Самооценка подростков, оставшихся без попечения родителей (на примере подростков, имеющих опыт проживания в закрытых учреждениях)
Изучение самооценки как одного из фундаментальных личностных образований для развития подростков, оставшихся без попечения родителей, не теряет своей актуальности в настоящее время. Целью статьи является анализ результатов исследования самооценки выпускников закрытых учреждений посредством методики С.А. Будасси «Тест на самооценку личности». Выборку составили 204 респондента: выпускники закрытых учреждений (группа «дд»); подростки, воспитывающихся в кровных семьях (группа «дом») и их сверстники, воспитывающиесяв приемных семьях (группа «опека»). К группе «дд» отнесены подростки, имеющие опыт проживания в закрытом учреждении более 5 лет, к группе «опека» − подростки, более 5 лет находящиеся в приемных семьях, к группе «дом» − подростки, воспитывающиеся с рождения в кровных семьях. Исследование проведено на базе средне-специальных образовательных учреждений Белгородской области. По результатам исследования выявлены незначительныеразличия в уровне самооценки выпускников закрытых учреждений, подростков, воспитывающихся в замещающих семьях и их сверстников, воспитывающихся в кровных семьях. Респонденты, вне зависимости от наличия опыта проживания в закрытых учреждениях, в большинстве своем, характеризуются нормальным уровнем самооценки. В то же время высокая самооценка присуща 21% подростков, воспитывающихся в кровных семьях, и 19% выпускников закрытых учреждений. Низкая самооценка – у 17% подростков, воспитывающихся в приемных семьях и 10% выпускников закрытых учреждений. Проведенное исследование носит практическую значимость, связанную с возможностями коррекции самооценочных характеристик подростков, имеющих низкий и высокий уровень самооценки, воспитывающихся в разных социальных условиях.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Москва: Изд-во Универс-групп, 2009. 339 с.
Березин С.В. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу Педагогическая психология // Москва: Универс-групп. 2003. С. 98-99.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. М.: Педагогика, Т. 4: Детская психология / Под. ред. Д.Б. Эльконина. 1984. 433 с.
Водопьянова Л.Н., Климова И.В., Салькова Н.И. Психо-эмоциональные особенности развития личности ребенка в условиях детского дома // Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи», Педагогика, 2005. №3. С. 125-129.
Жедунова Л.Г., Посысоев Н.Н., Юрасова Е.Н. Исследование когнитивной сферы у выпускников детских домов // Ярославский педагогический вестник. 1999, №1 с. 19-22.
Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Наука, 1984. 335с.
Новикова И.В. Особенности самосознания личности подростков-сирот // Вестник ИрГТУ. 2007. №1 (29). С. 12-19.
Платонова А.Е. Изучение самооценки детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома // КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. №3, С. 90-95.
Пронина А.Н. Влияние педагогических воздействий на процесс социализации-индивидуализации детей-сирот // Материалы V международной научно-практической конференции «Наука и инновации – 2007». 2007. Т.5. С.95-98.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер, 1995. 688 с.
Шульга Т.И., Татаренко Д.Д. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье // Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». М.: Педагогика, 2005. №5. С. 90-94.
Freud, A. (2002), A Life Dedicated to Children, Schocken Books, New York, UK.
Freud, А. (1998), The Dream of Psychoanalysis, Addison-Wesley, New York, UK.
Fromm, Е. (1978), The Anatomy of Human Destructiveness, Henry Holt, New York, UK.
Lewin, K. (2000), Frontiers of Group Dynamics: Concept, method and reality in social science, social equilibria, and social change, Schocken Books, New York, UK.
Lewin, K.(1995), Frontiers of Group Dynamics: Concept, method and reality in social science, social equilibria, and social change, Schocken Books, New York, UK.
Rogers, C. (1990), Communication: Its Blocking and Its Facilitation. Houghton Mifflin, Boston, UK.
Rice, F. Philip (2008), The Adolescent, Boston, Houghton Mifflin, Boston, UK.