Субъективное переживание счастья юношами и девушками с разными смысложизненными ориентациями
Введение. Каждая личность стремится к переживанию счастья, условиями достижения которого являются удовлетворенность своей жизнедеятельностью, возможность реализовать свой личностный потенциал. Представления о счастье и его субъективное переживание, с одной стороны, определяют построение жизненного пути, личностные цели и смыслы, а, с другой стороны, являются следствием этих процессов. Изучение феномена счастья у студенческой молодежи детерминировано интенсивным развитием самосознания и становлением на основе этого личностных смыслов и ценностных ориентиров. Цель исследования состояла в изучении особенностей субъективного переживания счастья у студентов с разными смысложизненными ориентациями. Материалы и методы. Психодиагностический инструментарий включал: тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев), обновленный Оксфордский опросник счастья (М. Аргайл), «Эмоциональный тест М. Фордайса» (Fordyce Emotions Questionnaire). Обработка результатов проводилась в программе SPSS 19.0. В статье представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборке студентов юношеского возраста 18-22 лет, из них 53 % представители женского пола, 47 % - мужского. Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования показали, что для большинства юношей и девушек характерен относительно высокий показатель уровня субъективного переживания счастья (56%), остальные студенты (по их субъективному восприятию) в основном не чувствуют себя счастливыми, такие студенты особо нуждаются в организации психологических условий для актуализации личностных ресурсов, осмысления и позитивной оценки своей жизнедеятельности. Особенности смысложизненных ориентаций у юношей и девушек заключаются в доминировании показателей «эмоциональная насыщенность жизни» и «локус контроля – «Жизнь»», наименьшая выраженность характерна для показателя «локус контроля «Я»». У девушек доминирует показатель «эмоциональная насыщенность жизни», а у юношей – «цели», что отражает высокую эмоциональность представителей женского пола и прагматичность и нацеленностью на результат представителей мужского пола. Согласно полученным результатам, у студентов с высоким и средним показателями уровня субъективного переживания счастья наблюдаются целевая и смысловая направленность жизни, гармоничные характеристики временной перспективы, общая удовлетворенность жизнью, в отличие от студентов с низким показателем уровня субъективного переживания счастья. Заключение: субъективное переживание счастья может выступать в качестве важного психологического условия развития смысложизненных ориентаций в юности.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
№ 3-3 (63). С. 197-202.