Ресурсы психологической безопасности личности педагога высшей школы в современных условиях
Введение. Настоящее время характеризуется остросоциальными событиями и явлениями, формирующими новые, непрерывно меняющиеся, зачастую опасные вызовы, как для каждой конкретной личности, так и для общества. В связи с этим к деятельности педагога высшей школы, которая ввиду своей специфики, тесно связана с интенсивной психологической, социальной и психофизиологической напряженностью, предъявляются ещё большие требования, появляются дополнительные риски. Актуальным представляется вопрос качественного изучения психологической безопасности преподавателей с точки зрения ее сохранения и укрепления, посредством выделения и анализа ее ресурсов. Цель эмпирического исследования: выявление и исследование ресурсов психологической безопасности личности педагога образовательных организаций высшего образования. Материалы и методы. Базу исследования составили 672 респондента, относящиеся к профессорско-преподавательскому и административному составу образовательных учреждений высшего образования из девяти федеральных округов Российской Федерации. В качестве диагностического инструментария были использованы индивидуальные анкеты и авторские психометрические шкальные опросники (базирующиеся на принципе шкалы Ликерта), сформированные на основе результатов анализа работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме психологической безопасности, в целом, и ее ресурсов, в частности. Достоверность результатов исследования обеспечена применением к ним в процессе обработки методов математической статистики, а именно: дисперсионный анализ, U-критерий Манна-Уитни. Результаты. Выявлено, что из 13, выделенных ресурсов психологической безопасности, наиболее значимыми для педагогов высшей школы, являются: «стрессоустойчивость», «умение адаптироваться к любой жизненной ситуации», «устойчивость к различным внешним воздействиям (психологическим, информационным и т.д.)», «физическое здоровье», «ощущение личного благополучия» и «возможность самореализации». Наименее значимым ресурсом стала «материальная обеспеченность». Обнаружены половозрастные, профессиональные и территориальные особенности оценки ресурсов психологической безопасности личности, осуществляющей свою деятельность в образовательных организациях высшего образования в рамках современных условий окружающей действительности. Заключение. Педагоги высших учебных заведений в высокой степени ответственны за качественную и успешную подготовку и становление будущих специалистов с позиции социально-трудовых и интеллектуальных ресурсов страны. Изучение психологической безопасности данной категории лиц, с учетом обстоятельств и условий настоящего времени, является актуальным и приоритетным направлением. Выявленные в результате исследования 13 ресурсов психологической безопасности и обнаруженные значимые различия в их оценке делают возможным создание и расширение диагностического инструментария, а также программ и методов по формированию, укреплению, сохранению и коррекции психологической безопасности педагогов высшей школы.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Аллахверанова Т.Ф. Психологическая устойчивость личности // Аллея науки. 2020. 1(28). С. 270-274.
Баева И.А. Психологическое проектирование профессиональной деятельности педагога в условиях неопределенности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2017. 186. С. 13-19.
Баева И.А., Гаязова Л.А., Кондакова И.В. Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде // Интеграция образования. 2021. 25, 3(104). С. 482-497.
Гвоздецкая В.К. Психологические особенности мужчин и женщин в различные периоды возрастных кризисов // Sciences of Europe. 2019. 9. С. 12-25.
Груздева М.А., Калачикова О.Н. Социокультурные характеристики населения регионов Северо-Западного федерального округа: общее и особенности // Вестник удмуртского университета. 2019. 3. С. 306-317.
Губин В.А., Казанков В.В. Психология устойчивости: объективная и субъективная сторона устойчивости человека // Высшее образование в современном мире: история и перспективы. 2020. 1. С. 207-217.
Кондратюк Н.Г. Надежность осознанной саморегуляция как ресурс психологической безопасности личности в условиях стресса и неопределенности // Психология саморегуляции в контексте актуальных задач образования: Материалы научной конференции, Москва, 27-28 апреля 2021 года. 156-161. DOI 10.24412/cl-36466-2021-1-156-161.
Корчевский А.М. Здоровье преподавателя - основа эффективности педагогического процесса // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. 74. С. 137-140.
Крежевских О.В. Проектирование профессиональной биографии как предиктор непрерывного профессионального самоопределения и обучения педагога. Перспективы науки и образования. 2020. 6(48). С. 430-445.
Кузьмина Г.А. Современные угрозы психологической безопасности личности в глобальной сети Интернет // Социальная реальность виртуального пространства: материалы IV Международной научной конференции. Иркутск: Издательство ИГУ. 2020. С. 157-164.
Манжос Л.В. Особенности профессиональной самореализации педагогов в современных условиях // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. 3(162). С. 83-89.
Рыжов А.Я. Психофизиологическая характеристика профессиональной деятельности преподавателей вуза // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. 2. С. 5-15.
Северова Е.А. Изучение стрессоустойчивости и степени эмоциональной реактивности у мужчин и женщин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. 11. С. 801-805.
Трофимова Е.Л., Кузьмина Г.А. Психологическая безопасность личности педагога в условиях неопределенности // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2022. 39. С. 54-75. doi: 10.26516/2304-1226.2022.39.54.
Шиняева О.В. Преподаватели-гуманитарии в российских вузах: кризис профессиональной группы или адаптация к «новой нормальности»? // Наука. Культура. Общество. 2022. 1. С. 76-89. doi: 10.19181/nko.2022.28.1.7.
Юнусова С.Г., Розенталь А.Н., Балтина Т.В. Стресс. Биологический и психологический аспекты // Ученые записки Казанского государственного университета. 2018. 150(3). С. 139-150.
Ясвин В.А. Исследования образовательной среды в отечественной психологии: от методологических дискуссий к эмпирическим результатам // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. 18(1). С. 80-90.
Genn J.M. AMEE medical education guide no. 23 (Part 2): Curriculum, environment, climate, quality and change in education – a unifying perspective // Med. Teach. 2011. 23(5). P. 445-454.
Gong S. Unfolding the proactive process for creativity: integration of the employee proactivity, in-formation exchange, and psychological safety perspectives // J. Manag. 2012. 38(5). Р. 1611-1633.
Janoff-Bulman R. Shattered assumptions: Towards a new psychology of trauma // N.Y. Free Press. 2016. 4(28). Р. 24-31.
Miller J.G. Living Systems // McGraw-Hill. 2018. 3. Р. 222-228.
Moos R.H. The social climate scales: an overview // Consulting Psychologists Press. 2014. 14. Р. 340-348.
Schönrock-Adema J., Bouwkamp-Timmer T., van Hell E.A. Key elements in assessing the educational environment: Where is the theory? // Adv Heal Sci Educ. 2017. 17. Р. 727-742.
Shehnaz S.I. Development and validation of the AMEET inventory: An instrument measuring medical faculty members perceptions of their educational environment // Med. Teach. 2014. 26. Р. 1-10.
Wells J.C., Baldwin E.D. Historic preservation, significance, and age value: A comparative phenomenology of historic Charleston and the nearby new-urbanist community of I’On // Journal of Environmental Psychology. 2012. 32(4). Р. 384-400.
Zhong J., You J., Gan Y. Job stress, burnout, depression symptoms, and physical health among Chinese university teachers // Psychological Reports. 2019. 105. Р. 124-1254.