-менеджмент, навыки общения, навыки собеседования и т.д.) (Junghans, Schmalz, 2006).
Таким образом, полученные данные об основных направлениях воспитательной деятельности вузов России, основных воспитательных мероприятиях по направлениям воспитательной работы, а также основных ориентирах и ценностях в зарубежных вузах подтверждает необходимость профессионального воспитания, формирования универсальных компетенций выпускника. Мы согласны с мнением О. Соловьева, который считает, что университет будущего, это не просто образование, наука и инновации, в большей степени – это интеграция со всеми структурами социума, сопровождение развития человека на протяжении всей его жизни (Соловьев, 2018). Полученные нами данные согласуются с мнением авторов О. Соловьева, И. Баранова и др. (Соловьев, 2018; Баранов, 2020) в том, что среди основных характеристик необходимых для развития у обучающихся любых направлений подготовки является комбинация профессиональных навыков: когнитивные (системное и критическое мышление), социальные (умение работать в команде и умение управлять собой) и цифровые навыки и др.
В отечественном и зарубежном опыте выявлены ценные моменты, однако в каждом вузе воспитательная деятельность представляет собой целостную органичную концепцию с учетом нормативно-правовой базы, реалий среды, менталитета, в условиях которых проходит воспитательная деятельность. Выявленными просоциальными достоинствами систем воспитательной деятельности отечественных и зарубежных вузов, по нашему мнению, являются: социальная поддержка студентов, поддержка студенческой инициативы; службы, сообщества и тренинги, направленные на формирование студента как члена социума, группы, лидера, юридическая поддержка студента и др.
Заключение (Conclusions). Анализ полученных результатов позволяет констатировать, что из проанализированных программ воспитательной работы организаций вузов, 23,9% программ не имеют указания сроков их реализации. Имеются неточности с датировкой программ. Проблемы с конкретизацией дат и сроков реализации программ воспитательной работы говорят о том, что в системе высшего педагогического образования, возможно, имеются проблемы стратегического управления данным видом деятельности. Проведенный сравнительный анализ показал, что воспитательная работа, проводимая педагогическими вузами, охватывает лишь некоторые из воспитательных направлений (в основном, традиционные), что не позволяет сформировать у обучающихся востребованные в настоящее время компетенции. В целом, по оценкам экспертов лишь 26,2% программ воспитательной работы вузов по показателю охвата мероприятиями направлений воспитательной деятельности могут быть оценены как сбалансированные, то есть не имеющие количественного перекоса в сторону одного или нескольких направлений. Приведенные данные свидетельствуют, что большинство педагогических вузов, разрабатывая программы воспитательной работы, действуют шаблонно. В программах основной акцент сделан на таких стандартных и хорошо зарекомендовавших себя направлениях, как патриотизм, спорт, культура и профмастерство. Прочие направления проработаны, по нашему мнению, недостаточно.
Таким образом, перейти к новой, интегративной модели организации профессионального воспитания в вузе и осуществить системную перестройку воспитательной работы в педагогических вузах на практике – сложная задача. Выявление и обоснование новых возможностей и востребованных направлений профессионального воспитания в вузе, направленных на формирование универсальных компетенций выпускников – это реалии и необходимость современного вуза.
 
[1] Исполнительный совет ЮНЕСКО: изд. 2020 г. / ООН по вопросам образования, науки и культуры. 20-е изд. Париж: ЮНЕСКО, 2020. 190 с. https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000373741_rus (дата обращения: 03.02.2022).
[2] Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29 дек. 2012 № 273-ФЗ: (ред. от 30.12.2021) // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [официальный сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.02.2022).
[3] О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 7 мая 2018 №204: (ред. от 21.07.2020) // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [официальный сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 05.02.2022).
[4] Концепция воспитательной деятельности Белгородского государственного национального исследовательского университета: протокол №5 от 1 дек. 2014 г. // Белгородский государственный научно-исследовательский университет: официальный сайт. Белгород, 1999-2022. URL: https://www.bsu.edu.ru/upload/iblock/f80/consep-vosp-d.pdf (дата обращения: 03.02.2022); Концепция воспитательной работы федерального ГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых» (ВЛГУ) на 2016-2020 годы: протокол № 6 от 28 янв. 2016 г. // Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. Владимир. [2016-2022]. URL:https://www.vlsu.ru/fileadmin/Social/docs/Koncepcija_vospitatelnoi_raboty.pdf (дата обращения: 03.02.2022).

Список литературы

Баранов И. Рынок труда стал требовательнее: как не стать лишним на нем // РБК. 15 дек. 2020. URL: https: // pro.rbc.ru/news/5fb7c3659a7947bf490109ac (дата обращения: 03.02.2022).
Белкина В.В., Макеева Т.В. Концепт универсальных компетенций высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. №5. С. 117-126.
Березина О.А., Богданова Р.У., Хуциева В.В. Внеучебная деятельность в высшей школе: зарубежный опыт: науч.-метод. пособие. Вып. 6. СПб.: Информатизация образования. 2005. 94 с.
Гребенкина Л.К., Жокина Н.А. Профессиональное воспитание в педагогическом процессе вуза // Понятийный аппарат педагогики и образования. Екатеринбург. 2017. Вып. 10. С. 206-212.
Ерошенкова Е.И. Методология профессионального воспитания будущего специалиста // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы XII Междунар. науч.-практ. Internet-конф. Тамбов. 2016. С. 435-440.
Ерошенкова Е.И., Ерошенков Н.В. Методологические ориентиры реализации профессионального воспитания будущего специалиста в современном вузе // В мире научных открытий. 2015. №3.1(63). С. 578-591.
Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культорологическим // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. М., 2007. С. 71-78.
Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / под науч. ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 383 с.
Кролевецкая Е.Н. Профессиональное воспитание в вузе: личностно ориентированный подход // Современные научные исследования и разработки. 2017. №. 2. С. 326-328.
Кучерова О.Е., Тарасова С.И., Анохина С.В. Профессиональное воспитание будущего специалиста в общей системе воспитательной работы организаций среднего профессионального образования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. Т. 4, № 4.
С. 63-72. URL: file:///C:/Users/ibo.LIB/Downloads/Kucherova_Professionalnoe_18.pdf (дата обращения: 03.02.2022).
Лищина Г.Н. Профессиональное воспитание будущего специалиста как национальная ценность // Социальная педагогика: теоретико-методологические основы и перспективы развития. М., 2019. С. 197-209.
Маркова С.М., Наркозиев А.К. Профессиональное воспитание учащихся профессиональной школы // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3. С. 1-17. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/864 (дата обращения: 03.02.2022).
Савченко Е.А. Профессиональное воспитание будущих специалистов в образовательном процессе вуза // Образование. Наука. Научные кадры. 2018. № 3. С. 205-208.
Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. М.: АРКТИ, 2014. 222 с.
Соболь Т.В. Иностранный опыт внедрения компетентностного подхода в образовании // Молодой ученый. 2018. № 31. С. 107-110. URL: https://moluch.ru/archive/217/52220/ (дата обращения: 03.11.2021).
Соловьев О. Высшая ступень. Почему невозможно предсказать будущее образования // Forbes. 10 сент. 2018. URL: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/366505-vysshaya-stupen-pochemu-nevozmozhno-predskazatbudushchee-obrazovaniya (дата обращения: 03.02.2022).
Субетто А.И. Теория фундаментализации образования и универсальные компетенции (ноосферная парадигма универсализма): научная монографическая трилогия. СПб.: Астерион, 2010. 556 с.
Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. М.: Ин-т новых образовательных технологий, 2002. 330 с.
Юсупов В.З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития // Знание. Понимание. Умение. 2019. №. 2. С. 216-231.
Junghans I., Schmalz T. Studentische Mitbestimmung in Gremien // … ein Stück Studium: die ostdeutschen Studenten werke von 2000-2005. Dresden, 2006. S. 84-87. URL: https://d-nb.info/1055041125/34 (дата обращения: 01.11.2021).
Kiel, Sabine: Zur Geschichte der Studentenwerke. (BdWi) // AStA: Allgemeine Studierendenausschuss. URL: http://www.asta.rwth-aachen.de/article/952/de http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/31416/1/Krolevetskaya_Benchmarking.pdf (дата обращения: 7.10.2021).
Krolevetskaya E.N., Eroshenkova E.I., Isaev I.F., Shekhovskaya N.L., Irkhina I.V., Karabutova E.A. Benchmarking of the professional education system in postsecondary institutions of the Russian Federation // Universal Journal of Educational Research. 2019. Vol.7, №10 B. P. 38-42. URL: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/31416/1/Krolevetskaya_Benchmarking.pdf (дата обращения: 01.11.2021).
Schantz E.A. Professional training of university students as a holistic educational system // Theory and practice of education in the modern world. 2012. №1. P. 383-386.
Sundburg L.A. Holistic approach to competence development // Systems Research and Behavioural Science. 2001. №18. Р. 103-114.

Благодарности

Исследование выполнено в рамках Государственного задания НИУ «БелГУ» на 2020-2022 гг. № 0624-2020-0012 «Обоснование интегративной методологии профессионального воспитания в вузе: доминанты формирования универсальных компетенций, просоциальных установок и полисубъектности будущего педагога».