Психологические характеристики структуры музыкального мышления
Музыкально-художественное развитие в системе подготовки музыкантов имеет приоритетное значение и является важнейшей задачей музыкальной педагогики. Поиск инновационных методов художественного воспитания музыкантов затруднен эмпирическим подходом в решении данной проблемы. Ядром музыкально-художественного развития является музыкальное мышление. Многочисленные дефиниции музыкального мышления отличаются многообразием характеристик. Часто в них упущено главное, что отличает именно музыкальное мышление – его звукообразная основа. Музыкальное мышление – это система психических механизмов, оперирующая музыкально-слуховыми представлениями для осуществления музыкальной деятельности. Психологические характеристики структуры музыкального мышления включают: специально организованные, музыкально-слуховые представления, складывающиеся в музыкально-слуховые образы, которые определяются эмоциональными и интеллектуальными факторами. Они придают образной сфере индивидуальный оттенок, отражающий специфические свойства мышления каждого человека. Эмоциональные и интеллектуальные факторы составляют не отдельные виды мышления, а активизируют специфические свойства образной сферы. Это не означает, что музыканты не пользуются или не обладают абстрактно-логическим мышлением. Оно функционально помогает решать задачи, стоящие перед человеком. Но когда речь идет о музыкальном мышлении, то главным его звеном является музыкально-слуховой образ.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. М.: Музыка (Ленингр. отд.), 1971.
Берлянчик М.М. Основы воспитания начинающего скрипача: Мышление. Технология. Творчество. СПб.: Из-во «Лань», 2000.
256 с.
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: 1956. 519 с.
Елистратова Г.Б. Музыкальное мышление как форма креативной деятельности. Дис. … кан. филос. наук. Саранск, 2003. 198 с.
Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2009. 464 с.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е издание. СПб.: Питер, 2011. 784 с.
Каган М.С. Опыт системного исследования человеческой деятельности // Философские науки, 1970, № 5. С. 49-62.
Кадыров Р. Музыкальная психология: Учебное пособие. Т.: Мусика, 2005. 63 с.
Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб., 1999 (1-е изд. СПб., 1996).
Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2010. 592 с.
Мильштейн Я. Лист. М.: Музыка, 1971. 864 с.
Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 373 с.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: 1973. 423 с.
Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия. // В кн.: Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. С. 59-75.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Академия педагогических наук, 1947. 335 с.
Ткачева Е.Е. Музыкальное мышление как способ формирования личности учащихся // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №51, С. 302-308. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnoe-myshlenie-sposob-formirovaniya-lichnosti-uchaschihsya. (Дата обращения 18.09. 2019)
Ушакова Л.Г. Музыкальное мышление: становление представлений, взглядов, теорий // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. С.47-62. Http://publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2012-5/2-ushakova.pdf (Дата обращения 23.03.2019)
Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие. СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2008. 368 с.
Шмалько Ю.В. О методах развития музыкального мышления учащегося в музыкальной школе // Материалы международной конференции «Музыкальное образование и воспитание в России, странах СНГ и Европы в XXI веке. Состояние и перспективы». Санкт-Петербург, 2008. С.320-332.
Milicevic Nebojsa, Pejic Biljana, Komlenic Miroslav, Cvetanovic I. (2016), The attitudes of students of psychology in grading knowledge and creativity, Research Result. Pedagogy and Psychology of Education, 2 (3), 49-55.
Sim K.S., Duffy A.H. (2002), Knowledge transformers — a link between learning and creativity. AID-02 Workshop on Learning and Creativity, 1-10.
Sradzhev V.P. Thinking as a systemic organization of mental mechanisms. Scientific research of the SCO countries: synergy and integration October, 14. Part 2. http://naukarus.ru/public_html/wp-content/uploads/2019/ Scientific%20research%20of%20the%20SCO%20countries%20- %20English%20Reports%20-%20October%2014%20- %20Part%202.pdf#page=71 DOI 10.34660/INF.2019.18.38825 (Дата обращения 12.11.2019)
Storfer M.D. (1990), Intelligence and giftedness. The contributions of heredity and early nn biinmiut Francisco. Oxford. Jossy-Bass Publ.
Torrance E.P. (1988), The nature of creativity as manifest in its testing//R. J. Sternberg, T.Tardif (eds.) The nature of creativity: Contemporary psychological perspectives. Cambridge. Cambridge University Press, 43-75.