16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2024-10-2-0-8

Специфика исследования ролевой позиции личности в буллинге
 

Введение. Многообразие существующего психодиагностического инструментария, с одной стороны, и его недостаточность с точки зрения учета психологических особенностей, специфики ролевых позиций личности в буллинге указывает на наличие методологической проблемы. Существующие анкеты и опросники не в полной мере включают представления о деятельности личности в буллинг-структуре и значительно упрощают возможные ролевые модели. Не все анкеты и опросники прошли процедуру валидизации. Целью работы является анализ ролевой позиции в буллинг-структуре и, как результат, стандартизация авторского исследовательского опросника для ее исследования. Материалы и методы исследования. Апробация опросника была проведена на 198 респондентах в возрасте 15-17 лет. Исследование проходилось на базе Академии предпрофессионального образования ГБОУВО РК «Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова» г. Симферополь. Респонденты заполняли бланковую психодиагностическую методику «Ролевая позиция личности в буллинге». Результаты. Автор предлагает исследовательский опросник «Ролевая позиция личности в буллинге» для определения ролей и позиций, занимаемых подростками в буллинге и в подростковой среде по модели Д. Лэйн. В ходе эмпирического исследования обосновывается валидность, надежность, стабильность и константность исследовательской методики с помощью статистического анализа. Определены углубленные личностные характеристики участников буллинг-структуры (по модели Д. Лэйн), имеющие свои статистически достоверные значения: инициатор, помощник инициатора, защитник и жертва. Заключение. Проблема буллинга достигает критических масштабов – если 10 лет назад в ученической группе можно было выявить 1-2 жертвы буллинга, то на сегодняшний день количество увеличилось в 3, а иногда и 5 раз (данные ВЦИОМ и фокус-групп). Разработка и валидизация надежного диагностического метода становится актуальной и необходимой. Разработанный психодиагностический инструментарий позволит исследователям и практикам более точно диагностировать ролевые позиции в структуре буллинга и разрабатывать эффективные программы профилактики и коррекции данного явления.

Количество просмотров: 273 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 684
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: