16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2019-5-3-0-7

Особенности временной перспективы личности на этапе профессионального самоопределения

С целью определения особенностей содержания и динамики временной перспективы личности на этапе профессионального самоопределения, проведено исследование учащихся восьмых классов гимназии г. Белгорода в возрасте 14-15 лет, из них 33 девочки и 34 мальчика. Все испытуемые были разделены на 4 группы в зависимости от статуса профессиональной идентичности: I группа – 9% обследованных, подростки с неопределенной профессиональной идентичностью; II группа − 13%, школьники с навязанной профессиональной идентичностью; III группа − 40% учащихся с мораторием профессионального самоопределения; IV группа − 38% имеют сформированную профессиональную идентичность. Экспериментально-психологическое исследование проводилось с использованием методики изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель, А.Г. Грецова; опросника временной перспективы Ф. Зимбардо, А. Гонзалеса (в адаптации А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной), позволяющего выявить систему отношений личности ко времени; опросника самоорганизации деятельности Н. Фишера и М. Бонда (в адаптации Е.Ю. Мандриковой), предназначенного для анализа сформированности навыков стратегического целеполагания и планирования; теста смысложизненных ориентаций Дж. Крамбо, Л. Махолика (в адаптации Д.А. Леонтьева) для определения уровня переживания индивидом значимости собственной жизни; шкалы удовлетворенности жизнью Э. Динера (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина). Доказано, что подростки со сформированной профессиональной идентичностью имеют более сбалансированную временную перспективу, а именно: низкие показатели негативного прошлого и фатализма в настоящем; средние – гедонизма в настоящем и ориентации на будущее; у подростков с высоким показателем профессиональной идентичности выявлена временная перспектива позитивного прошлого. Предложено использовать полученные результаты для методических и практических разработок практических психологов образовательных организаций с целью оказания помощи подросткам в формировании более сбалансированной временной перспективы, а также актуализации будущего профессионального выбора, осознания своих интересов, способностей и ценностей.

Количество просмотров: 341 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 1337
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: