Профессиональное воспитание и формирование универсальных компетенций будущего педагога: интеграция деятельности
Введение. Высокие требования к уровню профессиональной компетентности современного педагога, неоднозначность представлений педагогических вузов об обобщенных результатах в области профессионального воспитания бакалавра педагогического образования обусловливают необходимость корректировки направлений воспитательной работы в педагогическом вузе. Цель исследования – выявление и обоснование новых возможностей и востребованных направлений профессионального воспитания в педагогическом вузе, направленных на формирование универсальных компетенций будущих педагогов. Материалы и методы. В работе комплексно использовались такие методы исследования как изучение и контент-анализ нормативных документов, программ воспитательной работы вузов, сравнительный анализ, метод экспертной оценки. Авторами был разработан специальный инструментарий, позволяющий экспертам при оценке документов-регламентов воспитательной работы использовать единый подход, были выделены показатели воспитательной работы вузов. Исследование проводилось в 2020-2021 гг. Выборку составили 33 педагогических вуза и 9 классических вузов. В результате эксперимента были проанализированы сведения, представленные на сайтах 42 вузов из 9 федеральных округов, педагогической направленности – из 31 региона РФ и классических вузов из 9 регионов РФ. Результаты исследования. Сопоставление универсальных компетенций основным направлениям воспитательной работы вузов позволило выделить основные направления профессионального воспитания. Анализ воспитательной работы вузов показал, что будущие педагоги многих образовательных организаций не в полной мере овладевают необходимыми компетенциями по причине отсутствия некоторых направлений воспитательной работы, способных сформировать их профессиональные и личностные компетенции. В процессе анализа качества программ воспитательной работы были получены следующие результаты: 1) только 23,8% вузов ориентированы на осуществление воспитательной работы по всем основным направлениям; 2) примерно 52% вузов в своих программах воспитательной работы охватывает лишь некоторые из основных направлений; 3) примерно 23,8% программ вовсе не ориентированы на направления. Вывод. Представленный сравнительный анализ может послужить точкой роста для переосмысления педагогическими вузами воспитательных направлений, не позволяющих на сегодняшний день сформировать у обучающихся востребованные компетенции.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
С. 63-72. URL: file:///C:/Users/ibo.LIB/Downloads/Kucherova_Professionalnoe_18.pdf (дата обращения: 03.02.2022).
Исследование выполнено в рамках Государственного задания НИУ «БелГУ» на 2020-2022 гг. № 0624-2020-0012 «Обоснование интегративной методологии профессионального воспитания в вузе: доминанты формирования универсальных компетенций, просоциальных установок и полисубъектности будущего педагога».