МИССИЯ УЧЕНИКА КАК ОСНОВАНИЕ ЕГО СТРЕМЛЕНИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
Одна из системных проблем современного образования – его отчуждение от человека. Для решения данной проблемы автором обоснована необходимость введения в педагогику принципа человекосообразности образования, согласно которому образование есть средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру. Образование в данном случае понимается буквально – как образовывание ученика. Исходной основой для определения целей и траектории обучения выступает сам ученик, чья деятельность организуется с помощью педагога. Человекосообразный подход предполагает выбор в качестве оснований проектирования образования два параметра: образовательный потенциал учащегося и его предназначенность. Первый параметр исходный, второй – образ результата, который представляет собой образовательную миссию человека. В статье предложено обоснование понятия «миссия ученика» как внутренней характеристики человека, потенциально содержащей его ценности и ориентиры. Для построения педагогической модели введены понятия «предназначенность ученика», «предрасположенность ученика», «предпочтения ученика», предложена типология стремлений учащегося и следуемая из нее система компетентностей. Рассмотрены пять типов стремлений, выступающих основанием для соответствующих компетентностей: когнитивные, креативные, оргдеятельностные, коммуникативные, ценностно-смысловые. Исследования и разработки ведутся в рамках научной школы человекосообразного образования, работающей на базе Института образования человека (Москва).
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.