Особенности личностно-смысловой сферы студентов с разным индексом склонности к когнитивным ошибкам
Введение. Когнитивные ошибки (искажения) имеют смысловую природу, в их основе лежат искажения в смысловой сфере личности, прежде всего, на ее глубинных уровнях, связанных с убеждениями, смысловыми установками, жизненными ориентациями, метакогнитивными характеристиками. Однако на сегодняшний день наблюдается дефицит исследований, которые ставили бы перед собой задачу доказать данное утверждение. Цель работы: выявление особенностей личностно-смысловой сферы студентов с разным индексом склонности к когнитивным ошибкам. Материалы и методы. Исследование проводилось на платформе для создания и администрирования опросов и онлайн-форм «Google Forms». Объем выборки составил 485 респондентов, из них 433 мужчины и 52 женщины в возрасте 17-25 лет. Для исследования склонности личности к когнитивным ошибкам был использован Опросник когнитивных ошибок (CMQ – ОКО) (А. Фриман, Р. Девульф, адаптация А.Е. Боброва и Е.В. Файзрахмановой). Для изучения личностно-смысловой сферы респондентов применялись следующие методики: методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) (К. Роджерс, Р. Даймонд, адаптация А.К. Осницкого), «Большая пятерка» (BFI) (Р. МакКрае, П. Коста, адаптация А.Б. Хромов), методика диагностики иррациональных установок (А. Эллис), Шкала базисных убеждений (WAS) (Р. Янов-Бульман, адаптация О. Кравцовой), Биографический опросник для диагностики нарушений поведения (BIV) (Bottscher, Jager, Lischer), Опросник жизненных ориентаций (ОЖО) (Е.Ю. Коржова), Опросник для определения содержания системы жизненных смыслов (В.Ю. Котляков), методика диагностики копинг-механизмов (Э. Хейм). В качестве методов статистической обработки данных использовался Н-критерий Крускала-Уоллиса. Результаты исследования. Выявлено, что существуют статистически значимые различия в следующих показателях личностно-смысловой сферы студентов с разным индексом склонности к когнитивным ошибкам: в адаптированности в межличностных отношениях; в показателях экстраверсии, эмоциональной неустойчивости и экспрессивности; в выраженности иррациональных установок и таких базисных убеждений, как благосклонность мира, доброта людей, ценность собственного Я, степень удачи, убежденность в собственной ценности; в показателях синдрома семейного дефицита; в такой жизненной ориентации, как трансситуационная подвижность; в коммуникативных жизненных смыслах и доминирующих копинг-механизмах. Заключение. Исследование выявило различия в показателях личностно-смысловой сферы у студентов с разным индексом склонности к когнитивным ошибкам.
Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.
Иванова Е.С., Ратникова Е.М., Томилов Е.В. Экспериментальная методика оценки когнитивных ошибок личности: данные пилотажного исследования // В мире научных открытий: материалы XVIII Межд. научно-практ. конф. М.: Центр научной мысли. 2015. С. 42-47.
Иванова Е.С., Томилов Е.В. Математическая модель когнитивно-личностных особенностей в зависимости от типа принадлежности к религиозной традиции // Education, Science and Humanities Academic Research Conference. США, Сан-Франциско, 2017. С. 65-87.
Исаева А.Н., Малахова С.А. «Клиповое мышление»: психологические дефициты и альтернативы (пространственный фокус) // Мир психологии. 2015. № 4 (84). С. 177-191.
Легостаева Е.С. Методологические предпосылки исследования когнитивных ошибок // Современная наука в теории и практике. Ч. IV / под ред. С.П. Акутиной. М.: Перо. 2018. С. 53-72.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл. 2019. 582 с.
Олефир С.В. Информационно-образовательное пространство для детей и подростков: принципы формирования // Фундаментальные исследования. 2013. № 8-2. С. 59-463.
Попов А.Ю., Вихман А.А. Когнитивные искажения в процессе принятия решений: научная проблема и гуманитарная технология // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2014. Т. 7. № 1. С. 5-16.
Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / под ред. М.С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 272 с.
Топровер В.И. Личностно-смысловые факторы склонности к когнитивным ошибкам у студенческой молодежи // Живая психология. 2023. Т. 10. № 7. С. 65-74. DOI: 10.58551/24136522_2023_10_7_65.
Топровер В.И. Половые различия в склонности к когнитивным ошибкам у студенческой молодежи // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 2 (118). С. 75-80. DOI: 10.24158/spp.2024.2.9.
Шелехова Л.В., Панеш А.А. Структура личностно-смысловой сферы // Культурная жизнь Юга России. 2011. № 5 (43). С. 34-37.
Beck J.S. Cognitive therapy: basics and beyond. New York: Guilford Press. 1995.
Beck A.T., Rush J.A., Shaw B.F. Cognitive therapy for depression. New York: Guilford Press. 1979. 425 р.
Beck A.T. Thinking and depression: II. theory and therapy // Arch Gen Psychiatry. 1964. Vol. 10 (6). Р. 561-571. DOI: 10.1001/archpsyc.1964.01720240015003.
Blumenthal-Barby J.S., Krieger Н. Cognitive biases and heuristics in medical decision making: a critical review using a systematic search strategy // Medical Decision Making. 2015. V. 35 (4). Р. 539-557. DOI: 10.1177/0272989X14547740.
Burmeister K., Schade С. Are entrepreneurs’ decisions more biased? An experimental investigation of the susceptibility to status quo bias // Journal of Business Venturing. 2007. V. 22 (3). Р. 340-362. DOI: 10.1016/j.jbusvent.2006.04.002.
Tversky A., Kahneman D. Judgment under uncertainty // Heuristics and biases. Science. 1974. Vol. 185. Р. 1124-1131. DOI: 10.1126/science.185.4157.1124.
Zhang S.X., Cueto J. The study of bias in entrepreneurship // Entrepreneurship Theory and Practice. 2017. V. 41 (3). Р. 419-454. DOI: 10.1111/etap.12212.