16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-1-0-4

Развитие гражданской активности молодежи как способ профилактики деструктивного поведения

Aннотация

Введение. Развитие гражданского общества в современной действительности невозможно без активного участия граждан в общественной жизни страны. Решение широкого круга социальных проблем зависит от степени вовлеченности граждан в общественно-полезную добровольческую деятельность. Молодежь выступает наиболее заинтересованным участником социальных и общественно-политических движений в нашей стране. Возрастные особенности юношеского возраста и желание участия молодых людей в различных общественных течениях делают данную возрастную группу наиболее интересной для изучения проявлений как гражданской активности, так и подверженности включения молодежи в деятельность различных деструктивных организаций. Социально ориентированное поведение молодых людей и уровень их гражданской активности могут иметь решающее значение в данном контексте. В статье рассмотрены направления деятельности государственной молодежной политики, которая предусматривает создание условий для воспитания молодежи, обладающей гуманистическим мировоззрением. Целью исследования выступает изучение гражданской активности молодежи, как способа профилактики деструктивного поведения. Методология и методы исследования – анализ научных исследований, анализ работы общественных организаций, уставов некоммерческих организаций, действующих на территории Республики Крым, с точки зрения выявления направлений их деятельности. В результате приведен анализ вовлеченности молодежи в различные общественные организации, который показал, что основными направлениями деятельности молодежных объединений являются экологические и политические движения, волонтерская деятельность. Реализация конструктивных политических инициатив происходит с помощью участия в деятельности органов самоуправления, общественных палат, разработки и реализации социальных проектов, участия в предвыборных кампаниях, научно-просветительской и культурно-творческой деятельности, направленной на выражение своей гражданской позиции. Возможность рассматривать развитие гражданской активности молодежи как способ профилактики деструктивного поведения связана с потенциалом подобных объединений и организаций к формированию идей патриотизма, взаимопомощи и поддержки, толерантности и милосердия.


Введение (Introduction). В современном обществе одной из важнейших социальных задач является профилактика деструктивного поведения среди молодежи. Профилактика является более продуктивным методом борьбы с негативными поведенческими особенностями, поскольку она способствует повышению уровня внутренней культуры, улучшению межличностных взаимоотношений, а также более адекватному восприятию окружающей действительности (Степанова, 2017).
Проблема профилактики деструктивного поведения в контексте развития гражданской активности молодежи является предметом для исследования среди специалистов из разных областей знания: политологов, психологов, социологов. Например, данной проблеме посвящены исследования В.А. Грибановой (Грибанова, 2016: 20), П.А. Зеленского и В.В. Щебланова (Зеленский, Щебланова, 2019: 27). Так, В.А. Грибанова в своей работе выделяет три уровня сформированности гражданской активности: поисково-познавательный, субъективно-оценочный, социально-личностный (Грибанова, 2016: 20). П.А. Зеленский и В.В Щебланова делают акцент на том, что деструктивный молодежный активизм выражается в форме открытой острой реакции молодежи на действия властей угрожающие интересам молодых людей, или наоборот молодежь дает яркую негативную оценку бездействию власти в различных направлениях (Зеленский, Щебланова, 2019: 27). По мнению Н.В. Волковой, Л.А. Гусевой, «гражданскую активность можно рассматривать, как целенаправленную работу, направленную на изменение гражданской жизни общества и улучшение качества жизни в социуме, не только благодаря политическим процессам, но и общественным» (Волкова, Гусева, 2013). Основным законом, регулирующим деятельность общественных организаций на территории Российской федерации, является Федеральный закон № 82-ФЗ от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях»[1].
Несмотря на достаточное количество проведенных исследований, изучение возможностей развития гражданской активности молодежи как способа профилактики деструктивного поведения считаем недостаточным. В связи с этим целью исследования выступает изучение гражданской активности молодежи, как способа профилактики деструктивного поведения.
Методология и методы исследования (Methodology and methods). Решение цели исследования осуществлялось на основе анализа предыдущих исследований по данной теме, что позволило выделить основные причины развития деструктивного поведения среди молодежи и эффективные направления работы с данной возрастной группой, с целью профилактики деструктивного поведения в молодежной среде. С целью изучения и анализа работы общественных организаций нами были проанализированы уставы некоммерческих организаций, действующих на территории Республики Крым с целью определения и последующего анализа направлений деятельности данных организаций. Проведенный анализ позволил выделить на удовлетворение каких потребностей направлена деятельность изучаемых организаций.
Теоретическая основа (The theoretical basis). Чтобы определить возможности развития гражданской активности молодежи как способа профилактики деструктивного поведения, обратимся к анализу деструктивных особенностей поведения молодежи. Специалисты подразделяют факторы, способствующие развитию деструктивных особенностей поведения молодежи, на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся – психологическое давление со стороны сверстников, стресс, одиночество, нездоровая обстановка в семье, неудовлетворенность от работы или учебного процесса. В свою очередь, среди внутренних факторов можно выделить низкую самооценку, пассивную жизненную позицию, отсутствие самостоятельности (Дерягина, 2008: 40).
По мнению Т.В. Малютиной, «деструктивная активность среди молодежи может быть обусловлена возрастными причинами, поскольку молодым людям свойственна эмоциональная возбудимость, высокая когнитивная активность, склонность к максимализму и зачастую неумение самостоятельно решать конфликтные ситуации» (Малютина, 2014). Это может способствовать радикализации молодежи и повышению уровня их агрессивности в условиях социального кризиса. Кроме того, особенности психики молодых людей, в частности их потребность в принадлежности к группе и усилении чувства самоидентичности (Малютина, 2014), могут способствовать развитию деструктивного поведения.
К общественно-социальным причинам возникновения склонности к деструктивной активности среди молодежи можно отнести размытие нравственных ценностей и системы духовных приоритетов. На данный фактор оказала значительное влияние массовая культура, в частности кинематограф, пропагандирующий жестокость и насилие, развлекательная художественная литература, современные музыкальные произведения (Дерягина, 2008: 40).
По нашему мнению, профилактика деструктивного поведения должна охватывать весь комплекс перечисленных выше проблем. Ее целью является формирование социально устойчивой личности, способной противостоять факторам риска. В рамках стратегии профилактической работы, направленной на профилактику деструктивного поведения среди молодежи, предлагаем следующие мероприятия:
развитие личностных ресурсов для формирования у молодежи активной жизненной и гражданской позиции, а также законопослушного и социально ответственного поведения;
развитие и поддержку системы волонтерской деятельности;
организацию занятости подростков и молодежи;
развитие информационного пространства и информационной поддержки профилактической работы;
вовлечение молодых людей в творческую и интеллектуальную деятельность.
Как один из основополагающих способов в целях профилактики деструктивного поведения молодежи предлагаем развитие гражданской активности. Важно подчеркнуть, что на формирование гражданской позиции среди подростков и молодых людей оказывает значительное влияние государственная молодежная политика. Это связано с тем, что гражданская активность и развитие потенциала молодежи возможно только при условии формирования адекватной государственно-общественной системы их социализации (Коряковцева, Климов, 2013). В качестве примера стимулирования гражданской активности молодежи можно привести конкурс «Мой проект – моей стране», который проводится ежегодно Общественной палатой Российской Федерации и направлен на решение социально значимых проблем, связанных с экологией, благотворительностью, волонтерской деятельностью и другими направлениями работы[2].
Кроме того, стоит отметить работу ветеранских организаций по реализации государственной Программы патриотического воспитания молодежи и возрождению наставничества в рамках проекта «Эстафета поколений»[3]. Основной целью проекта выступает работа ветеранского сообщества по передаче знаний, опыта, традиций, духовно-нравственных качеств молодому поколению россиян, данный проект реализуется при поддержке Общественной палаты Российской Федерации.
Гражданская активность может принимать различные конструктивные формы, такие как трудовая, познавательная, нравственная, социальная, общественно-политическая активность. К конструктивным формам гражданской активности также относится добровольное объединение граждан в различные политические и неполитические организации, а также регламентированные законом акции (Бодренкова, 2013). К деструктивным формам гражданской активности можно отнести любые способы выражения гражданской позиции, приводящие к дестабилизации ситуации, усилению напряженности в обществе, а также противоречащие действующему законодательству (Бааль, 2008).
