16+

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Aннотация

В статье представлены историко-педагогические аспекты развития профессиональной ориентации в процессе самоопределения личности. Дан краткий анализ профессиональной ориентации в России и в зарубежных странах.


Введение. Профессиональное самоопределение – одна из ключевых проблем становления личности каждого человека, современного общества в целом. Обществу необходимы профессионалы, мастера высокого уровня компетентности, а личности – удовлетворение от результатов трудовой деятельности, соответственно, полная реализация своих способностей.

Перед системой образования всегда стояли остро проблемы жизненного, личностного, профессионального самоопределения обучающихся, соответственно, решение вопросов профессиональной ориентации школьников. Однако, как показывает анализ научной литературы, эта проблема на всех исторических этапах не была решена в соответствии с требованиями времени [2; 4; 5 и др.].

Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования, разработанная в соответствии с Государственным заданием Министерства образования и науки РФ, указывает на необходимость создания единой профориентационной среды, включающей информационную и образовательную составляющие, что должно быть обеспечено образовательным стандартом подготовки специалистов [3].

Основная часть. Профессиональная ориентация (фр. Оrientation –  установка) – определенный комплекс психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на организацию педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения подрастающего поколения, проектирование жизненных стратегий обучающихся, на решение вопросов их профессиональной подготовки и трудоустройства в будущем. Каждый ребенок в школьном возрасте должен уметь самостоятельно определить для себя будущую сферу профессиональной деятельности, сделать правильный выбор профессии в соответствии со своими интересами, склонностями и потребностями, а также с запросами общества, государства и рынка труда к современному специалисту [5].

Цель работы. Рассмотреть особенности организации профессиональной ориентации в России и в зарубежных странах в историко-педагогическом аспекте, через призму самоопределения личности обучающегося в общеобразовательной организации.

Методы исследования. В проведенном исследовании применялся комплекс следующих методов: анализ отечественных и зарубежных исследований по проблемам профессиональной ориентации личности и педагогического сопровождения этого процесса, моделирование, ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Появление элементов определения профессиональной пригодности уходит в глубину веков. В середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников школ – будущих писцов. Профессионально подготовленный писец в те времена был одной из центральных фигур цивилизации. Он умел измерять (находить площадь земли или здания), соответственно знал арифметические действия, он должен был уметь петь и играть на нескольких музыкальных инструментах, знать основы строения свойств растений, металлов, почвы. В Китае в это время распространенными стали должности правительственных чиновников. Существовала целая система экзаменационных заданий на соответствие занимаемой должности. В Китае эта церемония проводилась в особо торжественной обстановке. Молодые люди завоевывали авторитет уже потому, что осмелились пройти испытания на соответствие данной должности. Экзамен воспринимали как праздник, зачастую испытания проводил сам император [4].

Профессиональная ориентация как системное явление возникла позже, в середине XIX века. В связи с развитием промышленности, новых производственных процессов, возрастанием роли специализации и профессионализации труда, необходимостью подготовки большого количества рабочих профессиональная ориентация начала формироваться как системный общественный процесс. Массовое привлечение рабочей силы на производство положило начало основным теоретическим разработкам на соответствие профессий индивидуальным способностям человека.

Первый кабинет профессиональной ориентации возник в 1903 г. в Страсбурге во Франции. Немного позднее, в 1909 г., такой кабинет открылся в Бостоне (США). Работа кабинетов профессиональной ориентации впервые в истории строилась на научной основе по следующим направлениям: работа со школами и другими учебными заведениями; организация работы психологических лабораторий, разрабатывающих концепции и систему диагностических процедур.

Одной из первых теорий профессионального выбора стала трехфакторная модель профориентации Ф. Парсона, которая была разработана в 1908 г. Основными идеями этой теории стали следующие: изучение личностных особенностей человека, изучение требований к определенной профессии, сопоставление и анализ первых двух идей и составление рекомендаций по выбору профессии. По мнению О.И. Кононоговой, модель Ф. Парсона «носит директивный характер, игнорируя тот факт, что мир профессии динамичен, и требования, предъявляемые профессиями к человеку, неуклонно меняются. При  этом индивидуальность рассматривается как нечто застывшее и неизменное, раз и навсегда заданное» [2, с. 17]. Несмотря на определенные недостатки модели Парсона, она оставалась ведущей до середины XX века. Одним из критиков теории профессионального выбора стал Д.Е. Сьюпер, который предложил рассматривать выбор профессии как длительный и постоянно меняющийся процесс. Он считал, что изменения касаются, прежде всего, личности: именно жизненный опыт определяет будущее в профессиональном становлении [4].

В характеристике развития профессиональной ориентации в России остановимся на следующих этапах.

При Петре I был издан «Указ об отрешении дураков от наследства» (1772 г.), в котором говорилось: «И буде по свидетельству явятся таковые, которые ни в науку, ни в службу не годились, и впредь не годятся, отнюдь жениться и замуж не допускать». Это была определенная царем, своеобразная диагностика детей [1].

В.Н. Татищев делает первый опыт обзорной классификации профессий как отрасли научного знания, который он изложил в «Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ». Эта классификация является необычной вследствие разделения «наук» на полезные и «тщетные» (например, астрология, физиогномика) или «вредительские» (ворожба и колдовство). Одним из первых В.Н. Татищев озвучил идею «трудовых проб»: «…А кто к чему большую охоту способность явит, тогда ему в той науке более времени допустить, а в другом убавить или весьма оставить…» (из инструкции «О порядке преподавания в школах при Уральских казенных заводах»). Следует отметить, что в XVIII в. понятие «профессиональный выбор» было идентично определению «социальное происхождение». Проблема выбора жизненного пути рассматривалась только с позиции социального статуса. Дворянин не мог, даже имея выдающиеся способности, стать музыкантом (статус которого был приравнен к прислуге), а крестьянину было позволительно реализовывать себя только в качестве сельского труженика [1].

С начала XIX в. в России, как и во всем мире, внедрение технического прогресса стало основой новых, современных требований к подготовке и обучению квалифицированных рабочих. Уже с 80-х гг. XIX в. популярны стали справочники, альманахи, которые рекламировали или только указывали на место расположения учебных заведений. Впервые были указаны правила приема, программы и профили обучения. Социальным открытием историки признают издание в начале XX в., в 1905 г., специального информационного справочника для женщин, желающих получить образование [4].

Книга К.К. Вебера «Рассказы о фабриках и заводах» (с 1871 г. по 1912 г. было осуществлено девять изданий данной книги) была предназначена для детей и подростков. Н.И. Кареев в своей книге «Выбор факультета и прохождение университетского курса» (1897 г.) в популярном для того времени стиле представил данные, необходимые при выборе определенного рода занятий и рекомендации по выбору факультета. Л.И. Петражицкий в своей книге «Университет и наука» (1907 г.) описал основные трудности при выборе профессии, пути ее освоения и трудности самой профессии. Профессор Н.А. Рыбников в статье «Психология и выбор профессии», которая была опубликована в сборнике «На распутье» (1917 г.), представил описание более двадцати профессий, относящихся к числу «интеллигентных», требующих высшего образования. Среди них описание профессии работника дошкольного воспитания, народного учителя, учителя средней школы, работника внешкольного образования, ученого, архитектора, актера, музыканта, агронома, инженера, коммерческого и железнодорожного служащего, медицинского работника, ветеринарного врача и др. В составлении данного перечня профессору помогали представители указанных профессий [4].

Ученые-историки отмечают, что первое профориентационное учреждение в России появилось в 1897 году. Как и в учреждениях, открытых к тому времени в Великобритании, Германии, США и других странах,  основной целью службы по «приисканию» работы было развитие направления деятельности по профессиональной ориентации молодежи, а также развитие консультационных услуг. Именно с появлением консультационных услуг в России и за рубежом приобретала популярность деятельность педагогических служб в различных школах. Одним из родоначальников данного движения считают Дж. Дэвиса, который еще в 1898 г. начал проводить консультации по вопросам выбора профессии для обучающихся школ Детройта. К «пионерам» данного направления можно по праву отнести Ф. Парсонса, открывшего Бюро руководства выбором профессии в 1908 г. в г. Бостоне [4].

Родоначальником современной психодиагностики в области профессиональной ориентации является Ф. Гальтон, который предложил специальные измерительные процедуры (впоследствии названные тестами) для выявления способностей личности. Обследовав сотни людей разных профессий и разного социального положения в своей лаборатории, он пытался доказать, что все способности человека являются врожденными: дети музыканта должны музицировать, каменщика – строить дома. Полученные результаты не подтверждали его теорию. Тесты показывали совершенно другие результаты: «пролетарий» своими врожденными способностями мог превосходить представителей привилегированных сословий; он вполне мог стать врачом или юристом, но классовые барьеры не давали ему возможности развиваться и реализоваться. Тщательный анализ измерительных материалов позволил Ф. Гальтону сделать вывод о том, что методика упорядоченного тестирования требует анализа и эксперимента.

В начале XX в. во Франции А. Бине и Т. Симоном была предпринята первая попытка измерения интеллектуальных способностей детей на основе дифференцированного подхода. С началом первой мировой войны во многих странах Европы активизировалась разработка тестов для определения профессиональной пригодности, для ускоренной подготовки лиц, обладающих необходимыми для военного времени знаниями. Интенсивное техническое перевооружение промышленности ведущих государств актуализировало проблему взаимодействия в системе «человек-техника». Становилось очевидным, что не каждый может овладеть и управлять сложными техническими устройствами и процессами. Обозначилась необходимость соответствующих способностей, знаний и умений, выявление которых представлялось возможным с применением современных исследований в области профессионального отбора.

После 1917 г. интерес к проблемам профессионального отбора значительно усилился и в России. В 1921 г. указом В.И. Ленина был основан Центральный институт труда (ЦИТ), в котором начала свою деятельность лаборатория профессиональной ориентации. Выдающиеся психологи и педагоги П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, первые советские психотехники А.Т. Болтунов, С.Г. Геллерштейн, И.Н. Шпильрейн занимались изучением проблем профессиональной ориентации и выбора профессии. В 1927 г. по инициативе В.М. Бехтерева при Институте мозга было открыто первое в СССР Бюро профессиональных консультаций, где особое внимание уделялось работе школ-мастерских, фабричных и заводских школ. Бюро проводило исследования по выявлению индивидуальных свойств личности (обучаемость и утомляемость), проводились исследования по новым тестовым методикам. Были разработаны ряд методических рекомендаций по организации профориентационной работы в школах. Методическое пособие «Профконсультационная карточка» было рекомендовано для работы педагогам. В этом пособии была представлена примерная схема изучения личности по разделам: социальное положение семьи, общественно-полезная работа учащегося, профессиональная направленность (педагогическая характеристика специальных склонностей). На основании представленных данных составлялось заключение для направления обучающегося по определенному виду способностей на дальнейшее обучение [4].

Заключение. Современная система профориентационной работы со школьниками своей целью имеет анализ проблем социально-профессионального самоопределения, имеющего личностную направленность. Современные образовательные концепции представляют парадигму восхождения от профориентационной работы к педагогическому сопровождению профессионального самоопределения, стратегическим ориентиром которого остается приоритет интересов личности. 

Список литературы

  1. Антология педагогической мысли России XVIII в. М.: Педагогика, 1985. 478 с.
  2. Кононогова О.И. Профессиональная ориентация учащихся в учреждении дополнительного образования: Дис. … канд. пед. наук. Ростов-на Дону, 2007. 190 с. 
  3. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев. М.: ФИРО; М.: Перо, 2014. 38 с. 
  4. Кормакова В.Н. Генезис профориентационных идей в традиции отечественной гуманистической педагогики (XVIII-XXI вв.) // Вестник ПГЛУ. 2009. №1. С. 306-311. 
  5. Кормакова В.Н. Феноменология педагогического сопровождения профессионального самоопределения выпускников общеобразовательных организаций // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2014. №20 (191). Вып. 23. С.172-183.