16+
DOI: 10.18413/2313-8971-2024-10-3-0-7

Особенности личностно-смысловой сферы студентов с разным индексом склонности к когнитивным ошибкам
 

Введение. Когнитивные ошибки (искажения) имеют смысловую природу, в их основе лежат искажения в смысловой сфере личности, прежде всего, на ее глубинных уровнях, связанных с убеждениями, смысловыми установками, жизненными ориентациями, метакогнитивными характеристиками. Однако на сегодняшний день наблюдается дефицит исследований, которые ставили бы перед собой задачу доказать данное утверждение. Цель работы: выявление особенностей личностно-смысловой сферы студентов с разным индексом склонности к когнитивным ошибкам. Материалы и методы. Исследование проводилось на платформе для создания и администрирования опросов и онлайн-форм «Google Forms». Объем выборки составил 485 респондентов, из них 433 мужчины и 52 женщины в возрасте 17-25 лет. Для исследования склонности личности к когнитивным ошибкам был использован Опросник когнитивных ошибок (CMQ – ОКО) (А. Фриман, Р. Девульф, адаптация А.Е. Боброва и Е.В. Файзрахмановой). Для изучения личностно-смысловой сферы респондентов применялись следующие методики: методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) (К. Роджерс, Р. Даймонд, адаптация А.К. Осницкого), «Большая пятерка» (BFI) (Р. МакКрае, П. Коста, адаптация А.Б. Хромов), методика диагностики иррациональных установок (А. Эллис), Шкала базисных убеждений (WAS) (Р. Янов-Бульман, адаптация О. Кравцовой), Биографический опросник для диагностики нарушений поведения (BIV) (Bottscher, Jager, Lischer), Опросник жизненных ориентаций (ОЖО) (Е.Ю. Коржова), Опросник для определения содержания системы жизненных смыслов (В.Ю. Котляков), методика диагностики копинг-механизмов (Э. Хейм). В качестве методов статистической обработки данных использовался Н-критерий Крускала-Уоллиса. Результаты исследования. Выявлено, что существуют статистически значимые различия в следующих показателях личностно-смысловой сферы студентов с разным индексом склонности к когнитивным ошибкам: в адаптированности в межличностных отношениях; в показателях экстраверсии, эмоциональной неустойчивости и экспрессивности; в выраженности иррациональных установок и таких базисных убеждений, как благосклонность мира, доброта людей, ценность собственного Я, степень удачи, убежденность в собственной ценности; в показателях синдрома семейного дефицита; в такой жизненной ориентации, как трансситуационная подвижность; в коммуникативных жизненных смыслах и доминирующих копинг-механизмах. Заключение. Исследование выявило различия в показателях личностно-смысловой сферы у студентов с разным индексом склонности к когнитивным ошибкам.

Количество просмотров: 186 (смотреть статистику)
Количество скачиваний: 343
Полный текст (HTML)Полный текст (PDF)К списку статей
  • Комментарии
  • Список литературы

Пока никто не оставил комментариев к этой публикации.
Вы можете быть первым.

Оставить комментарий: