Технология формирования гендерной идентичности подростков во взаимодействии неполной семьи и школы
В настоящее время происходит изменение типа гендерных ценностей в обществе с патриархальных на эгалитарные. Неустойчивость норм, ценностей и образцов в переходный период приводит к кризису гендерной идентичности в сензитивные периоды развития личности. Семья и школа являются основными агентами, определяющими условия становления и развития гендерной идентичности. Многие исследователи отмечают проблемы процесса гендерной социализации детей из неполной семьи. Целью проведенной работы стала разработка и апробация технологии формирования гендерной идентичности подростков во взаимодействии неполной семьи и школы. Технология содержит следующие этапы: организационно-диагностический, содержательно-операциональный и результативно-оценочный. Основная цель технологии − теоретическое и методическое обеспечение организации процесса взаимодействия неполной семьи и школы по созданию условий, способствующих формированию позитивной гендерной идентичности подростков. Каждый этап технологии включает в себя цель, содержание, деятельность классного руководителя, родителя, подростка, результат этапа. В процессе разработки технологии были выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие формированию позитивной гендерной идентичности подростков из неполной семьи. Экспериментальная апробация технологии позволила выявить ее эффективность. В процессе решения поставленных на каждом этапе задач происходит усложнение гендерных представлений подростков из неполной семьи, в том числе и о себе как представителе определенной гендерной группы. Используемые формы и методы позволяют расширить поведенческий репертуар, снизить напряженность во взаимодействии подростков с представителями своего и противоположного пола, а также повысить гендерную самооценку подростков из неполной семьи.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб.: Питер, 2002. 304 с.
Василькова Ю.В. Быть мужчиной. Быть женщиной. Тренинг половой идентичности для подростков. СПб.: Речь, 2010. 126 с.
Воронин Г.Л., Янак А.Л. Монородительские семьи: их типы и социальный портрет одинокого родителя // Женщина в российском обществе. 2018. № 1. С. 53-66. DOI: 10.21064/WinRS.2018.1.5
Дресвянина А.В. Формирование гендерной идентичности младших школьников в образовательном процессе: Автореф. дис. … кан. пед.наук. Архангельск, 2010. 22 с.
Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 46-56.
Желдак И.М. Искусство быть семьей: Практическое руководство. Минск: МП «Лерокс», 1998. 160 с.
Захаров С.В., Чурилова Е. В. Феномен одинокого материнства в России: статистико-демографический анализ распространенности и механизмов его формирования // Мир России. Социология. Этнология. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-odinokogo-materinstva-v-rossii-statistiko-demograficheskiy-analiz-rasprostranennosti-i-mehanizmov-ego-formirovaniya (дата обращения: 24.10.2019).
Кирикова М.И. Повышение воспитательного потенциала неполной семьи в условиях центра социальной помощи семье и детям: Автореф. дис. … кан. пед. наук. М., 2009. 21 с.
Кириллова И.А. Формирование гендерной идентичности старшеклассников (на материале филологических дисциплин общеобразовательной школы): Дис. … кан. пед. наук. Волгоград, 2005. 183 с.
Коган И.Л. Гендерная культурология: культура пола и «пол» культуры. Минск:
Ковчег, 2003. 153 с.
Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев: под ред. В.А. Сластенина. М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2010. 647 с.
Мещерякова И.Н., Хуторная М.Л., Демец Е.Г. Влияние состава семьи на формирование гендерной идентичности подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-3. С. 242-248
Овчарова Р.В., Мягкова М.А. Материнство в неполной семье. Курган: Изд-во Курганского гос. Ун-та, 2014. 356 С.
Ожигова Л.Н. Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации. Дис. … д-ра псих.наук. Краснодар, 2006. 431 с.
Психодиагностические методики изучения гендерных особенностей личности / сост. Е.Д. Беспанская-Павленко. Минск: БГУ, 2013. [Электронный ресурс] Http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/105002/1/Bespanskaja2.pdf (дата доступа: 13.11.2019)
Черникова Т.В., Камышанова И.В. Возраст первой любви. Воспитание чувств: классные часы и клубные занятия для старшеклассников: М.: Глобус, 2006. 183 С.
Шевцова Ю.А. Психолого-педагогические детерминанты формирования гендерной идентичности подростков. Дис. … кан. псих. наук. Брянск, 2011. 250 с.
Юлусова О.В. Актуальные проблемы социального воспитания ребенка в неполной семье // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». 2012. № 1. С. 64-69.
American Psychological Association (2011), Families: Single Parenting and Today's Family, available at http://www.apa.org/helpcenter/single-parent (Accessed 26 October 2019).
Bordalo, P., Coffman K., Gennaioli N. and Shleifer A. (2019), ”Beliefs about Gender”. American Economic Review, 109 (3), 739–773.
Eagly, A.H., Nater, C., Miller, D.I., Kaufmann, M. and Sczesny, S. (2019), Gender stereotypes have changed: a cross-temporal meta-analysis of US public opinion polls from 1946 to 2018. American Psychologist. Advance online publication. https://doi.org/10.1037/amp0000494
Gender in Sustainable Development Collection of Exercises for Training of Trainers (ToT) (2017) available at: http://www.wecf.eu/download/2017/11-November/GenderTOTinstrumentsupdatedversion.pdf (Accessed 15 November 2019).
Golombok, S., Zadeh, S., Imrie, S., Smith, V., and Freeman, T. (2016), Single mothers by choice: Mother-child relationships and children's psychological adjustment. Journal of family psychology: JFP: journal of the Division of Family Psychology of the American Psychological Association (Division 43), 30(4), 409–418
Smith, C.L. (2004), Predicting Stability and Change in Toddler Behavior Problems: Contributions of Maternal Behavior and Child Gender. Developmental Psychology, 40(1), 29–42.
Stack, R.J. and Meredith, A. (2018), The Impact of Financial Hardship on Single Parents: An Exploration of the Journey From Social Distress to Seeking Help. Journal of family and economic issues, 39(2), 233–242. DOI 10.1007/s10834-017-9551-6