Качественный анализ текстовой информации в подготовке психологов и юристов
Введение. Проблема подготовки специалистов в области психологической помощи, защиты прав и законных интересов участников деятельности в настоящее время из-за сложных политических отношений крайне актуальна. Профессиональная подготовка и обучение специалистов нуждается в получении навыков и умений в оценке качественной информации при отношениях и общении, работе с текстовой и речевой информацией, с учетом возрастных, культурных, этнических, половых и психических особенностей оппонентов. Целью исследования выступило изучение практических навыков студентов по освоению методологии качественного анализа и применению техник феноменологии и герменевтики при анализе текста в рамках учебного процесса. Методология и методы: использованы методы феноменологии и герменевтики, реализованные студентами, обучающимися по направлениям психологии и юриспруденции. Результаты и выводы. Установлены различия в выполнении заданий студентами разных направлений подготовки и профилей. У студентов возникают трудности при формулировании задач в процессе применения техник феноменологии и снижение уровня субъективности при описании значимости результатов, полученных по техникам герменевтики. Новизной качественного исследования выступает система операционализации показателей реализации техник феноменологии и герменевтики, позволяющая установить структуру связей компонентов методик. Дальнейшими перспективами исследования определено изучение следов полученных знаний и навыков проведения качественного анализа текста в течение всего процесса обучения и его использования обучаемыми в материале выпускной квалификационной работы.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Бусыгина Н.П. Феноменологическое описание и интерпретация: примеры анализа данных в качественных психологических исследованиях // Московский психотерапевтический журнал. 2009. № 2. С. 52-76.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика. 1983. 368 с.
Жмурин И.Е. Особенности подготовки психологов-консультантов в государственном вузе // В сборнике: Психическое здоровье и образование. Сборник научных статей по материалам II Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». 2018. С. 51-53.
Жмурин И.Е. Проблемы распознания причинно-следственных связей в психоаналитическом консультировании и психотерапии // В сборнике: Психология и педагогика: актуальные проблемы теории и практики (ко дню психолога). Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с применением технологий дистанционного онлайн-участия. Отв. редактор А.С. Поляков. Москва, 2021. С. 72-77.
Жмурин И.Е., Корнейчик И.В. Качественное тематическое исследование динамики уровня тревожности пациента в отношениях с родными и близкими: анализ единичного случая психоаналитического консультирования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. Т.8. № 4. С. 127-146. DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-4-0-10 (дата обращения: 22.03.2024).
Захарова И.В. Психология делового общения [Электронный ресурс]: практикум для СПО. Саратов: Ай Пи Ар Медиа; Профобразование. 2019. 130 с.
Зуева Ю.А. Профессия юриста в правовой системе современного российского общества // Юристъ-Правоведъ. 2006. №4 (19). С. 20-24.
Камышанский В.П. О юридическом образовании и профессии юриста в России // Власть Закона. № 2. 2010. С. 16-26.
Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл. 2003. 301 с.
Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Обнинский городской психологический центр «Детство». Обнинск: изд-во «Принтер». 1993. 57 с.
Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб: «Социально-психологический центр». 2006. 322 с.
Кэхеле Х., Томэ Г. Современный психоанализ: исследования: Пер. с нем. / Общ. ред. А.В. Казанской. СПб.: Изд-во «ВЕИП». 2001. 304 с.
Лагуткина Н.Б. Организация учебного процесса, ориентированного на эффективное освоение профессии юриста // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 24. С. 86-90.
Пашковская И.Н. Психология делового общения: учебное пособие / И.Н. Пашковская, Т.С. Харитонова, Ю.М. Якимов. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2019. 114 с.
Страусе А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС. 2001. 256 с.
Улановский A.M. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 27-37.
Hope L., Anakwah N., Antfolk J., Brubacher S.P., Flowe H., Gabbert F., Giebels E, Kanja W., Korkman J., Kyo A., Naka M., Otgaar H., Powell M.B., Selim H., Skrifvars J., Sorkpah I.K., Sowatey E.A., Steele L.C., Wells S. Urgent issues and prospects at the intersection of culture, memory, and witness interviews: Exploring the challenges for research and practice // Legal and Criminological Psychology, 2022. 27, 1-31. https://doi.org/10.1111/lcrp.12202 (дата обращения: 22.03.2024).
Köhnken G. Statement Validity Analysis and the “detection of the truth”. In P. Granhag & L. Strömwall (Eds.), The Detection of Deception in Forensic Contexts. 2004. pp. 41-63. Cambridge: Cambridge University Press. doi:10.1017/CBO9780511490071.003 (дата обращения: 22.03.2024).
Lee Z., Klaver J.R., Hart S.D. Psychopathy and verbal indicators of deception in offenders // Psychology, Crime & Law, 2008. 14: 1, 73-84. DOI: 10.1080/10683160701423738 (дата обращения: 22.03.2024).
Novo M., Seyao D. Judicial judgement-making and legal criteria of testimonial credibility // European Journal of Psychology Applied to Legal Context, 2010. 2, pp. 91-115 (дата обращения: 22.03.2024).
Sarwar F., Allwood C.M., Innes-Ker Å. Effects of different types of forensic information on eyewitness’ memory and confidence accuracy // The European Journal of Psychology Applied to Legal Context. 2014. Vol. 6. Num. 1. pp. 17-27. https://doi.org/10.5093/ejpalc2014a3 (дата обращения: 22.03.2024).
Авторы выражают благодарность Ректору Негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Международный университет психолого-педагогических инноваций» кандидату педагогических наук Борисовой Виктории Валерьевне за организацию и профессиональную поддержку исследования.