16+

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Aннотация

Актуальность подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности обусловлена тем, что современная региональная система дошкольного и начального общего образования находится в стадии динамического обновления. Импульсом обновления послужили с одной стороны, процессы реформирования общества, а с другой – логика развития самой системы. Целью статьи является научное обоснование проекта профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров к инновационной деятельности в условиях региональной системы образования. На основе анализа результатов исследований потребностей работодателей в изменении качества подготовки выпускников к инновационной деятельности, мотивационной готовности и восприимчивости к инновациям будущих педагогов, отношения к инновациям преподавателей вуза, изучения инновационных процессов в региональной системе образования определены цели подготовки педагога к инновационной деятельности и технологические блоки их реализации, потребности рынка труда. Доказано, что достичь востребованной готовности выпускника к созданию, освоению и применению педагогических новшевств возможно, если цели, ожидаемые результаты, способы включения студентов в инновационную профессиональную деятельность, изменения в содержательном компоненте основной образовательной программы отражают современные тенденции развития региональной системы образования.


Современная региональная система дошкольного и начального общего образования представляет собой поле высокой инновационной активности. Впервые разработан и с 2014 года внедряется федеральный государственный стандарт дошкольного образования, апробируются новые образовательные программы и технологии, в том числе и информационно-коммуникационные, новые формы организации дошкольного образования и новые формы внеурочной деятельности в начальной школе. Имеют место как радикальные (базовые) нововведения, так и комбинаторные, модифицирующие новшества, связанные с рационализацией прежних подходов и форм.

         Но никакие, даже самые совершенные идеи, программы и проекты не реализуются сами по себе. Педагог как субъект образовательного процесса является главным действующим лицом любых инноваций в сфере образования. Поэтому формирование готовности к восприятию нового и развитие умения действовать по-новому является, по мнению Чумичевой Р.М., Платохиной Н.А. важнейшим компонентом профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров педагогического образования, условием их эффективной адаптации, максимальной реализации возможностей в профессиональной деятельности, раскрытия творческого потенциала [10]. Как отмечается в исследованиях Калина И.И., Загвязинского В.И., Сластенина В.А., Подымовой Л.С., Трифоновой С.А., Хомерики О.П.,  существенные изменения в содержании, общем характере стиле педагогического процесса в дошкольном и начальном общем образовании требуют изменения подходов к организации профессиональной подготовки [4, 9]. Заметим, что при этом эти изменения должны носить оперативный характер. Достичь востребованной готовности и способности выпускников вуза к созданию, освоению, распространению педагогических новшеств возможно в  условиях интеграции с образовательными структурами региона.

         На наш взгляд, не случайно в последних разработках по рейтингованию и ранжированию вузов России включен такой индикатор, как «трансфер знаний и взаимодействие с регионами». Обратим внимание на то, что педагогические вузы России, не всегда являясь эффективными по результатам рейтинга, выполняют свою важнейшую миссию в регионах, являясь факторами развития и системообразующими элементами региональных образовательных систем.

         Анализ трудоустройства выпускников факультета дошкольного, начального и специального образования педагогического института НИУ «БелГУ» за последние 5 лет свидетельствуют о том, что от 74 до 93% выпускников (в зависимости от выпускающей кафедры) ежегодно остаются работать в области, при этом около 71% - в образовательных организациях.

Учитывая, что мы готовим педагогов для региональной системы образования, целью деятельности и развития факультета дошкольного, начального и специального образования  является становление его как ведущего регионального инновационно-образовательного комплекса по подготовке высококвалифицированных, конкурентноспособных педагогов дошкольного, начального общего и специального образования. Прежде, чем проектировать процесс подготовки педагогов к инновационной деятельности и определить его целевой, содержательный и деятельностный компоненты, выпускающими кафедрами были проведены:

  • анкетирование студентов выпускных курсов бакалавриата и магистратуры с целью выявления мотивационной готовности выпускников к инновационной деятельности и восприимчивости к инновациям;
  • анализ региональной образовательной деятельности (изучались отчеты о деятельности региональных, муниципальных, экспериментальных площадок, банк данных актуального педагогического опыта, публикации в профессиональных журналах, материалы конференций);
  • выявление (на основании маркетинговых исследований) потребностей заказчиков в изменениях качества подготовки выпускников к инновационной деятельности.

         Изучение удовлетворенности потребителей качеством подготовки начинающих педагогов к инновационной деятельности в образовании свидетельствует о том, что из 198 опрошенных  в 2012 году руководителей школ и ДОУ 6 % - удовлетворены полностью, 49,5 % - удовлетворены в основном 44,5 % - удовлетворены частично.

         Проведенное исследование мотивационной готовности студентов бакалавриата и магистратуры к инновационной деятельности в образовании, свидетельствует о преобладании мотивов, связанных с самореализацией личности. Уровень восприимчивости инновации у выпускников бакалавриата оценивается как допустимый, выпускников магистратуры, как оптимальный. К факторам, препятствующим подготовке к инновационной деятельности студенты отнесли:

  • отрицательное восприятие инноваций, как указания «сверху»;
  • недостаточную информированность об эффективности инновационных процессов в образовании;
  • формальное отношение преподавателей к инновациям.

         В свою очередь преподаватели факультета основными барьерами в осуществлении инновационной деятельности считают высокую аудиторную нагрузку (45 %) и отсутствие материальных стимулов (40 %).

         Анализ результатов проведенных  исследований позволил определить ряд проблем, связанных с проектированием программы развития факультета, как регионального инновационного комплекса.

В рамках реализации программы подготовки студентов к инновационной деятельности выпускающим кафедрам необходимо было:

во-первых, определить цели и конечные результаты подготовки к осуществлению инновационной деятельности, т.е. специальные компетенции бакалавров и магистров педагогического образования, связанные с формированием готовности к инновационной деятельности, включить их в компетентностную модель выпускника;

во-вторых, внести коррективы в содержательный компонент ООП, отражающие инновационные процессы в региональном дошкольном, начальном и специальном образовании, разработать новые программы, внести изменения и дополнения в существующие;

в-третьих, обеспечить формирование введённых  в ООП специальных компетенций в процессе изучения дисциплин профессионального цикла, педагогической практики, НИРС и самостоятельной работы студентов;

в-четвёртых, определить способы включения будущих педагогов в единое образовательное пространство региона.

Подготовка специалистов, бакалавров и магистров к инновационной педагогической деятельности носила этапный характер. Была разработана программа, направленная на подготовку педагога к инновационной деятельности и технологические блоки ее реализации: диагностико-аналитический, проектный, ресурсный, содержательный, деятельностный, рефлексивный.

В качестве приоритетных направлений в программе развития факультета на 2013-2018 гг. были определены следующие:

  1. Модернизация учебной, научной и материально-технической базы и развитие кадрового потенциала факультета для подготовки конкурентноспособных, компетентных педагогов системы дошкольного, начального и специального образования, расширение спектра образовательных программ, отвечающих запросам инновационной образовательной системы региона.
  2. Формирование инновационной инфраструктуры факультета. Создание временных творческих коллективов, проектных групп, научных лабораторий, обеспечивающих организацию и проведение исследований  по проблемам педагогической науки и практики.
  3. Развитие новых форм партнерства факультета с работодателями, учреждениями СПО, образовательными организациями региона для реализации совместных инновационных проектов.
  4. Расширение сферы взаимодействия с ведущими вузами России, Институтом коррекционной педагогики РАО, Институтом социализации и образования РАО, с зарубежными вузами-партнерами для реализации совместных научных и инновационных программ и проектов, программ академической мобильности.
  5. Формирование у студентов мотивации к образованию и самообразованию, к научной деятельности, воспитание самостоятельности и креативного подхода в научных исследованиях и общественной жизни. Развитие студенческого самоуправления, совершенствование его форм, обучение студентов основам проектного менеджмента.

Анализ современных исследований и практики профессионального образования показывает, что готовность к инновационной деятельности будущего педагога может быть сформирована только в контексте целостности ее структурных компонентов, целостности образовательного процесса в вузе и его ориентированности на современные тенденции региональной системы образования.

Анализ и оценка полученных данных позволили осуществить системное проектирование профессиональной подготовки бакалавров и магистров, определить ближние и дальние перспективы их подготовки к инновационной деятельности в образовательном пространстве региона. Дальние перспективы представлены в программе развития факультета. Концептуальной основой программы развития факультета являются деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный, кластерный и региональный подходы. Содержательный компонент программы нашел отражение в следующих блоках:

  1. Образовательная деятельность.
  2. Научно-исследовательская и инновационная деятельность.
  3. Международная деятельность.
  4. Организационная и  финансовая деятельность.
  5. Социальное развитие и воспитательная деятельность.

В каждом блоке осуществлена декомпозиция генеральной цели в конкретные задачи и мероприятия по их решению.

         В качестве ближних целей в системе подготовки выпускников к инновационной деятельности определены следующие: развитие магистратуры, подготовка педагогов с повышенным образовательным уровнем и комплексом компетенций в области управления, информационных технологий, научно-исследовательской деятельности.

 С учётом требований потенциальных потребителей на подготовку педагога-бакалавра, способного создавать и внедрять инновационные развивающие программы, были разработаны, утверждены на заседаниях кафедр и включены в ООП специальные компетентности для бакалавров направления Педагогическое образование. Специальные компетенции ориентированы на запросы и инновационный потенциал регионального рынка труда. Мы воспользовались предоставленным ФГОС ВПО правом расширения поля компетенций за счет возможностей вариативной части учебных планов. Таким образом, в компетентностной модели выпускника были дополнены кластеры компетенций. Исходя из системно-деятельностного подхода компетентностная модель выпускника должна отражать его готовность к заданным стандартом видам деятельности. Это вызвало необходимость создания 3 подсистем: профессионально-технологической, научно-исследовательской и социокультурной и распределения компетенций по кластерам, обеспечивающих их реализацию.

В рамках содержательного блока программы были внесены изменения и дополнения в учебные и рабочие планы специальностей и направлений подготовки, обновлена проблематика курсов по выбору, факультативов.

Новые ценности образования, новые педагогические идеи, отражают следующие курсы:

Актуальные проблемы дошкольного образования;

Лингворегионоведение в начальной школе;

Проектная деятельность в образовании;

Внеурочная работа в начальной школе;

Инновационные процессы в современном образовании;

Управление инновационной деятельностью педагогического коллектива.

Результаты прикладных исследований учёных вуза, региона, России по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства, формированию компетентности здоровьесбережения обучающихся и педагогов, а также инновационный опыт работы по охране и укреплению здоровья образовательных учреждений Белгородчины нашли отражение в курсах: «Здоровьесберегающие технологии в начальном образовании», «Воспитание здорового человека».

Результаты подготовки будущих педагогов к успешному включению в инновационную деятельность во многом определяются научной базой и методической обеспеченностью учебных программ. Преподавателями факультета выпущено за последние 5 лет 47 учебных и учебно-методических пособий, из них 7 – с грифом УМО. Большинство пособий построены на принципе модульности, проблемности, диалогизации, моделирования. Получив первоначальные теоретические знания об инновациях в образовании в процессе изучения перечисленных курсов и при изучении других теоретических дисциплин, студенты включаются в экспериментальную деятельность ДОУ, школ при выполнении лабораторных, курсовых, выпускных квалификационных работ. Ежегодно кафедры получают заказ на выполнение магистерских диссертаций по региональной тематике и успешно справляются с ними, о чем свидетельствуют акты о внедрении результатов исследования в образовательную практику.

В свою очередь, научно-исследовательская деятельность кафедр факультета способствует развитию инновационного пространства региона. Кафедра дошкольной педагогики и психологии стала инновационным центром региона по разработке региональных программ и технологий физического воспитания дошкольников, технологии управления физкультурно-оздоровительной деятельностью ДОУ. Руководство региональными экспериментальными площадками, взаимодействие с ассоциацией «Детский сад Белогорья», ежегодное проведение научно-методических семинаров, публикации в журналах «Дошкольное воспитание», «Начальная школа» способствуют внедрению инновационных идей, методических рекомендаций, разработанных ППС факультета, в педагогическую практику [1-3]. Стимулирующее влияние на развитие инновационного потенциала выпускников факультета оказывает участие в профессиональных конкурсах разного уровня. Еще в период обучения в магистратуре серебряным призером всероссийских Дельфийских игр в номинации «Искусство воспитания» стала Сазонова Руслана, финалистом этих игр стала выпускница бакалавриата Захарова Карина. Победителями и дипломантами городского конкурса профессионального мастерства стали 6 студентов магистратуры.

Анализ профессиональной деятельности выпускников специалитета, магистратуры и бакалавриата свидетельствует о профессиональном и личностном росте выпускников. Так, в 2014 г. в городском конкурсе «Педагог службы психолого-педагогического сопровождения» приняли участие 8 молодых педагогов, выпускников кафедры специальной педагогики и психологии, в номинации «Педагогический дебют» лауреатами стали 14 выпускников кафедры педагогики и методики начального образования, дошкольной педагогики и психологии.

Таким образом, наше видение в плане подготовки педагогов к инновационной деятельности связано с расширением образовательного пространства факультета, когда закрытая среда сменяется открытой.

Инновационность этой среды «преподаватели вуза – педагоги ОУ – студентов» обеспечивается созданием временных творческих коллективов, проектных групп, обеспечивающих решение актуальных проблем регионального дошкольного, начального общего, профессионального образования.

Говоря о достижениях факультета в развитии ресурсов подготовки педагога к инновационной деятельности, следует отметить создание и достаточно успешное использование в профессиональной подготовке информационной базы о лучших выпускниках факультета, их опыта педагогической деятельности. Но в то же время, надо признать, что информационно-методическая база факультета сегодня отстает от требований времени и в ближайшей перспективе необходимы кардинальные меры по ее совершенствованию.

         И еще один важный фактор, оказавший существенное влияние на личностное и профессиональное развитие студентов магистратуры и проектирование процесса профессиональной подготовки. Факультет дошкольного, начального и специального образования много лет сотрудничает с Бременским университетом. Студенты магистратуры, преподаватели кафедры участвовали во многих международных мероприятиях, осуществляемых в рамках обмена делегациями. Так, нам было интересно узнать, что педагогическое образование в Бременском университете – приоритетное. В университете особое внимание уделяется групповым формам организации учебной деятельности, ролевой дискуссии, развитию инициативности и самостоятельности студентов. Широко применяется метод проектов. Модель экспериментально-исследовательского обучения – неотъемлемая часть образовательных программ Бременского университета. Мы воочию увидели, как реализуется идея интеграции науки, образования. Проблема образования в детском саду, начальной школе рассматривается как проблема университета, поэтому на его базе создаются лаборатории для детей дошкольного и младшего школьного возраста, что позволяет будущим педагогам совмещать обучение с практической и научной деятельностью.

У будущих магистров дошкольного образования была возможность познакомиться с организацией детской деятельности в дошкольных учреждениях Германии.

Кульминационным событием сотрудничества и результатом совместного труда было проведение Первого Международного конкурса презентаций исследовательских проектов дошкольников,  педагогов, студентов «Вместе открываем мир».

Обновление содержания профессиональной подготовки, разработка модельных параметров и технологии подготовки будущих бакалавров и магистров к инновационной деятельности в условиях региона, международное сотрудничество способствовали развитию ценностных ориентаций будущих педагогов, активному включению их в инновационные процессы, повысили профессиональную ответственность и компетентность в вопросах воспитания, образования, развития дошкольника, управления педагогическими системами. Все это нашло отражение в результатах анкетирования, опросах выпускников  и работодателей. Уровень восприимчивости инноваций у выпускников дневной формы обучения бакалавриата и магистратуры по направлению Педагогическое образование в 2013 и 2014 году оценивается как оптимальный. На 11, 8 % повысилось число руководителей образовательных организаций, полностью удовлетворенных качеством подготовки выпускников к инновационной педагогической деятельности, на 16, 3 % - удовлетворенных «в основном».

Таким образом, проектирование и реализация целостного педагогического процесса по формированию готовности будущего педагога к инновационной деятельности способствовало овладению эффективными способами и средствами достижения целей образовательного процесса, развитию потребности в творчестве, осознанному выбору способов профессионального поведения. Проектирование и реализация программы развития факультета и программы подготовки педагога к инновационной деятельности в условиях регионального образования обеспечили единство всех составляющих, концентрацию интеллектуальных и материальных ресурсов, реализацию регионального подхода, достижению поставленных целей.

Список литературы

  1. Волошина Л.Н. Подготовка будущих педагогов к реализации регионального компонента основной общеобразовательной программы // Дошкольное воспитание.  2012. № 8.  С. 98 – 104.
  2. Волошина Л.Н. Нужны ли магистры детскому саду? // Дошкольное воспитание. 2013.  № 7. С. 84-90.
  3. Волошина Л.Н. Проблемы адаптации молодых педагогов к условиям современного дошкольного образования // Психолого-педагогический поиск: научно-методический журнал.  Рязань. № 1. 2013. С. 86-93.
  4. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогической науке // Инновационные процессы в образовании.  2000 -102 с.
  5. Калина И.И. Педагогическая реальность и модернизация педагогического образования. М.: Каллиграф, 2009. С.76-79.
  6. Поташник М.М., Хомерики О.Г. Структура инновационного процесса в образовательном учреждении // Магистр.1994. № 5 С. 32-37
  7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2007.  №1. С. 42-49.
  8. Трифонова С.А. Влияние комплекса педагогических условий на формирование готовности педагогов к реализации инновационной деятельности // Вестник ТвГУ серия «Педагогика и психология» 2013. № 2 С. 309-317.
  9. Хомерики О.Г. Инновации в практике обучения // Педагогика. 2001. №2 С.13-18.
  10. Чумичева Р.М., Платохина Н.А. Управление дошкольным образованием. М.: Издательский центр «Академия», 2011. С. 207-228.