Специфика исследования ролевой позиции личности в буллинге
Введение. Многообразие существующего психодиагностического инструментария, с одной стороны, и его недостаточность с точки зрения учета психологических особенностей, специфики ролевых позиций личности в буллинге указывает на наличие методологической проблемы. Существующие анкеты и опросники не в полной мере включают представления о деятельности личности в буллинг-структуре и значительно упрощают возможные ролевые модели. Не все анкеты и опросники прошли процедуру валидизации. Целью работы является анализ ролевой позиции в буллинг-структуре и, как результат, стандартизация авторского исследовательского опросника для ее исследования. Материалы и методы исследования. Апробация опросника была проведена на 198 респондентах в возрасте 15-17 лет. Исследование проходилось на базе Академии предпрофессионального образования ГБОУВО РК «Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова» г. Симферополь. Респонденты заполняли бланковую психодиагностическую методику «Ролевая позиция личности в буллинге». Результаты. Автор предлагает исследовательский опросник «Ролевая позиция личности в буллинге» для определения ролей и позиций, занимаемых подростками в буллинге и в подростковой среде по модели Д. Лэйн. В ходе эмпирического исследования обосновывается валидность, надежность, стабильность и константность исследовательской методики с помощью статистического анализа. Определены углубленные личностные характеристики участников буллинг-структуры (по модели Д. Лэйн), имеющие свои статистически достоверные значения: инициатор, помощник инициатора, защитник и жертва. Заключение. Проблема буллинга достигает критических масштабов – если 10 лет назад в ученической группе можно было выявить 1-2 жертвы буллинга, то на сегодняшний день количество увеличилось в 3, а иногда и 5 раз (данные ВЦИОМ и фокус-групп). Разработка и валидизация надежного диагностического метода становится актуальной и необходимой. Разработанный психодиагностический инструментарий позволит исследователям и практикам более точно диагностировать ролевые позиции в структуре буллинга и разрабатывать эффективные программы профилактики и коррекции данного явления.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Белевич А.А. Об опыте исследования степени распространения буллинга в подростковой среде // Известия АСОУ. Научный ежегодник. 2015. Том 2. № 2. С. 68-82.
Бочавер А.А., Хломов К.Д., Давыдов Д.Г. Кибербуллинг в опыте российских подростков // Психология и право. 2019. Т. 9. № 2. С. 276-295.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Книга по требованию. 2012. Том 4. С. 431.
Жарова Д.В., Терех Е.Ю. Психологические особенности подросткового буллинга // Ped.Rev. 2018. № 1 (19). С. 79-84. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-podrostkovogo-bullinga (дата обращения: 20.02.2024).
Король Н.В., Русак А.С. Особенности агрессивности и тревожности участников школьного буллинга // Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика. 2023. №2. С. 129-139. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-agressivnosti-i-trevozhnosti uchastnikov-shkolnogo-bullinga (дата обращения: 20.05.2024).
Кривцова С.В., Шапкина А.Н., Белевич А.А. Школьный буллинг: об опыте исследования распространенности буллинга в школах Германии // Политика в области образования, 2016. №3 (73). С. 2-25.
Лаврова Л.И. Невротизм как черта личности // Форум молодых ученых. 2023. № 2 (78). С. 53-55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nevrotizm-kak-cherta-lichnosti (дата обращения: 20.02.2024).
Лейн Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. СПб.: Питер. 2001. С. 240-274.
Лучинкина И.С. Фазилова А.Э. Психологические особенности личности с различными ролевыми позициями в буллинг-структуре // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Том 9. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/08PSMN421.pdf (дата обращения: 20.02.2024).
Петросянц В.Р. Гендерные особенности проблемных переживаний старшеклассников // Молодой ученый. 2018. №50. С. 469-472.
Сухарев И.А. Индивидуально-типологические предикторы виктимизации участников школьного буллинга // Образование и право. 2023. №5. С. 405-410. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualno-tipologicheskie-prediktory-viktimizatsii-uchastnikov-shkolnogo-bullinga (дата обращения: 20.05.2024).
Филатова В.О., Бутовская М.Л., Калиниченко О.В. Буллинг в российской школе: что говорят ученики и что знают учителя // Вопросы психологии. 2018. №. 2. С. 27-41.
Cerezo, F., Ato M. Bullying in Spanish and English pupils: A sociometric perspective using the BULL-S questionnaire // Educational Psychology. 2015. V. 25. № 2. P. 353-367. DOI: 10.1080/01443410500041458.
Fitzgerald L.F., Gelfand M.J., Drasgow, F. Measuring sexual harassment: Theoretical and psychometric advances // Basic and Applied Social Psychology. 1995. V. 17. № 4. P. 425-445. DOI: 10.1207/s15324834basp1704_2.
Gauthier K.J., Furr R.M., Mathias C.W., Marsh-Richard D.M., Dougherty, D.M. Differentiating impulsive and premeditated aggression: self and informant perspectives among adolescents with personality pathology // J. Pers. Disord. 2009. V. 23. № 3. P. 76-84.
Ireland J.L. Bullying behaviors among male and female prisoners: A study of adults and young offenders. Aggressive Behavior // J Archer, editor. 1995. V. 25. №5. P. 161-178.
Kaukianen A., Salmivalli C., Björkqvist K., Österman K., Lahtinen A., Kostamo A., et al. Overt and covert aggression in work settings in relation to the subjective wellbeing of employees // Aggressive Behavior. 2001. V. 27. № 5. P. 36-37.
Nansel T.R., Craig W., Overpeck M.D., Saluja G., Ruan W. J. Cross-national consistency in the relationship between bullying behaviors and psychosocial adjustment // Archives of Pediatric and Adolescent Medicine. 2004. V. 158. №6. P. 730–736. DOI:10.1001/archpedi.158.8.730. 10.1001/archpedi.158.8.730.
Olweus D. Aggression in the Schools: Bullies and Whipping Boys. A Halsted Press book Series in clinical and community psychology. 1978. P. 218.
Rigby K., Slee, P.T. Interventions in cases of bullying in schools: a training manual for teachers and counsellors // Melbourne: Hawker-Brownlow. 2023. V. 133. № 4. P. 33-42.
Thornberg R., Jungert T. Early Adolescents’ Emotional and Behavioral Difficulties, Student–Teacher Relationships, and Motivation to Defend in Bullying Incidents // Child and Youth Care Foru. 2020. V. 49. №3. P. 59-75.