16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2023-9-2-0-10

Особенности переживания и совладания с экзаменационным стрессом студентов психологического и медицинского направлений обучения

Введение. Экзаменационная сессия – стрессогенная ситуация, результатом которой может быть повышение уровня тревоги и раздражительности, нарушение сна и режима питания, а также общее эмоциональное истощение студентов. Исследование особенностей копинг-стратегий (способов совладания) с экзаменационным стрессом используемых студентами российских ВУЗов выступает, как важная и требующая глубокого изучения тема, направленная на повышение уровня удовлетворенности жизнью граждан России. Цель исследования – изучение особенностей переживания экзаменационного стресса и использования копинг-стратегий в период экзаменационной сессии у студентов психологического и медицинского факультетов. Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты (N=113), возраст 16-40 лет. Студенты психологического направления (N=72), обучающиеся в бакалавриате (n=65), магистратуре (n=7). Студенты медицинского направления, обучающиеся в специалитете (N=41). В рамках феноменологического подхода, было проведено исследование с использованием метода контент-анализа текстов ретроспективных отчетов студентов о переживании ими периода экзаменационной сессии. Для изучения особенностей копинг-стратегий, был разработан авторский опросник. Результаты исследования. Общими причинами, вызывающими стресс во время экзаменационной сессии, являются: уровень сложности сдаваемой дисциплины, риск отчисления и опасение потерять стипендию. Студенты психологического направления чаще испытывают стресс накануне экзамена, в то время как у студентов медицинского направления симптомы стресса наблюдались па протяжении всей сессии. Наиболее частыми симптомами стресса у студентов двух направлений обучения выступают: нарушения сна. Студенты медицинского направления чаще подвержены нарушению питания и работе желудочно-кишечного тракта, появление кожных нейродермитов, чем студенты психологического направления. Успешная сдача экзаменов позволяет снизить или полностью купировать симптомы стресса, что было отмечено 71 студентом, 12 студентов медицинского направления и 17 психологического направления ощущали последствия экзаменационного стресса в течение некоторого времени после завершения экзаменационной сессии. Заключение. Студенты при совладании с экзаменационным стрессом чаще всего используют копинг-стратегии: уход-избегание, планирование решение проблемы, поиск социальной поддержки, положительную переоценку и самоконтроль. Переживая экзаменационный стресс, студенты двух направлений, нуждаются в эмоциональной поддержке со стороны своего ближайшего окружения, при этом ее отсутствие способно усугубить переживание экзаменационного стресса. Полученные результаты исследования могут быть использованы для разработки программ снижения уровня переживания экзаменационного стресса студентами российских ВУЗов и повышения качества жизни молодежи.

Количество просмотров: 670 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 1589
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: