Развитие профессиональной идентичности старшеклассников в рамках деятельности школьного психолога
Введение. Профессиональная идентичность старшеклассников изучается школьным психологом в рамках профориентационных занятий в старших классах. Деятельность психолога востребована, так как большинство обучающихся не могут определиться с профессией. Именно благодаря развитию профессиональной идентичности происходит становление личности ученика старшей школы и формирование его представлений о будущей профессиональной сфере. Цель исследования заключается в изучении возможностей средств активного социально-психологического обучения в развитии профессиональной идентичности старшеклассников в рамках деятельности школьного психолога. Материалы и методы. Использовались методики: «Профессиональные намерения» (Э.Ф. Зеер), анкета «Ориентация» (И.Л. Соломина) и «Методика изучения статусов профессиональной идентичности» (А.А. Азбеля, А.Г. Грецова). Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия №2» г. Белгорода, в котором приняли участие старшеклассники в количестве 50 человек. Обработка эмпирических данных осуществлялась в программе SPSS Statistic 25. В ходе математико-статистической обработки данных был использован непараметрический математический метод для двух зависимых выборок Т-критерий Вилкоксона и интерпретация результатов исследования. Результаты исследования. После реализации специально разработанной авторской программы «Я и моя будущая профессия» была выявлена её эффективность, так как у обучающихся произошло изменение уровней сформированности их профессиональной идентичности, что сказалось на представлениях старшеклассников об их будущей профессиональной деятельности. В процессе реализации программы развития произошли изменения уровня профессиональной идентичности старшеклассников: степень выраженности сформированной профессиональной идентичности выросла с 7,95 до 9,78 средних баллов. Заключение. Гипотеза о том, что развитие профессиональной идентичности старшеклассников в рамках деятельности школьного психолога будет эффективным при формировании профессионального самосознания и эмоционально-оценочного отношения к себе, подтвердилась на достоверном уровне статистической значимости р≤0,05.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Андреева А.Д., Лисичкина А.Г., Бримова Л.А. Динамика формирования профессиональной идентичности у старшеклассников московских и региональных школ // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Психологические науки. 2021. №2. С. 127-140.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер. 2008. 400 с.
Воробьёва И.В. Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «Социальная работа» специальность: Автореф. дис. … канд. социол. наук. Москва. 2007. 27 с.
Иванова В.В., Кутбиддинова Р.А. Влияние методов активного социально-психологического обучения на формирование профессиональной идентичности старшеклассников // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы V международной научно-практической конференции. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». Психология, 2015. С. 241-243.
Никитин И.В., Ворошилова О.Л. Профессиональное самоопределение старшеклассников в контексте профессиональной идентичности // Молодежь и модернизация страны. 2018. Т. 2. С. 83-86.
Нор-Аревян О.А., Шаповалова А.М. Факторы формирования профессиональной идентичности // Гуманитарий Юга России. 2016. №5. С. 102-113.
Поварёнков Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности. Кризис идентичности и проблема становления гражданского общества Ярославль: ЯГПУ. 2003. 163 с.
Шибанкова С.В. Психологические условия профессионально-личностного самоопределения старшеклассников: Автореф. дис. … канд. псих. наук. Нижний Новгород. 2008. 22 с.
Юрьева И.А. Роль психолого-педагогического сопровождения в формировании профессионального самоопределения старшеклассников // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 95-97.
Alvesson M., Ashcraft K., Thomas R. Identity matters: Reflections on the construction of identity scholarship in organization studies // Organization. 2008. Vol. 15(1). P. 5-28.
Bebeau M., Monson V. Professional identity formation and transformation across the life span // In A. McKee & M. Eraut, Learning trajectories, innovation and identity for professional development Springer. New York. 2011. P. 135-163.
Caza B., Creary S. The construction of professional identity. In Perspectives on contemporary professional work: challenges and experiences // Cheltenham. Edward Elgar Publishing UK. 2016. P. 259-285.
Erikson E. Identity: youth and crisis // W.W. Horton & Company. INC. 2014. New York. USA.
Fitzgerald A. Professional identity: A concept analysis // Nursing Forum. 2020. P. 1-26.
Marcia J.E., Waterman A.S., Matteson D.R., Archer S.L., Orlofsky J.L. The ego identity status approach to ego identity: А Handbook for Psychosocial Research, New York. Springer. 1993.