16+

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Aннотация

В статье рассматривается проблема разработки программы здоровья образовательной организации, создание здоровьесберегающей педагогической системы ОУ согласно требованиям ФГОС. Отражены принципы организации здоровьесберегающей работы в школе. Определены цель, задачи, подходы и принципы построения программы. Подчеркнуто, что образовательные организации разного уровня могут иметь особенности построения программы, согласно возрасту обучающихся и конкретным условиям ОУ.


Разработка программ по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни предполагает необходимость создания  здоровьесберегающей социально-педагогической системы ОУ, основанной на системно-деятельностном и онтогенетическом подходах [1, 4, 5, 6].

Наряду с общими требованиями и направлениями при разработке программы Здоровья (ФГОС), имеется вариативная часть, которая позволяет каждому ДОУ, школе, вузу иметь свой стиль, «лицо», собственные методы работы.

Принципы организации здоровьесберегающей работы в школе представлены на рис. 1.

                                

Рис. 1. Принципы организации здоровьесберегающей работы в школе

Fig. 1. The principles of arranging health preservation activities at school

Служба здоровья ОУ – это команда специалистов разного профиля, которая обеспечивает условия для сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, способствует развитию культуры здоровья и на её основе формирует здоровый образ жизни [8, 9].

Целью Программы здоровья является создание здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровьесозидающего уклада жизни образовательного учреждения.

Задачами программы являются:

  • повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры среди всех субъектов образовательного процесса;
  • организация внутренней среды образовательного учреждения, обеспечивающей здоровьесозидающий характер образовательного процесса и личную (коллективную) безопасность учащихся;
  • создание условий, обеспечивающих уменьшение рисков заболеваемости учащихся наиболее распространенными болезнями.

К основным направлениям деятельности относятся:

  • мониторинг здоровья и образа жизни учащихся и педагогов, качества здоровьесозидающей среды образовательного учреждения;
  • повышение готовности педагогов и специалистов к здоровьесозидающей деятельности;
  • внедрение в образовательный процесс здоровьесозидающих технологий воспитания и обучения.
  • совершенствование образовательных технологий и методики ормирования физической, информационной, экологической, психологической, валеологической культуры учащихся;
  • медицинское и санитарно-гигиеническое обеспечение образовательной среды и образовательного процесса;
  • создание условий для здорового питания в образовательном учреждении;
  • содействие укреплению здоровья учащихся и педагогов на основе разработки их индивидуальных оздоровительных программ;
  • валеологическое, психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ослабленных учащихся и педагогов.

Руководитель  образовательного учреждения обязан:

  • совместно с администрацией ОУ осуществлять подбор и профилизацию кадров по основным направлениям деятельности службы здоровья;
  • осуществлять руководство разработкой Программы деятельности Службы здоровья, планировать и осуществлять конкретные меры по ее реализации;
  • осуществлять руководство всеми направлениями деятельности по программе, осуществлять контроль выполнения  планов, целевых групп и конкретных специалистов;
  • участвовать в ресурсном и научно-методическом обеспечении деятельности по здоровьесбережению;
  • координировать совместную научно-исследовательскую, образовательную, методическую, просветительскую деятельность с подразделениями образовательного учреждения и организациями и учреждениями, работающими в сфере обеспечения здоровья;
  • обеспечивать профессиональную переподготовку, повышение квалификации  педагогического коллектива в области обеспечения здоровья участников образовательного процесса;
  • осуществлять анализ деятельности Службы здоровья, обобщать и представлять полученные результаты субъектам образовательного процесса – педагогам, учащимся и их родителям;
  • обращаться в научно-образовательные учреждения по вопросам научно-методического обеспечения деятельности службы здоровья;
  • взаимодействовать с организациями и учреждениями, работающими в сфере обеспечения здоровья, при составлении индивидуальных оздоровительных программ учащихся и педагогов;
  • ставить перед органами управления образованием вопросы, связанные с совершенствованием службы здоровья ОУ.

При создании и функционировании Программа Здоровье опирается на следующие подходы:

холистический подход к индивидуальному здоровью человека, в основе которого лежит понимание здоровья как многомерной системы, состоящей из взаимозависимых компонентов;

созидающий подход к обеспечению здоровья человека, сущность которого состоит в признании определяющей роли культуры здоровья как ценностно-мотивационной составляющей ЗОЖ;

средовой подход к созданию условий для обеспечения здоровья человека в системе образования, в котором образовательная среда определяется как совокупность внешних и внутренних по отношению к ОУ факторов, которые оказывают влияние на здоровье человека.

Указанные подходы определяют принципы деятельности ОУ:

принцип совместной профессиональной деятельности, который предполагает, что построение открытой здоровьесозидающей среды ОУ должно рассматриваться как коллективный "продукт" деятельности всех участников образовательного процесса и требует формирования единых ценностно-мотивационных оснований деятельности и метапредметного профессионального мышления специалистов ОУ;

принцип командного взаимодействия, который предполагает, что СЗОУ является командой, т.е. относительно автономным коллективом профессионалов, способным принципиально изменить качество образовательной среды на основе целенаправленности, мотивированности, распределения функций и ответственности, взаимной обусловленности действий, подчиненности определенному порядку деятельности, единого пространственно-временного функционирования участников;

принцип паритета деятельности специалистов, который предполагает построение горизонтальной структуры СЗОУ с учетом определения специфики функций каждого специалиста разного профиля в рамках единой организационно-функциональной модели; наличие организационных звеньев службы, на которые возлагаются определенные компетенции - полномочия и ответственность;

принцип вертикального управления, в основе которого лежит понимание того, что создание СЗОУ относится к системным управленческим преобразованиям и требует жесткой вертикальной структуры управления на основе административного руководства, создания отдельной структуры;

принцип сетевого взаимодействия, который требует выстраивания взаимосвязей между ОУ или их подразделениями, создания единого информационно-коммуникационного пространства;

принцип социального партнерства, который выражается в координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности ОУ с родителями обучающихся и воспитанников, общественностью, органами и организациями, деятельность которых непосредственно связана с решением проблем здоровья участников образовательного процесса.

Программу "Здоровье" в образовательном учреждении можно разрабатывать, используя раз­ные технологии [2, 3, 7]. В результате важно: позволяет ли данная технология получить результат с необходимыми качествами и какие усилия (затраты, условия) для этого требуются.

          Программа "Здоровье" – прежде всего рабочий документ для организации текущей и пер­спективной деятельности ОУ. В этом ее главное назначение. Эта программа является и официаль­ным документом, который представляется в органы управления образования в различных целях.

 

Список литературы

  1. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. Здоровьеориентированные педагогические технологии в системе непрерывного образования (на примере метода проектов): монография по проблеме сохранения здоровья. Новосибирск: ООО агентство «Сибпринт», 2013. 160 с.
  2. Абаскалова Н.П. Интеграция программ по общеобразовательным предметам средней школы с валеологией // Валеология. 2001. № 1. С. 23-30.
  3. Зверкова А.Ю., Абаскалова Н.П. Формирование ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения // Сибирский педагогический журнал № 9. 2012. С. 25-29.
  4. Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования: учебное пособие / Э.М. Казин, Н.П. Абаскалова, Р.И. Айзман и др., отв.ред. : Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина. М. : Издательство «Омега-Л», 2014. 575 с.
  5. Здоровье человека – 7: Материалы VII Международного научного конгресса валеологов / Под редакцией В.В. Колбанова. СПб.: ПСПбГМУ им. И.П.Павлова, 2014. 248 с.
  6. Ирхин В.Н. Педагогическая система школы здоровья: генезис, принципы и закономерности развития: дисс..д-ра пед.наук. Барнаул, 2002. 374с.
  7. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение:учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 144 с.
  8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011. 454 с.
  9.  Akimоvа L.A., Lutovina E.E., Thyssen P.P. Health forming education as the priority of Russian state education policy: essence, content, pros-pects. Life Sci J, 2014;11(10). P. 574-577.