16+

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Aннотация

Актуальность проблемы исследования обусловлена активными процессами информатизации общества и образования, которые изменили парадигму современного образования. Проблема исследования заключается в том, что в связи с появлением большого количества новых социальных сервисов и сетей перед педагогами и учащимися открываются широкие возможности использования их в образовательном процессе, но не всегда учителя и школьники умеют их правильно использовать. В статье представлен анализ направлений использования в учебно-воспитательной и внеучебной деятельности социальных сервисов и сетей Интернета. Теоретическую основу исследования составили методология педагогики и педагогических исследований, работы, посвященные информатизации образования, педагогические исследования по проблемам использования средств ИКТ в образовательной деятельности. Использованы следующие теоретические методы: теоретико-методологический и научно-теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме. В результате раскрыты основные возможности использования социальных сетей в процессе обучения и воспитания, приведены конкретные рекомендации для учителей и учащихся по их использованию. В итоге был сделан следующий вывод, что использование социальных сетей в учебном процессе может стимулировать развитие творческих способностей учащихся, их познавательного интереса, а также повысить мотивацию к учебной деятельности.


Введение

Современный период развития школьного образования характеризуется активным и всесторонним внедрением в него информационных и коммуникационных технологий, которые позволяют существенно изменить содержание, методы и формы обучения. 

Основной целью их внедрения становится развитие интеллектуальных способностей учащихся в современном информационном обществе, а также повышение качества обучения и образования.

Общественно-политические, экономические и социокультурные изменения, происходящие в России в последнее десятилетие, привели к необходимости обновления системы образования, ее ориентированности на вхождение в мировое образовательное пространство.

В соответствии с этим российское образование должно иметь направленность на подготовку обучающихся не только приспосабливаться (адаптироваться) к современному обществу, но и быть конкурентоспособными на рынке труда, готовыми к дальнейшей жизнедеятельности в мировом обществе, едином информационном образовательном пространстве. Новые образовательные стандарты главной задачей ставят формирование нового стиля мышления, благодаря которому учащийся сможет самостоятельно учиться, ставить перед собой образовательные цели и находить пути их решения, использую весь инструментарий информационных технологий.

Цель исследования

В связи с появлением большого количества новых социальных сервисов и сетей перед педагогами и учащимися открываются широкие возможности использования их в образовательном процессе. Эти веб-сервисы и сети постепенно становятся той социально-информационной средой, в рамках которой можно решить многие педагогические задачи новых стандартов образования, требующие применения радикально новых методов и форм обучения [1, с. 1056].

Пространство социальных сетей на сегодняшний день очень активно осваивается школьниками разных возрастов. Однако, основное их назначение – развлекательное. Поэтому, для того, чтобы превратить привычное пространство в среду для самообразования – необходим учитель, которому отводится роль координатора или тьютора [3, 7].

Результаты исследования

Проведенный анализ литературы [4-5, 8, 10-12] позволил выделить основные возможности использования социальных сетей в процессе обучения и воспитания.

  1. Организация индивидуальной, коллективной и групповой работы учащихся.

Сочетание групповых и индивидуальных форм работы способствует лучшему усвоению и понимаю учебного материала. Преимуществом применения социальных сетей является то, что есть возможность коллективной оценки результатов и процессов работы. Неоспоримым фактом является то, что с помощью социальных сетей можно выстроить индивидуальный образовательный маршрут учащегося и использовать его как пространство для организации дистанционного обучения.

В качестве примера можно охарактеризовать группу в социальной сети ВКонтакте «Учительская - История и Общество» (https://vk.com/club31729521), которая создана для помощи учащимся, абитуриентам по предметам гуманитарного цикла. Сообщество может использоваться как при организации самостоятельной работы учащихся, так и для дистанционного обучения.

        2. Организация учебной и внеучебной работы.

Возможность проведения различных конкурсов, презентаций, видеороликов с использованием социальных сервисов и сетей могут помочь классному руководителю в его работе, если использовать их как информационную среду, в которой будет размещаться информация о различных мероприятиях.

На рисунке 1 представлено сообщество социальной сети ВКонтакте «Российское движение школьников / Тульская область» (https://vk.com/rdsh71), где размещена актуальная информация для учащихся о текущих акциях и конкурсах, а также отчеты о деятельности и достижениях участников.

        3. Организация проектной деятельности обучающихся.

Социальные сети могут стать площадкой для создания индивидуальных и сетевых проектов обучающихся. Например, «Образовательный проект GoTo» (https://www.facebook.com/GoToCampPage), представленный на рисунке 2, позволит участникам реализовывать свои проекты, получить знания у практикующих специалистов и предпринимателей, находить единомышленников и необходимые ресурсы, обрести мотивацию к дальнейшему саморазвитию в области IT, робототехники и цифрового производства.

На сайте «Школа проектов» (https://sites.google.com/a/labore.ru/kcp/distancionnye-proekty-dla-ucasihsa) можно реализовать сетевой проект по различных школьным предметам. Сетевой проект – это то место, где встречаются ученики и учителя для совместной деятельности, где происходит сотворчество и где повышают свое образование не только дети, но и их педагоги, где в процессе работы учащиеся обмениваются информацией, результатами собственных и совместных разработок, совместно редактируют документы, таблицы, презентации, получая, таким образом, сетевые образовательные продукты. Взаимодействуя в сетевом проекте, школьник овладевает метапредметными компетентностями в различных образовательных областях. У школьника формируются такие качества личности как: ответственность в принятии решений, гибкость мышления, умения решать проблему, вливаться и продуктивно работать во временных и постоянных коллективах, принимать ответственность за выполненную работу.

