Оценка эффективности программы социально-эмоционального и просоциального обучения детей начальной школы
Система российского образования подвергается изменениям: меняются стандарты обучения, перед учениками и учителями ставятся новые задачи и требования, в том числе в период начального образования. От младших школьников ожидают не только знаний по школьным предметам, но и умения сотрудничать, вставать на позицию другого, понимать свои и чужие эмоции, контролировать их, тем самым развивая социально-эмоциональные компетенции детей. Цель статьи являются теоретический анализ проблемы социально-эмоциональных компетенций в современной психологии и эмпирическое исследование эффективности разработанной программы социально-эмоционального обучения как средства развития социально-эмоциональных компетенций у детей начальной школы. Разработанная программа опиралась на такие методы обучения, как решения социальных проблемных ситуаций, ролевых игр, визуальных методов, участия в совместной проектной деятельности, выполнения письменных заданий с просоциальным содержанием, аффективной индукции и моделирования просоциального поведения. Для эмпирической проверки эффективности разработанной программы было организовано исследование с применением авторских методик: 1) тест на эмоциональный словарь; 2) методика изучения просоциального поведения «Номинация сверстников»; 3) методика «Делимся с другими». Результаты исследования показали, что разработанная программа способствует развитию у младших школьников: идентификации эмоций, эмоционального словаря и просоциального поведения. Дальнейшая доработка и совершенствование программы позволит внедрить ее в образовательную практику и тем самым решить задачу о социально-эмоциональном обучении детей.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Апресян Р.Г. Концепция социально-эмоционального обучения и задачи морального воспитания // Вопросы психологии. 2019. №1. С. 29-39.
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект [пер. с англ. А.П. Исаевой]. М.: ACT МОСКВА, 2009. 478 с.
Ерошенкова Е.И. Просоциальная направленность педагогической деятельности в современной науке и образовании: от сущности к содержанию // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. Т.5, №2. С. 3-16. DOI: 10.18413/2313-8971-2019-5-2-0-1
Изотова Е.И. Когнитивные и поведенческие репрезентации эмпатии в дошкольном и младшем школьном возрасте // Психологические исследования: электронный научный журнал, 2011. №5(19). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.11.19).
Кузнецова К.С. К вопросу о формировании эмоционального интеллекта// Ученые записки. Сер. Психология. Педагогика. 2010. Т.3. №4(12). С. 84-93.
Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: ИП РАН, 2004. С. 29-36.
Найденова Н.Н. Компетенции и социально-эмоционального развитие // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2014. Т. 12. №1. С. 159-156.
Пантелеева В.В., Баранецкий И.И. Развитие эмпатии младших школьников средствами духовно-нравственного воспитания // Вектор науки ТГУ. Сер. педагогика, психология. 2017. №4(31). С. 74-79.
Рыжов Д.М. Современные представления об эмоциональном интеллекте // вестник ЧПГУ им. И.Я. Яковлева. 2012. №1 (73). Ч.2. С. 142-147.
Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. 2006. №1(6). С. 30-38.
Савина Е.А., Фроловичева Т.Ю., Трухина А.А. Разработка и пилотирование программы социально-эмоционального обучения для детей начальной школы «Широка страна моя родная: Путешествие по России» // Перспективы Науки и Образования. 2018. №1(31). С. 98-106.
Шамухаметова Е.С. Особенности межличностного эмпатического взаимодействия младших школьников // ВестникКГУим. Н.А. Некрасова. 2015. Т.21. №1. С. 75 – 77.
Bar-On, R. and Parker, J. (2000), “Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory”, Handbook of emotional intelligence, Jossey-Bass, San Francisco, State of California, USA, 363-388.
Mayer, J.D., DiPaolo M. and Salovey P. (1990), “Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli: A component of emotional intelligence”, Journal of Personality Assessment, 54, 772-781.