16+

АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА

Aннотация

В статье представлен анализ взаимосвязи показателей межполушарной асимметрии с особенностями саморегуляции студентов вуза. Доказано, что существуют значимые различия процессов саморегуляции у испытуемых с разными вариантами латеральных профилей межполушарной асимметрии и общие особенности данных процессов у лиц, имеющих одинаковые варианты латеральных профилей. Полученные данные могут быть использованы в целях профориентации, для оптимизации учебной деятельности, при реализации принципов дифференцированного обучения, а так же при проведении занятий по совершенствованию системы саморегуляции.


Исследуя особенности осознанной саморегуляции, мы вынуждены учитывать и закономерности саморегуляции, осуществляемой на уровнях, не всегда контролируемых сознанием (закономерности авторегуляции, свойственные функциональным системам, обеспечивающим жизнеспособность и поведение человека), и закономерности саморегулирования ранее протекавшие под контролем сознания, а в настоящий момент не требующие пошагового сознательного контроля, и закономерности саморегулирования «закрепившиеся» в личностных характеристиках  человека [3; 4; 8].

Осознанная саморегуляция, по О.А. Конопкину, понимается как системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно peaлизующей достижение принимаемых человеком целей. Место и роль психической саморегуляции в жизни человека достаточно очевидны, если принять во внимание, что практически вся его жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности. Приставка «само-» к термину «регуляция» отражает не только факт осознания субъектом осуществляемых им актов своей произвольной активности и целенаправленное управление ими, но и определение самим субъектом как объективных предметных, рационально-логических, так и личностно-ценностных оснований отдельных деятельностных актов и их соотнесение и согласование с контекстом целостной системы своих стержневых личностных потребностей и ценностей, смысловых установок и убеждений, с содержанием самосознания [3].

По нашему мнению феноменология саморегуляции активности представляет интерес с точки зрения ее связи с показателями моторных проб и профилей латеральной организации. Поскольку психическая саморегуляция рассматривается как контролируемый сознанием процесс, постольку в основу данного исследования положено небезосновательное допущение о том, что особенности саморегулирования могут быть связаны с межполушарной организацией мозговой активности, о которой можно судить по показателям моторных проб и индивидуальных профилей латеральности. Плодотворной и перспективной при развитии данного направления оказалась концепция А.Р. Лурия о структурно-функциональных блоках мозга и развиваемый на ее основе подход (Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, В.А. Москвин, Н.В. Москвина), при котором изучение межполушарных взаимоотношений в норме сводится к сопоставлению латеральных признаков и вариантов их сочетаний (профиль латеральной организации – ПЛО) с особенностями реализации ряда психических процессов, в том числе, и с возможностями произвольного управления деятельностью [4; 8]. Э. Голдберг отмечает, что накапливается все больше информации о том, как индивидуальные нейронные различия связаны с индивидуальными когнитивными различиями и с различиями в стилях принятия решений [2]. Современные исследования показывают, что биохимия индивидуального мозга характеризуется высокой вариабельностью, и эти отличия наиболее выражены в лобных долях.

При этом показано, что недостаточная сформированность саморегуляции является основной причиной трудностей на пути профессионального самоопределения и овладения необходимыми умениями и знаниями при освоении конкретной профессиональной деятельностью (В.Н. Обносов, А.К. Осницкий, Т.С. Чуйкова) [5; 6].

Уяснение взаимосвязи особенностей саморегуляции, с особенностями функциональной организации деятельности мозга с необходимостью требует дополнительных исследований. В исследовании изучаются наиболее общие характеристики саморегуляции активности (поведения), такие как целеобразование и целеполагание, предвидение (антиципация), ориентация во времени и временная перспектива, и необходимость в поддержке, выявляемые с помощью общеизвестных личностных опросников и корректурной методики.

Данные представленные в работе являются результатом поиска в исследовании подтверждений существования связи индивидуальных различий в процессах саморегуляции с особенностями профилей латеральности, характеризующих функциональную асимметрию регуляции активности человека. Сочетание общепсихологического и дифференциально-психологического подхода позволяет установить многоуровневые связи особенностей функциональной асимметрии с поведенческими и личностными характеристиками саморегуляции, реализуемыми в системе действий по организации временного и жизненного пространства человека; установить связи между разноуровневыми индивидуальными личностными и деятельностными особенностями саморегуляции и особенностями функциональной асимметрии, фиксируемыми в профилях латеральной организации и в показателях моторных проб [7].

Для исследования индивидуальных различий в процессах саморегуляции выборку составили из 84 студентов в возрасте от 17 до 22 лет (студенты педагогического института НИУ «БелГУ»).

В работе использовались 2 блока методик.

1. Методики, ориентированные на диагностику показателей функциональной асимметрии: методики А.Р. Лурия, и моторные пробы, "Карты латеральных признаков", по А.П. Чуприкову, применяемые для выявления латеральных особенностей человека; и определения ПЛО. Помимо леворукости/проворукости, определялся профиль латеральной ориентации (ПЛО) по сенсорным системам рука-ухо-глаз.

2. Методики для диагностики индивидуальных личностных характеристик, так или иначе связанных с показателями саморегуляции: опросник Р. Кеттелла (16 PF) для оценки личностных качеств, связанных с саморегуляцией активности человека; методика диагностики умений и свойств саморегуляции деятельности А.К. Осницкого; методика «Корректурная проба» А.К. Осницкого; методика тревожности SMAS А.М. Прихожан; методика определения смыcложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; методика «Временные ориентации» Е.И. Головахи и А.А. Кроника).

В целом, индивидуальные особенности испытуемых предполагается исследовать с помощью 48  психодиагностических шкал.

Обработка результатов предполагается проводить программой статистической обработки данных "STATICTICA" с использованием непараметрического критерия j* – углового преобразования Фишера, для выявления связей показателей саморегуляции с разными латеральными профилями (ПЛО) при анализе результатов исследования возможно проведение факторного анализа, для определения взаимосвязи между личностными особенностями студентов и спецификой самооценивания собственных регуляторных умений использовать корреляционный анализ.

Распространенность латеральных признаков изучалась в соответствии с методикой «Карта латеральных признаков», вариации латеральных профилей рассматривались в системе «рука – ухо – глаз» (разработанной и описанной Е.Д. Хомской, И.В.Ефимовой). Е.Д. Хомская рассматривает индивидуальный профиль сенсорных и моторных асимметрий как «интегративный показатель, характеризующий межполушарную асимметрию и межполушарное взаимодействие мозга» данного человека как парного органа. В профиле «рука-ухо-глаз» – с «рукой» связан преимущественно моторный двигательный компонент поведенческого акта, а с «ухом» и «глазом» – воспринимающие и ориентирующие компоненты. Необходимо было это учитывать, так как психофизиологические и психологические черты личности определяются профилем функциональной асимметрии по моторным и сенсорным системам, а не по отдельным модальностям церебрального доминирования (в том числе, право – или леворукостью). Тип полушарной латерализации является нейрофизиологической основой психофизиологической и, в том числе психомоторной индивидуальности, а в моторной организации человека отражается целостная характеристика его и как индивида, и как личности, и как субъекта при всей неповторимой индивидуальности [8].

Полученные результаты свидетельствуют о том, что среди студентов – юношей и девушек – обнаружены подгруппы студентов с различными ПЛО. А так же выборку представилось возможным разделить по показателю ведущей руки. В выборке  и юношей, и девушек  представлены леворукие студенты. Анализ распространенности латеральных признаков и вариантов их сочетаний в выборках девушек и юношей – студентов (с учетом фактора пола) позволил в ряде случаев выявить достоверные отличия.

Полученные в ходе исследования данные позволили сделать предположение о латерализации нейрофизиологических основ индивидуальных различий, которые могут находить проявление в интеллектуальной (как общий, так и социальный интеллект) и эмоциональной активности, а также, что наиболее ценно для данной работы, в особенностях регуляторных процессов. Таким образом, на основании этого предположения, все данные были систематизированы с учетом показателей функциональной асимметрии. Анализ функциональных асимметрий мозга начинали с определения моторной пробы, которая позволила разделить выборку на правшей и левшей.

Для выявления у студентов индивидуальных особенностей при самооценивании наличия или отсутствия регуляторных умений или каких-либо характеристик саморегуляции, связанных с решением задач, выполнением учебных и учебно-производственных заданий и организацией повседневного поведения в качестве базовой методики использовался опросник «Саморегуляция» А.К. Осницкого. У испытуемых с разными показателями моторной пробы выявлен ряд значимых различий в самооценивании умений саморегуляции.

По показателю сформированности структурно-компонентных умений саморегуляции (инициативность, осознанность, ответственность, автономность, податливость воспитанию) выявлены значимые различия между испытуемыми с разными показателями моторной пробы по А.Р. Лурия. Испытуемые с правым показателем моторной пробы значительно реже отмечали отсутствие у себя этих умений. То есть, можно предположить, что у респондентов правшей (с правым показателем пробы «перекрест рук») в большей степени развиты процессы целеполагания и удержание цели, анализа и моделирования условий, выбора средств и способов действий, а так же оценка результатов и их коррекция (в случае необходимости). Таким образом, подтверждаются и данные Л.Ф. Бурлачука о преобладании негативных самооценок, связанных с доминированием правополушарности (у левшей) [1].

Обнаружились значимые различия при самооценивании функциональных особенностей саморегуляции. По данной шкале прослеживается та же динамика, то есть у испытуемых правшей обнаруживаются более высокие показатели наличия функциональных особенностей саморегуляции и значительно более низкие отсутствия. У студентов обнаруживаются более высокие показатели обеспеченности регуляции в целом, упорядоченности, детализации, практической реализуемости намерений и оптимальность регуляции действий.

В показателях динамических характеристик саморегуляции, определяющих динамику предпринимаемых действий, также обнаружены статистически значимые различия. Правши чаще отмечают у себя наличие осторожности, уверенности, пластичности, практичности и устойчивости в регуляции деятельности, чем респонденты с левым показателем моторной пробы.

Личностно-стилевые особенности саморегуляции испытуемые левши оценивали свои личностно-стилевые особенности саморегуляции более высоко, чем испытуемые правши.

Дифференцировать выборку студентов по таким показателям работоспособности как стабильность, истощаемость и мобилизуемость позволила методика «Корректурная проба» А.К. Осницкого. Респонденты с разными показателями моторной пробы и профилями латеральной организации демонстрировали разные показатели стабильности работы. Оценка объема переработанного материала за вторую минуту показала, что испытуемые - правши за отведенное время перерабатывают меньшее количество материала, но при  этом демонстрируют  и меньшее количество ошибок.

Колебания в количестве переработанного материала не превышают допустимые 20% у респондентов, как с правым, так и с левым показателем моторной пробы. То есть, первое проведение "корректурного задания" можно оценить как стабильное для выборки в целом. При повторных (многократных) повторениях пробы критерий определения стабильности был поднят до 15 %. Большинство студентов-юношей продемонстрировали эффект латентного научения (последующие выполнения задания происходили быстрее, чем в первый раз), но при этом, студенты – юноши с накоплением леволатеральных признаков допускали и значительно большее количество ошибок (пропуск отдельных знаков). Так количество отработанного материала увеличивалось на 8-12%, но и количество ошибок увеличивалось от 1-2 до 6-8. Девушки – левши (с накоплением праволатеральных признаков) обнаружили статистически значимые отличия по показателю истощаемости. В ситуации многократного повторения заданий объем выполненного задания уменьшался на17-22 %.

Методика SMAS А.М. Прихожан позволила выявить показатели  тревожности как относительно устойчивого образования у студентов с разными показателями моторной пробы.

Таблица 1. Показатели  тревожности как относительно устойчивого образования, (%)

Table 1. Indicators of uneasiness as rather steady education, (%)

 

Характеристики

состояния тревожности

 

 

Стены

Показатели тревожности  (%)

с учетом пробы

«перекрест рук» (А.Р. Лурия)

Юноши

Девушки

п

л

п

л

Состояние тревожности испытуемому не свойственно

1-2

4

2

2

2

Нормальный уровень тревожности

3-6

84

82

65.6*

32.5

Несколько повышенная тревожность

7-8

12

10

22.5*

14

Явно повышенная тревожность

9

-

6

8*

47.5

Очень высокая тревожность

10

-

-

2

4

 

*звездочкой отмечены показатели, значимо отличающиеся по j* критерию Фишера, при p <0,05

 Данные студентов-юношей с разными показателями моторной пробы и ПЛО свидетельствуют о наличии у большинства респондентов нормального уровня тревожности, необходимого для успешной адаптации и продуктивной деятельности человека. У девушек-студенток с накоплением леволатеральных признаков представлена группа респондентов с явно повышенной тревожностью, которая носит генерализованный, разлитой характер и может влиять на индивидуальные особенности процессов саморегуляции. В отличие от студентов – юношей в группе девушек студенток представлены испытуемые с очень высокими показателями тревожности, фактически составляющие группу риска. При таких высоких показателях тревожности существует угроза качественного снижения показателей саморегуляции и ухода в психосоматические заболевания. По показателям самооценивания именно эти испытуемые первыми отмечали у себя отсутствие умений саморегуляции.

Для сопоставления показателей моторной пробы, свидетельствующей об асимметрии в организации мозговых структур, с личностными особенностями саморегуляции поведения испытуемых, использовалась методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла. У испытуемых с разными показателями моторной пробы и ПЛО выявлен ряд значимых различий в выраженности коммуникативных свойств и особенностей межличностного взаимодействия. Показатели выраженности связанных с саморегуляцией личностных особенностей студентов по Кеттеллу в зависимости от латерализации их функций в мозговых структурах представлены в таблице 2.

Таблица 2.  Показатели личностных особенностей у студентов по Кеттеллу

Table 2. Kettella indicators of personal features in students

 

Шкалы

 

ПЛО

(Е.Д.Хомская и др., В.А. Москвин)

Показатели пробы

«перекрест рук» (А.Р. Лурия)

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

п

л

п

л

п

л

п

л

 

Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия

А

ПЛЛ

 

9.0

 

13.0

 

15.0

 

11.0

12.5

16.0

17.0

11.0

                                  ПЛП

15.0

12.0

-

-

 

   

 

 

Е

 

 

 

 

17.0

14.0

Н

ПЛЛ

11.5

7.0

13.5

9.0

15.5

13.0

20.0

14.5

 

Эмоционально-волевая сфера

С

 

 

18.0

10.5

 

 

Q3

 

 

14.0

10.5

 

 

Q4

ПЛП

10.5

15.5

18.0

13.5

10.5

15.5

13.5

16.0

 

Интеллектуальная сфера

М

ППЛ

10.0

16.5

 

 

8.75

12.3

-

-

           

Данные по фактору А свидетельствуют о том, что испытуемые левши более импульсивны, озабочены, замкнуты, а испытуемые  правши – более динамичны, адекватны и эффективны в ситуациях общения. По фактору Е также существуют значимые различия в выборке девушек с разными показателями моторной пробы по А.Р. Лурия. Высокие результаты по данной шкале демонстрируют испытуемые с правым показателем моторной пробы. Такие данные свидетельствуют о склонности к принятию самостоятельных интеллектуальных решений. Люди с высокими показателями по данному фактору придерживаются собственных взглядов, но и, как правило, ожидают самостоятельности от других людей. По фактору Н установлено, что респонденты левши с накоплением левых латеральных признаков в асимметричной организации мозга отличаются и более низкими показателями, они более сдержанные, робкие, неуверенные в себе, сомневающиеся в ситуации принятия решения.

Испытуемые с разными показателями левшества и правшества и ПЛО имеют ряд различий в эмоционально-волевой сфере. Высокие баллы по данному фактору (эмоциональная устойчивость, сила «Я») более характерны для испытуемых правшей с накоплением праволатеральных признаков. Они более склонны демонстрировать выдержанность и эмоциональную зрелость. У испытуемых (респонденты с правым показателем моторной пробы и накоплением праволатеральных признаков в ПЛО) с высокими показателями по шкале С более гибкое поведение, в стрессовых ситуациях они способны выбирать оптимальный вариант решения проблемы. Также имеются различия по факторам Q3 и Q4 , что дополнительно свидетельствует о большей организованности и более высоком самоконтроле у испытуемых правшей с накоплением  праволатеральных признаков. У этих респондентов достаточно развит волевой контроль над своими эмоциями и поведенческими реакциями, благодаря чему они хорошо работают в группе.

Данные выявленные по фактору М показали особенности в уровне интеллектуального развития испытуемых. При этом значимые различия обнаружены между юношами с разными показателями моторной по шкале М. Более низкие показатели по этому фактору характеризуют студента как практичного, ориентированного на внешнюю реальность, человека следующего общепринятым нормам, но при этом, возможно, с недостаточно высоким уровнем творческого воображения. Испытуемые-юноши с накоплением праволатеральных показателей так же демонстрируют более высокие показатели по данной шкале.

Таким образом, полученные результаты по методике Р. Кеттелла 16 PF свидетельствуют о наличии связи ряда личностных черт испытуемых, определяющих индивидуальные особенности саморегуляции активности с показателями функциональной асимметрии.

Данные по шкале компетентности во времени, полученные по методике САТ, у юношей статистически значимых различий не обнаруживают. Различия значимы лишь в выборке девушек. Также у студентов правшей (и юношей, и девушек) обнаружены значимые различия по шкале ценностных ориентаций измеряющей, в какой степени человек разделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности. Но данные респондентов, относящихся к разным ПЛО, уточняют результат, подчеркивая, что более высокие результаты обнаруживаются у испытуемых с накоплением праволатеральных показателей. Высокие показатели по этой шкале у испытуемых с накоплением праволатеральных признаков свидетельствуют, во-первых, о способности человека "жить настоящим", переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте; во-вторых, ощущать неразрывность времени, то есть видеть свою жизнь в достаточной мере целостно. Такое мироощущение является одним из показателей высокой самоактуализации личности.

По дополнительным шкалам методики САТ различия в показателях саморегуляции получены не по признаку левшества или правшества (по А.Р. Лурии), а только по показателям ПЛО, которые позволяют более дифференцировано подойти к анализу связи индивидуальных различий в функциональной асимметрии с показателями самоактуализации человека. Особый интерес представляют данные по шкале спонтанности. Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о возможности другого, не рассчитанного заранее способа поведения. Полученные данные свидетельствуют о том, что преобладание леволатеральных признаков приводит к снижению спонтанности в поведении. При этом испытуемые с левым показателем моторной пробы демонстрируют более высокие баллы по шкале креативности, характеризующей творческую направленность личности. По шкале гибкость поведения, которая измеряет степень гибкости человека в реализации своих ценностей и его способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации, так же получены статистически значимые различия. Можно предположить, что испытуемые правши отличаются более высокой способностью быстро, и безошибочно реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации. Возможно, что испытуемые с правым показателем пробы и при накоплении праволатеральных признаков в большей степени отдают себе отчет в своих потребностях и чувствах. По шкале самоуважения, измеряющей способность субъекта ценить свои достоинства, статистически значимые различия были обнаружены в выборке девушек с накоплением праволатеральных признаков. Таким образом, мы видим, что накопление леволатеральных признаков способствует формированию менее критичного отношения к себе и более высокой самооценке. Это подтверждается данными по шкале самопринятия. Более высокие показатели познавательных потребностей отмечаются в выборках девушек с правым показателем пробы «перекрест рук». При этом интересным представляется тот факт, что в выборке и девушек и юношей испытуемых группы унилатеральных правшей более высокие показатели по шкале контактность были зарегистрированы у респондентов с левым показателем по А.Р. Лурия. Что говорит о способности субъекта с высокими показателями по данной шкале к более быстрому установлению контактов с людьми, при этом глубина и продолжительность этих контактов может быть разнообразной.

В целом результаты, полученные по методике САТ, свидетельствуют о том, что такие показатели как ориентация на время и ценностные ориентации в большей мере  связаны с индивидными характеристиками, что обнаруживается и связи с показателями асимметрии двигательной активности по А.Р. Лурии. Что же касается остальных показателей, то они более связаны с прижизненно складывающимися ПЛО, поскольку в них зафиксирован уже не столько индивидный уровень сколько социально - специализируемые характеристики.

Для диагностики смысложизненных ориентаций была использована методика Д.А. Леонтьева с идентичным названием. Результаты по тесту свидетельствуют лишь об общем снижении показателей методики СЖО у испытуемых с преобладанием леволатеральных признаков в ПЛО.

Временные ориентации испытуемых оценивались с помощью трех биполярных шкал, разработанных Е.И. Головахой и А.А. Кроником, по методике «Временная направленность».

Показатели направленности во времени по данной методике не обнаружили статистически значимых различий за исключением данных по шкале «Будущее» в выборке юношей с разными показателями моторной пробы по А.Р. Лурия и шкале «Прошлое» в группе правшей девушек. В большей степени направлены в будущее юноши с правым показателем моторной пробы. Показатели направленности в прошлое показали большую направленность на данный временной отрезок испытуемых девушек с левым показателем пробы «перекрест рук».

Таким образом, анализ полученных результатов, выявил соотнесенность с показателями функциональной асимметрии личностных особенностей, связанных с саморегуляцией жизнедеятельности, их уровнем самоактуализации, тревожности, смысложизненных ориентаций, направленностью во времени, стабильности, истощаемости и особенностей осознанной саморегуляции  деятельности. Так же позволил доказать, что существуют значимые различия процессов саморегуляции у испытуемых с разными вариантами латеральных профилей и общие особенности данных процессов у лиц, имеющих одинаковые варианты латеральных профилей.

Выводы:

1. На основании результатов теоретического анализа и обобщения психологических исследований было выдвинуто предположение о существовании связи индивидуальных различий в процессах саморегуляции с особенностями ПЛО, характеризующих функциональную асимметрию регуляции активности человека. Сочетание общепсихологического и дифференциально-психологического подхода позволило установить сложные многоуровневые связи поведенческих и личностных характеристик в общем процессе саморегуляции, реализуемых в системе действий по организации временного и жизненного пространства человека.

2. Полученные в ходе исследования данные подтвердили предположение о связи латерализации нейрофизиологических основ индивидуальных различий, которые находят проявление в интеллектуальной и эмоциональной активности, а также, что наиболее ценно для данной работы, в особенностях регуляторных процессов.

3. При сопоставлении показателей «моторной пробы» и ПЛО, свидетельствующих об асимметрии в организации мозговых структур, с личностными особенностями (связанными с саморегуляцией) испытуемых был выявлен ряд значимых различий в выраженности коммуникативных свойств и особенностей межличностного взаимодействия, различия эмоционально-волевой  и интеллектуальной сферы респондентов.

5. Выявлены связи половых различий с показателями саморегуляции и функциональной асимметрии не только в сфере регуляции деятельности и поведения, но и в сфере становления личностных характеристик.

 

Список литературы

  1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006. 351 с.
  2. Голдберг Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация / Пер. с англ. Д. Бугакова. М.: Смысл, 2003. 335 с.
  3. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.,1980.
  4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М, 1973.
  5. Обносов В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию // Вопросы психологии, 1986.  № 6. С. 28–32.
  6. Осницкий А.К., Чуйкова Т.С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы // Вопросы психологии, 1999. №1. С.92
  7. Осницкий А.К., Корнеева С.А. Индивидуальные различия процессов саморегуляции у студентов ВУЗа с разными профилями латеральной организации/ // Вестник университета (Государственный университет управления) М.: ГУУ, 2011. № 14. С. 96-99.
  8. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. М, 1997.