16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-4-0-1

Междисциплинарный анализ образовательных подсистем: от показателей к развитию

Aннотация

Введение. Различные виды анализа деятельности общеобразовательных организаций необходимы для их эффективного функционирования и развития. В ходе исследования выявлена научно-практическая лакуна - отсутствие внешнего междисциплинарного анализа и неразработанность его показателей для исследования образовательных подсистем регионов и отдельных общеобразовательных организаций. Цель статьи: разработка и апробация показателей для внешнего междисциплинарного анализа функционирования образовательных подсистем в регионах РФ и отдельных общеобразовательных организаций. Материалы и методы: в статье приводятся результаты исследования общеобразовательных организаций в трёх регионах РФ: Волгоградской области, Красноярском крае и республике Саха (Якутия), отобранных по демографическим и геоклиматическим критериям. Наряду с выполнением основного задания, собранные данные были дополнительно проанализированы с использованием статистических, демографических и картографических методов. Результаты: благодаря междисциплинарному подходу удалось выделить и апробировать количественные показатели функционирования общеобразовательных подсистем городов и районов субъектов РФ: наличие/отсутствие школ неполного цикла − начальных, основных, вечерних; наличие/отсутствие школ с углубленной подготовкой - лицеев и гимназий; наличие/отсутствие казенных образовательных организаций; соотношение количества обучающихся возраста 7-17 лет к количеству школ; наличие/отсутствие школ с низкими образовательными результатами. Последнему показателю было уделено особое внимание, при его изучении наряду с количественным анализом и традиционной презентацией использовалась инфографика, - благодаря чему удалось визуально подкрепить выявленные закономерности. Выводы: выявленные показатели внешнего анализа образовательных подсистем и отдельных ОО и их апробация позволили выдвинуть и предложить для обсуждения ряд тезисов, касающихся путей развития районных подсистем общего образования: увеличение количества образовательных организаций с углубленной подготовкой и по работе с одаренными детьми, кадетских общеобразовательных школ за счет преобразования малокомплектных районных образовательных организаций; снижение количества казённых образовательных организаций и школ с низкими образовательными результатами.


Введение (Introduction). Новые условия развития общества в целом и системы образования в частности: отсутствие определенности, осознание возможности многовариантного развития, появление новых форм деятельности и технологий; приоритеты доступности и качества образования, единого образовательного пространства и его цифровизация - требуют обновления устоявшихся подходов к анализу деятельности образовательных организаций (далее - ОО). Большинство методик анализа связано, прежде всего, с изучением образовательной деятельности ОО, то есть являются вариантами внутреннего анализа (Харькова, 2009). В качестве таковых следует отметить Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность[1]. Основными показателями качества образования в них предложены: открытость и доступность информации об ОО; комфортность условий образовательного процесса для его субъектов; компетентность и доброжелательность работников педагогического коллектива и др. Существенным недостатком указанных рекомендаций считается отсутствие деления ОО по уровням образования и единой методики оценки качества деятельности ОО (Маскина, 2016: 160). Другими часто используемыми инструментами анализа стали маркетинговые технологии такие, как SWOT или Bench marketing (Чикалов, Шлыкина, 2019: 124; Крицкая, 2021: 46). Разработанные для оценки бухгалтерской и экономической эффективности бизне-структур и основанные на анкетировании, социологических опросах самих субъектов и анализе документации, они в первую очередь направлены на повышение рентабельности организации, улучшение условий труда педагогического коллектива и повышение его производительности.

В качестве примеров внешних исследований могут быть названы ежегодно проводимые НИУ «Высшая школа экономики»[2] и Федеральной службой государственной статистики[3] обзоры статистических данных о системе образования РФ в целом. Их целью является представление полных количественных сведений по разнообразным параметрам каждого уровня образования в отдельности и по стране в целом, но не их анализ. То же можно сказать и о деятельности рейтинговых агентств, специализирующихся на выявлении лучших ОО регионов, по различным основаниям[4]. Образцов использования внешнего анализа ОО или выделения его критериев найти не удалось.

