Эмоциональные характеристики профессиональных установок старшеклассников
Введение. Проблема профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психологии не теряет своей актуальности. В отечественных и зарубежных исследованиях в большей степени представлены работы, рассматривающие взаимосвязи профессиональной идентичности на студенческих выборках, либо в профессиональных группах, в исследованиях большое внимание уделяется развитию навыков в ИТ-сфере. Исследований, направленных на изучение готовности к профессиональному самоопределению, у учащихся 15-18 лет значительно меньше. Цель работы – изучить эмоциональные характеристики профессиональных установок выпускников общеобразовательной школы и студентов 1-2 курсов колледжей. Материалы и методы. Для получения эмпирических данных были использованы: «Опросник профессиональных установок подростков» (И.М. Кондаков); опросник «Эмоциональное отношение к будущему» (М.Р. Гинзбург); опросник исследования самореализации (М.Р. Гинзбург). Результаты исследования и их обсуждение. Полученные данные демонстрируют взаимосвязь эмоциональных характеристик будущего и профессиональных установок, указывающих на то, что ситуация самоопределения переживается современными молодыми людьми достаточно остро. Выявлены и проанализированы значимые связи между особенностями самореализации и эмоциональной окрашенностью будущего. Незрелость профессионального самоопределения характеризуется эмоциональным переживанием будущего, проявлением тревоги, отчаяния и беспокойства. Профессиональные установки: «Рационализм профессионального выбора», «Оптимизм в отношении профессионального будущего» и «Высокая самооценка» рассматриваются как адекватное отношение к ситуации профессионального самоопределения; «Зависимость и нерешительность в профессиональном выборе» характеризуются личностной незрелостью к профессиональному самоопределению, эмоциональным переживанием будущего. Такое эмоциональное отношение к будущему обусловлено не только расширением диапазона возможностей для самореализации, предоставляемых цифровой экономикой, но и высокой подвижностью социально-экономических процессов, глобальной неопределенностью будущего. Заключение. Обнаружена взаимосвязь эмоциональных характеристик отношения к будущему и профессиональных установок старшеклассников, что может быть использовано для повышения эффективности профориентационной работы со старшеклассниками.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
С. 223-234.