На текущий момент в Российской Федерации отмечается рост гражданской активности и актуализация гражданских ценностей в различных социально-демографических группах, в частности среди молодежи. Молодежь является заинтересованным участником социальных и общественно-политических преобразований в стране: становление гражданского общества, правового государства и социально ориентированной экономики (Коряковцева, 2010: 3). А. Чо рассматривает такое направление гражданской активности молодежи, как цифровое гражданское участие. Данное понятие подразумевает под собой проявление гражданскую активность в сети Интернет (Александр Чо, 2020).
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Как показали результаты исследования А. Чо, на основе опроса, проведенного в 2018 году в 14 странах, «молодые люди в возрасте 18-29 лет, проявляют большую активность в политических дискуссиях именно в интернет пространстве, по сравнению с пожилыми людьми. Исследование показало, что около 19% респондентов обсуждали политические вопросы в виртуальном пространстве, 13% респондентов приняли участие в политической компании или протесте» (Александр Чо, 2020). Учитывая вышеизложенное, отметим, что в современном обществе основным средством передачи информации и общения является Интернет и социальные сети, с помощью которых у молодых людей появляется возможность донести свои идеи до широкой аудитории, что стимулирует их гражданскую активность.
Для анализа молодежных объединений и их представленности в социальных сетях мы отобрали наиболее популярные на сегодняшний день общественные организации, каждая из которых является общероссийской, за исключением «Добро мира – Волонтеры Крыма» – это региональная организация, представленная на территории Республики Крым, на сегодняшний день она является наиболее многочисленным волонтерским объединением в регионе.
Как видно на рис. 1 наиболее популярным в социальной сети Вконтакте является молодежная общественная организация Российское движение школьников (РДШ), в Instagram наибольшее количество подписчиков у Молодой гвардии ЕР.
Для понимания направлений работы общественных организаций нами были проанализированы их уставы, что позволило выделить на удовлетворение каких потребностей направлена их деятельность (рис. 2).
Выбрав в качестве основных интенций безопасность, социальные потребности, потребности в самореализации и самооактуализации, отметим, что в соответствии с уставами некоммерческих организаций (НКО), основное направление деятельности большинства НКО удовлетворение потребности в безопасности – это патриотическое воспитание граждан России, 53% проанализированных некоммерческих организаций прописывают в целях своей работы данное направление («Волонтеры победы», «Молодая гвардия», «Национальный благотворительный фонд» и др.). Также реализация программ социальной поддержки населения («Новый мир»), отмеченная в 41% проанализированных уставов, является удовлетворением потребности в безопасности у населения. 18,4% проанализированных НКО прописывают в направлениях работы снижение социальной напряженности в общества («Деловая Россия»), что также является удовлетворением потребности в безопасности, так как высокий уровень социальной напряженности повлечет повышение уровня криминала и создаст стрессовые условия для большинства жителей Крыма.
Социальные потребности. Удовлетворение социальных потребностей происходит через вовлечение населения в деятельность некоммерческой организации и через проведение мероприятий, направленных на объединение населения с целью достижения определенного результата (19,3%). Работая по таким направлениям, как повышение гражданской инициативы – 33,8 % («Поисковое движение России»), организация диалога власти и населения – 17,8% («Федерация независимых профсоюзов Крыма»), вовлечение в законотворческую деятельность – 17,6% («Ассоциация студентов и студенческих объединений России»), является ничем иным, как удовлетворением социальных потребностей населения, а именно потребности в общении, принятии, присоединении, социально-экономической активности.
Удовлетворение потребности в самоутверждении прописано в 38,4% проанализированных НКО. Самоутверждение – это стремление личности добиваться определенных результатов в деятельности, получив при этом положительную оценку со стороны окружающих, и на основании этой оценки видеть себя выше в своих глазах и мнении окружения. Удовлетворение данной потребности происходит из-за того, что, работая в структуре некоммерческой организации, человек получает определенный опыт, знания, умения и практику решения социально значимых задач, организационные умения, опыт работы с государственными структурами, в дальнейшем происходит перенос полученного опыта на свою основную деятельность и, как следствие, – повышение своего социальный статуса и самоутверждение.
Потребность в самореализации молодого поколения удовлетворяется за счет работы Молодежной общественной организации «Российские студенческие отряды». Данная организация предлагает трудоустройство студентов в различных отраслях экономики в свободное от учебы время. Такой опыт имеет большое значение для молодежи, которая еще находится в процессе получения высшего образования и не имеет стажа работы по специальности.
Потребность в самоактуализации, как высшая ступень иерархии потребностей, удовлетворяется по направлениям работы некоммерческих организаций, направленных на образовательную деятельность – 26,6%
Для примера рассмотрим более детально уставы некоторых общественных организаций. Так, например, в уставе РДШ прописаны такие цели организации, как создание условий для самопознания, саморазвития и самореализации подрастающего поколения согласно возрастным потребностям и интересам, становления гражданской позиции подрастающего поколения, содействие формированию личности, а также содействие в совершенствовании государственной политики в области воспитания[4]. Основными целями работы Молодой гвардии Единой России (ЕР), является воспитание у молодежи чувства патриотизма и гордости за свою страну, поддержка молодежной инициативы в различных областях, пропаганда здорового образа жизни, содействие развитию молодежи[5]. Стоит отметить так же экологическое движение «Мусора.Больше.Нет»[6], которое приобрело популярность среди молодежи благодаря сетевым ресурсам. На сегодняшний день данное движение получило распространение более чем в 100 городах России. Основным направлением деятельности является развитие экокультуры через просветительские программы, направленные на переосмысление бытовых привычек: отказ от избыточного потребления, повторное использование вещей и переработка отходов. Представители данного движения осуществляют свою деятельность с помощью экоуроков в школах, корпоративного обучения, выступлений на общественных мероприятиях, онлайн-курсов, акций, праздников чистоты.
Так же стоит отметить, что крупные международные организации также работают на вовлечение молодежи в общественно-полезную деятельность, развитие ее потенциала в интересах решения социальных проблем населения России – например, молодежное движение Российского Красного Креста [7]. Основным направлением деятельности движения является оказание гуманитарной, социальной, психологической и иной помощи нуждающимся, в том числе в чрезвычайной ситуации, а также содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, содействие укреплению роли семьи в обществе и другие цели, направленные на укрепление идей гуманизма, мира и дружбы.
Федеральным агентством по делам молодежи осуществляется грантовая поддержка молодежных инициатив, с целью повышения гражданской активности молодежи, и вовлечение ее в социальную практику и творческую деятельность[8]. Подобные инициативы способствуют активной профилактике деструктивного поведения молодежи, поскольку они формируют вовлеченность данной группы населения в общественно-полезную жизнь общества путем их участия в разработке и в последующей реализации социальных программ, обеспечивая необходимые для этого условия. Кроме того, они развивают идеи толерантности, милосердия, содействия и взаимной поддержки среди незащищенных групп населения. В качестве примера можно привести выявление типичных и вновь организующихся групп молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, и интеграция их в обществе (Зеленский, Щебланова, 2019: 27).
Наконец, в данном контексте необходимо отметить политические молодежные объединения – молодежные отделения политических партий и политических организаций. Данные объединения имеют узкую политическую направленность, а их основной целью является патриотическое и гражданское воспитание современной молодежи. Радикальные представители подобных объединений могут проявлять формы деструктивного поведения, например, стихийные митинги, несогласованные акции и демонстрации. Тем не менее, в целом представители политических партий, имеющих целью улучшение общественной, социальной, экономической и политической ситуаций в стране, способствуют воспитанию в молодежи духа патриотизма и развитию активной гражданской позиции в конструктивной форме.
Заключение (Conclusions). Реализация конструктивных гражданских инициатив происходит с помощью участия молодежи в деятельности органов самоуправления, общественных палат, разработки и реализации социальных проектов, участия в предвыборных кампаниях, научно-просветительской и культурно-творческой деятельности, направленной на выражение своей гражданской позиции. Все рассмотренные нами молодежные объединения имеют значительное количество участников. Это свидетельствует об активной вовлеченности молодежи в социальную и общественно-политическую жизнь как субъекта данных взаимоотношений.
Анализ функционирования общественных организаций, показал, что их деятельность способна удовлетворить социальные потребности, потребность в самоактуализации и самоутверждении. Анализ уставов НКО показал, что некоммерческие организации работают по различным направлениям, наиболее популярными является патриотическое воспитание, социальная поддержка населения, удовлетворение потребности в самоутверждении, развитие личности, образовательная деятельность, развитие толерантного отношения в обществе и реализация молодежной политики. Основными направлениями деятельности молодежных объединений являются экологические, психологические и политические движения. Активное развитие и модернизацию государственной молодежной политики, предусматривает создание условий для развития творческой молодежи и снижения уровня деструктивных процессов в обществе. Работа общественных организаций способствует профилактике деструктивного поведения в молодежной среде, поскольку они формируют вовлеченность данной группы населения в общественно-полезную жизнь общества путем их участия в разработке и в последующей реализации социальных программ, обеспечивая необходимые для этого условия.
 
[1] Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). URL https://fadm.gov.ru/ (дата обращения 13.07.2021).
[2] Мой проект — моей стране! конкурс социально значимых проектов: сайт. URL: https://oprf.ru/my-project (дата обращения 13.07.2021).
[3] Эстафета поколений. URL https://estafetapokolenij.ru/ (дата обращения 13.07.2021).
[4] Российское движение школьников. URL https://xn--d1axz.xn--p1ai/(дата обращения 13.07.2021).
[5] Молодая гвардия Единой России. URL https://mger.ru/ (дата обращения 13.07.2021)
[6] Межрегиональная общественная организация «МУСОРА.БОЛЬШЕ.НЕТ». URL: https://mbnspb.ru (дата обращения 13.07.2021).
[7] Российский красный крест Общероссийская общественная организация. URL: https://www.redcross.ru (дата обращения 13.07.2021).
[8] Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). URL https://fadm.gov.ru/ (дата обращения 13.07.2021).

Список литературы

Бааль Н.Б. Девиантное поведение в механизме формирования криминального экстремизма в молодежной среде // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 4. С.17-21.
Бодренкова Г. П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике: учебно-методическое пособие. М.: АНО «СПО СОТИС». 2013. 320 с.
Волкова Н.В., Гусева Л.А. Гражданская активность как зеркало политических, духовных и культурных ценностей общества // Современные проблемы науки и образования. 2013. №5, URL:https://science-education.ru/ru/article/view?id=10681 (дата обращения: 13.07.2021).
Грибанова В.А. Формирование гражданской активности студенческой молодежи в воспитательной работе вуза: Автореф. дис. … к-да. пед. наук. Волгоград, 2016. 20 с.
Дерягина М. Б. Профилактика негативных явлений в молодежной среде: методическое пособие. Красноярск: OOО «Новые компьютерные технологии». 2008. 40 с.
Зеленский П.А., Щебланова В.В. Причины и превенция проявлений деструктивной гражданской активности студенческой молодежи // Вестник Поволжского института управления. 2019. Т.19. № 5. С. 27.
Коряковцева О.А. Государственная молодежная политика как фактор общественно-политической активизации молодежи в постсоветской России: Автореф. … дис. д-ра полит. наук. Ярославль, 2010. С. 3.
Коряковцева О.А., Климов О.А. Государственная молодежная политика в современной России: развитие гражданской активности молодежи // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2013. №2. С. 170-173.
Малютина Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте // Омский научный вестник. 2014. №. 2 (126). С. 129-133.
Румянцева А.А. Методические рекомендации по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде. М.: ГБОУ СПО Строительный техникум № 30. 2014. С. 5.
Степанова А.А. Психологическая профилактика деструктивности в образовательных организациях // Педагогическое образование в России. 2017. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-profilaktika-destruktivnosti-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah (дата обращения: 13.07.2021).
Alexander Cho (2020) Rapid analysis Digital civic engagement by young people, UNICEF Office of Global Insight and Policy, California, USA.
Thomas Ehrlich Civic Responsibility and Higher Education. Greenwood Publishing Group, 2000. p. 400
Digital civic engagement by young people/ Rapid analysis / An overview of the latest research with a critical focus on the enablers, constraints and nature of youth civic engagement in the digital space (2020), URL: https://www-unicef-org.translate.goog/globalinsight/reports/digital-civic-engagement-young-people?_x_tr_sl=en&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=nui,se,op,elem,sc (дата обращения 15.09.2021).