Особенности проявления переноса у студентов в учебном процессе
Введение. Конструкции переноса в отношениях уделяется центральное место в теоретических основаниях психодинамического подхода. Уникальность переноса, отмеченная З. Фрейдом в 1912 году, активно исследуется в современном психоанализе и рассматривается не только в рамках психотерапевтической практики, но и вплетается в проблематику профессиональных и личных отношений. Наиболее сложной и менее изученной, для оценки переносных отношений, выступает психическая реальность процесса обучения, которая включает динамику отдельных моментов взаимодействия его участников и основывается на опыте предыдущих отношений. Это определило замысел исследования, включающий изучение связи воссоздаваемого прошлого социального опыта студентов в актуальных отношениях с участниками образовательного процесса. Целью исследования выступило изучение особенностей проявления переноса у студентов в отношениях «преподаватель-студент» и «студент-студент». Методология и методы: Эмпирическое исследование проводилось в 2020-2021 гг., а, предварявший его, анализ научных статей на информационной платформе, позволил определить направления современных исследований переноса и выделить наиболее актуальные показатели его проявления в учебном пространстве вуза. Показатели отношений студентов собраны с использованием методики «Опросник межличностных отношений» В. Шутца и оценены в отношениях «студент-преподаватель», «студент-студент». Для исследования проявления переноса у студентов в рамках их отношений в пространстве учебного процесса, разработан авторский опросник, на основе положений опросника помогающих отношений Л. Люборски. Результаты и выводы. Представлены результаты эмпирического исследования в виде корреляционного анализа проявлений переноса и показателей отношений в рамках отношений «студент-преподаватель» и «студент-студент». В отношениях с одногруппниками проявление переноса имеет более жесткую структуру и это выражается в более активном проявлении переноса, а в отношениях с преподавателем студенты более склонны к проявлению автономии, выдерживанию контроля и менее ориентированы на его социальный статус. Эти зависимости позволили раскрыть более чувствительные связи между такими проявлениями переноса, как сопротивление, реакция на объект и уровень автономии, привязанности, зависимости во всех видах этих отношений, с тенденциями построения отношений с участниками образовательного процесса, проявляющихся в стремлении быть в их обществе, контролировать и регулировать подчинение другим.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.