Образование как фактор профессионального самоопределения подростков
Актуальность исследования обусловлена неблагоприятным прогнозом прироста трудоспособного населения в Российской Федерации, снижением здоровья, академических знаний у детей школьного возраста. Цель: выявить влияние успешности в обучении, интеллектуального развития подростков на выбор профессии, разработать адресные рекомендации по организации работы по профессиональному самоопределению в образовательной организации. В 2018-2019 годах учеными Вологодского научного центра РАН проведено исследование по проекту РФФИ «Инструменты повышения потенциала детского населения в условиях социально-экономических трансформаций общества» (далее Проект)[1]. Одним из направлений стало изучение факторов формирования человеческого потенциала детского населения (далее ЧПДН). Показателем образования ребенка выбрана образованность – наличие у ребенка знаний и навыков, позволяющих ему применять их на практике. Критерием – успешность в обучении, успеваемость по школьным предметам в оценках родителей детей и значение субиндекса интеллектуального развития (далее СИР). Гипотеза исследования предполагала наличие зависимости профессионального самоопределения подростков от успешности в обучении и уровня интеллектуального развития: подростки, которые более успешны в обучении чаще, чем неуспевающие дети определяются с выбором профессионального маршрута; дети 15-17 лет, обучающиеся в классах профильного обучения, прошедшие профориентацию определяются с выбором профессии лучше, чем те, кто не проходит предпрофильную подготовку. В результате получено, что среди детей, которые не справляются с учебной нагрузкой, самая низкая доля тех, кто определился с будущей профессией. Среди тех, кто прошёл профориентацию, доля не определившихся составляет 36%, в группе не прошедших профориентационное тестирование – 53%. Выявлено противоречие: среди учеников, обучающихся в профильных классах и прошедших профориентацию выше доля тех, кто не определился с профессией.
[1]Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект № 18-011-01039 «Инструменты повышения человеческого потенциала детского населения в условиях социально-экономических трансформаций общества».
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.