Модель интерактивного обучения: полиморфный подход
Введение. Особенность построения модели интерактивного обучения кроется в полиморфизме термина «интерактивный», обладающего различными формами реализации. Интерактивность рассматривается с двух позиций: высокий уровень активности обучающихся и технология использования информационно-коммуникационных технологий в дистанционном обучении. Требуется устранить противоречия, существующие в восприятии и реализации интерактивности в обучении. Цель исследования разработать модель интерактивного дистанционного обучения, учитывая полиморфный подход в интерактивности. Материалы и методы: изучение методической литературы отечественных и зарубежных авторов по вопросу организации интерактивного обучения, знакомство с опытом ведущих образовательных учреждений и крупных компаний, продвигающих интерактивные технологии. Полученные материалы подвергнуты теоретическим и эмпирическим методам педагогического исследования. Результаты исследования. Автор предлагает расширить информативность модели интерактивного обучения. При активизации занятий в аудитории имеет место контактная модель – «интерактивное обучение». Для дистанционного обучения необходимо ввести «модель интерактивного обучения» и структурировать её по реализуемой активности: пассивная «модель интерактивного обучения», активная «модель интерактивного обучения» и интерактивная «модель интерактивного обучения». Заключение. Интерактивная технология дистанционного обучения обладает особенностями. Она эффективна при чередовании небольших блоков информации и требует реализации «активной стратегии обучения» – контролируемая смена активности обучающихся во время занятий.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР. 2009. 448 с.
Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Издательство МЭСИ. 1999 196 с.
Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 304 с.
Бурханова Ф.Б., Родионова С.Е. Внедрение инновационных активных и интерактивных методов обучения и образовательных технологий в российских вузах: современное состояние и проблемы // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. № 4. С. 1862-1875.
Васильева А.В. Интерактивное обучение в категориях схемы противоречия // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. Т.8. №1. С. 48-63. DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-1-0-5.
Васильева, А. В. Формирование понятийного аппарата предметной области интерактивного обучения (в педагогике и методике) // Непрерывное образование: XXI век. 2021. Вып. 1 (33). С. 2-18. DOI: 10.15393/j5.art.2021.6664.
Галкина Ю.В., Багаева А.П. Информационные технологии в управленческой деятельности // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013. Т. 1. № 9. С. 422-423.
Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе. М.: Учпедгиз. 1957 152 с.
Григорьева И.В. Инновационные образовательные технологии и интерактивные методы обучения // Вестник Университета Российской академии образования. 2020. № 4. С. 28-36. DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10037.
Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта // Педагогика. 2000. №7. С. 12-18.
Коротаева Е.В. Интерактивность современного обучения: как явление и как понятие // Педагогическое образование в России. 2022. № 4. С. 8-15.
Кривых Н.И., Кривых Л.Д., Багринцева О.Б. Современные образовательные технологии: интерактивность как принцип эффективности // Педагогические исследования. 2020. № 2. С. 5-11.
Майдисарова Д.С., Тюлюбаев Д.Е. Интерактивность в современном образовании // Academy. 2019. № 2(41). С. 10-11.
Непрерывное образование взрослых. Терминологический словарь / под. общ. ред. О.В. Павловой. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: ИНОВ, 2015. 436 с.
Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 176 с.
Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М.: Академия, 2012. 512 с.
Стариченко Б.Е., Сардак Л.В. Технология интерактивного гибридного обучения в условиях цифровизации образования // Педагогическое образование в условиях глобальной цифровизации: Сборник научных трудов международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Новосибирской области, в рамках Международного форума «Высокие технологии, искусственный интеллект и роботизированные системы в образовании». (Новосибирск, 16-17 ноября 2021 года). Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет. 2021. С. 191-197.
Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения / под. ред. Г.Н. Скляревской. Российская академия наук, Институт лингвистических исследований. СПб.: Изд.-во «Фолио-Пресс». 1998. 700 с.
Ядровская М.В. Модели учебно-педагогической коммуникации в системе электронного обучения вуза // Образовательные технологии и общество. 2013. Т. 16. № 2. С. 469-488.
Abykanova B., Yelezhanova S., Kabylkhamit Z., Sabirova Z., Nugumanova S. The use of interactive learning technology in institutions of higher learning // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. №. 18. P. 12528-12539. https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1124626.pdf (дата обращения: 29.06.2024).
Amelia Rizki, Mulyoto Galih Puji. Hybrid Active Learning to Develop the Science Competence of Preservice Elementary Schools Teachers // Proceedings of the 2nd International Conference on Quran and Hadith Studies Information Technology and Media in Conjunction with the 1st International Conference on Islam, Science and Technology, ICONQUHAS & ICONIST, Bandung, October 2-4. 2018. Indonesia. P. 276-284 (2020). URL: http://dx.doi.org/10.4108/eai.2-10-2018.2295554.
Armellini, A., Teixeira Antunes, V. & Howe, R. Student Perspectives on Learning Experiences in a Higher Education Active Blended Learning Context. TechTrends 65. 2021. P. 433-443. URL: https://doi.org/10.1007/s11528-021-00593-w (дата обращения: 19.02.2024).
Bretz R. Media for interactive communication, Sage Publications, Beverly Hills, CA, USA. 1983. 264 p.
Bucy E.P. Interactivity in Society: Locating an Elusive Concept // The information society. Texas Tech University. 2004. №. 20 (5). P. 373-383. DOI: https://doi.org/10.1080/01972240490508063.
Campbell Katy. The web: Design for active learning // Academic Technologies for Learning. University of Alberta. 1998. URL: https://scholar.google.ru/citations?view_op=view_citation&hl=ru&user=mz4ll6QAAAAJ&citation_for_view=mz4ll6QAAAAJ:9yKSN-GCB0IC (дата обращения: 17.07.2024).
Durlak Jerome T. A Typology for Interactive Media // Annals of the International Communication Association. 1987. Vol. 10 (1), P. 743-757. URL: https://www.sci-hub.ru/10.1080/23808985.1987.11678672 (дата обращения: 21.03.2024).
Konopka C., Adaime M. and Mosele P. Active Teaching and Learning Methodologies: Some Considerations. Creative Education. 2015. Vol 6. № 14, P. 1536-1545. DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10037: 10.4236/ce.2015.614154 (дата обращения: 15.03.2024).
Landay Lori. Interactivity // ResearchGate. Indiana University. 2019. P. 173-184. URL: https://www.researchgate.net/publication/330933587_Interactivity_-_Landay- (дата обращения: 19.03.2024).
Olivier J. Blended learning in a first-year language class: Evaluating the acceptance of an interactive learning environment // Literator. 2016. Vol. 37. Issue 2. a1288. URL: https://literator.org.za/index.php/literator/article/view/1288/2097 (дата обращения: 17.07.2024).
Paulson D.R. & Faust J.L. (n.d.). Active learning for the college classroom. California State University, L.A. Retrieved from: http://www.calstatela.edu/dept/chem/chem2/Active/ (дата обращения: 21.03.2024).
Prince M. Does Active Learning Work? A Review of the Research. Journal of Engineering Education. 2004. Vol. 93. №. 3. P. 223-231. https://www.sci-hub.ru/10.1002/j.2168-9830.2004.tb00809.x. (дата обращения: 21.04.2024).
Stuart J. & Rutherford R.J. Medical Student Concentration during Lectures. 1978. The Lancet. 312. P. 514-516. URL: http://dx.doi.org/10.1016/S0140-6736(78)92233-X (дата обращения: 29.03.2024).
Sundar S.S. Multimedia Effects on Processing and Perception of Online News: A Study of Picture, Audio, and Video Downloads. Journalism & Mass Communication Quarterly. 2000. Vol. 77. №. 3. P. 480-499. DOI: 10.1177/107769900007700302.
Zhao Xiuli. Interactive Teaching Models Revisited // Journal of Contemporary Educational Research. Henan University of Technology, China. 2020. Vol 4. № 8. P. 31-33. URL: https: // ojs.bbwpublisher.com/index.php/JCER/article/view/1442 (дата обращения: 15.03.2024).