По мнению ряда ученых (В.С. Лазарев, А.М. Моисеев, Н.В. Немова, М.М. Поташник и др.) современная ОО - это разновидность социальной организации, характеристиками которой, в том числе, являются взаимодействие с внешней средой и ориентация на достижение внешних и внутренних целей. Для осуществления этого ОО необходима программа стратегического развития ОО, основанная на комплексном анализе деятельности. Согласно Закону об Образовании в РФ (ст. 28, п. 7)[5] разработка и утверждение такой программы относится к компетенции ОО. К сожалению, данный документ не является обязательным, а потому не обладает высоким институциональным статусом и нередко отсутствует. Тем не менее, наличие такой дорожной карты позволило бы ОО «гибко регулировать все виды деятельности и вносить в них изменения, отвечающие вызову со стороны окружения, что дает организации возможность достигать целей в долгосрочной перспективе» (Моисеев, 2012: 102). Одним из «признаков стратегического управления организацией является внимание к вызовам и изменениям внешней среды» (Моисеев, 2012: 103). В связи с этим целью настоящей работы стала разработка и апробация показателей для внешнего междисциплинарного анализа функционирования региональных образовательных подсистем и отдельных ОО.

Материалы и методы (Methodology and methods). В соответствии с государственным заданием № 073-00058-22-04 от 08.04.2022 на 2022 год по теме «Формирование и развитие вариативных моделей общеобразовательных организаций на региональном уровне с целью обеспечения доступности и качества образования» в апреле 2022 года был проведен сбор первичных данных об общеобразовательных организациях (далее ОО) трех регионов РФ: Волгоградской области, Красноярского края и Республики Саха (Якутия). Отбор регионов проводился по кластеру демографических критериев: общая численность населения, проживающего в регионе, наличие и количество городов-миллионников, численность населения в сельской местности, количество обучающихся в сельской местности, наполняемость школ в городах и сельской местности; географических: площадь региона, наличие территорий, удаленных от культурных и экономических центров, климатических условий. Был также рассмотрен вопрос о возможном влиянии правового статуса региона на состояние дел и подход к решению вопросов в сфере образования в регионах с большим процентом отдаленных территорий и суровыми природными условиями.

В ходе этого этапа исследования было изучено более 160 сайтов и страниц органов управления образованием разного уровня, а также ОО. В ходе сбора данных были выявлены закономерности, междисциплинарный анализ которых может иметь практическую ценность как для дальнейшего выполнения государственного задания, так и для решения актуальных проблем городских и муниципальных образовательных подсистем и отдельных ОО.

Для сбора данных использовались: метод сплошной выборки сайтов и страниц управлений и отделов образования регионов, а также сайтов ОО; изучение и анализ статистических данных о видах ОО в регионе при наличии; сравнение сетевой презентации документации и информации, в т.ч. аналитической. Для интерпретации данных был задействован междисциплинарный подход, включающий количественный и сопоставительный анализы, статистические[6], демографические (Щербакова, 2021) и картографические методы и данные.

Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion). Первым регионом исследования стала Волгоградская область. В ней расположены: город Волгоград с населением чуть более миллиона человек, пять городов областного значения - Волжский, Камышин, Михайловка, Урюпинск, Фролово и 32 муниципальных района с населением около 865 тысяч человек. Данные об образовательных организациях области расположены компактно, на одном портале Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области[7].

Образовательная палитра городов области - Волгограда, Волжского, Урюпинска - представлена разнообразными ОО, среди которых есть средние общеобразовательные школы (153), гимназии (23), лицеи (11), частные (9) ОО и одна кадетская школа. Для настоящего анализа важно подчеркнуть, что это единственная общеобразовательная кадетская школа во всех городах Волгоградской области. Другая такая школа - казачий кадетский корпус им. Г.Н. Трошева - расположена в Алексеевском районе.

При анализе районных ОО первое, что обращает на себя внимание, это количество школ неполного цикла: начальных (66) и основных (67), тогда как в городах Волгоградской области таких школ всего 3 и 18 соответственно. Напомним, что городское и сельское население Волгоградской области имеет отношение 2:1, что делает указанное соотношение еще более наглядным. Следующее, что обратило на себя внимание: в 32 районах с населением немногим менее миллиона человек (865 т.ч.) функционируют лишь 2 гимназии, 2 лицея и одна прогимназия, то есть всего 5 ОО с углубленной или профессиональной подготовкой на примерно 153 000 детей (Щербакова, 2021) или одна такая ОО на более чем 30 000 детей школьного возраста. Наконец, в районах Волгоградской области функционируют 154 казенных ОО, тогда как в городах их только одиннадцать. При этом есть районы, где все или почти все ОО казенные.

При сопоставлении данных численности обучающихся в возрасте 7-17 лет и количества школ в районах (602) становится очевидным, что большинство школ малокомплектные. К сожалению, такое положение не способствует высокому уровню предметных результатов - каждая четвертая школа в районах - школа с низкими образовательными результатами (ШНОР) (таблица 1).

1 На сайте Урюпинского района данных об образовательных организациях нет.

Последовательный анализ каждой муниципальной единицы позволил зафиксировать еще одну любопытную закономерность: районы, расположенные ближе к столице области, имеют меньшее количество школ с НОР, нежели отдаленные и/или приграничные районы. Так, в самом крупном, Палассовском районе, граничащем с республикой Казахстан на западе области, находится 21 начальная общеобразовательная школа (НОШ) - более чем где бы то ни было в Волгоградской области, а из 21 основной и средней общеобразовательной школы 13 имеют низкие образовательные результаты. Тогда было выдвинуто предположение о возможной корреляции географического положения района и количества школ с НОР в нем
(рис. 1).

Вторым регионом исследования стал Красноярский край. В нем расположены: город Красноярск с населением более миллиона человек, 12 городов областного значения, три ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование), где в общей сложности проживает немногим более 890 тысяч человек, и 44 муниципальных района с практически равным по численности населением: около 854 тысяч человек.

На сайте Министерства образования края не удалось найти единого сервиса, откуда можно было бы переходить на сайты районных, городских или муниципальных отделов образования, как это сделано в Волгоградской области. Не все отделы имеют и собственные сайты, многие располагаются на сайтах администрации муниципальных районов.

Данные по городам-миллионникам (Волгоград и Красноярск) и крупным городам этих регионов сопоставимы как по числу, так и по составу образовательных организаций. В городах Красноярского края 209 средних общеобразовательных школ (СОШ), 21 лицей, 31 гимназия, 2 кадетские школы. Существенным сходством городских общеобразовательных систем регионов является и соотношение количества обучающихся и ОО: в Волгограде и пяти городах Волгоградской области на примерно 280.000 обучающихся приходится 238 школы различных видов. В Красноярске и 15 городах Красноярского края на приблизительно 353 000 обучающихся 281, то есть в обоих регионах в среднестатистической школе обучается в примерно 1200 школьников. Соглашаясь с замечанием о приблизительности таких расчетов и колебаниях числа обучающихся от города к городу и от школ одного вида к другому, трудно представить, что городские школьники в исследуемых регионах учатся в одну смену.

Тем не менее в Красноярске полностью отсутствуют школы неполного цикла (начальные, основные, вечерние), а в других городах края насчитывается всего одна начальная, одна вечерняя и 10 основных ОО. Обращает на себя внимание и почти полное отсутствие казенных ОО в рассматриваемых 15 городах Красноярского края. Различаются субъекты и наличием частных школ: их 9 в городах Волгоградской области и лишь одна частная православная гимназия во всем Красноярском крае (г. Лесосибирск). С сожалением приходится констатировать и более высокое количество ШНОР: если в городах Волгоградской области таковой является каждая десятая-одиннадцатая школа (всего 22 ШНОР), то в городах Красноярского края - каждая четвертая-пятая (всего 66).

Прежде, чем приступить к анализу данных районов Красноярского края, следует уточнить, что из 44 районов 34 - относительно невелики по размеру и компактно расположены в южной части региона вокруг Красноярска. Три же района - Туруханский, Эвенкийский и Таймыр занимают огромную территорию на севере края, а последний полностью расположен за Северным полярным кругом.

Несмотря на существенные географические и климатические различия, наблюдения, сделанные на материале Волгоградской области, находят свое подтверждение и в Красноярском крае. Вновь обращает на себя внимание количество начальных школ в районах, хотя ни в Красноярске, ни в краевых городах их нет. Справедливости ради отметим, что в районах Красноярского края их всё же меньше, нежели в Волгоградской области. Далее, в районах в восемь раз больше ООШ, чем в городах. То же соотношение можно наблюдать и в Волгоградской области, хотя в самом Красноярске в отличие от Волгограда таких школ нет ни одной. Печально, но лишь в двухиз 44районов, где проживают более 150 тысяч детей школьного возраста, есть гимназии: одна - в Рыбинском районе и одна - на Таймыре. Лицеев нет. Получается, в районах Красноярского края всего две ОО с углубленной подготовкой на 151 000 школьников. Коррелируют данные и по казенным ОО: за пределами областных и краевых городов их количество возрастает в геометрической прогрессии. Так, в Красноярске нет ни одной казенной ОО, в краевых городах тоже. В районах же 133 казенных ОО. Так же, как и в Волгоградской области, есть районы, где все или почти все ОО казенные. Большинство районных школ края тоже малокомплектные: 151 000 районных школьников обучается в 634 школах, то есть в одной ОО обучается менее 250 человек.

Особую проблему края представляют школы с низкими образовательными результатами. В районах 339 таких школ, что означает, что каждая вторая школа не соответствует заданным стандартам школьного образования (табл. 2). Однако сведения о работе с такими школами удалось найти на сайтах лишь двух районов (Ирбейского и Сухобузимского).

1 На сайтах Шушенского и Эвенкийского районов данных об образовательных организациях нет.

Исследование школ с НОР в муниципальных районах Красноярского края подтвердило выдвинутое ранее предположение, что районы, расположенные ближе к столице региона, имеют меньшее количество школ с НОР, нежели отдаленные районы. Рис. 2 демонстрирует очевидное нарастание количества ШНОР по мере удаления от столицы края.

Цифрой 1 на диаграмме обозначен Березовский муниципальный район.

В Республике Саха (Якутия) расположены два городских округа: Якутск с населением немногим менее 358 тыс. человек и Жатай с населением около 10,5 тыс. человек. В республике несколько городов с населением более 20 000 человек (Нерюнгри, Мирный, Ленск, Алдан), однако городскими округами считаются только эти. Территория республики разделена на 34 района или улуса, в которых проживает около 624 000 человек. Республика Саха (Якутия) непосредственно граничит с Красноярским краем и была выбрана с целью сравнить влияние правового статуса субъекта Федерации на функционирование общеобразовательных подсистем региона при сходных географических и климатических условиях.

Все республиканские государственные учреждения, в том числе и Министерство образования и науки, находятся на одном официальном информационном портале https://www.sakha.gov.ru/organi_mainpage. Но, к сожалению, на страничке Министерства данных о подведомственных управлениях образования или образовательных организациях республики обнаружить не удалось. Так же, как и в соседнем регионе, большинство отделов образования имеют собственные сайты, некоторые располагаются на сайтах администрации муниципальных районов. Однако улусов, где сайтов нет или они отключены, гораздо больше (7), чем в двух других регионах.

Анализ городских ОО сводится к анализу ОО в столице республики, так как данных по городу Жатай получить не удалось - отдельного сайта управления образованием городского округа Жатай нет. Страничка отдела образования есть на сайте окружной администрации г. Жатай, но на ней обновляется только лента новостей. Все остальные данные 2-3 годичной давности, включая страничку ЕГЭ, ОГЭ и Всероссийской олимпиады школьников.

Как было отмечено выше, население Якутска примерно в три раза меньше, чем в столицах двух других регионов, что учитывалось при сопоставлении. При этом условии данные по столице Якутии вполне коррелируют с данными других региональных центров как по числу, так и по составу образовательных организаций: 36 СОШ, 5 гимназий, 4 лицея. Так же, как и в соседнем регионе, здесь практически нет школ неполного цикла, всего две казенные ОО, отсутствуют и частные ОО. Если рассматривать количество ОО с углубленной подготовкой - лицеи и гимназии, - то и здесь Якутск лишь немного уступает Волгограду и Красноярску. Из 51 ОО города 7 - школы с низкими образовательными результатами, т.е. каждая седьмая школа, что ставит Якутск между Волгоградом (каждая 10-11) и Красноярском (каждая 4-5).

Прежде, чем приступить к анализу данных по районам-улусам, следует отметить, что все районы расположены довольно компактно и равномерно по всей территории региона. Площадь улусов разнится: вокруг города Якутск, расположенного почти в центре региона, сосредоточено несколько относительно небольших улусов, далее размеры улусов центробежно растут, достигая максимальных к границам региона. Приблизительно треть территории республики расположена за Северным полярным кругом.

В улусах снова бросается в глаза резко возрастающее количество начальных и основных школ (34 и 31 соответственно). Тем не менее, сравнивая соотношения количества школ неполного цикла к численности населения районов, получается, что в улусах Якутии их меньше всего - 10 школ на 100 000 жителей, тогда как в Красноярском крае и Волгоградской области их 14 и 15 соответственно. Гораздо более оптимистичная картина складывается в Республике Саха и при количественном анализе районных ОО с углубленной подготовкой: здесь их 26! Нет таких ОО лишь в нескольких улусах с особо суровыми климатическими условиями и окраинных районах республики. Совпадают данные и по казенным ОО: за пределами столицы их количество возрастает до 49. Однако и здесь при сравнении с другими регионами соотношение количества казенных ОО к численности населения районов получается, что в улусах Якутии их более чем в два раза меньше - 7 школ на 100 000 жителей, тогда как в Красноярском крае и Волгоградской области их 16 и 17 соответственно.

В улусах Якутии всего насчитывается 486 школ различных видов, в связи с чем вывод о малокомплектности школ напрашивается сам собой.

Проблема школ с низкими образовательными результатами в регионе тоже остра. Из 486 ОО 158 или каждая третья ШНОР (табл. 3).

1 На сайте Таттинского района данных об образовательных организациях нет.

Примечательно, что в Республике Саха экспонентное нарастание количества школ с НОР происходит скорее в срединном диапазоне, а также на крайнем юго-западе республики, граничащем с Иркутской областью (рис. 3).

В качестве общего замечания по всем исследованным регионам хочется отметить, что сайтам и страницам управлений и отделов образования всех уровней вплоть до краевых и республиканских министерств свойственны: отсутствие регулярных обновлений и локальной аналитики, разрозненность, неполнота, дублирование или наоборот размещение противоречивой информации. Это убеждает в недостаточном внимании к сетевой презентации сферы образования, ее недооценке на местах.

Итак, в ходе проведенного сбора и междисциплинарного анализа данных об ОО в трех регионах РФ, сходных по кластеру демографических показателей, но различных по географическому положению или правовому статусу были выявлены устойчивые корреляции между:

  • числом, составом ОО и количеством обучающихся в них в городах-миллионниках и региональных центрах;
  • географической удаленностью ОО от культурных и экономических центров и количеством школ с низкими образовательными результатами;
  • количеством школ неполного цикла - начальных, основных и вечерних - в городах-миллионниках и региональных центрах и районах исследуемых регионов;
  • малым количеством ОО с углубленной подготовкой и кадетских ОО в районах исследуемых регионов;
  • экспонентным возрастанием количества казенных ОО и их географической удаленностью от региональных центров;
  • малокомплектностью районных школ во всех исследуемых регионах.

Выявленные корреляции могут быть предложены в качестве показателей внешнего междисциплинарного анализа образовательных подсистем и отдельных ОО.

Заключение (Conclusions). 1. В ходе междисциплинарного - отраслевого, статистического, демографического, картографического анализа собранных данных о видах ОО в трех регионах РФ: Волгоградской области, Красноярском крае и республике Саха (Якутия), общая площадь которых составляет треть территории РФ, а количество обучающихся - ¼, - были выявлены и апробированы макропоказатели функционирования общеобразовательных подсистем городов и районов субъектов Федерации (табл. 4):

  • наличие/отсутствие школ неполного цикла - начальных, основных, вечерних;
  • количество ОО с углубленной или профессиональной подготовкой - лицеев, гимназий, центров образования;
  • наличие/отсутствие казенных ОО;
  • комплектность школ;
  • процент ШНОР.

Выделенные показатели возможно использовать для определения эффективности и/или коррекции функционирования любой - районной, городской, муниципальной - общеобразовательной системы. Так, уже выявлена корреляция между показателями «наличие/отсутствие ОО с углубленной подготовкой» и «количество ШНОР», что дает основания наметить районы с наименее эффективным образовательным менеджментом.

Наряду с этим, данные показатели можно использовать для внешнего анализа отдельных ОО, что позволит им осуществить взвешенное целеполагание при разработке стратегических программ с учетом перспективы развития. Например, если это ОО неполного цикла, то одной из ее главных целей в среднесрочной перспективе следует обозначить превращение в ОО полного цикла или интеграцию с конкретными ОО, где обучающиеся смогут продолжить образование по тем же учебным программам с учетом преемственности уровня и профиля обучения. Если ОО - средняя общеобразовательная школа, то в программе развития одной из целей следует сделать превращение ОО в школу с углубленным изучением предмета, профессиональным или национально-промысловым уклоном в зависимости от кадрового потенциала ОО, с учетом потребностей и возможностей региона и интересов участников образовательного процесса и т.д.

2. В районах Волгоградской области и Красноярского края суммарно функционируют семь образовательных организаций с углубленной подготовкой (прогимназия, гимназии, лицеи) на почти два миллиона человек (1,7 млн), что, несомненно, совершенно недостаточно. Принимая во внимание географическую удаленность от центров и суровые климатические условия некоторых районов, представляется целесообразным изучение передового опыта аналогичных ОО в республике Саха. Потенциал для превращения ряда малокомплектных школ в лицеи- и гимназии-интернаты есть в каждом из регионов. Другим решение данной проблемы может стать социальное партнерство.

3. Недостаточным выглядит и количество школ по работе с одаренными детьми: «Школа Космонавтики» в Красноярском крае, г. Железногорск, и школа-интернат в Хангаласском улусе Якутии - т.е. две образовательные организации на три субъекта Федерации, в которых проживают почти 6,5 млн россиян. Не вызывает сомнения, что одна-две образовательных организации-интерната по работе с одаренными детьми должна быть в каждом субъекте Федерации.

4. В трех исследуемых субъектах Федерации, два из которых являются крупнейшими в РФ и мире, расположено всего 4 кадетские школы, что также недостаточно. Это направление развития общеобразовательных подсистем, главной целью которого является обеспечение подготовки обучающихся к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, не только актуально и востребовано, но и социально перспективно, что и должно отражать их количество.

5. Анализ видового состава образовательных организаций доказывает, что городские общеобразовательные подсистемы в основном демонстрируют такие характеристики, как цельность, вариативность, управляемость. Однако во всех исследованных регионах вне зависимости от географических, климатических, демографических условий сильны центробежные тенденции, в связи с чем отдаленные, окраинные районы нуждаются в пристальном внимании, тесном сотрудничестве с региональным или федеральными центрами и их поддержке. Также следует задействовать потенциал социального партнерства, тесного сотрудничества с заинтересованными ведомствами.

6. Стремительное нарастание количества казенных ОО в районах свидетельствует о нерешенности проблем районных общеобразовательных подсистем более чем 10-летней давности, одна из которых - малокомплектность районных ОО.

7. В качестве одного из механизмов решения проблемы ШНОР может быть предложена разработка комплексной методики педагогического аудита территорий, основанной на междисциплинарном - демографическом, статистическом, отраслевом и др. - анализе их состояния.

 

[1] Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/analytics/83 (дата обращения: 24.08.2022).

[2] Индикаторы образования: 2022: статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, О. А. Зорина и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2022. 532 с.

[3] Федеральная служба государственной статистики. Образование. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/education (дата обращения: 24.08.2022).

[4] Топ-10 школ Волгоградской области https: // raex-rr.com/education/schools/southern_schools/rating_of_schools_of_Volgograd_region Красноярский край: лучшие школы региона (20) https://raex-rr.com/education/schools/siberian_schools/rating_of_schools_of_Krasnoyarsk_territory Лучшие школы Республики Саха https://raex-rr.com/education/schools/eastern_schools/rating_of_schools_of_Sakha_republic

[5]Закон об Образовании в РФ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 24.08.2022).

[6] Федеральная служба государственной статистики. Демография. Численность постоянного населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2022 года. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 09.07.2022).

[7] Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области https://obraz.volgograd.ru/folder_5/.

Список литературы

Крицкая Д.И. Анализ модели частного образовательного учреждения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2021. № 3. С. 45-49.
Маскина О.Г. Исследование и анализ методик оценки потенциала образовательной организации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 8-1. 2016. С. 160-163.
Моисеев А.М., Моисеева О.М. Стратегическое управление школой: Учебное пособие. М., Центр педагогического образования. 2012. 256 с.
Харькова О.М. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие для студентов. Оренбург, 2009. [Электронный ресурс] URL: https://cde.osu.ru/demoversion/course174/index.html (дата обращения: 24.08.2022).
Чикалов А.В., Шлыкова О.Н. Стратегический анализ деятельности образовательной организации как основа управления качеством образования // Сетевое издание Совета ректоров вузов Большого Алтая. № 1. 2019. С. 124-131. URL: http://rectors.altstu.ru/ru/periodical/archiv/2019/1/articles/2_12pdf doi: http://doi.org.10.25712/ASTU.2410-485X.2019.01.018.
Щербакова Е. Демографические итоги I полугодия 2021 года в России // Демоскоп. 2021. № 911-912. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2021/0911/ (дата обращения: 09.07.2022).