        4. Обмен ресурсами и информацией.

Социальные сети позволяют сохранять, публиковать и обмениваться информацией всем участникам учебно-воспитательного процесса. При формировании контента для обучающихся стоит помнить одно простое правило – весь дополнительный полезный материал должен искать и добавлять преимущественно сам обучающийся. Самостоятельная поисковая деятельность будет способствовать активизации познавательной деятельности. Кроме того, самостоятельно добытое знание – является самым прочным знанием [2, с. 17].

        5. Возможность непрерывного образования и самообразования.

Непрерывность образовательного процесса понимается как продолжительное взаимодействие между участниками в любое подходящее время. Кроме того, есть возможность консультирования по домашнему заданию или осуществления информационной поддержки тем учащимся, которые пропускали занятия [9].

Например, сообщество «English Speakers ✔ USA Great Britain английский» (https://vk.com/english) предназначено для учащихся, студентов и просто любителей английского языка. Группа содержит много видеоуроков, книг, учебных пособий и других материалов для изучения языка.

        6. Организация взаимодействия между участниками.

Социальные сети становятся эффективным инструментом коммуникации участников образовательного процесса, как внутри, так и за пределами учебных заведений. С их помощью есть возможность всегда оставаться на связи с обучающимися и их родителями.

Альтернативой проведения родительского собрания или классного часа может стать ведение тематического «диалога», создание группы или публичной страницы в социальных сетях или с использованием социальных сервисов.

        7. Возможность создания портфолио личностных достижений обучающихся.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся. Использование социальных сетей при создании электронного портфолио позволяет в яркой, интерактивной, доступной и понятной форме представить многие результаты и достижения обучающегося.

        8. Создание школьных, городских и региональных сообществ для повышения качества и эффективности обучения.

Социальные сети предоставляют широкие возможности для поддержания отношений между участниками различных семинаров, конкурсов, конференций, обмен идеями и мнениями [5, с. 405-407].

В Тульской области создано сообщество «Тульская городская школьная Дума» (https://vk.com/tgshd) для организации детского самоуправления. На сайте (см. рис. 3) можно получить актуальную информацию о проводимых мероприятиях, вовлекать в  общегородские, районные и социальные акции новых участников, делиться опытом и впечатлениями.

Заключение

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что использование социальных сетей в учебном процессе может стимулировать развитие творческих способностей, познавательного интереса учащихся, а также повысить мотивацию к учебной деятельности.

Считаем, что внедрение социальных сетей в образовательный процесс позволит расширить единое информационное пространство школы, создать открытые и доступные образовательные ресурсы для учащихся, сформировать новую информационную культуру мышления участников образовательного процесса.

Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: authors have no conflict of interests to declare.

Список литературы

  1. Абрамова О.М., Соловьева О.А. Использование социальных сетей в образовательном процессе // Молодой ученый. 2016. №9. С. 1055-1057.
  2. Архипова Т.Л., Осипова Н.В., Львов М.С. Социальные сети как средство организации учебного процесса // Информационные технологии в образовании. 2015. № 22. С. 7-18.
  3. Богатырева Ю.И. Инновационные подходы при подготовке конкурентного специалиста на факультете математики, физики и информатики /Ю.И. Богатырева, И.Ю. Реброва // Материалы XXXVIII учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. Л.Н. Толстого: опыт разработки и проектирования инновационных образовательных программ высшего профессионального образования в ТГПУ им. Л.Н. Толстого в контексте ФЗ «Об образовании»: – Тула: изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2011. С. 153-155.
  4. Использование социальных сетей в образовательной среде. URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-ispolzovanie-socialnih-setey-v-obrazovatelnoy-srede-439548.html (дата обращения: 06.06.2017).
  5. Клименко О.А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса // Теория и практика образования в современном мире. СПб.: Реноме, 2012. С. 405-407.
  6. Скрипкина Ю.В. Эвристический образовательный потенциал социальных сетей и блогов // Сибирский педагогический журнал. 2012. №1. С.34-39.
  7. Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития // Открытое и дистанционное образование. 2011. № 3. С. 44-50.
  8. Чванова М.С. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России // Образовательные технологии и общество. 2014. №3. С. 473-492.
  9. Шушунова Е.В. Профессиональное становление учителя в условиях современного образования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016. Т.2. №4. URL: http://research-result.ru/journal/pedagogy/annotation/908/ (дата обращения: 05.06.2017).
  10. Яковлева Н.А. Социальные сети на занятиях с будущими учителями информатики на дисциплине «Информационные технологии и основы математической обработки информации» // От информатики в школе к техносфере образования: сборник научных трудов международной научно-практической конференции. Российская академия образования, Московский городской педагогический университет, Московский педагогический государственный университет. 2016. С. 328-332.
  11. Mills N Situated Learning through Social Networking Communities: The Development of Joint Enterprise, Mutual Engagement, and a Shared Repertoire // CALICO Journal, 2011. 28(2). Pp. 345-368.
  12. Hao Jiang, MingXi Tang "Web-Based Learning Platforms Integrating Social Networking for Design Education at High Schools in China," Computational Intelligence and Software Engineering (CiSE), International Conference on, 2010. Pp.1-3, 10-12 Dec. 2010.