16+

РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции «Здоровый образ жизни в контексте социализации обучающихся: проблемы и решения» в рамках IX Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России» Москва, 9-11 апреля 2015 года

Aннотация



Ключевые слова:

Одной из важнейших, но недостаточно учитываемых причин низкого уровня здоровья населения является острый дефицит у граждан, особенно у подрастающего поколения, необходимых знаний  по сохранению и развитию ресурсов своего здоровья  из-за отсутствия национальной концепции здоровья, учитывающей социоэкономические и этнокультурные особенности нашей страны, а также отсутствия государственной системы целенаправленного обязательного обучения здоровью, воспитания здоровой личности, формирования культуры здоровья. В связи с этим остается недооцененной роль системы образования в формировании здоровья населения, несмотря накопленный опыт и на существенное количество успешных практик здоровьеориентированной деятельности в образовательных организациях, в том числе на уровне муниципальных систем образования и целых регионов.

На особую роль системы образования указывают основные стратегические документы государственного значения: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг., федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней образования и др.

Однако реализовать идею формирования  здоровой личности  в настоящее время в нашей стране не представляется  возможным  из-за отсутствия  соответствующих  специалистов и опасного многообразия подходов к этой деятельности и ее трактовок, часто не имеющих прямого отношения к педагогике.

В свете важности вопроса формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, обеспечения безопасных для здоровья и развивающих условий обучения, способствующих успешной социализации детей, подростков и учащейся молодежи, была проведена конференция, целью которой явилось обсуждение проблем и перспектив формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников образовательных организаций в аспекте социализации.

В рамках конференции было организовано 2 пленарных заседания, 1 секция, 3 мастер-класса, демонстрирующих эффективные педагогические технологии формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников, презентация проектов финалистов Всероссийского конкурса проектов в области внедрения физкультурно-спортивного Комплекса «ГТО», 5 публичных лекций по различным аспектам педагогики здоровья, в том числе по вопросам организации здоровьеориентированной деятельности с детьми с ОВЗ, 2 круглых стола. Кроме того в рамках конференции было проведено Всероссийское совещание для работников системы образования по вопросам организации системной деятельности в области охраны и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни обучающихся, в ходе которого обсуждался проект методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации для образовательных организаций по вопросам организации системной деятельности в области охраны и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни обучающихся на основе межведомственного взаимодействия и социального партнерства. Также в рамках конференции прошла очная сессия курсов повышения квалификации для работников системы образования по тематике «Тьюторы здорового образа жизни».

В конференции приняли участие представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Комитета по образованию Государственной Думы Российской Федерации, представители органов управления образованием субъектов РФ, других профильных региональных министерств и ведомств, представители ведущих вузов и институтов развития образования Российской Федерации, руководители общественных организаций, работники образовательных организаций различных уровней образования (дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования детей, дополнительного профессионального образования), ученые и практики, а также представители СМИ.

На конференции были  рассмотрены управленческие, педагогические, психологические, санитарно-гигиенические и социальные аспекты здоровьеориентированной деятельности в образовательных организациях и решались задачи методологического, организационного, научно-методического характера, в том числе была осуществлена попытка концептуализации подходов к формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников как одного из ключевых направлений социализации в системе образования, представлен опыт здоровьеориентированной деятельности организаций общего и высшего профессионального образования. Особое внимание уделялось обсуждению вопросов

  • развития здоровьеориентированной личностной позиции детей с ограниченными возможностями здоровья,
  • обеспечения системы образования квалифицированными кадрами для решения задач формирования культуры здорового образа жизни и социализации обучающихся и воспитанников,
  • оптимизации ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнерства для создания единого здоровьесозидающего образовательного пространства на территории Российской Федерации.

В ходе выступления и дискуссии было отмечено следующее.

1.     Необходимо реализовать на государственном уровне идею «Здоровье через образование», создать систему обучения  здоровью подрастающего поколения, предусматривающую плановое обязательное изучение основ здоровья детьми и учащейся молодежью во всех образовательных организациях, начиная с детских садов (центральным звеном этой системы должны являться общеобразовательные организации). Для реализации программы обучения здоровью в системе непрерывного образования необходимо наладить профессиональную  подготовку учителей здоровья, предусмотреть в образовательных организациях соответствующие штатные должности. Требуется системное решение проблемы научно-методического, материально-технического, информационного обеспечения деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, оптимизация использования здоровьесозидающего потенциала содержания образовательных программ для формирования культуры здоровья обучающихся.

2.     В связи с тем, что профессиональное здоровье педагогов является на нынешний момент неудовлетворительным и категория «здоровье» занимает низшие позиции в системе профессиональных ценностей педагогов, что крайне негативно сказывается на организации здоровьеориентированной деятельности в системе образования, необходима разработка механизмов решения данной проблемы на государственном уровне.

3.     Обращают на себя внимание негативные тенденции в теории и практике педагогики здоровья: усиливающаяся бюрократизация и авторитаризм (особенно органов управления образованием разного уровня). Часто это проявляется в бездумном заимствовании чужого (в том числе западного) опыта, а иногда и псевдонаучных идей без учета местной, национальной специфики, в жесткой регламентации деятельности педагога и руководящих работников, преобладании охранительной и тренирующей стратегии заботы о здоровье вместо приоритета преобразующей стратегии, актуальной именно для педагогической деятельности.

Также участники конференции неоднократно отмечали, что разрозненные попытки, пусть даже успешные, решения проблемы приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни без учета комплексности и междисциплинарности проблемы не способны глобально повлиять на ситуацию ухудшения генофонда нации, уменьшения ресурсов здоровья населения. В связи с этим особо остро стоит задача государственной координации этой области образовательной практики при активном задействовании механизмов государственно-общественного управления и повышения личной ответственности каждого гражданина за сохранение и укрепление своего здоровья.

Результатом работы конференции стал ряд рекомендаций и предложений.

Министерству образования и науки Российской Федерации

1.     Создать рабочую группу из представителей научно-педагогических и образовательных организаций, в том числе принявших участие в конференции, для доработки проекта Методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации для образовательных организаций по вопросам организации системной деятельности в области охраны и укрепления здоровья, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на основе межведомственного взаимодействия и социального партнерства.

2.     Организовать проведение комплексных научных исследований по вопросам педагогики здоровья.

3.     Определить сущность профессиональной функции педагогических и руководящих работников системы образования, связанной с сохранением, укреплением и развитием здоровья обучающихся, воспитанников; направить в Министерство труда Российской Федерации проект документа о внесении изменений в соответствующие профессиональные стандарты.

4.     Разработать систему оценки профессиональной деятельности педагога в вопросах организации здоровьесберегающих условий и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников, в том числе при активном участии независимых экспертов в области качества образования; учитывать при аттестации работников образования и руководителей образовательных организаций результаты в области развития здоровьеориентированной личностной позиции обучающихся, воспитанников как одной из важнейших личных и социальных компетенций, продумать механизмы соотнесения профессиональных стандартов «Педагог» и «Руководитель образовательной организации» с системой профессионального образования, в том числе дополнительного профессионального, в аспекте реализации работниками образования профессиональных функций здоровьеориентированного характера; разработать соответствующий инструктивный документ для оптимизации оценки качества деятельности работников образования в области сохранения, укрепления и развития здоровья обучающихся в аспекте их социализации.

5.     Регулярно проводить для получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по сохранению, укреплению и развитию здоровья обучающихся, воспитанников, мониторинг здоровья обучающихся и воспитанников, включающий обязательную позицию – оценку уровня сформированности здоровьеориентированной личностной позиции.

6.     Скорректировать содержание государственного образовательного стандарта ВПО по подготовке бакалавров педагогического и психолого-педагогического направления в вопросах сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников, в частности, предусмотреть в общепредметном блоке в качестве обязательной дисциплину «Организация здоровьесберегающей деятельности в образовании», а в содержании дисциплины «Методика преподавания» предусмотреть вопросы, связанные с воспитанием культуры здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе в процессе преподавания соответствующего предмета.

7.     Создать реестр образовательных программ, направленных на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, провести экспертизу данных программ с учетом современных научных представлений об организации профилактической деятельности и методики формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

8.     Стимулировать создание разветвленного экспертного сообщества на разных уровнях (федеральном и региональном) в сфере педагогики здоровья, обеспечить экспертам реальные рычаги влияния на органы управления образованием. Провести валеологическую оценку образовательных программ и методик, используемых в системе дошкольного, общего и дополнительного образования детей, составить рекомендательный список по данным анализа.

9.     Разработать и реализовать систему обучения здоровью (формирование здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья) родителей обучающихся и воспитанников на базе педагогических вузов и организаций системы общего образования.

10.           Создать федеральную информационную среду педагогики здоровья в виде соответствующих сайтов.

Высшим органам управления субъектов Российской Федерации

  1. Разработать и реализовать на территории субъектов РФ программу «Профессиональное здоровье педагога».

Организациям, реализующим образовательные программы профессионально-педагогической направленности

1.     Оптимизировать за счет вузовского компонента профессиональную подготовку бакалавров по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» к организации здоровьеориентированной деятельности, в том числе включению валеологического компонента в содержание профессиональной деятельности с учетом ее специфики (предусмотреть изучение студентами дисциплин «Организация здоровьеориентированной образовательной деятельности», «Здоровьесозидающее воспитание», «Психолого-педагогическое сопровождение здоровьеориентированной деятельности педагогов» и т.п.).

2.     Разработать образовательные программы для уровня магистратуры по подготовке учителей здоровья, тьюторов здорового образа жизни, административных работников, осуществляющих координацию здоровьеориентированной деятельности в образовательных организациях.

3.     Принять участие в открытом публичном Всероссийском конкурсе образовательных организаций высшего образования на звание «ВУЗ здорового образа жизни».

4.     Развивать деятельность структурных подразделений (центров, служб), осуществляющих содействие укреплению здоровья студентов.

Организациям, осуществляющим дополнительное профессиональное образование педагогов

1.     Разработать и реализовать программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников, освещающие организационно-педагогические, методические и содержательные аспекты деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников в образовательных организациях, развития здоровьеориентированной личностной позиции всех участников образовательного процесса с учетом тенденций к индивидуализации образования, усилению роли социального партнерства, в том числе развития волонтерских проектов.

2.     Обеспечить педагогам и руководителям образовательных организаций возможность непрерывного профессионального совершенствования по вопросам организации здоровьеориентированной деятельности через развитие сетевых профессиональных сообществ, проведение обучающих семинаров, круглых столов по обмену опытом и реализации других инновационных форм профессионального общения, а также через развитие конкурсного движения педагогов, содействующих здоровью.

Организациям системы общего образования

1.     Обеспечить путем реструктуризации координацию здоровьеориентированной деятельности всех сотрудников образовательной организации.

2.     Обеспечить системность реализации коллективом организации здоровьеориентированной деятельности для повышения качества образования в целом с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого обучающегося, воспитанника, с привлечением возможностей сетевого взаимодействия и социального партнерства с семьей, организациями иных ведомств, волонтерскими проектами, в том числе на основе механизмов государственно-общественного управления.

3.     Развивать мотивацию коллектива на организацию профессиональной здоровьеориентированной деятельности, в том числе через формирование особого отношения педагогов к здоровью как к профессиональной ценности, через поддержку творческих инициатив педагогов в этом направлении деятельности, адресное тьюторское сопровождение процесса профессионального развития педагогов.

4.     Развивать в образовательной организации инициативы обучающихся в области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, обеспечить приоритет личностно-деятельностного и холистического (целостного) подхода к организации здоровьеориентированной образовательной деятельности.

 

Список литературы

Список использованной литературы появится позже.