Исследование мотивационно-ценностных аспектов психологической готовности будущих педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования
Проблема формирования психологической готовности будущего педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования – одна из актуальных проблем науки и педагогического образования. Целью проведенного исследования является теоретический анализ и эмпирическое изучение мотивационно-ценностных аспектов психологической готовности будущих педагогов (студентов экспериментальной и контрольной групп) к деятельности в условиях инклюзивного образования. Психологическая готовность к деятельности в инклюзии рассматривается как интегральное личностное образование, действующее постоянно, обеспечивающее успешность деятельности, проявляющееся в стремлении и способности будущих педагогов в процессе деятельности осуществлять воспитание и развитие обучающихся в условиях инклюзивного образования. В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования мотивационно-ценностных аспектов (мотивы обучения в вузе и стремление к достижению успеха в профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования; понимание и принятие индивидуальности другого), которое проводилось на базе Самарского государственного социально-педагогического университета. В нем приняли участие 90 студентов. В качестве методов исследования использовались: методика Т.И. Ильиной «Изучение мотивации обучения в вузе», авторский опросник «Инклюзивное образование», тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко. Статистический анализ полученных данных осуществлялся с помощью U-критерия Манна-Уитни, φ-критерия Фишера. Сравнительные данные проведенных диагностик в выборках студентов контрольной и экспериментальной групп направления подготовки «Педагогическое образование» разных профилей обучения позволяют сделать выводы о том, что стержневым образованием исследуемых аспектов психологической готовности студентов к деятельности в условиях инклюзии выступает ценностное отношение к явлению «инклюзивное образование», к деятельности в условиях такого образования, к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В целях формирования исследуемых аспектов готовности необходимо, чтобы актуализация мотивов педагогической деятельности в условиях инклюзии сочеталась с развитием у студентов субъектного опыта толерантного взаимодействия с детьми с ОВЗ в ходе вовлечения в профессионально-ориентированную деятельность и в научно-исследовательскую работу по проблемам инклюзивного образования.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
А.И. Мерко. М.: Альфа-пресс, 2010. 640 с.
С. 214-218.