16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-2-0-7

Развитие эмоционального интеллекта детей cтаршего дошкольного возраста посредством арт-терапии

Введение. Эмоциональные процессы занимают одно из важных мест в формировании личности ребенка, а эмоциональное развитие является составляющей частью эмоционального интеллекта личности. Развитие эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте наиболее благоприятно, так как в этот период эмоциональная сфера является ведущей сферой психического развития. Именно от уровня его сформированности зависит способность ребенка не только выражать и контролировать собственные эмоции, но и распознавать эмоции других людей, что, в дальнейшем, будет способствовать его эффективному взаимодействию с окружающими. Цель исследования: изучение эмоционального интеллекта старших дошкольников и проверка эффективности разработанной коррекционно-развивающей программы развития эмоционального интеллекта посредством арт-терапии. Методологическую основу исследования составили положения о развитии психики ребенка в деятельности, положения о роли и значении эмоций в жизнедеятельности человека, современные концепции развития эмоционального интеллекта, разработки по арт-терапии как технологии развития эмоциональной сферы, в частности, эмоционального интеллекта. В качестве методов исследования были выбраны: анализ научных исследований по проблеме исследования; опрос старших дошкольников и наблюдение педагогом-психологом за детьми с целью выявления у них уровня сформированности компонентов эмоционального интеллекта, формирующий эксперимент; Т-критерий Уилкоксона для сравнения результатов исследования. В эксперименте приняли участие 60 детей старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 45 г. Белгорода». Результаты исследования в рамках констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о том, что для большинства старших дошкольников характерен средний (у 43 %) и низкий (у 30 %) уровень эмоционального интеллекта. Исходя из возрастных особенностей респондентов, была разработана и внедрена коррекционно-развивающая программа. Специально организованные занятия с использованием мульттерапии как средства арт-терапии, содержащие упражнения и задания для развития социальной ориентации и способности к пониманию эмоциональных состояний других людей, для закрепления в поведении проявления эмпатических реакций, позволили повысить уровень эмоционального интеллекта старших дошкольников.

Количество просмотров: 749 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 1763
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: